МААМ-картинки

Проблемы понимания речевой инструкции детьми дошкольного возраста

Татьяна
Проблемы понимания речевой инструкции детьми дошкольного возраста

Дошкольный возраст – продолжительный и ответственный период в жизни ребенка, во время которого происходит множество больших и важных изменений в физическом и психическом развитии. В этом возрасте возрастает познавательная активность ребенка, появляются зачатки логического мышления, роль речи в изучении ребенком окружающего мира значительно увеличивается. Умение дошкольников успешно выполнять сложные задания по словесной инструкции показывает высокую степень развития произвольной регуляции.

Публикация «Проблемы понимания речевой инструкции детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Проблема понимания детьми дошкольного возраста речевой инструкции – одна из проблем в современном дошкольном образовании. Многие дети не умеют действовать по заданной инструкции, это не позволяет им успешно выполнять задания и поручения, что приводит к их учебной несамостоятельности и ощущению некомпетентности в выполняемой деятельности, понижению мотивации и самооценки ребенка.

Понимание инструкции дает ребенку возможность ориентироваться в задании, без которой невозможно выполнять его целенаправленно. Так же это влияет на игровую деятельность, которая является ведущей на этом этапе развития. Отсутствие умения действовать по вербальной инструкции мешает ребенку понять правила игры и следовать им, что влечет за собой потерю интереса и отказ этого вида игры, нередко возникают конфликтные ситуации между детьми.

Исследования регулятивной функции речи показывают, что годовалый ребенок может выполнять некоторые простые действия по речевым инструкциям. По данным M. Lewis после года в повторяющимся задании ребенок может исправить свою ошибку, но по данным А. Р. Лурии и других авторов ему это не доступно до двухлетнего возраста.

Ребенок в возрасте 2 – 2,5 лет может исправить свою ошибку, при выполнении инструкции, но при просьбе проговаривать своих действий вслух процесс нарушаются.

В 3 - 4 года проговаривание становится возможным, действия и условные реакции при проговаривании становятся более упорядоченными.

В 4 – 5 лет ребенок упорядочивает свои действия без дополнительных словесных инструкций, ребенок может давать речевую реакцию в ответ на дифференцированный сигнал.

В 4,5 – 5 лет ребенок может выполнять какую-либо деятельность опираясь на сложную инструкцию взрослого, проявляя способность направлять внимание под влиянием этой инструкции. В 5 – 6 лет внимание наиболее устойчиво к активной и игровой деятельности, появляется деятельность по самоинструкции. Эти данные основаны на исследовании развития внимания.

Исследования Г. А. Кислюка показывают, что наиболее просто дети выполняют наглядную инструкцию, но эффективность осознанности и запоминания выше при словесной инструкции.

Рассмотрим более подробно понятие «речевая инструкция».

Словесная (речевая) инструкция – это сформулированное словесное задание, которое способствует большей осознанности ребенком упражнения.

Существует несколько видов речевых инструкций.

Словесная инструкция может быть простая и сложная. К простой относятся инструкции, содержащие в себе смысл выполнения одного простого действия (Например, «дай мяч», «открой дверь»). С сложной относятся те речевые инструкции, которые подразумевают выполнение нескольких действий, они могут быть двухступенчатые («Сначала почисти зубы, потом садись завтракать», трехступенчатые («Возьми в саду лейку, набери в нее в ванной воды и полей все цветы на подоконнике») и тд.

Конфликтная инструкция – инструкция действия которой необходимо выполнять не по порядку, для правильного выполнения требуется предварительный анализ речевых структур (Например, «Позавтракай после того, как прочтешь газету», «Если сейчас ночь, нарисуй круг на белом квадрате, если сейчас день, нарисуй круг на черном квадрате»).

Наибольшие затруднения в выполнении вызывают конфликтные инструкции, так как их выполнение требует предварительного анализа текста данной инструкции, продумывания этапов и очередности выполнения.

Понимание речевой инструкции помогает выполнять задания правильно, дает возможность ориентироваться задании. При понимании инструкции ребенок имеет возможность проанализировать ее, что позволяет избегать ошибок.

Нарушения понимания речевой инструкции, при сохранном слухе, могут быть обусловлены:

- неустойчивым слуховым вниманием, нарушением концентрации внимания;

- невозможностью понимания или его затруднением из-за незнания значений слов;

- несформированностью фонематического восприятия;

- акустико-мнестическими факторами, а именно малым объемом воспринимаемой на слух информации;

- несформированность грамматического строя речи ребенка.

Наиболее актуальна данная проблема среди детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, так как у детей данной группы наблюдаются нарушения как в экспрессивной, так и в импрессивной речи, снижена вербальная память и продуктивность запоминания, внимание неустойчивое. Дети с общим недоразвитием речи путают последовательность и элементы заданий, забывают инструкцию или выполняют ее неверно.

Публикации по теме:

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться своими впечатлениями о моем посещении семинара, который проходил на базе детского сада.

Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Дата проведения контроля.

Научное обоснование проблемы интеграции детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательное пространство Данная разработка по теме: «Интеграция в образовательном пространстве дошкольного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья».

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Современные проблемы содержания образования и социального воспитания детей дошкольного возраста Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы понимания речевой инструкции детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 23 ноября 2022 в 20:11
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД