МААМ-картинки

Проблемы формирования коммуникативных способностей воспитанников дошкольного образовательного учреждения

Лена Малиновская
Проблемы формирования коммуникативных способностей воспитанников дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы

Процессы, происходящие в развитие современного общества, показывают нам основные приоритеты в системе образования. На сегодняшний день, начиная уже с дошкольного возраста, ребенок имеет доступ к компьютерам, планшетам, различным компьютерным играм, где нет потребности в живом общении, в выстраивании диалогов, в обмене информацией.

Так, Согласно требованиям Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного образования от 17 октября 2013года, в Российской Федерации, одним из главных направлений в системе дошкольного образования выделяется познавательная направленность учебно-воспитательного процесса, в частности формирование у воспитанников дошкольных учреждений коммуникативных способностей.

Публикация «Проблемы формирования коммуникативных способностей воспитанников дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах

Роль коммуникативных способностей наиболее очевидна при обучении ребенка, когда в отсутствии элементарных коммуникативных способностей затрудняется деятельность ребенка, нарушается процесс обучения в целом, дошкольник не в состоянии полностью участвовать в занятиях.

В связи с этим вопросы формирования коммуникативных способностей в настоящее время становятся все более актуальными.

В данной статье мы попытались рассмотреть основные условия и методы формирования коммуникативных способностей воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

Прежде чем рассмотреть методы и приемы коммуникативных способностей воспитанников дошкольного образовательного учреждения следует упомянуть о коммуникативной компетентности. Данное понятие определяется как сложное образование, состоящее из нескольких компонентов:

– внешние компоненты (общение с взрослыми, непосредственное формирование навыков коммуникации, развитие мотивации включения в речевое действие)

– внутренние компоненты, (закладка и становление произвольной двигательной активности, формирование логических и вербальных составляющих деятельности познания, развитие компетентности детей в речевом и языковом плане)

Дети дошкольного возраста большее время дня проводят в дошкольных образовательных учреждениях, что является фактом того, что здесь с ними проводят ежедневную работу, направленную на формирование коммуникативных компетенций.

Работу, направленную на формирование коммуникативных способностей и навыков воспитатель должен выстраивать с учетом психологического состояния детей, а также учитывать уровень общего развития речи детей.

Для лучшей и качественной работы воспитателей дошкольных учреждений по формированию коммуникативных способностей и умений методист учреждения должен спланировать педагогические советы. На педагогических советах проводятся лекции, беседы, консультации по подгруппам, анкетирование, подборка соответствующей литературы, проведение тренингов профессионально-педагогической компетентности, межличностного общения.

Педагогами подбирается специальная литература, организовываются развивающие занятия, при этом учитываются различные рекомендации в моменты общения и какого-либо взаимодействия с детьми. После ежедневных занятий в дошкольном учреждении, с целью получения и закрепления наиболее эффективных результатов работы воспитателя, необходима работа детей дома с родителями.

Для более результативного формирования коммуникативной компетенции дошкольников необходима организация нескольких педагогических условий:

1. Педагог ставит перед собой цель – развитие коммуникативных способностей дошкольников.

2. Организация коммуникативной компетентности дошкольников в рамках совместной работы воспитателя и ребенка при учете индивидуальных особенностях ребенка.

3. Разработанные планы системной работы для развития коммуникации дошкольников в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения, содержащий планирование диагностической работы, направленной на контроль по формированию вырабатываемого процесса с целью его эффективности.

В результате деятельности направленной на формирование коммуникативных способностей у воспитанников дошкольных образовательных учреждений должны появляться такие умения и навыки, как:

способность ведения диалога или беседы;

– готовность сопереживания людям, живой природе окружающего мира;

способности сохранять уверенность в себе, если ребенок оказался в трудной ситуации.

На сегодняшний день ученые выделили две основных группы способов как воспитать коммуникативную компетенцию дошкольников. Это, прежде всего такой метод, как накопленияс содержательной детской речи, а также методы, закрепляющие и активизирующие детский словарь, и развитие его смысловойс стороны.

Рассмотрим подробней первую группу методов развития коммуникации дошкольников :

1) ежедневное ознакомление с миром вокруг ребенка и насыщение словаря детей, здесь уместно будет наблюдение за предметами, их рассматривание, исследование их, экскурсии по детскому саду, по хозяйственным помещениям, прогулки в лес, стадион школы, парк;

2) знакомство с окружающим ребенка через предметы и улучшение словаря, с помощью чтения художественной литературы, просмотр мультфильмов и кинофильмов, изучение незнакомых по содержанию картин.

Методами второй группы пользуются, чтобы закрепить и сделать активными те слова, полученные при использовании первой группы методов. Это такие действия, как просмотр картин со знакомым содержанием, рассматривание игрушек, различные игры дидактического содержания.

Таким образом, формирование и улучшение коммуникативных способностей детей заключается в том, что оно определяется воздействием воспитателя и родителя на дошкольника, а в свою очередь диагностика способностей общения должны определяться организационной частью воспитательной работы.

Такие исследователи вопросов детской коммуникационной деятельности как, Е. О. Смиронова, Е. А. Белова, Т. А. Репина, З. Я. Футерман, выделили следующие средства, направленные на развитие коммуникативной стороны дошкольников :

• средство развития общения как диалог;

• создание воспитателем сюжетных ситуаций;

• проведение с дошкольниками дидактических игр;

• подбор и ведение лексических упражнений.

Рассмотрим теперь некоторые технологии обучения коммуникативным способностям дошкольников. Большое значение по праву надо отдать технологиям интерактивного обучения, на основе активности и пассивности педагога и воспитанника, где детям, как и воспитателю, предоставляется право быть активными субъектами коммуникативных действий.

На сегодняшний день известно большое число технологий такого обучения, все они могут быть с успехом применены педагогами в их практической учебно-образовательной деятельности. Это, прежде всего такие формы технологий :

а) «Работа детей в парах»;

б) Упражнение «Меняющиеся тройки»;

в) Игра «Карусель»;

г) Работа в малых группах;

д) Упражнение «Аквариум»;

е) Упражнение незаконченное предложение;

ж) Подвижная игра «Броуновское движение»;

з) Игра «Займи позицию»;

и) Сюжетно-ролевая игра.

Во всех выше обозначенных формах технологий обучения навыкам общения, воспитатель вполне самостоятельно может составить яркое, запоминающееся содержание любой игры или упражнения.

Работая по таким формам обучения общению, дети обучаются ставить вопросы друг другу в процессе игры, а также вежливо на них отвечать. Это, например технология «Работа в парах».

Упражнение «Меняющиеся тройки» проводится похожим способом, только задействованы одновременно по три человека.

В двух кругах, во внутреннем и наружном кругах по сценарию воспитателя проводится игра «Карусель» похожим способом на первые две игры. С помощью метода ротации детей участников проводится и работа в малых группах.

Упражнение-технология «Аквариум» проводится также в кругу, несколько ребят обыгрывают определенную воспитателем ситуацию общения, остальные в этот момент наблюдают и делают свои оценки.

Согласно методу упражнения «Незаконченное предложение» дети подбирают свой вариант высказывания определенного незаконченного предложения, а тот, кто произносил предложение первым, выдает свою оценку верности второго высказавшегося ребенка.

Подвижная игра «Броуновское движение» заключается в активном перемещении детей по групповой комнате для общения друг с другом в вежливой форме.

Зачастую педагоги пользуются такой формой обучения общению, как игра «Займи позицию». Проводится она так, воспитатель читает вежливую или лучше даже невежливую фразу, задача детей оценить эту фразу и выбрать себе позицию за или против, то есть правильное высказывание или нет. По своей эффективности не отстает и технология сюжетно-ролевой игры.

Таким образом, развивающая среда дошкольного образовательного учреждения, где прибывает воспитанник учреждения, имеет значительный потенциал, широкие возможности для формирования и развития коммуникативных компетенций дошкольников. При достаточной разработке и выполнении воспитателями учреждения комплексной целенаправленной работы по формированию общения дошкольников, дошкольное учреждение на высоком уровне способно выполнить свои развивающие и обучающие функции. Использование воспитателями современных методов обучения коммуникативным способностям, будет способствовать появлению и развитию у детей активности в общении, смелости при постановке вопросов и озвучивании ответов, развитию творчества при полном усвоении общепринятых норм и правил культуры общения.

Список источников:

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» [текст] : учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений пособие для педагогов дошкольных учреждений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

2. Арушанова, А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника [Текст] : методическое пособие / А. Г. Арушанова. – М. : ТЦ Сфера, 2011. - 80 с.

3. Дубина, Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников [текст] : сборник игр и упражнений / Л. А. Дубина. – М. : Книголюб, 2006. – 64 с.

4. Королева, Г. Р. Учим общаться [Текст] / Г. Р. Королева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2010. – № 2. – С. 52-56.

5. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-синтез, 2010. - 304 с.

Публикации по теме:

Продуктивное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников. Создание и ведение сайтаПродуктивное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников. Создание и ведение сайта Центральное место в формировании личности ребёнка занимает семья. По мнению исследователей, именно от неё на 70% зависит, каким вырастает.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерамиВзаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации Российского образования является повышение его качества, приведение в соответствие с.

Взаимодействие родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее.

Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями На сегодняшний день практически все родители заинтересованы, чтобы их дети успешно развивались, социализировались и проходили обучения во.

Конструирование среды дошкольного образовательного учреждения как условие формирования экономической культуры детей старшего В современных условиях к образованию предъявляются новые требования: содержание, передаваемое в образовательных системах, должно подготовить.

План летней оздоровительной работы дошкольного образовательного учреждения СОДЕРЖАНИЕ 1. Цели и задачи работы в летний оздоровительный период….3 2. Регламентирующие нормативные документы …7 3. Принципы.

Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует внимания педагогов к таким понятиям,.

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей. "Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо.

Эколого-развивающий комплекс на территории дошкольного образовательного учреждения Введение. Экологическое воспитание - новое направление дошкольной педагогики. В последнее время экологические проблемы приобрели глобальный.

Зимняя сказка на территории дошкольного образовательного учрежденияЗимняя сказка на территории дошкольного образовательного учреждения Приветствую всех на моей страничке! Создание снежных построек на территории детских садов — традиция для многих педагогических коллективов,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы формирования коммуникативных способностей воспитанников дошкольного образовательного учреждения
Опубликовано: 28 марта 2017 в 14:15
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблемы формирования коммуникативных способностей воспитанников дошкольного образовательного учреждения» (включая файлы) размещена пользователем Лена Малиновская (УИ 239169) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД