Лучший педагог года

Проблема сохранения здоровья детей в дошкольном возрасте в ДОУ

Смирнова Анна Васильевна
Проблема сохранения здоровья детей в дошкольном возрасте в ДОУ

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы сохранения здоровья детей в дошкольном возрасте в ДОУ

1.1. Характеристика понятия «здоровье» в науке

Здоровье - это бесценное достояние каждого человека. Близким и дорогим людям мы желаем доброго и крепкого здоровья. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии, вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно ухудшают свое здоровье, укорачивая этим свою жизнь.

Публикация «Проблема сохранения здоровья детей в дошкольном возрасте в ДОУ» размещена в разделах

Исследование проблемы отношения к здоровью предполагает определение самого понятия "отношение к здоровью". Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния [2,21]

Сохранение здоровья остается проблемой первостепенной значимости в жизнедеятельности человека. Тема для разговора достаточно актуальна для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закалять свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом» и обещаем себе, что начнем заниматься здоровьем завтра. А завтра может быть поздно… Очевидно, что научно-технический прогресс привел нас к малоподвижному образу жизни. Все меньше людей занимаются физическим трудом. За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94% до 1%; минимальная норма количества шагов за день для человека 10000, а современный человек с трудом делает и половину этой нормы. [11, 33]

Здоровье – это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, занимающая самую верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности [6, 23].

Многие теоретики здоровьесбережения трактуют это важное понятие по-своему.

С. А. Кузнецов термин «здоровье» интерпретирует как нормальное состояние организма, при котором правильно действуют все его органы [17,33].

По мнению В. П. Казначеева, здоровье – это процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни [8,23].

Термин «здоровье», в представлении С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, – это правильная, нормальная деятельность организма; состояние организма [13,44].

С. М. Громбах считает, что здоровье – есть «степень приближения» к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции [9,22].

Здоровье – это такое состояние организма человека, по мнению В. И. Дубровского, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены, отсутствуют болезненные проявления. Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психо-эмоциональным нагрузкам [4,9]

По мнению Н. М. Амосова, здоровье организма определяется его количеством, которое можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций [9,33]

И. Т. Фролов под здоровьем понимает физическую, социальную, психологическую гармонию человека [7,15]

В своём исследовании Ю. Ф. Змановский представляет здоровье как соответствие основных физиологических функций данному возрастному периоду [21,22].

И. И. Брехман подчеркивает, что здоровье человека - это способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого источника сенсорной, вербальной и структурной информации. Говоря о проблеме здоровья, автор отмечает, что оно очень часто занимает в иерархии ценностей человека далеко не первое место, которое отводится материальным благам жизни, карьере и успеху [1,2].

П. Л. Капица трактует здоровье как «качество» людей данной общественной формации, о котором можно судить по продолжительности жизни, сокращению нервных заболеваний, преступности, наркомании.

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) определено, что

здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических

дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия [20,1].

Сравнивая мысли Перикла в области здоровья с определением Всемирной организации здравоохранения, замечаем, что за разделяющие эти формулировки 2500 лет человечество существенно не изменило своего взгляда на эту проблему.

Ковалько В. И., основываясь на определении Всемирной организации здравоохрания, выделяет следующие компоненты здоровья : здоровье физическое, психическое, социальное и нравственное.

По мнению автора, здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.

Здоровье психическое – это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.

Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельного отношения человеческого индивидуума к миру.

Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты [9,22].

С середины 80-х гг. прошлого столетия в связи с ухудшением состояния здоровья населения и учащихся школ, в частности, развитием педагогических и психологических аспектов охраны здоровья и медицины, появляется новая отрасль знаний - валеология. В научной литературе все чаще встречаются такие термины, как «здоровый образ жизни», «здоровьесбережение», «культура здоровья». Рассмотрим их подробнее.

Проблемы валеологии рассмотрены в многочисленных исследованиях ученых.

Г. К. Зайцев интерпретирует валеологию как науку об управлении здоровьем человека посредством оздоровления его образа жизни [5,14].

Валеология - это наука, позволяющая применять собственные усилия по сохранению здоровья, считает В. В. Колбанов [10,2].

Значительный вклад в развитие педагогического аспекта валеологии вносят Л. Г. Татарникова, В. П. Петленко. Л. Г. Татарникова считает, что валеология подразделяется на педагогическую и медицинскую, предлагает ввести новое направление в науке - педагогическую валеологию (19). В. П. Петленко утверждает, что педагогическая валеология является разделом педагогики, в котором должны разрабатываться методы сохранения, приобретения, укрепления и умножения здоровья (14).

За последнее время опубликовано значительное количество монографий, сборников научных трудов на здоровьесберегающие темы. Анализ теоретических источников и практики сохранения и укрепления здоровья показывает, что возникают различные направления, обозначенные терминами: валеологический; здоровьесбережение; здоровьеукрепление.

Здоровьесбережение как система мероприятий по сохранению и укреплению здоровья реализуется во всех возрастных группах населения. Но, как показывают данные различных исследований, результаты наблюдения, особую актуальность оно имеет в образовательных учреждениях. Данные медицинских осмотров показывают, что к окончанию девятых классов 2/З учащихся имеют различные заболевания. В этих условиях целесообразно проведение педагогических мероприятий, направленных на сохранение здоровья.

В исследованиях Л. Г. Татарниковой здоровьесбережение рассматривается как сложное полифункциональное явление в качестве процесса (совокупность последовательных действий для достижения результата, фактора (движущая сила, источник здоровьесбережения, условия (обстоятельства, способствующие здоровьесбережению, системы (комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья). Здоровьесбережение учащихся в школе понимается как процесс сохранения и укрепления здоровья на основе организации здоровьеукрепляющей среды, формирования здоровьесберегающей культуры учащихся и использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

К. П. Петров под здоровьесберегающей технологией понимает систему, создающую возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования [15,22].

К основным компонентам здоровьесберегающих технологий К. П. Петров относит: аксиологический, гносеологический, здоровьесберегающий, эмоционально-волевой, экологический и физкультурно-оздоровительный компоненты.

Аксиологический компонент, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, позволяет осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности.

Гносеологический компонент связан с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма.

Здоровьесберегающий компонент, включающий систему ценностей и установок, формирует систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой.

Эмоционально-волевой компонент включает проявление психологических механизмов (эмоциональных и волевых). Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля как психический процесс сознательного управления деятельностью проявляется в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели.

Экологический компонент учитывает то, что человек как биологический вид существует в природной среде. Она обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами, Кроме того, способствует ее физическому здоровью и духовному развитию.

Физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии, обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Данный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.

В науке различают следующие функции здоровьесберегающих технологий : формирующая, информативно-коммуникативная, диагностическая, адаптивная, рефлексивная и интегративная.

Формирующая функция подразумевает биологические и социальные закономерности становления личности. В основе формирования лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы (обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности и природной среде).

Информативно-коммуникативная функция обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентаций, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни.

Диагностическая функция осуществляет мониторинг развития учащихся на основе прогностического контроля. Это позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком.

Адаптивная функция обеспечивает воспитание направленности учащихся на здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды, адаптацию учащихся к социально-значимой деятельности.

Рефлексивная функция позволяет переосмыслить предшествующий личностный опыт, сохранить и приумножить здоровье, соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

Интегративная функция объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.

Ю. Г. Лисицын отмечает, что здоровый образ жизни – это не просто все то, что благотворно влияет на здоровье людей. В данном случае речь идет обо всех компонентах разных видов деятельности, направленных на охрану и улучшение здоровья. Рассматривая факторы риска здоровья, он указывает на вредные привычки (курение, потребление алкоголя, неправильное питание, загрязнение среды обитания, а также на «психологическое загрязнение» (сильные эмоциональные переживания, стрессы) и генетические факторы.

Автор указывает на то, что здоровый образ жизни – это деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека [12,3].

Н. К. Смирнов определяет общие задачи здоровьесбережения в двух вариантах : задача-минимум и задача-оптимум. Задача - минимум сводится к выявлению факторов, оказывающих влияние на учащихся в образовательном процессе, устранению их, т. е. «в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса». Задачу-оптимум он определяет как решение первой задачи и формирование у школьников физического, психического, духовно-нравственного здоровья, воспитание культуры здоровья, действенной мотивации на ведение здорового образа жизни [16,33].

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, правильно организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных действий окружающей среды, позволяющий до глубочайшей старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Здоровый образ жизни, любое поведение следует оценивать как здоровое, констатируют И. А. Гундаров и В. А. Палесский, если оно ведет к достижению желаемого оздоровительного результата [3,2].

Итак, для того, чтобы подробнее представить здоровье человека,конечно не достаточно информации, изложенной в данном материале.

Научная новизна результатов нашего исследования заключается в том, что изучены теоретические основы здоровьесберегающей деятельности; определено содержание, включающее основные компоненты здоровья.

Теоретическая значимость определяется тем, что изученные основы здоровьесберегающей деятельности как формы повышения уровня общей культуры вносят значимый вклад в теорию воспитания и развития культуры здоровья на современном этапе.

1.2. Современные подходы к классификации здоровья детей

Адаптация – общее, универсальное свойство приспособления всего живого к окружающей среде. Адаптационные возможности организма – это тот запас здоровья, который он может расходовать на выполнение своих социально-биологических функций. [24, 30]

Все состояния, предшествующие срыву адаптации, т. е. собственно болезни, объединяются под термином «донозологические и преморбидные состояния». Они характеризуются разной степенью напряжения регуляторных систем организма.

Единственная общепринятая в настоящее время классификация уровня здоровья детей и подростков была предложена еще в 70- годах прошлого века С. М. Громбахом. Однако она основана на клинических критериях НЕздоровья, выявляемых при медицинских осмотрах детей. Из поля зрения медработника выпадают дети с ранними признаками перехода от здоровья к болезни и факторами риска развития этих изменений, когда имеются лишь напряжение регуляторных систем и обратимые функциональные изменения (напряжение адаптации). Эти дети по классификации С. М. Громбаха, относятся к I–II группам здоровья.

Если же считать главным критерием нездоровья снижение неспецифической резистентности (сопротивляемости) организма заболеваниям, то многочисленные физические и функциональные отклонения, не имеющие к ней отношения – нарушения зрения, речи, слуха, осанки, свода стопы и пр., – необоснованно завышают показатели неблагополучия в состоянии детского здоровья.

По этой причине данную классификацию критиковали многие известные отечественные ученые (В. Ю. Альбицкий, Л. Т. Антонова, Г. Н. Сердюковская, P.M. Баевский, А. П. Берсенева и др.). Хотя определенные недоработки были и у этих авторов, но их предложения были шагом вперед в теоретической разработке проблемы здоровья детей и подростков.

Нами предложена классификация групп здоровья детей и подростков, включающая три класса функциональных состояний организма: здоровые (удовлетворительная адаптация, группа риска (напряжение адаптации) и больные. Для определения используются четыре критерия оценки здоровья :

Резистентность – предполагает оценку неспецифической устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды микробной и немикробной этиологии. О степени резистентности можно судить по числу простудных заболеваний, перенесенных ребенком в течение года, предшествовавшего медицинскому осмотру. [24, 31]

Функциональное состояние основных органов и систем – отражает функциональные возможности основных систем жизнеобеспечения организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и др.). Определение функционального состояния организма предполагает оценку реакции сердечно-сосудистой и дыхательной системы на определенные функциональные нагрузочные пробы.

Степень и гармоничность физического развития – предполагает оценку состояния физического развития в сравнении со стандартом, и периодически – хода процесса физического развития путем сопоставления биологического и паспортного возраста ребенка.

Степень напряжения адаптации – выражается в оценке первых трех критериев и является основой выделения трёх групп здоровья.

I группа – [здоровые] – дети с достаточными функциональными возможностями организма (незначительное напряжение адаптации);

II группа – [группа риска] – дети с различной степенью напряжения адаптации:

– подгруппа II А отражает значительное напряжение регуляторных систем, при сохранении устойчивости основных жизненно важных систем организма (донозологические состояния с благоприятным прогнозом, хроническая патология в компенсированном состоянии);

– подгруппа II Б отражает выраженное напряжение регуляторных систем и снижение функциональных возможностей организма, но еще носящее компенсаторный характер (преморбидные состояния с неблагоприятным прогнозом, хроническая патология в субкомпенсированном состоянии);

III группа – [больные] – дети с резким снижением функциональных возможностей организма в связи с нарушением механизмов компенсации (срыв адаптации при острых заболеваниях, хроническая патология в декомпенсированном состоянии).

Соотношение выявляемых в организме ребенка изменений в зависимости от группы здоровья отражено в табл. 5.

Дети I группы здоровья должны наблюдаться в обычные сроки, установленные для профилактических медицинских осмотров здоровых детей. Они принимают плановые и экстренные оздоровительные воздействия наряду с другими детьми.

Дети II А группы здоровья – это дети группы наблюдения медицинским работником детского учреждения. Он контролирует выполнение ребенком данных ему при медосмотре рекомендаций по оздоровлению. Периодичность наблюдения устанавливается врачом индивидуально для каждого, в зависимости от выраженности функциональных отклонений и степени резистентности.

Дети II Б группы здоровья – это дети группы наблюдения дошкольным врачом и постоянного контроля медработником ДОУ, которые проводят активную санацию этих детей как на базе ДОУ, так и в поликлинике.

Дети III группы (больные, как правило, не посещают ДОУ и подлежат лечению в амбулаторных или стационарных условиях.

В предлагаемой классификации здоровья главным объектом внимания становится здоровый ребенок группы риска, включая и детей с той или иной хронической патологией. Это не парадокс. Согласно теории адаптации, носитель хронической патологии – это еще практически здоровый человек. Лишь срыв адаптации (дизадоптация) является прямым показателем нездоровья (болезни, когда ребенку становится необходим лечащий врач.

Публикации по теме:

Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте «Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте» Дошкольный возраст является наиболее.

«Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Младшая группа. Фотоотчёт«Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Младшая группа. Фотоотчёт Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем.

Игры по укреплению здоровья в дошкольном возрасте В процессе игр по укреплению здоровья решаются следующие задачи: - закрепляются правила поведения в опасных ситуациях; - формируется представление.

Космические игры в старшем дошкольном возрасте Космические игры в старшем дошкольном возрасте День космонавтики – это праздник, посвящённый первому полёту человека в космос и освоению.

Фотоотчет «Мир сказок и кукольный театр в жизни детей в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Мир сказок и кукольный театр в жизни детей в старшем дошкольном возрасте» Кукольный театр – особое волшебство, целый мир, который ребенок может создать сам вместе с вами. Прочитанные произведения ребенок воспринимает.

НОД по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте по теме «Деревья» Непосредственно образовательная деятельность по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте Тема:.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Рисование «Снежинка» в среднем дошкольном возрастеРисование «Снежинка» в среднем дошкольном возрасте Цель: Учить детей рисовать снежинку, видеть красоту рисунка выполненного одним цветом. Предварительная работа: Наблюдение за снежинками.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста в образовательной деятельности. Консультация. Консультация для педагогов. Здоровье - это одна из главных ценностей жизни человека. Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения.

Дистанционные занятия по формированию культуры сохранения здоровья и профилактики вирусных заболеванийДистанционные занятия по формированию культуры сохранения здоровья и профилактики вирусных заболеваний В Детском саду № 47 ОАО «РЖД» в группах «Улыбка» и «Непоседы» прошли дистанционные иммерсивные (иммерсивность (от англ. immersive — «создающий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема сохранения здоровья детей в дошкольном возрасте в ДОУ
Опубликовано: 6 сентября 2022 в 18:28
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД