Получи документы

Проблема формирования безопасного поведения дошкольников в быту в психолого-педагогических исследованиях

виктория калабанова
Проблема формирования безопасного поведения дошкольников в быту в психолого-педагогических исследованиях

Проблема формирования безопасного поведения дошкольников в быту в психолого-педагогических исследованиях

Модернизация современного образования привела к глобальным изменениям не только в структурных, институциональных, организационно - экономических составляющих, но и к значительным обновлениям содержания общего образования, которая в первую очередь связана с организацией безопасного поведения в окружающей среде. Проблема безопасности жизнедеятельности человека в ООН выделена как одна из приоритетных.

Публикация «Проблема формирования безопасного поведения дошкольников в быту в психолого-педагогических исследованиях» размещена в разделах

В исследованиях Л. И. Божович, В. С. Безрукова, А. А. Григорьева, В. Г. Волович и др. указывали на то, что защита личности от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности – являются первостепенными задачами в нашей стране (11, 19, 48).

По мнению ученых (К. Ю. Белой, М. А. Скляновой, Л. Л. Тимофеевой, Т. Г. Хромцовой, и др.) недостаточно предусмотрено мер, устанавливающих первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни (8,47, 48, 49).

М. А. Склянова писала: «Главная роль по обеспечению национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию» (47, с. 67).

К. Ю. Белая доказала: «Необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия» (8, с. 14).

Проблемы безопасного поведения рассматривались в исследованиях ряда отечественных исследователей (Л. Э. Абдилина, Е. Ю. Медведева, Е. А. Ольхина, Т. Г. Хромцова, и др.) (1, 39,49). Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, П. Маслоу, Б. Паскаля, 3. Фрейда и др. Огромную организационно-педагогическую и научно-методическую работу проводит Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ) (1, 41). При этом ученые опираются на научные открытия в области формирования безопасного поведения личности, проводимые педагогами, психологами в XVIII-XX в. в. (49).

В работах отечественных психологов (В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др.) представлены идеи и подходы к проблемам безопасности дошкольников (33). Проблема формирования навыков основ безопасного поведения дошкольников старшего возраста отражена в научных трудах Н. Н. Авдеевой, К. Ю. Белой, Г. К. Зайцева, Л. Ф. Тихомировой и др. (2, 7, 24, 48). Однако, качество образования по формированию безопасного поведения детей в быту в исследованиях не отражено.

На современном этапе развития образования проблему формирования безопасного поведения дошкольников в быту по-разному рассматривают ученные в психолого-педагогических исследованиях.

К. Ю. Белая доказала: «Основа человеческого бытия строится на определенных принципах: обеспечение допустимого уровня безопасности в жизни и деятельности с приоритетностью безопасности деятельности по отношению к ее результатам, при этом здоровье есть и будет значимой ценностью вне зависимости от времени, места и общественного уклада жизни, так как оно дает предпосылки к развитию и совершенствованию души и тела; жизнь и здоровье человека являются высшей ценностью общества, поскольку качество человеческой жизни есть достояние общества в целом, чем выше ценятся жизнь и здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества» (8, с. 27).

Вместе с тем В. С. Белов рассматривал: «безопасное поведение как сложное и многоплановое понятие, на основе взаимодействующих систем (природа, человек, общество, результаты человеческой деятельности и др., которые требуют обеспечения безопасности, взаимодействующих между собой с позитивными и негативными последствиями с центральным фактором, влияющим на все составляющие системы безопасности, является глобальное взаимодействие в связке «природа-человек-общество», поскольку лишь это взаимодействие определяет в решающей степени перспективы существования жизни на Земле, включая и самого человека» (9, с. 25).

При этом Е. Я. Гаткин, В. Н. Зимонина, П. И. Кайгородов, Г. Н. Олонцева в понятии «безопасного поведения» выделяют следующие базовые элементы: объект опасности; воздействие извне либо в самом объекте, явлении, процессе; свойства системы, построенной на принципах устойчивости, саморегуляции, целостности (27).

Итак, проблема безопасного поведения многими учеными (А. А. Майер, Л. В. Лысогорова, Л. Л. Тимофеева, Т. Г. Хромцова и др.) рассматривается как феномен культуры в объективной многозначности и многоаспектности (37, 36, 48, 49).

Н. Н. Авдеева писала: «Культура безопасного поведения представляет состояние развития человека, социальной группы общества, характерное отношение к вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности практической деятельности по снижению индивидуальных, коллективных и глобальных рисков, а культура безопасного поведения дошкольника рассматривается, как совокупность знаний о безопасности жизнедеятельности человека, нормах и правилах безопасного поведения, осознанном отношении к жизни и здоровью человека, умений и навыков оберегать, поддерживать свои жизнь и здоровье, адекватного поведения в различных жизненных ситуациях» (2, с. 89).

Так как процесс формирования личности уже в дошкольном возрасте происходит под воздействием как социальных, так и культурных (педагогических) факторов, которые осуществляются под воздействием педагогов, родителей, окружающих людей и др., на это в своих исследованиях указывали как психологи, так и педагоги (Т. Н. Доронова, Е. С. Евдокимова, А. А. Майер, Л. Л. Тимофеева, Т. Г. Хромцова и др.) (20, 22, 37, 48, 49). В результате чего в педагогической практике в формировании безопасного поведения детей в быту появились следующие тенденции проявляющиеся в личности: формирования личности склонной к саморазрушению; формирования чрезмерного стремления к безопасности; обеспечения своей личной безопасности. Поэтому на современном этапе развития педагогике и психологии важно сформировать личность способную обеспечить свою безопасность.

Так как В. С. Белов писал: «Личность способная обеспечить свою безопасность, ведет полноценную жизнь, осознанно ставит цели, реализация которых помогает своевременно предвидеть, предупредить и преодолевать опасные ситуации, а это возможно только под влиянием воспитания, основанного на постоянном расширении зоны самостоятельности и ответственности ребенка, при этом функция педагогов заключаются во всемерной поддержке его в моменты, когда усилий ребенка не хватает для преодоления трудностей» (8, с. 27).

Однако П. И. Кайгородов доказал: «Формирование оптимального типа мотивации к формированию безопасного поведения связано с развитием системы непрерывного просвещения в этой области» (30. С. 5).

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет отметить то, что формирование безопасного поведения у детей в быту необходимо рассматривать как выражение зрелости и развитости всех социально значимых личностных качеств человека, как способ организации жизнедеятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. В результате чего большое значение отводится взаимовлиянию, взаимозависимости и взаимообусловленности здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (2, 5, 9).

Так В. Н. Зимонина отметила: «Дошкольное детство в силу специфики возраста и особенностей развития ребенка остается недооцененным в становлении культуры безопасности жизнедеятельности человека, культуры его здоровья, в результате чего установлено отсутствие в педагогике целостного знания о сущности культуры безопасности детей дошкольного возраста как педагогической проблемы и соответствующем методико- технологическом обеспечении данного процесса» (27, с. 107).

Значимость формирования безопасного поведения у дошкольников в быту рассмотрено в исследованиях таких ученых, как В. Н. Мошкина, М. А. Склянова, Л. Л. Тимофеева, Т. Г. Хромцова и др. (40, 47, 48, 49).

А. И. Садретдинова утверждает: «Культура безопасного поведения представляет сложное интегральное качество личности, включающее в себя совокупность знаний о безопасности жизнедеятельности человека, нормах и правилах безопасного поведения, осознанном отношении к жизни и здоровью человека, умений и навыков оберегать свою жизнь, поддерживать здоровье, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях» (45. с. 409).

Т. Г. Хромцова считает: «Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности значительно расширяет социальный опыт человека, формирует социальную позицию, дает знания, усовершенствует умения и навыки, готовит к самостоятельной жизни, увеличивает возможность сохранить жизнь и здоровье, при этом у ребенка, обладающего культурой безопасности жизнедеятельности, сформированы представления о безопасности жизнедеятельности, он мотивирован к охране своей жизни и здоровья, а также окружающих его людей, общества в целом, ребенок, который знает свои возможности и верит в собственные силы, знает правила имеет опыт безопасного поведения в быту, на улице, в природе, общении с другими людьми, умеет пользоваться с осторожностью бытовыми приборами, обращаться к взрослым в использовании пожароопасных предметов, оказать себе при необходимости первую помощь при порезах, ссадинах, ожогах, а также обращаться за помощью, проявлять осторожность в дорожно-транспортной ситуации, при общении с незнакомыми животными, элементарно обезопасить себя от контакта с незнакомым человеком на улице» (49, с. 45).

На основе выше изложенного можно отметить, формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту принадлежит к педагогической составляющей процесса формирования адаптивной личности, и должно быть положено в основу построения интегрированного образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, направленного на формирование дошкольников готовности к предупреждению и преодолению опасных ситуаций (23).

В. Н. Мошкина дает следующее определение: «Культура безопасного поведения представляет собой процесс сохранения и развития целей, идеалов, ценностей, норм и традиций человека, семьи и общества; социальных институтов и сетей; обеспечения устойчивого конструктивного взаимодействия людей с защищённостью их от неприемлемых рисков, угроз, опасностей и вызовов, а сам процесс формирования безопасного поведения рассматривается как компонент общей культуры» (40,с. 65).

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что в современном обществе формирование безопасного поведения является важной задачей в процессе формирования активной и защищенной личности, способной оценивать и изменять окружающую среду для полноценного существования в конкретных условиях. Кроме того, в связи с изменениями условий жизни личности, с возрастанием модернизации общества, происходит изменения правил безопасного поведения, которые усложняются и требуют повышенного изучения и обучения им дошкольников.

Публикации по теме:

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Конспект занятия «Экстремальные ситуации в быту, правила безопасного поведения» для воспитанников 6 группы с ОВЗ Цель. Формирование представлений воспитанников о безопасности поведения в экстремальных ситуациях. Задачи. - Повторить и закрепить имеющиеся.

Консультация для родителей дошкольников «Правила безопасного поведения в лесу»Консультация для родителей дошкольников «Правила безопасного поведения в лесу» Прогулка в лес-это хороший отдых,замечательное время,которое можно провести вместе всей семьёй,познакомиться с природой поближе и узнать.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге» Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге у детей дошкольного.

Методическая разработка по формированию у младших дошкольников навыков безопасного поведения на улице АКТУАЛЬНОСТЬ Одна из наиболее важных задач детского дошкольного учреждения - научить детей правилам жизни во взрослом мире, правилам, которые.

Влияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольниковВлияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольников Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее.

Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами безопасного поведения «Береги себя!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Проект по ознакомлению старших.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Самоанализ открытого занятия «Экстремальные ситуации в быту, правила безопасного поведения» Тема занятия взята в соответствии с адаптированной воспитательной программой «Охрана здоровья и физическое развитие» и календарно-тематическим.

Эссе «В чем заключается успех формирования у детей безопасного поведения на дорогах в процессе их обучения в ДОУ, школе» Как сформировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах? Какие формы, методы, технологии применить педагогу, воспитателю? Как объяснить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема формирования безопасного поведения дошкольников в быту в психолого-педагогических исследованиях
Опубликовано: 31 марта 2022 в 13:44
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД