Ксения Снитко
Проблемная ситуация как средство развития познавательной активности
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемная ситуация — ситуация, с которой начинается процесс размышления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытию мира математики.
Организуя работу на новый учебный год по развитию познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, опирались на уже имеющиеся знания и умения воспитанников. Исходя из результатов определения уровня сформированности познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, были подобраны проблемные ситуации для работы с воспитанниками по формированию элементарных математических представлений.
Публикация «Проблемная ситуация как средство развития познавательной активности» размещена в разделах
- Игровые проблемные ситуации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Проблемная ситуация и постановка проблемы оживляют воспитательно-образовательный процесс, вовлекают детей старшего дошкольного возраста в продуктивную деятельность. Удивление ребят может вызвать оригинальное решение задачи или упражнения, невероятный результат, очень быстрое решение «сложной» задачи и т. п. Ребёнок дошкольного возраста должен быть поставлен в ситуацию интеллектуального затруднения, из которого сам должен найти выход.
Поэтому, во время проведения организованной образовательной деятельности, для развития познавательной деятельности, использовались подобранные проблемные ситуации.
При изучении раздела «Количество и счет» детям старшего дошкольного возраста предлагались такие проблемные ситуации, как ребенок на день рождение принес 10 больших конфет в группу и хочет всех угостить, а детей 20. Как вы думаете, всем хватит? Что надо сделать, чтобы каждый из детей получил конфету? Дети старшего дошкольного возраста умеют считать, поэтому сразу ответили, что всем не хватит, путем сравнения двух чисел, а чтобы хватило всем, предложили, разрезать конфеты пополам, или купить ещё 10 конфет.
Детям была интересна проблемная ситуация «Где десятый пальчик?». Предлагали решить ситуацию : Сколько пальцев на одной руке? На двух? Считали пальцы на одной руке, начиная с большого пальца: 1, 2, 3, 4, 5 и обратно: 6, 7, 8, 9. Где десятый пальчик?
При изучении геометрических фигур, цветов детям старшего дошкольного возраста предлагали следующие проблемные ситуации историю про фигуру «Где живёт овал?». В стране Геометрии можно встретить много самых разных фигур. Но все они живут в двух разных домах. К домикам подошёл овал. Он тоже хотел жить в доме вместе с другими фигурами. После этого перед детьми ставился проблемный вопрос : «В каком домике будет жить овал? Почему?».
Для решения данной проблемы дети должны были провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений. Они выдвигали ряд предположений, обсуждали каждый вариант ответа. Чтобы выбрать дом для овала, дети выделяли существенные признаки фигур. Они отмечали, что в первом домике живут фигуры с углами, а во втором - фигуры без углов. У овалов нет углов.
Дети сделали вывод, что он может поселиться в домике, где живут круги. Воспитатель помогал сформулировать вывод. Фигуры бывают угольные и округлые. Овал является округлой фигурой.
Проблемная задача поставила детей в ситуацию, в которой у них появилось удивление и ощущение трудности или одно только ощущение трудности, которое, однако, они преодолели. Если эти условия отсутствуют, то задача уже перестаёт быть для них проблемной.
При ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с величинами были использованы проблемные ситуации типа «Определи правильно». Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком. Что делать? Как узнать объём жидкости?
Большой интерес вызывали вопросы – провокации: гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?
Познавательный интерес к проблемным ситуациям не у всех детей одинаковый. Для усиления интереса стремились создавать повышенный эмоциональный настрой. Использовали элементы новизны, игровые сюрпризы, эмоциональное изложение материала, которые помогали усилению интереса детей старшего дошкольного возраста к проблемным ситуациям.
Проблемные ситуации использовали постоянно и систематически, во время организованной образовательной деятельности, а также, во время повседневной жизни воспитанников.
Особое внимание уделялось менее активным детям. Им предлагались проблемные ситуации в соответствии с их уровнем сформированности познавательной деятельности. Проблемная ситуация «Продолжи ряд» использовалась с меньшим количеством геометрических фигур.
Используемые проблемные ситуации учили детей делать маленькие, но собственные открытия, которые способствовали бы их развитию, сформированности познавательной деятельности. Учили детей старшего дошкольного возраста определять закономерности, сравнивать, выделять общие признаки, классифицировать по нескольким существенным признакам.
У ребенка нужно развивать мотивацию завоевания успеха и, наоборот, необходимо снижать желание избегать неудач. Ребенку нужно вырасти человеком, уверенным в себе, способным развивать свои личностные и нравственные достижения.
Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Детям дошкольного возраста свойственно сильное стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Ребенок не терпит ограничений нам свои исследования, и это его свойство, проявившись довольно рано на всех возрастных этапах, продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой.
Примерные методики развития познавательной активности :
1. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немов Р. С.)
Цель: Диагностика познавательных способностей.
Диагностические показатели: Познавательные действия.
Инструкция: Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. (приложение № 1) и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.
Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.
2. Методика "Что здесь лишнее?"
Цель: эта методика предназначена для детей исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.
Инструкция: в методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.
3. Методика «Нелепицы» (Немов Р. С.)
Цель: При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Диагностические показатели: Осведомленность
Инструкция: Вначале ребенку показывают картинку. (приложение №). В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания:
«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находятся на своем месте и правильно нарисовано. Если что – нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Литература
1. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические
рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2010г. 80 с. ;
2. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры. изб. психологические произведения в 2-х т. Т. 1. М., 2003г. 303–323 с. ;