Получи документы

Проблема лингвистических способностей детей

Филина Ольга Алексеевна
Проблема лингвистических способностей детей

Весьма волнующим для родителей и немаловажным для педагога является

вопрос о способностях ребенка к овладению иностранными языками. Существуют

ли специфические способности в этой области, и если да, то, как они связаны

с другими свойствами личности, и можно ли их корректировать? Можно ли

говорить о лингвистической одаренности, как мы говорим об одаренности

музыкальной или литературной?

М. М. Гохлернер и Г. В. Ейгер выделяют следующие компоненты

лингвистических способностей :

ярко выраженная вербальная память;

Публикация «Проблема лингвистических способностей детей» размещена в разделах

быстрота и легкость образования функционально-лингвистических обобщений;

имитационные речевые способности на фонетическом, лексическом,

грамматическом и стилистическом уровнях;

способность к быстрому овладению новым психолингвистическим углом зрения на

предметы объективного мира при переходе от одного языка к другому;

способность к формализации вербального материала.

Эти не совсем ясные формулировки справедливо критикуются А. А.

Леонтьевым, который выдвигает достаточно смелое утверждение, что

’’способностей к языку’’ вообще нет как таковых.

’’В целом способности к языку складываются… из многих компонентов,

чаще всего неспецифических, неспециализированных’’ считает ученый. К таким

неспецифическим способностям А. А. Леонтьев относит общий тип нервной

системы, темперамент, характер, индивидуальные различия в протекании

психических процессов (памяти, мышления, восприятия, воображения, а также

индивидуальные особенности личности, связанные с общением.

И. Л. Шолпо полностью согласна с А. А. Леонтьевым, который утверждает,

что ’’нет никаких ограничений, называемых ’’природой’’, на возможности

ребенка’’.

Однако И. Л. Шолпо считает, что говорить о некоторых специфических

способностях к языку все же возможно, таким образом, она выделяет следующие

основные параметры, по которым можно судить о большей или меньшей

одаренности человека в области изучения иностранных языков:

Речевой слух, предполагающий чуткость к фонетической, ритмической и

интонационной сторонам речи.

Языковая память, позволяющая быстро пополнить словарный запас, овладевать

новыми формами и грамматическими конструкциями, переводить слова из

пассивного словаря в активный.

Лексическое чутье, позволяющее связывать значение слова и его форму,

проводить параллели с другими языками, чувствовать значение отдельных

словообразующих суффиксов и приставок, определять оттенки значений при

выборе необходимого слова из синонимического ряда и т. п.

Грамматическое (конструктивное) чутье, дающее возможность создавать

стройное целое из разрозненных элементов, чувствовать общность

грамматических конструкций, вычленять грамматический стержень, определять

способы формообразования и согласования слов в предложении.

Эмоционально-образное восприятие языка, включающее в себя субъективную

оценку слова, ощущение ’’вкуса’’, своеобразия данного языка, его красоты,

обеспечивающее связь слова и понятия, наполняющее жизнью словесную

абстракцию.

Функционально-стилистическое восприятие языка, предполагающее различение

его стилевых пластов и умение оценить с этой точки зрения конкретную

речевую ситуацию.

Важными неспецифическими свойствами личности, которые необходимы для

успешного овладения иностранным языком, являются наличие положительной

установки, интерес к жизни и культуре разных стран, как проявление вообще

активного интереса к миру, а также коммуникабельность личности, то есть

желание и умение вступать в общение с другими людьми и способность легко

адаптироваться к различным ситуациям общения.

Дети пяти-шести лет обладают хорошим речевым слухом и цепкой языковой

памятью. У них так же сильно развито эмоционально-образное восприятие

языка. Форма слова, его звуковая оболочка, складность и ритмичность речи,

красота и выразительность звука для детей этого возраста важнее

лексического значения и грамматической стройности. Слова привлекают их,

прежде всего своим звучанием. Дети пяти-шести лет особенно чувствительны к

фоносемантическим закономерностям. Опыты Е. И. Негневицкой и А. М.

Шахнаровича показывают, например, что звук <и> ассоциируется в детском

сознании с чем то маленьким, а <о> - с большим. Группе детей, незнающих что

такое кит, предлагалось ответить на вопрос: “Что больше – кит или кот?”.

Абсолютное большинство детей ответило, что кот больше. Аналогичный

результат показал эксперимент, в ходе которого предлагалось разделить

деревянные фигурки разных размеров на две группы – “бим” и “бом”. Все дети

называли маленькие фигурки “бим”, а большие “бом”. Ассоциации такого рода

существуют и для взрослого, который сознательно или подсознательно

воспринимает фоносемантические закономерности, но он не даст такого

быстрого и уверенного ответа, как ребенок, поскольку незнание лексического

значения способно поставить его в тупик.

Для ребенка же характерно отношение к лексическому значению и

фонетической оболочке слова, которое с большой наблюдательностью выражено в

стихотворении И. Токмаковой “Плим” :

Ложка – это ложка.

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка.

У кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка.

Тряпкой вытру стол.

Шапка – это шапка.

Оделся и пошел.

А я придумал слово,

Смешное слово – плим.

Я повторяю снова –

Плим, плим, плим…

Вот прыгает и скачет –

Плим,плим, плим,

И ничего не значит

Плим, плим, плим.

В действительности, фоносемантическая характеристика слова “плим” дана

очень точно, так как слово “плим” действительно “прыгает и скачет”.

’’Связь предмета… и слова… основывается на сходстве, которое ребенок

наблюдает между материальной оболочкой слова и материальными, чувственно

воспринимаемыми признаками предметов. … Поэтому в речи ребенка и наблюдается

такое количество звукоподражательных и образных, звукоизобразительных

слов’’ пишут Е. И. Негневицкая и А. М. Шахнарович.

Другие способности : лексическое и грамматическое чутье, функционально-

стилистическое восприятие языка – находятся у дошкольников в стадии

формирования и развиты еще недостаточно. Способности такого рода во многом

зависят от объема коммуникативного опыта человека. Чем больше этот опыт

(включая овладение иностранными языками, тем более развито лексическое и

грамматическое чутье, поэтому каждый следующий иностранный язык и дается

человеку легче предыдущего.

Что же касается коммуникабельности и наличия положительной установки,

то дети пяти-шести лет в большинстве своем достаточно коммуникабельны и

лишены тех многочисленных комплексов и зажимов, которые становятся

психологическим барьером для многих взрослых в овладении иностранным языком

как средством общения (например, взрослый гораздо больше боится сделать

ошибку); они любознательны, и стремятся к активному познанию мира; причем

именно в этом возрасте процесс непосредственного чувственного познания

дополняется словесным.

Для того, что бы выявить уровень развития лингвистических

способностей, можно использовать несложное тестирование.

Следует сделать вывод, что способности к языку, как и всякие

другие, развиваются только в соответствующей деятельности и потому ’’ любой

нормальный ребенок может и должен овладеть иностранным языком и свободно

пользоваться им в общении ’’ (Леонтьев А. А., но произойдет это или нет –

во многом зависит от организации его деятельности педагогом, от

методического подхода к обучению.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Компьютерная зависимость — социальная проблема 21 века» Компьютер — незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчёт в том, что очень часто мы буквально зависим.

Конспект НОД с использованием лингвистических игр «В поисках золотого плода знаний»Конспект НОД с использованием лингвистических игр «В поисках золотого плода знаний» Конспект НОД с использованием технологии речевой активизации детей О. А. Белобрыкиной «Лингвистические игры». Тема: «В поисках золотого плода.

Консультация для родителей «Периоды развития способностей детей»Консультация для родителей «Периоды развития способностей детей» Часто родители задают нам, педагогам вопросы : «Когда нужно отдавать ребенка в музыкальную школу?», «Когда начинать изучать языки?», «Когда.

Консультация «Развитие творческих способностей детей»Консультация «Развитие творческих способностей детей» Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему,.

Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема»Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема» Уважаемые педагоги! Очень быстро пролетело лето – время отпусков, путешествий, отдыха. И опять впереди длинный, напряженный учебный год.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Консультация «Проблема выбора»Консультация «Проблема выбора» гр. «Светлячок», Кормильцева И. А. Существует определенное мнение у родителей на предмет вопроса выбора у ребенка и его решения. Привожу.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Эссе «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования?» Эссе по теме "Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования". «Школьное обучение никогда не начинается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема лингвистических способностей детей
Опубликовано: 18 мая 2021 в 22:12
+48Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД