Марина Трушкина
Проект «Детская журналистика» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта : Актуальность
ФГОС дошкольного образования одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования определяет, что «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и чувства, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения». Для успешного речевого развития дошкольников необходимо создать условия, в которых они могли бы рассказать о том, что интересного произошло в группе или дома, поделиться своими впечатлениями, высказать свое мнение. Коммуникативная деятельность тесно взаимосвязана и с игровой деятельностью. В игре дети наиболее свободно общаются, выражают свои эмоции, отражают свои знания об окружающей действительности, поэтому мы посчитали возможным реализовать игровой проект «Детская журналистика».
Публикация «Проект „Детская журналистика“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
Проблема проекта :
Анализ педагогического процесса свидетельствует о том, что педагоги испытывают серьёзные затруднения в организации работы по речевому развитию дошкольников. Речь является ведущим средством общения. Однако она используется ребёнком как средство общения в ситуации, которая возникает только при необходимости и при желании вступить в речевое взаимодействие. Неумение организовать постоянное содержательное речевое общение, учитывающее потребности ребёнка, приводит подчас к недоразвитию речи. Задача воспитателей – стимулировать содержательное, продуктивное общение ребёнка со взрослым и другими детьми в различных видах деятельности. Организация ситуаций, вызывающих потребность речевого взаимодействия в игре, в процессе обучения, является профессиональной обязанностью каждого воспитателя детского сада. Теория и практика дошкольного образования убедительно доказала необходимость специально организованной деятельности по развитию речи, формированию речевых умений и навыков, овладению связной монологической речью.
Цель проекта : содействовать развитию коммуникативных навыков детей в игровой деятельности и социальной компетентности детей; направить интерес детей с процесса игры на процесс получения результата. Диалог, творчество, познание, саморазвитие - фундаментальные составляющие проекта.
Задачи проекта :
1. Целенаправленно организовать детскую журналистскую, исследовательскую деятельность в ДОУ.
2. Повысить образовательный уровень педагогов по данной теме.
3. Активизировать деятельность всех участников образовательного процесса: педагогов, воспитанников и родителей.
4. Помогать дошкольнику, овладевать связной диалогической и монологической речью через изучение основ профессии журналиста.
5. Развивать коммуникативные навыки и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, успешного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками и родителями.
6. Развивать у воспитанников познавательные процессы, способность поисково-исследовательской деятельности, экспериментированию и проведению различных опытов.
Тип проекта : практико-ориентированный, познавательно-игровой,творческий
Место реализации проекта : МКДОУ № 15
Участники проекта : дети 5-6 лет, воспитатели, родители.
Продолжительность: долгосрочный проект, с 1.04 по 31.08.2021г
Методические приемы
Моделирование – Объяснение - Беседа -Вопросы -Рассматривание -Дидактические игры- Пример ведения интервью
Планируемый результат: Овладение связной диалогической и монологической речью через изучение основ профессии журналиста. Развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, успешного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада. Создание у дошкольников чувства принадлежности к группе, развитие положительных эмоций от общего, творческого дела. Сотрудничество с семьей в познавательном и социальном развитии дошкольника и подготовка к школе.
Этапы реализации проекта
1 этап – «Мы - исследователи»
Цель: расширение представлений детей о средствах массовой информации, о роли газет и журналов в жизни людей, формирование начальных представлений о профессиях, связанных с журналистикой
Знакомство с таким понятиями, как «Журнал» и «Газета»
История создания газеты и журнала
Целенаправленное рассматривание и изучение
Знакомство с профессией «Фоторепортера»
Знакомство с историей создания фотоаппаратов
Знакомство с профессиями: «Журналист», «Редактор» «Художник - оформитель»
Презентация «Профессия - журналист»
Мастер-класс по изготовлению микрофонов
Беседа о профессии «журналист»; рассматривание иллюстраций, фотографий, журналов; чтение книг
Цель: развитие коммуникативных навыков, изучение азов риторики, знакомство с такими понятиями, как – темп речи, тембр голоса, совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи.
Коммуникативная деятельность: Интервьюирование -Рассказ -Восприятие худ. литературы -Беседы, пальчиковые игры, чистоговорки Речевые игры -Дидактические игры -Настольно-печатные игры- ОД
Игровая деятельность: Сюжетно-ролевые игры -Подвижные игры
Пресс-коференция «Сто вопросов взрослому»
Изобразительная деятельность
Рисование иллюстраций
Конструирование коллажа
Аппликация для заметок
2 этап – «Говорим правильно»
Пальчиковая гимнастика, речевые игры
Образовательная деятельность
Экспериментальная деятельность
Дидактические игры
Подвижные игры
Конкурс чтецов
Встреча с гостями
3 этап – «Интервьюирование»
Вход в Диалог - Приветствие
Цель:- Интервью -Рассказ о работе - О профессии
В работе по обучению приему «Интервьюирование» использовали метод «Мнемотехника» что в переводе означает «искусство запоминания».
Прием, заметно облегчает овладение детьми, связной речью, кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает диалог четким, связным и последовательным, обеспечивая эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, а это имеет приоритетное значение для полноценной подготовки к школе.
Интервью в свободной деятельности
Тематические беседы, сюжетно-ролевые, дидактические игры, направленные на накопление и активизацию словаря по теме.
Усвоив определенные знания, вооружившись необходимыми атрибутами дети учились брать интервью:
«В медицинский кабинет»
«В кабинет учителя -логопеда»
«На кухню к повару»
«В кабинет к психологу»
Путешествие по детскому саду
Кто еще работает в нашем саду -O-
Поздравляем с Днем Победы!
Информация для родителей
Заключительный этап – Представление газеты "Хочу все знать!"
Итогом реализации проекта стала его презентация с фотоотчетом.
Приложение 1
Сюжетно-ролевая игра «Мы – журналисты»
Цель:
• развитие связной диалогической речи, коммуникативных навыков и личностного взаимодействия детей друг с другом.
Задачи:
1. расширять и активизировать словарный запас старших дошкольников;
2. закреплять навыки ведения диалога;
3. развивать умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе.
Оборудование и атрибутика к игре «Мы – журналисты»
Детские компьютеры, детские кинокамеры, детские фотоаппараты, блокноты, карандаши, нагрудные знаки, кепки с символикой, косынки-галстуки, микрофоны.
Алгоритм проведения сюжетно-ролевой игры «Мы- журналисты»
1. Подготовительная работа: изготовление атрибутов, предварительная речевая подготовка, чтение произведений, тематические беседы, обогащение словарного запаса, дидактические игры.
2. Творческие задания, командировки по детскому саду.
3. Творческие отчеты.
4. Выпуск газеты «Хочу все знать!».
Словесная игра «Угадай, о ком я говорю!»
Цель: закрепить знания детей о различных профессиях и расширить их перечень новыми.
В ходе игры воспитатель описывает профессию, но не называет ее. Можно предложить следующие профессии: воспитатель, журналист, фотограф, рекламный агент, диктор, художник, дворник, повар, корректор.
«Подбери то, что тебе нужно для работы»
Дети разбиваются на команды. Каждая команда получает набор карточек с изображением предметов, необходимых для работы человеку определенной профессии. Воспитатель называет профессию, а дети должны подобрать к ней всю атрибутику. Побеждает команда, которая сделает это быстрее всех. В результате словарь детей обогатился профессиональной терминологией: оператор, диктор, звукооператор, режиссер, рекламодатель, корректор, корреспондент.