МААМ-картинки

Программа по приобщению детей к русской и армянской культуре

Соня Псардиева
Программа по приобщению детей к русской и армянской культуре

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, культуру как свои собственные.

Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Для своей работы «Приобщение детей к истокам русской и армянской народной культуры» мною выбраны следующие приоритеты :

Публикация «Программа по приобщению детей к русской и армянской культуре» размещена в разделах

Во – первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть своего народа.

Во – вторых следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. И в русском и в армянском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово и музыкальный ритм, напевность.

В – третьих большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по – своему начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Мясникоский район- место компактного проживания армян уже более 235лет. Район имеет свою богатую историю и культуру. Мясниковский район является районом, где 49% населения составляют жители армянской национальности.

Поселившись на берегах Дона более 235 лет назад, донские армяне навсегда связали свою судьбу с донским краем. Здесь выросло и трудилось не одно поколение. Наши предки славились своим трудолюбием, бережным отношением к земле, уважением к старшим, заботой о детях. Всё это стараются сохранить и преумножить сегодня в каждой семье. Бережно хранятся и передаются из поколения в поколение любовь к богатой истории армянского народа, сохраняются и преумножаются богатые культурные традиции.

Переселившись в донские края, армяне привезли с собой и со временем на месте создали самобытное народное творчество: сказки, песни, пословицы и поговорки, басни, загадки, в которых отображена их история, быт, переживания.

Собрание и изучение жанров устного народного творчества донских армян началось довольно поздно, что послужило причиной утраты их значительной части. Впервые записал и литературно обработал несколько загадок армянский поэт-классик ростовчанин Рафаэл Патканян в 1892 году в учебнике «Букварь», изданном в Вене. В 1892 году в Ростове-на – Дону вышел сборник фольклориста Геворка Тиграняна «Пословицы, поговорки и легенды Нового Нахичевана». Позже произведения донских армян изредка появлялись в выпусках Эминского этнографического сборника.

В 1965 году был выпущен сборник Х. А. Поркшеяна «Устное народное творчество армян Нор Нахичевана» и книга С. Б Арутюняна «Армянские народные загадки». В 1965 году вышла вторая книга Х. А. Поркшеяна «Армянская этнография и фольклор». В сборнике «Дерево сильно корнями», выпущенном Ростиздатом в 1973 году, были опубликованы пословицы и поговорки донских армян. В 1994 году в Ростове-на Дону два сборника краеведа и журналиста Ш. М. Шагиняна «Арзу и Хамбер 2- фольклор армян Крыма и «Меч Авлуна» - сказки, а в 2005 году – книга «Загадки донских армян». Большинство изданий выходило с переводом на русский язык, что способствует с духовным богатством донских армян большого круга читателей.

Много работы проводится в районе по сохранению армянской культуры. В школах преподаётся армянский язык и литература. Но для ДОУ нет разработанных программ по приобщению дошкольников к армянской культуре. Большую трудность в этой работе представляет различие местного диалекта и литературного армянского языка.

Многие ДОУ разрабатывают свои программы. Педагоги- энтузиасты интегрируют армянскую культуру в различные виды деятельности ДОУ.

В нашем ДОУ имеется богатый опыт работы по приобщению детей, педагогов, родителей к армянской народной культуре.

Исходя из вышесказанного нами была разработана программа «Приобщения детей к истокам русской и армянской народной культуре». в своей работе я опиралась на программу О. Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», педагогический альманах, «Детство» РГПУ им. Герцена и книгу Х. А. Поркшеяна «Армянская этнография и фольклор».

В программе обозначены следующие направления работы по приобщению детей к истории и культуре родного края :

знакомство с традициями и обычаями народов родного края, бытом и фольклором, обучение родному языку. Ожидаемый результат- воспитание уважения к людям разных национальностей, через познание детьми духовного богатства народов родного края.

Главной целью этой программы является воспитание чувства патриотизма, любви к родине и интереса к русской и армянской народной культуре, истории; к обычаям и традициям родного края.

Создание программы продиктовано многолетней работой в детском саду в условиях двуязычия.

К окончанию ДОУ дети должны:

1. знать, любить и различать русские и армянские народные музыкальные инструменты;

2. использовать в активной речи фольклор;

3. уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами;

4. принимать осмысленное и активное участие в проведении народных праздников;

5. знать былинных и сказочных героев, узнавать их в произведениях изобразительного искусства;

6. любить родной край, его обычаи и традиции.

Программа апробирована в МДОУ «Ласточка» и рекомендована для использования в работе ДОУ Мясниковского района.

Особую роль в реализации задач по приобщению детей к народной культуре играет музей русско-армянского быта, созданный в ДОУ. В нём собрана большая коллекция предметов быта, утварь, украшения, которые помогают детям вживаться в народную культуру. Все, что собрано в музее, хранит тепло души людей, создававших их, а значит это часть духовного наследия прошлого.

Очень важно, что музей собирался и родителями, и сотрудниками, потому что все чувствуют свою причастность к сохранению народной культуры. Это помогает всем понимать, что прошлое, настоящее и будущее крепко связаны между собой, а все мы – часть единого целого.

Россия – полиэтническая страна, родина многих народов. В основе отечественной культуры лежит многообразие культур. Культурное наследие народа – огромное богатство, которое надо сохранить и преумножить. Традиционная отечественная культура- это совокупность результатов труда наших соотечественников, с глубокой древности до современности, развивающие духовные ценности, выработанные разными народами России.

Возрождать национальную культуру следует путём создания благоприятных социально-экономических, политических, экономических, материальных, психолого-педагогических условий для реализации традиционных форм национальной жизни, всестороннего развития разных этнических групп, укрепление национально-культурных традиций прошлого и настоящего. Именно поэтому надо обратиться к нравственным ценностям, к национальной культуре народа, к педагогическому наследию.

Сегодня каждый педагог должен знать культуру и историю России, относиться с любовью к людям других национальностей.

Дошкольное детство – важнейший период жизни человека. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений.

Мир взрослых должен стать пространством комфортного окружения мира ребёнка, мира детства. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка. А главное – верить в успех, творить добро, излучать любовь, видеть красоту, искать истину.

Как писал В. А. Сухомлинский, человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра, но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или сорняки зла погубили их. Задача каждого из нас – помочь взойти семенам добра.

Перспективный план работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской и армянской народной культуры.

сентябрь.

НОД «Кто мы, откуда? Где наши корни?"

НОД"Человек без Родины как соловей без песни".

НОД"Знакомство с комнатой краеведения, с предметами быта".

НОД"Знакомство детей с предметом «Народная культура», с русским и армянским народами и их корнями".

Презентация"Знакомство со знаметымыми односельчанами",

Цель:Воспитывать патриотизм,чувство гордости за мудрость и смелость русского армянского народов.

Рассматривание семейных фотографий;

Беседы «Как жили наши предки»;

Изготовление семейного древа.

Экскурсия в этнографический музей.

октябрь

«С новым урожаем!»

Что летом родится, то зимой пригодится.

«Народный костюм».

Познакомить детей с женскими и мужскими русскими и армянскими народными костюмами, особенностями их изготовления и применения.

Праздник «Осень, осень, в гости просим»;

Беседы о трудолюбии и лени на примере пословиц и поговорок;

Выставка поделок из природного материала.

Оформление альбома «Русский и армянский народный костюм» (совместно с родителями;

Выставка «Куклы в национальных костюмах»

ноябрь

Ходит сон близ окон. "Русские и армянские колыбельные".

Знакомство с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.); воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.

Развлечение «Бабушкин сундук»

Отгадывание загадок о предметах быта;

Экскурсия в краеведческий музей;

декабрь

Зимние песенки, потешки, игры,стихи. Разучивание русских и армянских песенок, потешек,игр к празднику.

Знакомство с историей и достопримечательностями села.

Презентации, беседы,выставка

«Мой Чалтырь"

январь

Коляда,отворяй ворота.

Разучивание русских и армянских песенок, колядок к празднику.

В гостях у сказки. Инсценировка: Сказка «Репка»

(Шахкам) на русском и армянском языках.

Выставка «Откуда хлеб пришёл?»

Конкурс «Каравай»

Беседы,экскурсии.

февраль

«Ждем весну. Готовимся к Масленице»

Презентация" Праздник Масленица у русского и армянского народа"

«Познаем секреты русской и армянской кухни. Печем блины» Продолжить знакомство с народными праздниками, о том как празднуется Масленица на Руси.

Международный День родного языка.

Фольклорно – спортивный праздник «Широкая Масленица» «Паргенанк»

Совместное мероприятие с родителями: Выставка «Блюда национальной кухни»

март

Нет милее дружка, чем родная матушка. Разучивание стихотворений, песен на русском и армянском языке про маму

Посиделки» Бабушкины угощения»

«Народные промыслы России»

Презентация: «В музее народного творчества»

Выставка работ детского и родительского творчества.

Презентации «Народные игры»

Мастер-класс для родителей

«Забытые игры»

апрель

«Пасха»"Задик"

Презентация, беседы, рассказывание про историю празднования., обычаи и традиции.

Традиции нашей семьи.

НОД "Народные музыкальные инстументы".

Презентация, беседы, рассказывание про историю празднования., обычаи и традиции.

май

«Про отцов и дедов помним»

Выставка работ детского творчества «Победный май»

Рассматривание фото из семейного альбома;

Утренник «День победы!»

В хороводе были мы.

.Знакомство с русскими и армянскими народными хороводными играми, их историей, значением.

Развлечение «Хоровод, хоровод, пляшет маленький народ»

Викторина «Русские и армянские народные сказки»,

«Праздник берёзки».

НОД «Одна у человека мать, одна и Родина»

Публикации по теме:

Опыт работы детского сада по приобщению дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа Доклад «Епархиальные Варнавинские чтения» Добрый день! Совсем недавно православные отмечали праздник Сретение Господне – встреча человека.

Фотоотчёт о занятиях по приобщению детей к русской народной культуреФотоотчёт о занятиях по приобщению детей к русской народной культуре В настоящее время всё больше внимания уделяется воспитанию у подрастающего поколения интереса к истории и традициям русского народа.

Фотоотчет о предметах семейского быта «По приобщению детей дошкольного возраста к культуре семейских Забайкалья»Фотоотчет о предметах семейского быта «По приобщению детей дошкольного возраста к культуре семейских Забайкалья» Предметы быта окружают человека всю его жизнь - с рождения и до самой смерти. Что входит в это понятие? Мебель, посуда, одежда и многое.

Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки» Это занятие только еще готовится к проведению. Поэтому большая просьба к вам, коллеги, оставить свои замечания и предложения. Буду очень.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество» Приобщение детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Цель: Формировать у детей представление о народном православном.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками»Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками» Цель:создать условия для обогащения представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки. Задачи: -расширять кругозор.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Перспективное планирование по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Наш сад уже полгода работает по краеведению, но мне никак не хочется прекращать работу по прошлогоднему проекту. И мы время от времени то.

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе»Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе» Современное общество стремится понять и познать историю и культуру своего народа. Ибо сохранение и возрождение культурного наследия играет.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа по приобщению детей к русской и армянской культуре
Опубликовано: 16 марта 2022 в 19:34
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД