Лучший педагог года

Приобщение старших дошкольников к народной культуре посредством тюменского ковроткачества

Наталья
Приобщение старших дошкольников к народной культуре посредством тюменского ковроткачества

Приобщение старших дошкольников к народной культуре как психолого-педагогическое явление, характеристика его сущности

Термин «приобщение» Арутюновым С. А часто связывается с термином «традиция», который в наиболее общем виде представляет элемент культурного наследия, востребованного в современной жизни общества.

Публикация «Приобщение старших дошкольников к народной культуре посредством тюменского ковроткачества» размещена в разделах

Понятие «приобщение» можно рассматривать как участие человека в каком-то действии, когда он ставится «общником» или участником какого - то дела. Следовательно, приобщение предполагает участие кого-либо в определенной деятельности. Трактовка понятия «приобщение» как становления ребенка в качестве участника развития народных традиций в современной жизни прослеживается в работах Елесовой Н. Н., Емельяновой Т. В., Кергиловой Е. Н и др., которые считают, что приобщение можно рассматривать как освоенные субъектом знания и отношение к освоенным знаниям. Антоненкова И. Н., Боронина Е. Г. и др. рассматривают приобщение как определенные знания, приобретенные ребенком, отношение к этим знаниям, а также деятельность на основе приобретенных знаний.

Что значит приобщить :

1. дать возможность включиться в какую - либо деятельность, сделать участником чего—либо;

2. присоединять, прибавлять к чему—либо; знакомить с чем-либо, посвящать во что-либо.

В работе Ланиной Е. В., разработана модель по приобщению детей к традициям, которая строится на трех основных направлениях деятельности (трех шестеренках, заводящих механизм формирования этнокультурной среды : повседневная деятельность в группах, работа в мини музее, события, сценарная совместная деятельность всех субъектов образовательной деятельности.

Первое направление механизма создаёт условия для плодотворной образовательной деятельности. Оно вносит в образовательное пространство, самостоятельную и совместную деятельность элементы народной культуры -традиции, посредством бесед, игр и т. д., Второе направление механизма включает в себя этнокультурное содержание непосредственной образовательной деятельности в пространстве мини-музея. Дети погружаются в атмосферу крестьянского быта, слушают сказки, рисуют, лепят и т. д., следовательно, приобретают эмоционально окрашенные умения и навыки. Третье направление с помощью реализации сценариев совместной деятельности, закрепляет этнокультурное содержание и создаёт положительное к нему отношение, поскольку важен не только сам народный материал и его содержание, но и народные методы, атмосфера народного праздника, построенная на доброжелательных чувствах, любви к детям и уважении, сопричастности к природе, в совместном со сверстниками и взрослыми проживании события.

Педагогическая технология по приобщению детей к народной культуре строится на основании следующих подходов:

1. вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованное общение, учебно-познавательная, изобразительная, музыкальная и т. д.);

2. интеграция различных видов искусства (музыкального, танцевального, декоративно—прикладного) при опоре на традиции родного края;

3. взаимодействия в системе «воспитатель — ребенок — родитель»;

4. осуществление воспитательной работы на основе традиций культуры родного края.

Данная технология предполагает использование следующих методов и приё мов:

1. наглядные - рассматривание иллюстраций, экспонатов и т. д. ;

2. практические - опытническая деятельность, творческие задания, упражнения, моделирование и др. ;

3. исследовательские - прогулки и экскурсии по городу и родному краю, позволяющие узнать новое о родных местах и поделиться друг с другом увиденными национальными народными традициями;

4. игровые - дидактические игры, театрализованные представления, создание игровых ситуаций, введение элементов соревнования;

5. словесные - рассказы, беседы, чтение художественной литературы, проблемные вопросы, пояснение, объяснение.

И следующие формы взаимодействия:

1. экскурсии по историческим местам и памятникам города;

2. показ спектаклей и сказок;

3. продуктивная деятельность детей;

4. выставки творческих работ детей и родителей;

5. праздничные мероприятия

На основе анализа моделей и технологий мы составили модель приобщения старших дошкольников к народной культуре (Приложение 1)

Народная культура играет важную роль в развитии дошкольников. По мнению, Т. С. Комаровой народное творчество близко по своей природе к творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа, поэтому ребенку легко воспринимать его. Народная культура образна, с ее помощью дети попадают в мир ярких красок. Каждый народ старается сохранить свою культуру, привить её потомкам, поддержать интерес детей к национальному искусству.

М. Р. Юлдашева определяет народную культуру как собирательное понятие, которое не имеет четких граней и включает культурные пласты разных эпох. Функционирование народной культуры определяется осознанием принадлежности к своему народу, этносу. «Самоидентификация с народом, народными традициями в стереотипах социального поведения и действия, обыденных представлениях, выборе культурных эталонов и социальных норм, ориентация на определенные формы досуга, любительской художественно-творческой практики – есть проявления народной культуры».

Народная культура включает в себя способы понимания окружающей реальности и взаимодействия с ней, идущих из практической жизни того или иного народа, из особенностей духовности этого народа, его менталитета. Народная культура объединяет такие аспекты как система ценностей, идей, норм, традиций, особенностей духовности народа, образцы социального поведения, религиозные верования, отображенные в массовом сознании людей, и осознании отдельного человека в частности.

Центральным качеством народной культуры является традиционность, как ценностно-смысловая составляющая содержания этой культуры, как механизм передачи культурного опыта. Традиционная народная культура определяет аспекты жизнедеятельности общины: уклад жизни, обычаи, обряды, регулирование социальных взаимоотношений членов сообщества, воспитание детей, тип семьи, характер жилища, тип одежды, питания, отношения с природой, миром, фольклор, поверья, язык, знание.

К. М. Хоруженко называет народной культурой область отражения константных форм (традиции, образцы, ценности, сформированных в рамках древней культуры и явившихся базисными для развития традиций, ценностей, образцов в последующее время. Устное народное творчество, народная музыка и песня, декоративно-прикладное творчество, народный танец, фольклорный театр - важные элементы традиционной народной культуры. Народная культура носит анонимный характер, образовывается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Она включает в себя легенды, мифы, сказания, эпос, песни, танцы.

Н. П. Лысикова считает, что народная культура – это совокупность традиций, обычаев, верований, мировоззрений, правовых, этических и эстетических норм, сложившихся в ходе исторического развития человеческих отношений, от первобытнообщинного уровня до формирования наций и национальной культуры и востребованных в своих устойчивых образах. Этот тип культуры является результатом народного творчества, вырастает из трудовой деятельности и обыденной жизни.

А. Г. Ахтян считает, что народная культура – это многовековой опыт народа, выражающийся в традициях, обычаях, обрядах и верованиях, она осуществляет духовную связь с культурными традициями и творческим опытом прошлого поколения.

В настоящее время народная культура, являясь устойчивой частью повседневной жизни, постоянно пополняется, обогащается, включает в себя стереотипы, нормы и традиции современной жизни и передает их из поколения в поколение.

Ценности, составляющие основу народной культуры, могут приобрести мировое значение при наличии трех условий:

1. если становятся достоянием не одного народа, получают определенное распространение вследствие своей уникальности и неповторимости;

2. если являются стратегическим ресурсом культурного развития носителей;

3. если сохраняются, поддерживаются, распространяются на уровне региона, страны, мира.

Народная культура представляет устойчивую совокупность обычаев, верований, миропониманий, мировоззрений, правовых, этических и эстетических норм, сложившихся в ходе исторического развития человеческих отношений, от первобытно – общинного уровня до формирования наций и национальной культуры и востребованную в своих устойчивых образцах. Данный вид культуры является результатом народного творчества, вырастает из повседневной трудовой деятельности и обыденной жизни.

Благодаря целостности и органичности народной культуры формируется групповая солидарность, доверительная коммуникация. Целостность не исключает неоднородности народной культуры (существование противоположностей магии и религии) и подразумевает взаимосвязь всего и во всем.

Народные праздники, обряды, художественное творчество воплощали систему духовно-нравственных ценностей и идеалов народа (этноса, форму его самосознания, характер, модели поведенческих практик, передаваемых из поколения в поколение. На протяжении долгого времени народная культура образовывала свой оригинальный мир, который отличается представлениями, нормами, символами и способами их олицетворения и осуществления в общественных условиях жизни народа.

Народное творчество должно быть включено в быт и деятельность детей. Изучение народной культуры является источником знаний о действительности человека и средством формирования важных понятий о добре и зле. Народная культура учит видеть мир глазами народа. Детей нужно приобщать к народной культуре так, как у них недостаточно сформированы представления о культуре народа. Народная культура всегда связана с бытом народа. Песни, танцы, былины, сказки нельзя отделить от повседневной жизни народа, в них воплощались мечты о прекрасном, о добре и зле, о повсеместной гармонии.

В совершенных образцах народного искусства за предметно-чувственной оболочкой скрыт содержательный смысл. Символические образцы народного искусства обладают большой смысловой емкостью. В прочтении памятников народного искусства заключено единство материального и духовного, конечного и бесконечного. На всем историческом пути развития народной культуры прослеживается планетарность мышления. Воззрения предков на устройство Вселенной нашли полное выражение в художественных образах, в которых воплощена идея целостности мира. Своими образами народное искусство выявляет космос, повествуя «о вечном порядке и гармонии мироздания, о незыблемости жизнедающих сил природы».

Начав свой путь обращения к истокам народного творчества, воспитанники постепенно овладевают опытом мирочувствования. Точкой отсчета становится знакомство с архаическими памятниками старины, изобразительно-символическими элементами, в которых выражаются поэтические воззрения древних предков на мир.

Народное искусство предлагает детям доступный для освоения образный язык, который отличается предельной лаконичностью, обобщенностью, выразительной условностью. Знаток крестьянского искусства В. С. Воронов очень точно подметил: «На бытовых памятниках крестьянского искусства можно учить законам декоративного творчества» .

Важную роль народной культуры в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Н. Б. Халезова, Т. Я. Шпикалова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие. Они доказывали, что знакомство детей с народным творчеством раскрывает у детей первые яркие представления о Родине, её культуре, воспитывает патриотические чувства, приобщает к миру прекрасного.

Произведения русского народного искусства, форма его выражения и отношения к реальности, уникальное содержание влияют на ребенка и учат его думать образно. Они закладывают основы нравственной культуры у детей через творческое восприятие обычных явлений и предметов, формируют уважение к результату деятельности многих поколений. С помощью образов народного искусства педагог формирует у дошкольников способность действовать по образцу, а также творчески применять приобретённый опыт.

Народная культура является одним из действенных средств в воспитании детей, через свою многомерность, простоту образов, их яркость и элегантность воплощения, близка детскому восприятию. Она способствует развитию эстетического опыта у детей, сенсорной чуткости и познавательного мышления.

В условиях глобализации, когда культурные образцы, выработанные в рамках одного культурно - цивилизационного типа (русская культура, заменяются культурными образцами, выработанными в рамках другого цивилизационного типа (западная культура) понятие «сохранение культуры» должно иметь не менее глобальное значение сохранения культурно-цивилизационной идентичности в молодежной среде. Основная проблема - нарушение «цепочки» опривычивания, типологизации и интериозации, в рамках которой транслируется культура. У молодого поколения, не обладающего жизненным опытом, первые два звена, адаптирующие чужие образцы культуры к национальной, отсутствуют - «действует» исключительно интериоризация. Поэтому в переходные периоды, нарушаются, прежде всего, межпоколенные связи, отчего напрямую интериоризируются нетрадиционные (чужие) образцы культуры.

На современном этапе государственная политика в области культуры ставит задачу сохранения и развития духовных традиций, национальных форм и методов культурно-досуговой деятельности российского общества. Сохранение историко-культурной самобытности русского народа является существенной частью коллективной памяти, связывающей глубокими корнями современного человека с его прошлым. Особую роль в сохранении культурных ценностей русского народа играет культурно-досуговая деятельность. Особенность современной культурно-досуговой деятельности проявляется в интеграции накопленного веками народного опыта.

Знакомство детей с народной культурой открывает возможности для включения большого числа детей с разными интересами и духовными запросами в мыслительную деятельность, помогает воспитывать всесторонне развитую личность, способствует формированию взаимоотношений в коллективе, формирует позитивное отношение к жизни, является одним из средств обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Наши дети мало знают о традициях русского народа и их промыслах. У многих нет возможности познакомиться с народными промыслами, посетить музей, выставку, а у родителей не всегда хватает терпения, чтобы передать ребёнку свои знания, связанные с истоками народного творчества. А ведь каждый край, город славится своими промыслами, ремёслами, мастерами и наша Тюменская область не исключение. Формирование у детей дошкольного возраста представлений о народных художественных промыслах является актуальной проблемой дошкольного детства, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Ведь познавая Родину в разных её проявлениях, ребёнок учится быть гражданином и развивает в себе природные таланты и дарования, эстетический вкус, формируется, как гармонически развитая личность.

Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное культура оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Россию невозможно представить без народной культуры, которая раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется в программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций недостаточно, а в некоторых программах это направление работы вообще не предусмотрено. Необходимость организации данной работы существует, так как у детей нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством, подержать в руках подлинные изделия, увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Это значительно обедняет детское восприятие и впечатления дошкольников, и обязательно скажется потом на отношении к предметам искусства.

Таким образом, народная культура - это традиции, обычаи, мировоззрение, этические нормы народов. Знакомить с её элементами детей необходимо с дошкольного возраста, так как народная культура помогает привить патриотические чувства, воспитать всесторонне развитую личность.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение)Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение) Начав проект "Приобщение детей к русской народной культуре", я очень им заболела. Теперь все мои мысли о том, что ещё можно приобрести,.

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав»Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав» Тип проекта: творческий, практико - ориентированный. Участники проекта: дети подготовительных групп, педагоги, родители. Срок реализации:.

Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеемПриобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеем Сегодня много говорят о воспитании моральных и нравственных качеств, что ведет к необходимости вернуться к наилучшим традициям нашего народа.

Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет)Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет) Зимние святки. Один из наиболее известных и почитаемых на Руси праздников - Рождество Христово. Рождество - день рождения Христа. Празднование.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре» Познавательно-исследовательский проект «Приобщение детей к русской народной культуре». Автор проекта: Голоева Р. Т. Продолжительность проекта:.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: творчески - игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019г. - апрель2020г). Участники проекта: • воспитатель.

Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть IВоспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I На современном этапе развития общества проблема духовного возрождения России встает особенно остро. Формирование правового государства,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение старших дошкольников к народной культуре посредством тюменского ковроткачества
Опубликовано: 5 июня 2021 в 10:04
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД