Беззубова Оксана
Проект для родителей «Дружная семейка»
▼ Скачать + Заказать документы
Руководитель: воспитатель Беззубова О. И.
Пояснительная записка.
План работы клубов составляли с учетом интереса родителей к тем или иным вопросам развития, воспитания, образования и оздоровления детей и актуальности этих вопросов для нашего детского сада.
Занятия семейного клуба проводятся в помещении детского сада 1 раз в месяц. Участвовать в работе клуба приглашаются все желающие родители или члены семьи.
Публикация «Проект для родителей „Дружная семейка“» размещена в разделах
Формы работы с родителями в клубах разнообразны: круглые столы, мастер классы, выставки, игры и др. Вся работа ведется в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.
Индивидуальные формы работы с родителями – это беседы, консультации воспитателей. Общаясь с родителями индивидуально, мы получаем возможность установить с ними отношения на взаимном уважении, наметить пути дальнейшей помощи семье, дать родителям конкретные рекомендации по воспитанию ребенка.
Для коллектива родителей организуются общие консультации, круглые столы, мастер классы, где широко используется система домашних заданий для родителей, их силами организуются тематические фотовыставки. Вся работа осуществляется в тесном контакте педагога, родителей и детей. Тщательная подготовка к каждому заседанию клуба, четкий отбор материала, нетрадиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это способствовало заинтересованности родителей к посещению клубных заседаний.
Обоснование разработки проекта :
В условиях становления системы национальных ценностей особое значение приобретает семья как лучшая естественная среда для человека для воспитания, защиты и развития детей, как важный фактор их социализации.
Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В вышедшем недавно Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнему актуальны. Но это должно быть не одностороннее воздействие на родителей, а взаимодействие ДОУ и семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями. Федеральный закон «Об образовании» от 21.12.2012 года в статье 44 п. 1 раскрывает права, обязанности и ответственность родителей в сфере образования. В ней говорится родители (законные представители) обучающихся имеют право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно, сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Решением данной проблемы, может быть создание единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи, в рамках которого реализуется одно из важнейших направлений работы в системе «педагог – ребенок - родитель»
В настоящее время появился ряд методических руководств и рекомендаций по работе с семьей. Так в методическом руководстве «Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития» под редакцией Т. Н. Дороновой, представлены содержания, формы и методы, обеспечивающие преемственность воспитания и обучения в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. В пособии Е. П. Арнаутовой «Педагог и семья» практический материал по изучению семейного воспитания, оптимизации общения педагога с семьей. Но, решение проблемы сплочения семьи, сближения взрослых и детей невозможно без участия ребенка и родителей, как двух равноправных и равновеликих сторон, а в вышеперечисленных источниках работа с детьми не представлена. В тоже время существует ряд программ и технологий по проблеме социализации ребенка в обществе. Например, в программе А. М. Щипицина «Азбука общения» в разделе «Ребенок и взрослый» дан перспективный план и практический материал по работе с детьми в различных видах деятельности по обучению навыкам общения со взрослыми, однако, отсутствует координация работы с родителям. Для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания недостаточно проводить работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо совместить ее с работой с детьми, с сотрудниками детского сада и вести ее одновременно и параллельно. Родитель не ученик, а партнер по общению, в процессе которого педагог выходит на личный контакт с родителем и ребенком по разнообразным каналам – аудиальному, визуальному, тактильному, вербальному, предметно-действеннному. Для более эффективной работы необходимо расширить рамки сотрудничества. Исходя из практического опыта взаимодействие с родителями более эффективно в неформальной обстановке. Чтобы взаимодействие с родителями было регулярным, повышающим педагогическую культуру родителей возникла идея создать детско-родительские клубы в каждой возрастной ступени:
Организация и функционирование таких структурных объединений педагогов, детей и их родителей раскрывает качественно новые возможности, как для семьи, так и для детского сада. Семья дошкольника остро нуждается в компетентной помощи, а клубная работа – оптимальный вариант дифференцированного сопровождения и просвещения родителей.
Наряду с этим, клубная работа раскрывает перед детским садом широчайшие возможности для организации совместной работы, поскольку позволяет:
отказаться от практики массовой просветительской деятельности и организовать совместное детско-родительское взаимодействие в сопровождении специалистов;
вместо ориентировки на общий контингент, организовать дифференцированные группы, в зависимости от особенностей и потребностей семей;
отказаться от столь распространенной «добровольно-принудительной» основы и руководствоваться принципом добровольного участия родителей в мероприятиях;
сменить роль родителей : вместо «пассивного слушателя» - «активный участник»;
от разовых бессистемных мероприятий перейти к планомерной, систематической, последовательной работе.
Актуальность проекта :
Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной, а в настоящее время она приобрела особый смысл. Анализ состояния современных семей показал, что состав семьи не превышает четырех человек. Большинство российских семей воспитывает одного ребенка, а остальные родственники проживают чаще отдельно от молодой семьи. В таких семейных условиях дети не могут приобрести достаточный социальный опыт, научиться общению, умению уступать, уважать интересы других людей. У молодых семей, несмотря на широкую пропаганду дошкольного образования, нет достаточного представления о проживании ребенка в детском саду, об имеющихся там условиях воспитания и обучения. Созданный при ДОУ родительский клуб поможет родителям на практике преодолевать барьер недоверия к детскому саду, а полученная информация намного облегчит в дальнейшем период адаптации детей. В решении этих вопросов незаменимы родительские собрания, которые являются действенной формой общения воспитателей с родителями. Однако родители люди занятые, им порой некогда поговорить с воспитателем, прийти на собрание. В этом случае педагог должен знать, как и в какой форме заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией. По результатам анкетирования нашей группе родители оказались любознательными, активными, рукодельными. Поэтому возникла идея создания родительского клуба с многоговорящим названием «Дружная семейка»
Цель проекта : Создать необходимые условия для развития партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника.
Задачи проекта :
• повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.
• пропагандировать положительный опыт семейного воспитания,
• сплотить родительский коллектив,
• установить доверительные отношения между семьей и ДОУ
Объект исследования: родители детей.
Предмет исследования: взаимоотношение родителей с детьми
Название проекта : «Дружная семейка»
Тип проекта : практико – ориентировочный
Продолжительность проекта : долгосрочный сентябрь 2016г. – май 2017г.
Участники: воспитатель Беззубова О. И.
Целевая группа: родители группы раннего возраста
Положение родительского клуба.
«ДРУЖНАЯ СЕМЕЙКА»
1 Общие положения:
Деятельность Клуба осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Уставом ДОУ, договором об образовании между МБДОУ №9 «Непоседы» и родителями (законными представителями) ребенка и настоящим Положением.
1.1 Клуб создан с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания детей раннего возраста и создания системы педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребенка в период дошкольного детства.
1. 2 Участниками Клуба являются: родители детей, воспитатель Безуббова. О. И.
1. 3Непосредственным руководителем Клуба являются воспитатель:
Беззубова О. И.
1.4 Клуб «Дружная семейка» осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Положением.
1.5 Положение о Клубе утверждается заведующим дошкольным образовательным учреждением.
2. Цели и задачи клуба:
2. 1 Цель:
Создать необходимые условия для развития ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника.
2. 2 Задачи:
-повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.
-пропагандировать положительный опыт семейного воспитания,
-сплотить родительский коллектив,
-установить доверительные отношения между семьей и ДОУ
3 Основные направления деятельности клуба «Дружная семейка» :
3.1 Оказание педагогической помощи и поддержки родителям в вопросах воспитания дошкольников.
3.2 Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания.
3.3 Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
4 Права и обязанности участников клуба «Дружная семейка» :
4.1 Родители - члены Клуба имеют право:
- на получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за ребенком, проблемам обучения, воспитания, развития и адаптации ребенка в ДОУ;
- получение практической помощи в организации деятельности с детьми дома;
- высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей;
- давать оценку эффективности работы Клуба в целом и по отдельным вопросам;
- участвовать в планировании работы Клуба.
4. 2 ДОУ имеет право:
- на выявление, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
- внесение корректировки в план работы клуба «Дружная семейка» в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности предыдущего заседания и др.
- планировать работу Клуба в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на психических закономерностях развития детей данного дошкольного возраста;
- предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям;
- соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания.
4.3 Родители - члены Клуба должны:
- уважать мнения друг друга в процессе обсуждения вопросов образования детей;
- соблюдать принцип конфиденциальности в работе Клуба;
- принимать активное участие в заседаниях Клуба.
5 Организация деятельности клуба «Дружная семейка» :
5.1 Работа Клуба осуществляется на базе дошкольного образовательного учреждения.
5.2 Работа Клуба планируется по результатам опроса родителей и рекомендациям педагога- ДОУ.
5.3 Количество занятий в Клубе зависит от выявленных запросов родителей, психологических особенностей данного возраста и остротой обсуждаемой проблемы.
5.4 На итоговом заседании клуба «Дружная семейка» обсуждаются результаты работы, ее эффективность.
5.5 Формы организации работы клуба «Дружная семейка» :
- круглый стол;
- практикумы;
- решение педагогических ситуаций;
- обсуждение и распространение опыта семейного воспитания.
6. Документация:
- Положение клуба
- Планы заседаний
План реализации проекта :
Этапы Мероприятие Цель
Содержание Результат Дата провидения Ответственные
Подготовительный
Составление плана, разработка положения о работе клуба
Анкетирование родителей
«Мой малыш умеет сам» Подготовить материал для работы клуба
Выявить знания родителей о возрастных особенностях своего ребенка. Выявить уровень заинтересованности родителей во всестороннем развитии ребенка Разработано положение и план работы клуба
Выявить уровень педагогической компетентности родителей (законных представителей) Сентябрь 2016г Воспитатели
Основной
Первое заседание:
Показатели развития детей раннего возраста.
Познакомить родителей с возрастным развитием речи, сенсорным развитием, физическим развитием, развитие действий с предметами, социальное развитие и др.
Установление психологического контакта с родителями
Преодоление барьера недоверия к ДОУ
Второе заседание:
Занятие – практикум
«Игры детей раннего возраста»
Пальчиковые игры
Подвижные игры Познакомить родителей с особенностями игровой деятельности детей раннего возраста, дать необходимые рекомендации, обучить навыкам взаимодействия взрослого и ребенка в игре. Развивать умения устанавливать контакт с окружающими
Предложить примерные подвижные и пальчиковые игры.
Обучение родителей взаимодействию взрослого и ребенка в игре
Октябрь Воспитатели, родители
Третье заседание:
Круглый стол «Влияние развития мелкой моторики на развитие речи и мышления»
(Презентация детей в ДОУ) Дать родителям представление о воздействии мелкой моторики на умственное развитие. Познакомить о влиянии мелкой моторики на развитие речи и мышления.
Организация выставки
Ноябрь Воспитатели
Мастер-класс создание пособия по разв. мелкой моторики Заинтересовать родителей в создании пособий для развития мелкой моторики Декабрь Воспитатели, родители
Конкурс для родителей : создание дидактической игрушки на развитие мелкой моторики из подручных материалов своими руками
Вовлечение участников родительского клуба в деятельность д/с. Налаживание положительного взаимоотношения Январь воспитатели
Четвертое заседание: Акция «Пополнение игрового уголка» Привлечение родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе Организация выставки с презентацией Февраль Родители
Пятое заседание:
Консультация для родителей
«Экспериментирование в раннем возрасте» Познакомить родителей с возможностями экспериментирования в возрасте от 1 года до 2 лет Вовлечение участников родительского клуба в деятельность д/с Март Воспитатели
Мастер – класс по экспериментированию с водой и песком Создание условий, необходимых для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Конкурс для родителей : Создание фотовыставки «Экспериментирование я и мой малыш» Привлечение родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе Организация фотовыставки Апрель Родители
Шестое заседание: Подведение итогов года. Узнать мнение родителей о работе клуба. Вручение благодарственных писем всем участникам клуба Май Воспитатели, родители
Ожидаемые результаты:
Для детей:
• Ощущение комфорта в пространстве взрослых
Для родителей :
• Повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
• Понимание позиций своего ребенка и его эмоционально-чувственного мира
• Добрые семейные взаимоотношения
• Тесное взаимодействие с воспитателями ДОУ
• Осознание родителями собственного воспитательного опыта;
• Снятие затруднений детско-родительских отношений;
Для педагогов
• установление партнерских отношений ДОУ и семьи, повышение активности родителей в педагогическом процессе ДОУ;
• повышение профессионального мастерства воспитателя ДОУ в работе с семьей;
• Овладение навыками и умениями ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей (с учетом возраста, образования, культурного уровня и взглядов на воспитание) и выбору адекватных методов и форм.
• Установление делового взаимодействия между педагогом и семьей, общение и взаимопонимание.
Вывод:
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получиться.
Использование разнообразных форм работы с родителями даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками в деле воспитания ребенка.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый их которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создадут оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Литература:
1. Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи С. Ю. Бубнова, В. А. Андриеш Санкт-Петербург, изд «Детство-пресс» 2010г
2. Нетрадицыонные формы работы с родителями. Л. Ф. Обухова, Т. А. Фалькович, Н. С. Толстоухова Из-во: 5 за знания, 2005г
3. Дошкольное учреждение и семья -единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко – М. : Линка-Пресс, 2001.
4. Детский сад и семья: методика работы с родителями. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А – М. : Мозаика-Синтез, 2007
Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Доронова Т. Н. М. : «Сфера», 2002,
Общение педагога с родителями в ДОУ. О. Л. Зверева, Т. В. Кротова, М. : Творческий центр «Сфера», 2005,
7. Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи [Электронный ресурс] //https://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_roditeljami/formy_raboty_s
_roditeljami/sovremennye_podkhody_k_sotrudnichestvu_detskogo_sada_i_semi/50-1-0-105
8. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. О. В. Солодянкина, М. : «Аркти», 2005,