Папки-передвижки

Проблема адаптации в психолого-педагогической литературе

Ксения Шайхутдинова Титлянова
Проблема адаптации в психолого-педагогической литературе

Проблема адаптации в психолого-педагогической литературе

Адаптация ребенка раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации зависит от определенных факторов:

- индивидуальных психических, физических и личностных особенностей ребенка;

- программы дошкольной образовательной организации, санитарно-гигиенических условий в ДОО, воспитателя и т. д. ;

- целенаправленной предварительной подготовки ребенка к дошкольной организации в семье

Публикация «Проблема адаптации в психолого-педагогической литературе» размещена в разделах

Проблема адаптации изучается в психологии и педагогике. В психологических исследованиях основное внимание уделяется адаптивным свойствам личности, особенностям адаптивных процессов и способам приспособления к окружающей среде. В педагогических исследованиях поднимаются вопросы социальной адаптации детей, рассматриваются средства и методы профилактики и коррекции неблагополучной адаптации, исследуется роль образовательных организаций и семьи в процессе адаптации.

А. В. Ажиев понимает под адаптацией «фазу личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность» [Формирование личности происходит в результате вхождения в новую для нее социальную среду и успешной к ней адаптации.

По мнению С. В. Богдановой, адаптация представляет собой «приспособление организма к изменяющимся внешним условиям, процесс требующий больших затрат психической энергии и часто проходящий с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма»

Ю. К. Бикбаев считает, что адаптация – это не только «приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому и социальному развитию»

Д. Б. Эльконин понимает адаптацию как «процесс перестройки поведения и деятельности ребенка в новых условиях». По его мнению, адаптация – это не только «приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому и социальному развитию».

Адаптация может носить позитивный (адаптированность) или негативный характер, выражающийся в стрессе. Для адаптированности характерны положительные изменения организма и психики человека. Д. Б. Эльконин отмечает, что адаптированный ребенок – это ребенок, «приспособленный к полноценному развитию своего мотивационного, интеллектуального и других потенциалов в новой для него среде»

В свою очередь, дезадаптация является состоянием, противоположным адаптации. По мнению Н. Г. Дубровкиной, дезадаптация сигнализирует о нарушениях психологического равновесия ребенка, так как появляется из-за влияния на ребенка непривычных для него раздражителей в новых условиях. Она непродолжительна по времени и выступает неотъемлемым компонентом адаптационного процесса.

Однако если для ребенка характерно неадекватное поведение, нарушение психического состояния, неврозы, то в этом случае дезадаптация может привести к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, появлению негативных форм поведения

Адаптацию ребенка раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации К. А. Ламбина определяет как «процесс вхождения ребенка в новую для него среду и привыкание к ее условиям, а также результат качественных изменений состояния психики детей к изменившемуся образу жизни и деятельности»

По мнению М. Б. Беляевой, адаптация ребенка раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации может считаться успешной в том случае, если она «характеризуется комфортным психологическим состоянием, эмоциональной удовлетворенностью и внешней адекватностью поведения»

Публикации по теме:

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждениюПсихолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению Адаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема адаптации в психолого-педагогической литературе
Опубликовано: 18 января 2024 в 19:41
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД