Папки-передвижки

Проект «Али-Гаджи из Инхо»

Умакусум
Проект «Али-Гаджи из Инхо»

МКДОУ «НИЖНЕИНХОВСКИЙ Д/С «УЛЫБКА»

С. НИЖНЕЕ- ИНХО ГУМБЕТОВСКОГО РАЙОНА

ПРОЕКТ

Жизнь и творчество

Али-Гаджи из Инхо

Автор: Подготовила: воспитатель

МКДОУ Детский сад «Улыбка»

Муртазаалиева Умакусум Магомедовна

1. Жизненный и творческий путь Али-Гаджи из Инхо.

Публикация «Проект „Али-Гаджи из Инхо“» размещена в разделах

Отсутствие достаточно полных и четких биографических сведений о жизни Али-Гаджи из Инхо, а также сколько-нибудь определенных датировок его произведений создает большие трудности в последовательном историко-хронологическом изучении творчества дагестанского поэта в контексте политической и литературной жизни общества. Между тем, мировоззрение поэта не могло складываться в отрыве от историко-культурного облика, характерного для Дагестана, Аварии, Койсубулинского участка, куда входил аул Инхо в то время. В связи с этим представляется целесообразным, прежде чем перейти к непосредственному анализу творчества Али-Гаджи, дать краткую характеристику политико-культурного состояния исторической эпохи.

Трудовая и творческая деятельность Али-Гаджи выпадает на период, последовавший за двумя крупнейшими событиями исторического значения- окончанием кавказской тридцатилетней войны, завершившейся поражением народно-освободительной борьбы под предводительством Шамиля в 1859 году, и почти совпавшей с ним крестьянской реформой 1861 года в России.

Али-Гаджи было приблизительно 15 лет, когда в Дагестане закончилась, наконец, многолетняя война и наступил мир. Тем не менее, будущий поэт обрел в этот период впечатления, которые не покидали его всю жизнь. Любознательный подросток жадно впитывал в себя вдохновенные рассказы о подвигах и героизме своих земляков. Поражения и победы шамилевских походов и битв особенно близко к сердцу принимали в родном ауле Али-Гаджи - в Верхнее Инхо, который волею судеб оказался в эпицентре основных событий национально-освободительной борьбы горцев (битв у Ахульго, Ашильта, Унцукуля, Андии др.). Юноша испытывал чувство законной гордости за причастность своего аула и его жителей к славе всенародной борьбы, и тем больнее отозвалась в душе будущего поэта горечь поражения 1859 года.

История освободительного движения способствовала рождению таких произведений, в которых живые акценты делались на гражданские и патриотические мотивы. Они были представлены поэтами, писавшими на арабском языке, такими как Хаджи-Мухаммед из Согратля и Мухаммед-Тахир аль Карахи, являвшимися приближенными и соратниками наиба Имама Шамиля, создавшими хронику движения "О дагестанских войнах в период Шамиля", в основу которой легли устные рассказы самого Имама. Поражение освободительной борьбы 1859 года под предводительством Шамиля явилось для Али-Гаджи крушением надежд на освобождение народа с помощью оружия. Отныне для него единственным путем устранения общественной несправедливости, социального зла и неравенства становится личное нравственное и духовное самосовершенствование и совершенствование других. Отсюда и просветительские идеи, культивирование знаний и образования назидательно-дидактический характер его поэзии, отсюда и глубокие размышления поэта над смыслом жизни, над духовной эволюцией личности. Однако и в эти художественные ориентиры жизнь вносит свои коррективы. Разгром восстания 1877 года и кровавая расправа над его участниками вызвали непоправимый надлом в душе поэта, глубоко разочаровали и лишили его веры в жизнь. Данным обстоятельством, скорее всего, объясняется появление в творчестве Али-Гаджи элегических настроений, пришедших не смену былому рационализму.

Творчество Али-Гаджи является как бы промежуточным звеном между арабской письменной литературой с ее религиозными идеями и литературой нового демократического направления.

К сожалению, мы не располагаем документальными данными о жизни поэта. Данные, дошедшие до нас, весьма скромны и противоречивы. Немало споров вызывает по настоящее время вопрос о датах рождения и смерти поэта. В книге М. Абдулаева "Мыслители Дагестана X|X и XXвв. " называются 1845-1890 годы, а в другой книге того же автора "Из истории философии и общественно-политической мысли народов Дагестана X|Xв. " даты жизни указывают как 1864-1889 гг. [1]. Исследователь С. М. Хайбуллаев придерживается иного мнения. В своей книге "О дореволюционной аварской литературе" он пишет, что на надгробной плите в Андрей-ауле написано "Талантливый мухаджир-салим умер во вторник месяца сафара 1306 г. " [126]. Эта дата хиджры соответствует вторнику сафара 1888 года, соответственно, дата рождения приходится на 1846 г. В 2005 году народный поэт Абасил Магомед, посвятивший несколько статей жизни и творчеству Али-Гаджи, перевел арабские цифры на современное летоисчисление по синхронным таблицам и уточнил даты рождения и смерти. В действительности, Али-Гаджи из Инхо родился 30 декабря 1845 года и умер 9 декабря 1888г., что точно соответствует надписи на надгробном камне. И будет желательно, чтобы все исследователи придерживались именно указанных дат во избежание еще большей путаницы.

Проследить жизненный путь поэта можно, опираясь только на слова потомков поэта, жителей селения Верхнее Инхо, ибо рассказы о нем, о его жизни передавались из уст в уста от поколения к поколению, так же, как и его стихи. По преданию, отец Али-Гаджи- Газимагомед был простым узденом, владел небольшим участком земли, слыл человеком умным и деятельным. Большой патриот и отчаянный храбрец, он служил сотником у имама Шамиля и был убит вскоре после рождения сына Али. До двенадцати лет поэт жил с матерью в селении Верхнее Инхо, которое в то время считалось одним из центров арабоязычной литературы и религии, в нем находилось два медресе, и туда на учебу стремились многие мутаилы со всей Аварии. Учиться у таких известных арабистов как Сиражутдин-Гаджи, Нурмагомед -Гаджи, Дарбиш-гаджи означало получить хорошее, по тем временам, духовное образование. Но двенадцатилетнего Али отправляют учиться в медресе другого селения- Миатли: там жить было легче, чем в Верхнее Инхо. К тому же родители освобождались от тягот обучения, так как ученики миатлинского медресе находились на обеспечении джамаата, да и вообще считалось, что вдали от семьи дети лучше познают жизнь, вырастают более крепкими, и потому они смогут целиком предаться наукам. Али учился в Миатли 12 лет и вернулся домой в 1869 году, в том же году джамаат соседнего селения Орота пригласил его в качестве кадия. Это было почетным местом для молодого алима, ведь Орота, как и Инхо, был одним из центров религии и арабоязычной науки, славившимся своими учеными. Образованный, интересный молодой человек сразу привлек к себе внимание сельчан. Джамаат любил и уважал его простоту, скромность, природный ум и справедливость. Каждый вечер у него собиралась вся аульская молодежь, где он читал им арабскую классику, сказки, старинные рассказы и притчи, а также свои первые лирические стихи. За это и за свой веселый нрав он и был прозван "бихьин-дибир" (озорник -мулла). В селении Орота он пробыл два года, после чего возвратился в Верхнее Инхо, где женился на своей односельчанке Айшат. Уже женатым мужчиной Али-Гаджи отправляется для совершения образования в селение Гадари, к ученому-арабисту Курбанову Кади. После этого он переехал на должность кадия в селении Буртунай, где проработал чуть больше года.

Некоторые исследователи считают, что Али-Гаджи после возвращения из аула Буртунай почти сразу же переехал в селение Эндирей, где прожил оставшиеся 17 лет (Ч. Юсупова, а причиной, побудившей его уехать, считают то, что он не мог прокормить семью, оставаясь в Инхо (О. Магомедов). Но и с тем, и с другим мнением трудно согласиться, потому что, во-первых, Али-Гаджи был человеком очень трудолюбивым, но он не гонялся за богатством. Когда ему говорили, что при желании он мог бы жить лучше, поэт отвечал, что, уходя на тот свет, все берут с собой только саван, независимо от того, богат он или беден. Во-вторых, быть образованным человеком во времена, когда одна книга стоила дороже коровы, иметь обширную библиотеку, а также два раза совершить паломничество в Хадж было не под силу простому бедняку, вынужденному ради заработка покинуть село. В-третьих, мы считаем, что он не мог переехать в Эндирей в 1874 году, когда ему было примерно 28-29 лет, поскольку на время отъезда у него было уже пятеро взрослых детей. Учитывая то, что Эндирей являлось одним из культурных и научных центров того времени, Али-Гаджи тесно общался с жителями этого села. В межсезонье, когда не было садово-полевых работ, поэт часто ездил туда, также он выполнял там должность хатиба, обучал детей Корану, но Али-Гаджи никогда не работал в Эндирее имамом мечети.

Как нам достоверно известно, причиной, побудившей его покинуть родное село, явилось то, что люди, с которыми он отказался породниться, выдав за их сына свою дочь Патимат, похитили ее. Рассердившись за столь наглый поступок, оскорбленный до глубины души, Али-Гаджи оставил село и завещал после смерти его в Верхнее Инхо не хоронить. Так он переехал в кумыкское село Эндирей, где жил до самой смерти, там же он был и похоронен. Ныне могила Али-Гаджи является местом зиярата.

Следует отметить, что переезд на равнину сыграл кардинальную роль в жизни Али-Гаджи и оказал решающее влияние на его творчество и становление его как поэта-просветителя.

Известно также, что Али-Гаджи дважды совершал паломничество в Мекку и был за это удостоен звания "хаджи". С тех пор его стали называть Али-Гаджи. Установить точные даты паломничества нам не удалось. Известно, что один раз он побывал в Мекке вместе с дагестанцами, которые отправились в хадж вместе с Шамилем. Имам, получив разрешение царя совершить хадж, написал в Дагестан письмо, чтобы желающие присоединиться к нему приехали в Стамбул, тогда-то впервые и поехал в Мекку Али-Гаджи. Поскольку дата шамилевской поездки известна, и в ноябре 1870 года он был уже в Медине, можно утверждать, что первый свой хадж Али-Гаджи совершил, будучи муллой в селении Орота. Второе путешествие по местам мусульманских святынь приходится на года работы в Эндирее.

Таковы внешнее событие жизни Али-Гаджи, которые удалось нам восстановить. Они, как мы видим, не столь богаты и разнообразны, но за этим несложным и размеренным бытием ученого-арабиста и поэта стояла напряженная работа ума и сердца, интенсивная духовная и творческая деятельность.

2. История публикаций и изучения творчества Али-Гаджи.

Али-Гаджи из Инхо - один из ярких представителей блистательной плеяды дагестанских поэтов второй половины X|X века. Наряду с даргинцем Омарла Батыраем, кумыком Ирчи Казаком, лезгином Етим Эмином, Али-Гаджи открыл новую страницу в истории культуры своего народа, сменив традиции арабоязычной литературы на художественные традиции своего народа и положив начало развитию аварской литературы на родной языковой основе.

Поэзия Али-Гаджи еще при жизни поэта снискала ему признание и любовь народа. Широкое хождение и популярность имели его дидактические стихи, мудрые изречения и назидания, религиозные проповеди и песнопения, элегии и сатирические стихи. Чтобы не быть голословными, мы считаем важным подчеркнуть следующий факт: когда в Темир-Хан-Шуре была создана типография, издававшая труды известных деятелей науки и культуры Дагестана, в горах были широко известны талантливые поэты Чанка из Батлаича и Махмуд из Кахаб-росо, жившие в тот период, но их произведения не издавались, в то время как произведения Али-Гаджи печатались систематически. Это, безусловно, свидетельствует о большой востребованности и актуальности его творчества для современников поэта. В этой типографии стихотворные произведения Али-Гаджи печатаются с 1905 года. Они входят в сборники Сиражудина из Обода "Сад Аваристан" ("Бустан Аваристан",1905, Абдулагаджи из Чоха "Сборник проповедей"("Ваг1забазул т1ехь",1912, причем, наряду с религиозными наставлениями, в эти сборники были включены и стихи светского характера - "Хъах1аб рас"("Седой волос,"Мискинчи хведал " ("Когда бедняк умирает","Г1елму ва жагьлу" ("Наука и невежество", а также дидактические миниатюры поэта. В 1913 году в типографии Мавраева отдельным изданием вышла поэма Али-Гаджи "Макка бахъиялъул турки"("Взятие Мекки", воспевающая исторический поход Пророка в Мекку. (138.4)

Известен был Али-гаджи и на Востоке, где он издавался наряду с Гасаном из Кудали, Мухаммед-Тахиром ал -Карахи и др.

Однако поэзия признанного народом мастера художественного слова Али-Гаджи была не очень воспринята властью, установившейся после Октябрьской революции 1917 года. Его творчество не укладывалось в определяющие каноны, выдвинутые новой властью, он был грамотен, получил отличное, по тем временам, арабское образование, к тому же Али-Гаджи не входил в число страдальцев, чья жизнь была загублена феодалами. Историческим фактом является то, что всё, имевшее отношение к религии, арабскому влиянию, было обречено на изживание. Все, написанное арабской графикой, подлежало уничтожению. Именно это и случилось с обширной библиотекой Али-Гаджи, которую он собирал всю свою жизнь. После смерти поэта его книги на шести мулах были вывезены в село Орота к кунаку для хранения. Но в результате доноса, испугавшись преследования со стороны властей, кунак вынужден был сжечь всю библиотеку. Однако при разборе книг ученого-арабиста моего деда Дибира, зятя поэта, была обнаружена книга о Хадже, на внутренней обложке которой была некая запись. При дальнейшем изучении оказалось, что надпись сделана на аджаме и дословно ее можно перевести как "Пакъир Инхоса Г1 али-Х1ажиясул, мулкалдаса цояб"("Одно из сокровищ убогого Али-Гаджи из Инхо"). Учитывая то, что слово "пакъир" с аварского можно перевести как "бедный", "убогий", мы полагаем, что в такой уничижительной форме о поэте мог отозваться только сам Али-Гаджи, которому, как известно, была свойственна такая форма обращения и манера письма. Следовательно, мы можем полагать, что запись сделана самим Али-Гаджи из Инхо. В той же книге обнаружены небольшие листки с записями, возможно, также написанные рукой Али-Гаджи.

Возвращаясь к теме принятия новой властью творчества аварского поэта, следует сказать: значительная часть его наследия, так называемая духовная поэзия, отклонена как реакционная, а к остальной она подходила с большой осторожностью. Однако интерес народа к творчеству Али-Гаджи не угасал, им интересовались не только филологи, но и философы. Порой, сознательно обходя острые углы и запретные темы, а порой и искренне разделяя регламентированные оценки и взгляды, исследователи не давали зарасти тропе к поэзии Али-Гаджи. К ним относится, в частности, литературовед Ч. С. Юсупова.

Впервые при советской власти стихи поэта были опубликованы известным аварским филологом Абдулатипом Шамхаловым в сборнике "Старинные песни и рассказы аварцев" (1928). Как сообщает составитель сборника, Али-Гаджи имел приятную наружность и красивый голос, обладал импровизаторским талантом, на ходу экспромтом сочинял стихи.

После значительного перерыва лишь в 1958 году стихи были напечатаны в "Антологии аварской поэзии". В 1972 году вышел первый сборник стихов поэта"Стихи"("Назмаби", а в 1995 году- вышел сборник стихов "Сочинения"(Асарал", куда вошла, наконец, и его духовная поэзия. В 2001 году сборник был переиздан. Русский читатель впервые познакомился с творчеством Али-Гаджи в 1934 году в Дагестанской антологии. В антологии 1934-1950, 1960, 1980-х годов включено не более 10 произведений поэта, к тому же они, на наш взгляд, не отличаются удачным переводом. Такое положение вещей, вероятнее всего, объясняется тем, что поэзия Али-Гаджи отличается большой своеобразностью. ЕЕ афористичность, образность, игра слов и глубокий подтекст очень трудно передать на другом языке.

Позже стихотворения Али-Гаджи были помещены в сборники "Поэзия народов Дагестана"(1960) и "Дагестанские лирики"(1961).(138.5)

Впоследствии высказывания и статьи об Али-Гаджи не раз появлялись в печати. Авторы отмечали социальную направленность, остроту и художественные особенности произведений поэта.

Глубокий анализ творчества Али-Гаджи принадлежит исследователю аварской поэзии Б. М. Магомедову. Автор монографии "Очерки дореволюционной аварской литературы"(1971) сосредоточивает свое внимание на произведениях светского содержания и отмечает общественный характер и социальную направленность многих его стихов, связь его поэзии с традициями устного народного творчества. Также он выявил неоднозначность художественного мира поэта [79].

Исследователь Б. М. Магомедов в числе прочих считает заслугой Али-Гаджи введение им в аварскую литературу силлабо-тонической системы стихосложения. В своей монографии "Очерки дореволюционной аварской литературы" он пишет: "Если обратиться, наконец, к стиховой стороне творчества Али-Гаджи, то здесь так же, как и в фольклорных произведениях, встречаются два вида силлабических стихов: один с одиннадцатисложным, а другой с четырнадцатисложным размером, как это было характерно и для его предшественников - Мусаева Магомеда др. поэтов. Но самой большой заслугой поэта в данной области надо считать введение им в аварское стихосложение силлабо-тонической системы"[79].

Важнейший вклад в изучение творчества аварского поэта внесла и Ч. С. Юсупова. В монографии "Али-Гаджи из Инхо : жизнь и творчество"(2005) автором сделана попытка создать целостную картину художественного наследия поэта. Исследователь выявляет мировоззренческие и эстетические основы поэзии Али-Гаджи в контексте различных культурных слоев: фольклорных и письменных, национальных и инонациональных, религиозных и светских, возрожденческих и просветительских, реалистических и романтических. Особое внимание Юсупова Ч. С. уделяет изучению влияния и роли восточных художественных традиций в творчестве Али-Гаджи из Инхо [138].

Творчество Али-Гаджи привлекло внимание и дагестанских историков. Значительное место анализу мировоззрения поэта уделяет в своей монографии доктор философии М. А. Абдулаев, который отмечает, что Али-Гаджи первым среди аварских поэтов говорит о несправедливости существующего строя, о тяжелом и бесправном положении народа

В 1995-2005 годах в Институте ДНЦ РАН были проведены научные сессии, посвященные 150-ти и 160-летию со дня рождения поэта, на которых литературоведы выступали с научными докладами по самым разнообразным проблемам творческого наследия Али-Гаджи из Инхо.

Привлекая большой фактический материал, исследователи раскрывают тематическое и жанровое многообразие поэзии Али-Гаджи, ее проблематику, глубину, бескомпромиссность в утверждении правды и справедливости.

3. Обзор творческого наследия Али-Гаджи из Инхо.

Творческое наследие Али-Гаджи чрезвычайно обширно и многообразно: до нас дошло около 90 больших и малых произведений. Его творческий арсенал насчитывает 14 лирических стихотворений, 38 сатирических произведений, 20 назидательных. 12 духовных стихов, 9 проповедей, 2 поэмы, 1 мавлид, а также огромное количество афоризмов и философских изречений в виде двустиший, четверостиший, восьмистиший.

Если рассматривать поэзию Али-Гаджи по жанровым критериям, то в ней представлены любовная, пейзажная лирика, философские и сатирические стихи, плачи и элегии, наставления, назидания, проповеди, мавлиды, турки, поэтические миниатюры, героико-эпические поэмы.

Поэзия Али-Гаджи интеллектуальна, мудра, самобытна и оригинальна. Стих поэта упруг, энергичен, емок, красив и благозвучен. В своем творчестве поэт в полной мере опирается на народную и профессиональную культуру стиха, укрепляет ее традиции и сам прокладывает новые пути, доводит до совершенства различные формы параллелизма, характерные для композиции аварской поэзии, придающие ей песенную мелодичность, симметрию, созвучность, лад. В отличие от своих предшественников, писавших тяжеловесными шестнадцатисложными и четырнадцатисложными силлабическими стиховыми размерами, Али-Гаджи вводит в свою поэзию динамичные одиннадцати - и семисложные размеры, в которых наблюдается четкая цезура, симметрия полустиший, скрепленных между собой богатой аллитерацией. Известно также, что в аварской поэзии не практиковалась конечная рифма. Полустишия и стихи цементировались богатыми звуковыми повторами, подхватами по всей строфе, если созвучия строк и совпадали, то это были банальные рифмы, выраженные одинаковыми членами предложения, частями речи, чаще всего прилагательными и глаголами. Али-Гаджи использует опыт арабской поэзии, в которой отдельные произведения от начала до конца рифмовались на одну и ту же букву, что мы наблюдаем в сатирическом стихотворении Али-Гаджи "Будурани".

Что же касается поэзии Али-Гаджи в целом, ее идейно-тематическое содержание и художественно-эстетический строй, богатство поэтической образности и языковой изобразительности опираются, в первую очередь, на два равновеликих национальных источника - устное народное творчество и достижения поэтов-импровизаторов и поэтов-письменников.

Как известно, Али-Гаджи сам имел большой талант импровизатора. Он на ходу сочинял стихи, афоризмы и эпиграммы. В то же время Али-Гаджи пользовался неисчерпаемым богатством фольклора, с которым был знаком с раннего детства. Опора на народную поэзию для Али-Гаджи, выходца из крестьянской семьи, естественна и органична, аварский фольклор в бытность поэта жил яркой и интенсивной жизнью. Примером чего могут служить песни о народно-освободительной борьбе, о восстании 1877 года, пронизанные идеей борьбы за независимость, стремлением восславить патриотизм, героизм и стойкость, проявленные горцами.

Источником поэтического вдохновения Али-Гаджи явилась и народная лирическая песня, являвшаяся основным жанром аварского фольклора. Воздействие народной лирики на поэзию Али-Гаджи проявляется и в способах создания образа, особенностях стиля, композиции, средствах художественной выразительности. Так, излюбленным жанром Али-Гаджи становится песня-монолог, которая наиболее соответствовала раскрытию внутреннего мира лирического героя. Широко использует поэт и такое средство художественно-изобразительной выразительности, как олицетворение: привлечение мира природы для сопоставления, уподобления миру человеческих переживаний. Объектом его лирики становится и непосредственно сам пейзаж: цветы, деревья, которые отцветали, зеленели, клонились от ветра и т. д.

Публикации по теме:

Познавательно-творческий проект «Детский сад с Днём рожденья поздравить хотим, новый проект для него создадим» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида №48 «Журавушка».

Проект «ГТО в ДОУ» Проект «ГТО в ДОУ». Мы строим будущее смело, Шагаем к цели, как спортсмены! С пути мы, верно, не сойдём – Здоровье нации вернем! России.

«Книжкин дом». Проект «Любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг, но и до конца верный спутник» М. Шолохов. Актуальность проблемы: В последнее.

Проект ко Дню матери Образовательная область Деятельность Содержание Физическое развитие Здоровье Утренние гимнастики с мамами; пальчиковая игра «Семья» Физическая.

Проект «Мой Дмитров» Проект «Мой Дмитров» В огромном мире у каждого есть своя малая Родина, и мы несем по жизни в сердце ее частицу. Воспитать в ребенке патриотические.

Проект по фольклору МУЗЫКАЛЬНО - ПЕДОГАГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Фольклор, как средство повышения интереса дошкольников к народному творчеству». Чем раньше.

Проект «Родина моя» Проект Тема: «Родина моя - Бурятия» Вид проекта: информационно-творческий Участники: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Проект Семейный проект «Рыбалка — самый любимый вид отдыха нашей семьи» Тип проекта: информационно - практико-ориентированный, групповой. Участники проектной деятельности: дети,родители , воспитатели. Предполагаемый.

Проект «Социально-коммуникативное развитие дошкольников через дизайн-проект» «Как гимнастика исправляет тело, так творчество исправляет душу. А состояние человеческой души – одна из главных целей воспитания». (Сухомлинский.

Творческий проект «Осень». Творческий проект «Лето» Творческий проект "Осень" СОДЕРЖАНИЕ Паспорт проекта.. .. .. .. 9 Актуальность проекта.. .. .. . 11 SWOT – анализ проекта «Осень,.

Автор публикации:
Проект «Али-Гаджи из Инхо»
Опубликовано: 22 ноября 2019 в 22:09
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД