Ольга Слободчикова
Проект «Давайте жить дружно!»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование необходимости создания проекта.
В последнее время родители и педагоги все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко читают сказки, используют в своей речи поговорки и пословицы. А ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта.
Публикация «Проект „Давайте жить дружно!“» размещена в разделах
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой личности, это залог успешного психического здоровья человека.
Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря чтениям сказок. Так как сказка несет в себе колоссальную информацию составляющую, передаваемую из поколения в поколение. Они помогают развивать у детей способность к сопереживанию, к пониманию внутреннего мира другого живого существа, умение глубоко проникнуть в этот внутренний мир и готовность адаптировать свое восприятие к восприятию другого человека. Сказка также показывает детям: как дружба помогает победить зло; как добрые и миролюбивые побеждают.
Сказка учит ярким и сильным человеческим чувствам. Ребенок не только сопереживает происходящее в сказке события, но и отождествляет себя с ее героями. Поэтому важно обращать внимание на то, к чему стремятся персонажи и как достигают поставленных целей. На разных этапах обучения одни и те же произведения могут использоваться с разными целями: либо для развития восприятия речи, либо для развития невербальных способностей (языка, поз, жестов и т. д., либо для развития речевой коммуникации.
Ребенок дошкольного возраста, приобретая в дошкольном образовательном учреждении важное умение, создавать доброжелательные взаимоотношения с людьми, родными и близкими, сверстниками и детьми постарше, знакомыми и незнакомыми, - должен уметь это делать красиво и правильно, чтобы он и его собеседник получали удовольствие от общения. Актуальность проблемы воспитания культуры поведения обусловлена следующими причинами:
Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям, формируется в целом механизм нравственного становления личности и каждый его компонент: чувства и отношения, мотивы навыки и привычки, поступки, знания и представления, обуславливающие формирование качеств личности, как положительных, так и отрицательных.
Особенностью психического развития детей дошкольного возраста является произвольность, что способствует формированию саморегуляции, самоконтроля, в большей степени обеспечивающие устойчивость нравственного поведения.
Привычки нравственного поведения дошкольников носят неустойчивый, ситуативный характер, поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа с учетом индивидуальных особенностей детей.
Формирование дружеских взаимоотношений - сложный деятельный процесс, нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат, поэтому воспитателям надо терпеливо повторять использованные методы и подбирать новые, с пониманием относится к тому, что результат будет достигнут не сразу, и может не совсем в той форме, к какой мы ожидаем.
Наблюдая за поведением детей, я обратила внимание, что дети часто вступают в конфликты, ссорятся из-за игрушек, не принимают друг друга в игры.
Система обучения и воспитания детей строится на основе психолого-педагогического подхода, исходным положением которого является рассмотрение речи как деятельности со всеми ее составляющими компонентами. Поэтому в предлагаемом проекте большое внимание уделяется работе с детьми по использованию игрового, продуктивного, познавательно-речевого содержания по средствам эффективного использования малых фольклорных форм.
Данный проект необходим :
Воспитанникам:
Для формирования дружеских отношений. Для речевого развития ребенка.
Педагогам:
Для повышения профессиональной компетентности в вопросах создания условий для формирования, доброжелательного отношении детей друг к другу, взаимопонимания, на основе принципов общения друг с другом, используя комплексный подход.
Цель проекта :
Создание условий для формирования и укрепления дружеских отношений в группе средствами устного народного творчества.
Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов.
Задачи проекта :
• Образовательные:
- знакомство детей с эмоциональными состояниями человека в разных ситуациях;
- развивать эмоциональную сторону детской личности;
- учить детей дружеским формам взаимодействия;
- развивать творческие и речевые способности детей в поддержании дружеских отношений;
- Обосновать значение устного народного творчества в развитии речи детей;
- Приобщать родителей использоватьсредства устного народного творчества ввоспитаниидетей;
• Воспитательные:
- Воспитывать позитивное отношение к дружбе между людьми;
- Расширять словарный запас для выражения дружеских чувств;
-Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества;
Участники проекта : педагоги средней группы № 8 «Тюльпан», дети средней группы, родители.
Срок реализация проекта - один год.
Ресурсное обеспечение проекта :
Программно-методическое обеспечение проекта :
1. Васильева М. А. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.- 368с.
2. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий». М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 80с. : Цв. Вкл.
3. Дьяченко О. М. и Е. А. Агаевой «Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет», «Чего на свете не бывает» -М. : Просвещение, 1991. - 64 с.
4. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Познаю себя, Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраст. - М. : Баласс», 2007. – 160с.
5. Кузнецова Л. В., Панфилова М. А. «Формирование нравственного здоровья дошкольников» - М. : Сфера ТЦ, 2002. - 64 с. ;
6. Лаврентьева Е, «Подбери рифму» - Росмэн-Издат, 2006 .- с. 64 д. и.
7. Лопатина А. А., Скребцова М. В. «Сказка о дружбе». ООО «Издательский Дом «Литера»» С. -П., 2013. – 24с.
8. Маханева М. И. - М. Давыдова «Театрализованная деятельность в детском саду» -М. : Сфера ТЦ, 2009.-128с
9. Осеева В., Рассказы, сказки, стихи
10. Пазухина И. А. «Давайте познакомимся» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4— 6 лет: Пособие для практических работников детских садов / Автор-составитель И. А. Пазухина — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 272 с., ил.
11. Русские народные сказки
12. Серия «Стихи для самых маленьких». «Хорошо и плохо». Книжка с заданиями. – М. : ООО ХАТБЕР – М, 2015. – 40с.
13. Смирнова Е. О. «Межличностные отношения дошкольников».- М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 158 с. : ил.
14. Степанов В. А. «Уроки воспитания» стихи и рассказы для младшего возраста ООО «Фламинго», 2004. – 16с.
15. Фесюкова Л. Б. Демонстрационный материал «Воспитываем сказкой» : комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х. : Изд-во «Рынок», 2008. – 18
16. Фесюкова Л. Б. Демонстрационный материал «Я и другие». Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. Демонстрационный материал: 12 картинок + 12 схем.
17. Хромова С. «Психологические игры для детей». Дом ХХI век" в 2009. – 189с.
18. Шипицина Л. М. «Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 лет)» - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010 .- 16с.
Ожидаемые результаты проекта :
Дети:
Систематизировать знания о дружбе, нормах поведения и правилах взаимоотношений со сверстниками, научить применять свои знания на практике, улучшить микроклимат в группе и взаимоотношения между сверстниками.
Воспитывать уважительное отношение друг к другу; развивать коммуникативные способности; учить взаимодействовать в группе.
Родители:
повышение педагогической культуры родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
Координацию пунктов проекта осуществляют педагоги средней группы.
Проект не требует дополнительных бюджетных средств. Затраты на проведение проекта осуществляются из благотворительных средств родителей.
Основные этапы:
Цель: разработать проект.
Содержание: изучение литературы по данной теме, подбор методической литературы, художественной литературы, пополнение книжного уголка, подбор наглядного материала для бесед, дидактических игр, коммуникативных игр, физкультминуток, подбор мультфильмов, разработка мероприятий педагогического проекта.
IIэтап – основной. Цель: реализация проекта в образовательную практику.
Содержание: Этические беседы, ситуативные разговоры, игры- интервью, рассказы детей, пословицы и поговорки о дружбе, чтение художественной литературы с последующей беседой, рассматривание картинок с развивающим диалогом, словесные, коммуникативные игры, слушание, пение песен о дружбе, подвижные, дидактические сюжетно-ролевые игры, ролевая гимнастика, рисование, оформление коллективной стенгазеты, минутки изобразительной деятельности.
Работа с родителями. Домашние задания: порекомендовать чтение произведений о дружбе детям, подобрать и выучить с ребенком пословицу или поговорку о дружбе.
реализация запланированных мероприятий,
IIIэтап – заключительный. Цель: анализ и обобщение результатов по реализации проекта «Давайте жить Дружно!»
Презентация проекта.
Совместное развлечение Игра КВН «Давайте жить дружно»
Совместное изготовление лэпбука «Давайте жить дружно!»
План – график проекта.
Сроки
Мероприятия Результат
Iэтап – подготовительный. Цель: разработать проект.
Сентябрь Изучение литературы по данной теме, пополнение книжного уголка, подбор наглядного материала для бесед, дидактических игр, подбор мультфильмов, музыкальных произведений. Разработка мероприятий педагогического проекта. Пополнение методической литературы;
Выявление проблем и возможные перспективы их устранения;
Система мероприятий проекта по воздействию с детьми, с семьями;
IIэтап – основной. Цель: реализация проекта в образовательную практику.
Месяц Взаимодействие с детьми через виды детской деятельности Взаимодействие с родителями
Октябрь - ноябрь Тема: «Учим дружить»
Задачи:
1. Знакомить с понятием «Дружба» через чтение русских народных сказок;
2. Воспитывать уважительное отношение;
3. Развивать чувство понимания и потребности в общении со сверстниками;
Коммуникативная
Беседы «Что такое дружба?», «Для чего люди здороваются?», «Правила дружбы», «Дружба начинается с улыбки»;
Конспект занятия на тему: «Что такое дружба?»;
Разучивание пословиц о дружбе;
Составление рассказов по сюжетным картинкам;
Разучивание ритуала приветствия: «Учимся здороваться»;
Зарядка для язычка.
Социально – коммуникативная
Просмотр презентации «Что такое дружба»;
Двигательная
Физминутка: «Здравствуй небо голубое», «Дрессировка»
Пальчиковая гимнастика: «Здравствуйте», «Сорока – белобока», «Пальчики»;
Восприятие художественной литературы и фольклора
А. Павловой «Сказка о дружбе котёнка Кеша и мышки Мани»,
«Теремок», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь»;
Просмотр мультфильма: «Лунтик», «Фунтик и его друзья», «Самый большой друг», «По дороге с облаками», «Котенок по имени Гав»;
Изобразительная:
Рисование «Дерева дружбы», «Теремок» аппликация; Лепка героев к сказке «Теремок»;
Выполнение оригами: «Лягушку»;
Игровая деятельность:
Инсценировка сказки «Кот, Петух и Лиса»;
Подвижные игры: «Птички и ветер», «Котятки», Курица и цыплятки», «Маленькие зайчики»;
Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо»;
Коммуникативные игры: «Клубочек», «Ветер дует на…»;
Консультация для родителей «Учить детей общаться», «Сказка в жизни ребенка»,
Привлечь родителей к изготовлению зверюшек из фетра для пальчикового театра;
Привлечь к подбору материала «Пословицы о дружбе»;
Привлечь родителей к сбору художественной литературы русских народных сказок;
Итоговое мероприятие: Изготовление мягкой книжки по сказке «Теремок»
Декабрь - январь Тема: «С детства дружбой дорожи»
Задачи:
1. Формировать понятие «Друг», «Дружба»;
2. Развитие речи, мышление и памяти дошкольников;
3. Воспитание уважительного отношения;
Коммуникативная
Беседа на тему: «О друзьях и дружбе», «Кто такой друг?», «О дружбе и друзьях», «Зачем нужен друг?»;
Конспект занятия на тему: «Дружбой крепко дорожить»;
Разучивание поговорок на тему дружба;
Разгадывание загадок по сказкам;
Разучивание пословиц;
Составление рассказов по сюжетным картинкам;
Разучивание ритуала приветствии: «Здравствуй, Небо!»;
Зарядка для язычка;
Социально – коммуникативная
Просмотр презентации: «Дружба в сказках»;
Двигательная
Физминутка: «Настроение», «Встаньте, дети, встаньте в круг…» «Игра на пальцах»;
Пальчиковая гимнастика:
«Где твой пальчик?», «Солнце», «Этот пальчик хочет спать»;
Восприятие художественной литературы
сказка М. Пляцковского «Урок дружбы», Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», просмотр мультфильма «Кота Леопольда», «Чебурашка», Мудрые сказки тетушки совы «Цветы дружбы»,
Слушание и пение песен о дружбе : «Настоящий друг», «Веселые друзья»;
Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевая игра «Друг заболел»;
Игра-интервью «Хороший ли ты друг?»;
Подвижные игры: «Утка, утка, гусь», «Кот и мышка», «Апельсин»;
Дидактические игры: «Подбери рифму»;
Коммуникативные игры: «Найди друга», «Рукавички»;
Изобразительная:
Инсценировка сказки «Маша и медведь»; Раскрась сказку, обведи по точкам и узнай сказку; Лепим сказку «Заюшкина избушка»;
Выполнение оригами: «Зайчика»;
Привлечь к подбору материала «Поговорок о дружбе».
Привлечь к подбору материала «Стихов о дружбе».
Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», «Воспитание сказкой»
Папка-передвижка «Дружба»
Родительское собрание «Дружба»
Памятка «Правила дружбы»
Итоговое мероприятие: Изготовление настольного театра к сказке «Три медведя»;
Февраль - март Тема: «Дружба нужна всем»
Задачи:
1. Расширение знаний детей о дружбе;
2. Учить детей видеть понимать, оценивать чувства и поступки других, через восприятие фольклора;
3. Развивать речевые умения;
4. Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу;
5. Формировать нравственные качества воспитанников, умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе;
Познавательно – исследовательская
Беседа на тему: «Дружбой дорожить умейте!», «Как научиться дружить. Или … Секреты дружбы»;
Конспект занятия на тему: «Дружба»;
Проведение викторины: «Кто с кем дружит?»;
Разучивание ритуала приветствия: «Доброе утро»;
Зарядка для язычка;
Слушание и пение песен о дружбе : «Улыбка», «Все мы делим пополам»;
Двигательная
Физминутка: «Раз, два, три, четыре, пять, шесть», «Все ребята дружно встали», «Как у наших у ребят»;
Пальчиковая гимнастика:
«Пришла весна», «Водичка», «Птички в гнезде», «Этот пальчик…», «Гармошка»;
Восприятие художественной литературы
Чтение и обыгрывание русской народной сказки «Лиса и журавль»;
Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»;
Чтение: В. Катаев «Цветик — семицветик», Л. Воронкова «Что сказала бы мама?», «Ласковое слово»;
Просмотр мультфильма «Просто так», «Серая шейка», «Мешок яблок»;
Игра-интервью «Каким должен быть друг?»;
Игровая деятельность:
Подвижные игры: «Снежный ком», «Угадай кто тебя позвал по голосу»;
Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо»;
Коммуникативные игры: «Сочиним историю», «Дракон»;
Изобразительная:
Вылепить к сказке «Три медведя» друга для мишки, что бы он отпустил Машу домой; Лепка героев к сказке «Три медведя»;
Папка - передвижка «Уроки общения. Игры - мирилки»
Папка – передвижка «Фольклор как средство общения детей»
Привлечь родителей к изготовлению вязаного театра «Маша и медведь»
Консультация для родителей «Развитие коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности»
Итоговое мероприятие: Совместное изготовление стенгазеты «Давайте жить дружно!»
Апрель - май Тема: «Дружба — великая сила»
Задачи:
1. Воспитывать дружелюбие, способствовать сплоченности коллектива;
2. Учить детейдоброжелательно относится друг к другу, сопереживать, сочувствовать, проявлять доброту, заботу, внимательно относится к окружающим;
3. Развивать речевые умения;
4. Расширять и систематизировать знания о культуре поведения и взаимоотношениях между детьми;
5. Учить размышлять над нравственной сутью поступков;
Познавательно – исследовательская
Этическая беседа: «В чем сила дружбы?», «Хороший ли ты друг?», «Хорошо ли иметь друга?»;
Конспект занятия на тему: «Секреты дружбы»;
Разучивание ритуала приветствия: «Как тебя зовут?»;
Восприятие художественной литературы
Чтениес последующей беседой: В. Осеева «До первого дождя», В. Катаев «Цветик - семицветик», С. Михалков «Хорошие товарищи», Е. Благина «Подарок»;
Игровая деятельность:
Подвижные игры: «Ручеек», «Твистер», игра- шутка: «Сиамские близнецы»;
Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо», «Правила поведения»;
Коммуникативные игры: «Дотронься до…», «Поварята»;
Сюжетно-ролевые игры: «В гости к другу», «Бюро добрых услуг»;
Изобразительная:
Составление коллективной стенгазеты: «Давайте жить дружно!»; Лепка героев к сказке «Маша и медведь»;
Привлечь родителей к оформлению выставки стенгазет «Давайте жить дружно»
Консультация для родителей «Воспитание сказкой»
Родительское собрание «О детской дружбе»
Папка – передвижка «Учимся отгадывать загадки»
Папка – передвижка «Воспитание дружеских отношений»
Итоговое мероприятие:совместное развлечение Игра КВН «Давайте жить дружно»
Презентация проекта : Совместное изготовление лэпбука «Давайте жить дружно!»
III этап – заключительный. Цель: анализ результатов по реализации педагогического проекта.
Анкетирование родителей, анализ проведенных мероприятий, выступление на Совете педагогов с мультимидийной презентацией, определение дальнейших перспектив данного проекта
Дальнейшее развитие проекта :
Планируем продолжить работу над проектом в старшей группе;
Расширить границы данного проекта с привлечением детей, педагогов и родителей других групп дошкольного учреждения.
Результаты, достигнутые к завершению проекта. (2016/17г)
Результаты.
Педагоги ДОУ:
Совершенствование профессионального мастерства педагогов в вопросах взаимоотношения детей друг с другом;
Использование информации и методической базы для проектной деятельности;
Дети:
Дети систематизировали знания о дружбе, нормах поведения и правилах взаимоотношений со сверстниками, научились применять свои знания напрактике, улучшился микроклимат в группе и взаимоотношения между сверстниками;
Продолжать воспитывать уважительное отношение друг другу, продолжать развивать коммуникативные способности, научили детей взаимодействовать в группе;
Родители:
Повысили педагогическую культуру родителей, установили с ними доверительные и партнёрские отношения;
Стали проявлять заинтересованность в вопросах взаимодействия детей друг с другом, активнее участвовать в совместных мероприятиях ДОУ;
Проект может быть реализован в любом дошкольном учреждении.
В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
В. Шаинский