МААМ-картинки

Проект для старшего дошкольного возраста «Сказочная речь»

Елена Фоменко
Проект для старшего дошкольного возраста «Сказочная речь»

Проект «Сказочная речь»

Обоснование значимости проекта.

Культура речи является важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры людей. Владение литературным языком, совершенствование навыков речевой культуры составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности человека. Под культурой речи обычно принято понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания, грамматически правильно, логично, точно, выразительно.

Публикация «Проект для старшего дошкольного возраста „Сказочная речь“» размещена в разделах

Как известно, становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны) происходит в период дошкольного возраста. Эти достижения в речевом развитии детей значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность.

Дошкольный период является важным периодом для развития речи ребёнка. У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространённых и сложных предложений. Исследования психологов и педагогов (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного понимания произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т. е. у детей развивается понимание образной стороны речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи в целом.

Одним из ведущих средств развития речи дошкольников является чтение художественной литературы. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

В своих образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образы русского литературного языка.

Сказка является доступной для понимания детей дошкольного возраста, наличие в ней разнообразных видов изобразительных средств, способствует развитию образной речи дошкольников.

Образная речь – это умение детей правильно использовать такие выразительные средства, как эпитет, метафора, сравнение, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства.

Постановка проблемы.

Особое внимание развитию образной стороны речи уделяет О. С. Ушакова. Она пишет: «В старшей группе ставится задача - воспитывать у детей старшего дошкольного возраста способности при восприятии содержания литературно-художественных произведений замечать выразительные средства»

Однако в процессе наблюдения за детьми мной было выявлено, что дети в самостоятельной речи очень редко используют средства образности. Чаще всего используются эпитеты, реже синонимы и антонимы. Остальные выразительные средства воспитанники в обыденной речи не используют.

В ходе работы над темой по самообразованию "Сказка как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста" была составлена и проведена анкета для родителей (Приложение 3, в результате анализа которой было обнаружено, что родители мало времени уделяют чтению детям. Многие предпочитают просмотр телевизора, настольные игры, игры на компьютере. Кроме этого у воспитанников возникли затруднения при описании иллюстраций к сказкам, что вызвано нехваткой словарного запаса. Это все и побудило к созданию совместно с детьми проекта «Сказочная речь».

Наш выбор пал на русские народные сказки, потому что именно в них сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям. Например, конь вороной, коровушка-бурёнушка, алый цвет, маков цвет, красное солнышко, ясные звёзды, светлый месяц, травушка-муравушка, зимушка-зима, мороз трескучий, лётчики-соколы, как буря налетел, засвистал соловьем и многие другие, образно характеризующие и явления природы и поведение людей. Все эти, и многие другие выражения тесно связаны с национальными образами, с явлениями родной природы.

Цель проекта: Развитие образной речи дошкольников на основе сказок.

Задачи:

Обучающие: Показать на примере русских народных сказок использование средств образности; формировать у воспитанников способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь; учить детей понимать смысл русских фольклорных произведений, их познавательное значение.

Развивающие: Развивать свободное общение детей по поводу прочитанного; развивать познавательные способности ребёнка, любознательность, творческое воображение, память, эмоциональное отношение к прочитанному. Развивать сетевое взаимодействие с другими Организациями в реализации Проекта.

Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к сверстникам и взрослым, через русские народные сказки; воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки; приобщать родителей к процессу развития речи ребёнка средствами устного народного творчества, используя различные методы и приёмы работы.

Гипотеза проекта. Уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повысится, если будет организовано обучение родной речи с использованием русских народных сказок не только в непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи, но и в других режимных моментах.

Тип проекта.

По характеру контактов - внутри одной возрастной группы.

По количеству участников - групповой

По продолжительности - долгосрочный

По доминирующей деятельности - творческий

По характеру содержания – ребёнок, общество и его культурные ценности.

По характеру участия ребёнка в проекте - участник от зарождения до получения результатов

Сроки реализации проекта. Январь 2017 – Май 2017

Участники проекта. Воспитанники старшей группы (5-6 лет, родители, воспитатели старшей группы.

Социальные партнёры. Для реализации проекта используются внутренние ресурсы Учреждения. Развитие партнёрских взаимодействий с городской детской библиотекой.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный.

Постановка проблемы;

Постановка цели и задач;

Подготовка программно-методического обеспечения: подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал, игрушки, атрибуты для игровой и театрализованной деятельности;

Обогащение предметно-развивающей среды: подготовить дидактические игры, упражнения, пособия, атрибуты к драматизации сказок;

Составление перспективного планирования с детьми, родителями, педагогами.

2. Основной.

Реализация запланированных мероприятий по развитию образной речи у воспитанников;

Работа по плану с родителями, педагогами;

Выполнение проекта.

3. Заключительный этап

Подведение итогов и анализ работы по развитию образной речи у старших дошкольников;

Выступление с драматизацией и кукольным театром по сказки "Гуси-Лебеди" перед воспитанниками детского сада.

Совместное развлечение родителей и воспитанников старшей группы «Мама, папа, я — читающая семья»

Создание детьми совместно с родителями альбомов "Досье читателя"

Основные формы реализации проекта.

Беседы, непосредственная образовательная деятельность, экскурсии, дидактические игры и упражнения, драматизация, диагностика детей, анкетирование родителей, консультации для родителей и педагогов, досуги, информационные стенды.

Основные направления реализации проекта.

1. Познавательное развитие: знакомство с бытом и традициями, особенностями природы нашей страны через чтение русских народных сказок

2. Речевое развитие: чтение русских народных сказок, чтение отрывков из русских народных сказок, пересказ сказок и отрывков, драматизация, ответы на вопросы, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, конструирование слов, словосочетаний и предложений, придумывание сказки по заданной тематике.

3. Художественно-эстетическое развитие: прослушивание музыкальных произведений, их характеристика, использование отрывков из музыкальных произведений при драматизации, использование различных вызов изобразительной деятельности для создания индивидуальных и коллективных иллюстраций к прочитанным сказкам.

4. Социально-личностное развитие: формирование нравственных качеств воспитанников на основе русских народных сказок.

5. Физическое развитие: двигательная активность во время непосредственно-образовательной деятельности, дидактических игр, драматизаций.

Ресурсы проекта.

Информационные- информационные стенды для родителей.

Учебно-методические – научно-методическая литература, периодическая печать, материалы по передовому педагогическому опыту

Материально-технические – театральный уголок и уголок художественной литературы в групповом помещении; методические и дидактические пособия, картотека игр по развитию речи, аудио- и видеотехника, проектор, экран, компьютер.

Риски проекта и пути их решения.

Низкая активность родителей в приобщении к чтению детям.

Пути решения: Проведение консультаций, индивидуальных бесед, родительских собраний. Создание информационных стендов, папок-передвижек.

Нерегулярное посещение воспитанниками дошкольного Учреждения.

Пути решения: Индивидуальная работа с отсутствующими детьми, изготовление брошюр и памяток для родителей, информирование детей и родителей по итогам недели.

Оформление результатов проекта.

изготовление плаката "Наши любимые русские народные сказки";

создание детьми совместно с родителями альбомов "Досье читателя";

выступление детей старшей группы с драматизацией и кукольным театром по сказке "Гуси-Лебеди" перед воспитанниками детского сада.

Совместное развлечение родителей и воспитанников старшей группы «Мама, папа, я — читающая семья»

Ожидаемый результат.

У воспитанников повысится интерес к жанру русской народной сказки, расширится кругозор, они станут использовать в речи фразеологизмы, эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения (соответствующими возрасту) в сюжетно-ролевых играх и играх драматизациях;

Дети самостоятельно будут обыгрывать сказки и их отрывки;

Родители будут больше читать детям произведений художественной литературы.

Дальнейшее развитие проекта.

Развитие речи дошкольников через знакомство с авторскими сказками.

Приложение 1

Перспективный план совместной деятельности с детьми

Январь

Беседа «Моя любимая сказка».

НОД «Мир сказок и приключений».

Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

Драматизация отрывков из русской народной сказки «У страха глаза велики»

Знакомство с подвижными русскими народными играми «Золотые ворота», «Пустое место».

Дидактические игры:

"Скажи по-другому" (подбор синонимов,

"Скажи грустно, весело, сердито, стеснительно, и. т. д. ",

"Узнай сказку по описанию",

"В гостях у лесника".

Обновление уголка художественной литературы

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам,

Раскрашивание раскрасок к сказкам

Февраль

Беседа "Где живут книги".

Знакомство с профессией библиотекарь,

Экскурсия в городскую детскую библиотеку.

НОД "Какие бывают книги".

Чтение русской народной сказки

"Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".

НОД - Лепка "Сестрица Аленушка".

Пересказ наиболее понравившегося отрывка из сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".

Знакомство с подвижными русскими народными играми "Третий лишний", "Горелки".

Дидактические игры:

"На что похоже".

"Мы не скажем, а покажем".

"Узнай героя".

"Кто больше увидит и назовет?" Просмотр и обсуждение любимых сказок,

Собирание разрезных картинок по мотивам русских народных сказок.

Март

Беседа "Положительные и отрицательные герои сказок, их характеристика".

НОД "Чтение русской народной сказки "Хвосты".

Чтение русской народной сказки "Крылатый, мохнатый да масленый".

Знакомство с подвижными русскими народными играми "Пятнашки". "Медведь",

Дидактические игры:

"Сравни героев".

"Словесные зарисовки".

"Угадай сказку".

"Все наоборот".

НОД "Нарисуй любимую русскую народную сказку".

Составление альбома из рисунков детей,

Пополнение театрального уголка Дидактические игры: "Расскажи сказку", "Четвертый лишний".

Самостоятельная драматизация и обыгрывание отрывков из русских народных сказок.

Апрель

Презентация альбома "Досье читателя"

Конспект интегрированного занятия

Мастерская "Живая книга" (Приложение 1)

НОД "Русская народная сказка "Хаврошечка". (Приложение 1)

Анализ пословиц и фразеологизмов.

Знакомство с русскими народными играми "Мороз - Красный нос", "Кошки-мышки".

Дидактические игры:

"Продолжи фразу".

"Узнай сказку по фразеологизму".

"Пантомимы".

"Скажи точнее". Подвижные русские народные игры по выбору детей,

Сюжетное рисование по мотивам русских народных сказок

Дидактическая игра "Найди ошибку"

Май

Чтение русской народной сказки "Гуси-Лебеди".

Драматизация отрывков из сказки "Гуси-Лебеди".

Выступление с драматизацией и кукольным театром по сказки "Гуси-Лебеди" перед воспитанниками детского сада.

Совместное развлечение родителей и воспитанников старшей группы «Мама, папа, я — читающая семья»

Дидактические игры:

"Кто на кого похож".

"Кто больше слов скажет".

"Кто заблудился?".

"Придумай рассказ". Рассматривание книг с русскими народными сказками,

Рисование сюжетов из любимых сказок,

Игры в театральном уголке

Приложение 2

Перспективное планирование работы с родителями.

Январь

Анкетирование родителей «Сказки в нашем доме»

Индивидуальные и групповые консультации

"О пользе чтения"

Февраль

Индивидуальные рекомендации «Рекомендации по выбору сказок для чтения»

Информационный стенд

"Как превратить чтение в удовольствие".

Март

Литературная гостиная "Читающая семья" (Приложение 3)

Памятки «Как и для чего читать детям сказки» (Приложение 3)

Подготовка атрибутов к театральной постановке.

Апрель

Создание детьми совместно с родителями альбома "Досье читателя".

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии речи детей»

Май Совместное развлечение родителей и воспитанников старшей группы «Мама, папа, я — читающая семья»

Приложение 3

Перспективное планирование работы с педагогами.

Январь

Консультация «Как с помощью сказки развивать речь ребенка»

Март

Консультация «Сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста»

Апрель

Консультация «Своеобразие волшебной сказки как особого жанра детской литературы»

Публикации по теме:

Проект «Детский сад — наш дом родной» для старшего дошкольного возрастаПроект «Детский сад — наш дом родной» для старшего дошкольного возраста Вид проекта: информационно – творческий. Продолжительность: сентябрь 2019 Участники проекта: Дети, родители воспитанников, воспитатель.

Проект «Будь здоров!» для старшего дошкольного возраста ПАСПОРТ ПРОЕКТА Наименование проекта: Будь здоров! Основные разработчики: Коровина Татьяна Анатольевна Актуальность проекта В старшем.

Проект для старшего дошкольного возраста «Как устроен театр»Проект для старшего дошкольного возраста «Как устроен театр» Вид проекта:Культурологический Возраст: Старший дошкольный возраст Тип проекта: ролево – игровой Срок реализации: неделя Проблемная ситуация:.

Проект «Моя семья» для старшего дошкольного возраста Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. «Семья – это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро».

Проект «Русская матрёшка» для старшего дошкольного возрастаПроект «Русская матрёшка» для старшего дошкольного возраста Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки. Задачи: 1. Познакомить с историей.

Проект «Властелины времени» для старшего дошкольного возраста Проект для детей старшего дошкольного возраста «Властелины времени» Подготовила Чувашова С. А. воспитатель подготовительной группы Вид: монопредметный,.

Проект «Животные Африки» для старшего дошкольного возрастаПроект «Животные Африки» для старшего дошкольного возраста Проект «Животные Африки» Тип проекта. информационно-практический проект: дети собирают информацию в области «Окружающий мир» и реализуют.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Экологический проект для старшего дошкольного возраста «Насекомые»Экологический проект для старшего дошкольного возраста «Насекомые» Проект экологической направленности,информационный. Через проект планируется приобщить детей к природному окружению и формированию у них.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для старшего дошкольного возраста «Сказочная речь»
Опубликовано: 2 декабря 2020 в 13:07
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД