Получи документы

Проблемы семей, имеющих детей с ЗПР

Ирина Лекомцева
Проблемы семей, имеющих детей с ЗПР

Разностороннее изучение задержки психического развития (ЗПР) как специфической аномалии детского развития позволило получить ценные научные данные о специфике их личностной и познавательной сферы.

До поступления в школу родители могут заметить, что их ребенок отличаются от своих сверстников: неусидчив, невнимателен, менее любознателен, чем сверстники. Но в большинстве случаев родители не замечают такого поведения своих детей в дошкольном возрасте и не делают никаких активных шагов для исправления, коррекции сложившейся ситуации. Но, придя в школу, такой ребенок встречается с непосильными для него требованиями. Ему часто не удается "вписаться" в школьную жизнь и новый детский коллектив. Постепенно такие дети попадают в категорию неуспевающих. В этот период начинаются серьезные проблемы не только у ребенка, но и у всей семьи.

Публикация «Проблемы семей, имеющих детей с ЗПР» размещена в разделах

Изучение семей, имеющих детей с ЗПР, позволяет выделить разные их типы, разное отношение к особенностям ребенка.

В одних семьях ребенка опекают, собирают ему в школу портфель, контролируют каждое его действие при выполнении домашних заданий. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельности развиваются важные качества: уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность.

Не менее вредной для становления личности ребенка с ЗПР оказывается и противоположная крайность, при которой возможности детей явно завышаются, без учета их специфики. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, но и может проявиться как агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования родителей приводят к кому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы. Для того, чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанести учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью, нужно очень внимательно отнестись к организации его труда и отдыха.

Другой вариант отношений родителей к детям - безразличное и попустительское. Часто он встречается в социально неблагополучных семьях. Вначале они просто не замечают, как развивается их ребенок, а после, когда проблемы станут очевидными, начинают либо ругать, либо "махнут рукой".

Особенно важными для формирования личности школьника являются успехи первых лет обучения. В этот период закладываются не только базисные знания, но и умение учиться, взаимоотношения с педагогами, отношение к себе как к ученику. Дети с ЗПР нуждаются в помощи родителей в этот период больше своих сверстников. Однако эта помощь должна быть грамотной, основанной на знаниях о специфике ребенка, построенной на личностно-ориентированном общении.

Задержка психического развития не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития. В основе развития психики таких детей лежит та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому обследование врачом-психоневрологом ребенка с задержкой психического развития желательно: он может выявить признаки органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, может при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребенка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.

В настоящее время для детей с ЗПР разработаны образовательные программы, созданы специальные классы по системе коррекционно- развивающего обучения в стенах общеобразовательных школ. Родителям необходимо прислушаться к рекомендациям специалистов при поступлении их ребенка в школу и проведении психолого-педагогической диагностики готовности к обучению.

В дошкольный период родителям необходимо активно заниматься с ребенком, развивать навыки умственного труда, использовать разработанные в большом количестве дидактические материалы, развивающие игры и упражнения. Чем раньше начата работа с ребенком с ЗПР, чем выше вероятность компенсации недостатков его развития, тем выше гарантия, что проблем, связанных с поступлением в школу такого ребенка, станет гораздо меньше.

Публикации по теме:

Взаимодействие с семьями воспитанников, имеющих проблемы в речевом развитии «Взаимодействие с семьями воспитанников, имеющих проблемы в речевом развитии» Лесных Вера Николаевна Старший воспитатель МБДОУ детский.

Фотоотчет о проведении регионального научно-практического семинара «Взаимодействие ДОО и семей детей с ОВЗ»Фотоотчет о проведении регионального научно-практического семинара «Взаимодействие ДОО и семей детей с ОВЗ» 16 февраля 2018 года на базе МБОУ «Центр образования № 29» г. Тулы состоялся региональный научно-практический семинар для руководителей.

Использование элементов музейной педагогики как средство позитивной социализации детей, имеющих тяжелые нарушения речи В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов.

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей 3–4 лет, имеющих нарушения зрительных функцийКонспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей 3–4 лет, имеющих нарушения зрительных функций Путешествие в песочную странуЦели: используя возможности комплексного воздействия современных, в том числе здоровьесберегающих, технологий,.

Консультация педагога-психолога для родителей детей, имеющих трудности в развитии Многие родители дошколят встречаются с теми или иными трудностями в развитии ребенка. От незнания как себя вести родители либо начинают.

Педагогический проект «В дружбе взрослых и детей — сила сада и семей». Средняя группа Актуальность: Проблематика физического и психологического здоровья современного ребенка – дошкольника в последние годы наблюдается тенденция.

План самообразования «Проблемы адаптации детей к ДОУ». Отчет по самообразованию «Адаптация детей раннего возраста» Введение ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы адаптации детей к ДОУ 1.1. Адаптация к ДОУ как проблема научных исследований 1.2. Особенности.

Проблемы воспитания современных детей Семья – это место, в котором закладываются принципы нравственности, происходит становление характера и формируется отношение к людям. Пример.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, развивается.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов. Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы семей, имеющих детей с ЗПР
Опубликовано: 8 апреля 2018 в 21:03
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД