Кузьмина Анастасия
Проект для подготовительной группы «Север — удивительное царство»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Север-удивительное царство» в подготовительной группе 6-7 лет.
Тема проекта : «Север-удивительное царство»
Вид проекта : краткосрочный (24.10.2022 – 11.11.2022)
Участники проекта : дети подготовительной группы 6-7 лет, воспитатели группы, родители воспитанников.
Публикация «Проект для подготовительной группы „Север — удивительное царство“» размещена в разделах
Актуальность: Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.
Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умение по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение- необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие природы, их разнообразия, динамика, эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства.
По своей природе дети дошкольного возраста очень любознательны и познают мир с большим удовольствием. Задача педагога поддерживать и развивать интерес к окружающему миру. Наша планета очень велика и побывать в каждом уголке практически невозможно, однако, это не значит, что кругозор детей должен быть ограничен только той местностью, в которой они живут. Надо как можно больше рассказывать им о людях и животных других стран, воспитывая тем самым толерантность, бережное отношение к природе, и расширяя кругозор. Стремление к сохранению и преумножению природных богатств для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания.
В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности,
формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно формировать у
детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Каждая страна уникальна. И задача каждого поколения сохранить эту самобытность. А сохранить ее можно, если приобщать ребенка с раннего возраста к ценностям духовной культуры, выбрать нужные ориентиры для его воспитания.
В современном обществе присутствуют люди разных национальностей и, поэтому с самых ранних лет, требуется формирование национального самосознания, толерантных отношений у детей. Так как основу культуры человечества составляют национальные культуры, то приобщая детей к истории, традициям, обычаям разных народов мы помогаем детям в освоении общечеловеческих ценностей – культурных, социальных, моральных. Нам важно научить детей строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, быть готовыми принять других людей, их взгляды, обычаи такими, какие они есть. Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой: неуважение старшего поколения, уничтожение памятников истории, праздная жизнь, безразличие и многое другое. Как в наших детях сохранить духовность, разобраться во всем и выбрать необходимые ориентиры, научить их любить непридуманную нами Родину, а такую, какая она есть? Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая культура и история.
Культура народов Севера является богатейшим материалом не только для введения в мир искусства, знакомства с традициями народов Севера, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.
Проблема: Наша планета очень большая и многие уголки интересны и неизвестны детям. Почти все дошкольники бывали в зоопарке и знают, как выглядят животные других стран, однако, мало кто из дошкольников знаком с особенностями образа жизни животных, связанных с климатом, в котором они проживают; особенностями внешнего вида.
Детей очень заинтересовали эти вопросы, и мы решили как можно больше узнать о климате Северного полюса, о животных, проживающих в этих местах, их внешнем виде. Детей также заинтересовали особенности жизни людей, живущих на Севере, их обычаи, внешний вид, напрямую связанные с местом их проживания.
Цель проекта : Формирование об обобщение у детей представлений о животных Севера, их особенностях, о жизни людей Северного края.
Задачи:
образовательные:
- обобщать и систематизировать знания детей о животных и птицах Севере, особенностях их образа жизни, особенностях жизни людей на Севере.
развивающие:
- развивать познавательный интерес;
- развитие слухового и зрительного внимания, мышления;
- развитие речи, обогащение словаря словами: Север, северный олень, белек, песец, полярная сова, Северное сияние, чум, стойбище, оленья упряжка, оленеводство, рыболовство, начельник, якушка, малица, унты, кокколо, орнамент, эвенки, нанайцы, эскимосы.
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, к друзьям нашим меньшим, животным Севера;
- формировать уважительное отношение к другим национальностям, к их обычаям и образу жизни;
- формирование нравственных качеств
Наглядный материал:
- настольно-печатные и дидактические игры;
- иллюстрации и картинки к сказкам, рассказам по теме проекта
- иллюстрации и картинки с изображением животных Севера, природы Северного полюса, одежды людей, иллюстрации их быта;
- художественная литература на тему проекта
- электронные мультимедийные презентации «Животные Севера», «Красоты Северного края», «Повадки животных»;
Материально техническое обеспечение (ноутбук, магнитофон, фотоаппарат, проектор).
Предполагаемый результат
1. Расширение знаний детей и животных Северного полюса, их повадках, образе жизни, особенностях жизни людей на Севере;
2. Проявления уважения и заботливого отношения к природе,
3. Понимание значимости природы в жизни каждого человека,
4. Умение организовывать сюжетно - ролевые игры по теме проекта на основе имеющихся знаний.
5. Повышение педагогической культуры родители установление с ними доверительных и партнерских отношений,
Методы проекта. Форма организации проекта.
Наглядные:
- опосредованные наблюдение, (рассматривание иллюстраций к сказкам рассказам по теме проекта, рассматривание иллюстраций с изображением животных севера, природа Северного полюса, рассматривание иллюстраций о деятельности жизни людей на Севере, их одежда, жилища)
- папка - передвижка для родителей по экологическому воспитанию детей.
Словесные:
- чтение и рассказывание сказок, рассказов,
- заучивание наизусть стихотворений
- обобщающие беседы
- познавательно развивающие беседы, отгадывания загадок
- консультации для родителей.
Практические:
- дидактические игры и упражнения,
- продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликации на тему проекта, изготовления книжки малышки, Книги Северных слов, создание энциклопедии «Животные севера», создание макета для обыгрывания «Северный полюс», изготовление льдинок для путешествия, изготовление головных уборов – начельников
- проведение опыта «Северное сияние»
- коллективная работа «Северное сияние», «Стойбище»
- выкладывание из геометрических фигур «Танграма» орнамента
- сюжетно-ролевые игры
- совместная трудовая деятельность
- специально - организованные проблемные ситуации
- беседы
- организация разновозрастного сообщества для презентации проекта младшей группе
- лэпбук «Животные Севера»
- беседы с родителями
- участие родителей в проекте
Этапы разработки и реализации проекта.
1. Подготовительный
Цель: создание условий для выполнения задач проекта.
Содержание деятельности:
1. Беседы на темы: «Что мы называем Севером?», «В гостях у Северного ветра».
2. Беседа по картинкам «Северный олень», «Пейзажи Северного полюса», «Северное сияние», «Полярная сова», «Жилища Северных людей», «Чем занимаются люди на Севере»
3. Дидактическое упражнение «Отгадайте загадку», «Скажи ласково», «Назови лишнее слово», «Хлопни в ладоши», «Детеныши», «Чем отличаются медвежата?»
4. СРИ: «Поездка на Север», «Поездка в зоопарк», «Больница»,
5. Музыкально - дидактическая игра «Чьей мамы голосок»,
6. Подбор методической, художественной литературы по теме проекта; внести в книжный центр энциклопедии, рассказы по теме проекта
7. Изучение интернет - ресурсов по данной теме,
8. Сбор материала в тематическую папку («Кто живёт на севере?», «Природа Северного края»,
9. Пополнить центр игры костюмами, предметами - заместителями для сюжетно - ролевой игры, подвижных игр,
10. Подобрать картотеки «Пальчиковые игры про животных», «Подвижные игры»,
11. Подбор дидактических игр на тему проекта
12. Сбор страничек - сообщений для альбома на тему «Животные Севера», «Люди Севера»
13. Подготовка консультации для родителей «Воспитания собственным примером», «Бережное отношение к природе», «Экологического воспитания дошкольников».
С родителями:
1. Информация на тему проекта в родительском уголке,
2. Определение возможностей участия родителей в реализации проекта. Корректировка планов образовательной работы,
3. Активизация родителей, повышение интереса к теме проекта
2. Основной этап.
Цель: организации образовательной деятельности по реализации задач проекта с активным участием родителей.
Непосредственно образовательная деятельность.
1. «Путешествие на Север», «Знакомство детей с климатом и природой Арктики и тундры», «Животные Севера», «Быт людей Севера», «Где живут люди на Севере?»
2. Исследовательская деятельность: Нахождение места обитания животных холодных стран на карте. Могут ли встретиться белые медведи и пингвины? Почему животные Севера не мёрзнут после купания в морской воде? Почему Северный олень не проваливается в снегу?
3. Беседы: «Какие животные и птицы обитают в Арктике и тундре», «О белом медведе», «Климат Антарктиды и Арктики»
4. Просмотр презентации «Где живут белые медведи», «Северный олень», «Природа Крайнего Севера», «Северное сияние», «Люди Севера»
5. Чтение художественной литературы: эвенкийская сказка «Почему олень быстро бегает?», юкагирская сказка «Отчего у белого медведя черный нос», рассказы Г. Снегирёва «Пингвинний пляж», «Отважный пингвиненок», «К морю», «Белек», составление рассказа по картинке
6. Загадки, пословицы, стихи о животных и людях Севера,
7. Просмотр мультфильма «Храбрый олененок», «Мамонтенок».
8. Продуктивная деятельность:
- изготовление книжек малышек «Животные Севера»,
- рисование: «Северные олени», «Животные Севера», нетрадиционное рисование «Северное сияние», коллаж «Обитатели Севера»,
- лепка: из глины «Белый медведь», из пластилина «Пингвины», из соленого теста «Тюлени»,
- аппликация: «Пингвин на льдине», «Белый медведь», «Полярная сова».
- оригами: «Пингвин», «Чум», «Северный олень», «Белый медведь»
- коллективная работа «Северное сияние», «Стойбище»
9. Дидактические игры: «Кто лишний», «Испорченный телефон», «Опиши животное по схеме», «Большой маленький», «Разрезные картинки - животные севера», «Чей след», «Кто где живёт», «Раз, два, три, четыре, пять… про кого хочу сказать», «Кто где живет»
10. Конструирование: «Зоопарк», «Дом для медведей», «Ледяная пещера», «Пингвинний пляж»; из снега «Иглу»
11. Сюжетно - ролевые игры: «Белая тундра (макет, «Мишка на севере», «Ветеринар Крайнего Севера», «Зоологическая станция».
12. Проведение опыта «Северное сияние»
13. Встреча с интересным человеком «Рукодельница»
3 этап заключительный
Цель: подведение итогов, определение направлений и содержания дальнейшей работы.
Итоговое мероприятие.
1. Выставка книжек - малышек, содержащих информацию о животных и птицах Севера, жизни людей на Севере.
2. Выставка рисунков, коллажа.
3. Изготовление энциклопедии «Животные Севера», Книга Северных слов
4. Презентации проекта,
5. Изготовление лэпбука по теме проекта.
6. Выставка совместных поделок с родителями из бросового материала «Пингвинний пляж»
7. Изготовление Книги Северных слов
Определение содержания дальнейшей работы по проектированию познавательной и творческой деятельности:
- расширение работы по данной теме,
- пополнение РППС
- анализ и обобщение материала.
Выводы:
В процессе реализации проекта были углублены, систематизированы и расширены знания и представления детей о животных севера, их месте обитания, повадках и образе жизни, раскрыты возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности, сформированные навыки аккуратности и бережного отношения к книгам, к природе. В результате творческой работы в группе появилась энциклопедия, созданная детьми и родителями «Животные Севера», которые пользуются особой популярностью у всех детей, каждый день неоднократно просматривается. Появились новые игры для самостоятельной деятельности детей «Белая тундра» (макет, «Мишки на Севере», «Ветеринар Крайнего Севера», «Зоологическая станция». На наш взгляд, проект «Север – удивительное царство» является неотъемлемым в экологическом, нравственном воспитании ребёнка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми природы и окружающего мира.