Лучший педагог года

Приобщение детей к русской народной культуре

Кравченко Вера
Приобщение детей к русской народной культуре

Приобщение детей к русской народной культуре в наше время является важным педагогическим вопросом современности, так как, если не уделять этому должного внимания, то в будущем может произойти утрата исторического наследия русского народа. [1, с. 45].

В настоящее время родители мало читают детям русские народные сказки, редко беседуют с детьми о русском народном быте и творчестве. Дети плохо запоминают, часто не могут ответить на вопросы о сюжете сказок, редко проявляют нравственные качества, дети не всегда проявляют сочувствие к сверстникам, родителям.

Публикация «Приобщение детей к русской народной культуре» размещена в разделах

Русская народная сказка – является наиболее подходящим средством приобщения дошкольников к истокам русской культуры. Чтение сказок способствует развитию личности ребёнка, даёт возможность узнать о русском быте людей, культуре, творчестве. Сказка помогает воспитывать нравственные качества такие как: трудолюбие, доброжелательность, сопереживание и так далее.

В истории дошкольной педагогики проблема приобщения детей к источникам русской культуры всегда была одной из актуальных. Данная проблема не нова в плане в плане доказательства необходимости её решения уже в дошкольном возрасте. Общеизвестное выражение «Всё начинается с детства» в данном случае оно актуально. Более того, игнорирование или формальный подход к решению проблемы в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Это объясняется тем, что дошкольный возраст сенситивен, наиболее подходящий для развития и воспитания ребёнка. Одна из важнейших задач образования – нравственное воспитание подрастающего поколения.

Данной проблемой занимались многие учёные, педагоги.

А. С. Макаренко на собственном многолетнем опыте убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях.

В. А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. [2, с. 129]

Наиболее важным в педагогической теории, по мнению К. Д. Ушинского, культура русского народа, которая является богатым материалом для воспитания любви к Родине. Система воспитания детей в каждой стране связана с условиями исторического развития народа, с его потребностями. Воспитание подрастающего поколения на традициях местного культурного материала.

Сказка - это помощник в знакомстве ребенка с национальной культурой, Издавна говорилось: «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Сказки передают от поколения к поколению основные нравственные ценности, такие как: добро, беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать и ценить друг - другу, смело бороться со злом, не лениться, уметь трудиться, сопереживать ближним.

Народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, духа, традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Сказки имеют преимущественно - они очень целомудренно и ненавязчиво готовят из мальчиков мужчин, а из девочек – матерей.

В системе работы дошкольного образовательного учреждения, в работе над изучением сказок используется совместная с родителями деятельность, основанная на приобщении детей к истокам русской культуры, через чтение русских народных сказок, а так же с использованием театрализованной деятельности. Именно эта деятельность включает в себя все важнейшие аспекты воспитания, прежде всего нравственных качеств. Планируется чтение детям русских народных сказок, беседа о прочитанной сказке, пересказ, рассматривание иллюстраций, что помогает больше изучить быт русской избы, показ сказки с помощью кукольного театра, игры драматизации и закрепление чтением сказок дома с родителями.

Так во время чтения русской народной сказки «Теремок» дети учатся быть гостеприимным и дружелюбным, добрыми, жить сообща. Быть вежливыми.

В сказке «Курочка ряба» : курочка успокаивала дедушку и бабушку, тем самым дети учатся проявлению таких нравственных качеств как сочувствие, сопереживание.

Сказка «Колобок» учит детей не убегать от взрослых, быть более осторожным с незнакомцами, а так же преодолению трудностей. Колобок помогает ребенку наиболее правильно вести себя в сложной ситуации, искать выход. Учит тому, что хвастовство, до добра не доведет. Всегда найдется тот, кто будет слушать хвастуна и ждать удобного случая.

Всё это ребёнок сможет понять и усвоить только при комплексной, совместной работе воспитателя с родителями. Важно, после окончания чтения сказок, проводить беседу с детьми о прочитанной сказке. Как правило, дети с интересом делятся своими впечатлениями. Находят хорошие и плохие поступки, качества героев. После повторного чтения сказок, пересказа, рекомендуется провести театрализованные представления, где ребёнок перевоплощается в героев, и обыгрывали сюжет, что благоприятно влияет на развитие культуры речи детей, памяти.

Таким образом, использование русской народной сказки приобщает детей к истокам русской культуры, дает ребенку возможность узнать о русском быте, традициях, так же использование сказок помогает воспитывать нравственные качества личности. Читая детям сказки, мы помогаем всестороннему развитию личности.

Библиографический список

1. Ушинский. К. Д. Воспитание человека /К. Д. Ушинский. - М. : Карапуз, 2000.

2. Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В. В. Гербова и др. – М. : Оникс, 2011.

3. Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., Тишков, В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А. Я. Данилюк. – М. : Просвещение, 2009.

4. Лихачёв, Д. С. Русская культура /Д. С. Лихачёв. – СПб. : Искусство, 2007.

5. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ. : Детство-Пресс, 2004.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение)Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение) Начав проект "Приобщение детей к русской народной культуре", я очень им заболела. Теперь все мои мысли о том, что ещё можно приобрести,.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет)Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет) Зимние святки. Один из наиболее известных и почитаемых на Руси праздников - Рождество Христово. Рождество - день рождения Христа. Празднование.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре» Познавательно-исследовательский проект «Приобщение детей к русской народной культуре». Автор проекта: Голоева Р. Т. Продолжительность проекта:.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: творчески - игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019г. - апрель2020г). Участники проекта: • воспитатель.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение детей к русской народной культуре
Опубликовано: 13 ноября 2020 в 11:46
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД