Елисеева Валерия
Проблема формирования этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Этнокультурная компетенция, по определению М. Б. Афанасьевой, - это интегральное свойство личности, выражающееся в совокупности представлений, знаний о родной, а также неродной этнокультурах, их месте в мировой культуре, опыте овладевания этнокультурными ценностями, что проявляется в умениях, навыках, моделях поведения в моноэтнической и полиэтнической среде [3, с. 81].
Публикация «Проблема формирования этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности.
В настоящее время остро встаёт вопрос глубокого и научного обоснования этнокультурной составляющей в воспитании и образовании детей, так как сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. «Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации» [1].
В разные времена у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Национальная культура становится для ребёнка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Однако в настоящее время существуют противоречия между богатством национальных культур, в том числе народного педагогического опыта обучения, воспитания и социализации детей, и недостаточным внедрением его в систему образования и воспитания; имеющимся в поликультурной среде образовательным и воспитательным потенциалом и его недостаточным использованием в деятельности дошкольных образовательных организаций в контексте формирования интегративных качеств этнокультурной направленности детей; общей теорией содержания образования и воспитания и слабой разработанностью механизмов реализации содержания полиэтнического образования, в частности отсутствием этнокультурной составляющей в содержании образования и воспитания; необходимостью формирования этнокультурной компетентности дошкольников и недостаточной разработанностью педагогических технологий для решения этой проблемы. Реализация эффективного комплекса педагогических условий формирования этнокультурной компетентности детей является актуальной для детских садов, расположенных в поликультурном пространстве [2].
Поволжская земля является для наших детей малой родиной. На этом фоне особую значимость приобретает формирование этнокультурной компетентности дошкольников.
Очень важно научить детей любить и ценить Поволжскую землю. Знания о городе, поселке, селе, в котором ты родился, растительном и животном мире эстетически и духовно обогащают ребенка, пробуждают любовь ко всему живому, родной земле, своей малой родине.
Для достижения поставленной цели необходимо:
- дать понятие «Моя малая родина», познакомить с родным поселением, пробудить интерес к историческим фактам, жизни сел и городов Ульяновской области;
- приобщать к культуре народностей Поволжья через устное народное творчество, изобразительное искусство;
- воспитывать у детей любовь к своей семье и уважение к другим жителям Ульяновской области и Поволжья.
Данное содержание должно быть внесено в парциальные этнокультурные программы дошкольного образования. Создание таких программ будет способствовать формированию элементов национального самосознания старших дошкольников, где основными показателями могут выступать: национальная идентификация, национальные стереотипы, эталоны поведения, национальные (моральные) ценности. Содержание программы по формированию этнокультурной компетентности должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (далее – образовательные области) : социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Литература:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года (ст. 27, ст. 64) источник- zakon-ob-obrazovanii.ru/
2. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольногообразования [Текст] : утвержден приказом Министерства образования инаукиРоссийской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
3. Афанасьева А. Б. Формирование этнокультурной компетентности в системе высшего педагогического образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2007. – С. 77-83.
4. Волков, Г. Н. Этнопедагогика. М. : Издательский центр «Академия», 2009. 168 с.
5. Николаева Е. А. Друг к другу с добром = Ог-огедлы ечен: Пособие для работников дошкольных учреждений. На русском и удмуртском языках. - Ижевск: Удмуртия, 2004. - 112 с.
6. Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: автореф. дис.. докт. педагог. наук. - Ставрополь, 2009.
7. Энциклопедический словарь. Электронный ресурс / https://www.вокабула. рф/словари/этнопсихологический-словарь /этнокультурная- компетентность