Получи документы

Проект «Духовно-нравственное воспитание посредством сказки»

Татьяна Евачева
Проект «Духовно-нравственное воспитание посредством сказки»

Доброта должна стать таким же обычным

состоянием человека, как мышление.

Она должна войти в привычку.

В. А. Сухомлинский

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, безопасность.

Актуальность.

В. А. Сухомлинский называл сказку «активным творчеством», захватывающим все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувство, волю. За основу мы взяли Русские Народные Сказки, потому что русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению, позволяют вернуть и вписать в естественную канву жизни ребенка и семьи христианские принципы православия; темы веры, добра, милосердия и послушания составляют духовно-нравственное содержание сказок. А создатели детских современных мультфильмов, искажают первоначальный смысл сказки, превращают сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное.

Публикация «Проект „Духовно-нравственное воспитание посредством сказки“» размещена в разделах

Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребята получают знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, учатся разрешать сложные ситуации, верить в силу любви и добра. Герои сказок помогают усвоить непреложные законы духовной жизни, утверждающие, что каждый поступок приводит к тому или иному следствию: за добро воздается добром, за зло – злом; чтобы чего-то достичь, необходимо хорошо потрудиться; относиться к другим следует так, как хотел бы, чтобы относились к тебе другие; помогать другим нужно бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут ;любое дело легче делать сообща; надо уметь помнить и ценить доброе отношение к себе. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духовную нить, которая связала бы его с ребенком.

Основные задачи духовно-нравственного воспитания в системе образования:

1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;

3. формирование межличностных отношений и т. д.

Задача воспитания духовно-нравственных чувств, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. Решением данной проблемы стала реализация этого проекта.

Проблема: К сожалению, в наше время сказки, как и многие художественные произведения, не в полной мере используются для развития детей, формирования их нравственных качеств. На телевидении засилье иностранных мультфильмов, язык которых далек от совершенства, а специфика западной жизни не всегда понятна нашим детям. Из бесед с родителями я выяснила, что они понимают, что сказка занимает большое место в жизни ребенка, но временной дефицит и неумение работать над сказкой, не позволяет использовать ее в полной мере в семье.

Гипотеза.

Если создать благоприятные условия для использования сказки в повседневной деятельности детей, то возможно более глубокое развитие нравственных качеств: уверенность в торжестве правды, победе добра над злом, формированию общечеловеческих ценностей.

Цель: Создать условия для духовно-нравственного развития ребенка, предание ценности совместного творчества детей и их родителей. Формировать духовный багаж ребенка посредством музыки, сказки и живописи, прививая ему общечеловеческие качества. Закрепление и систематизация знаний детей о сказках.

Задачи:

Обучающие: Формировать представление о духовнонравственных нормах: добро – зло, послушание – непослушание, трудолюбие-лень; Продолжать учить детей давать нравственную оценку своего поведения и поступков других людей; Обогащать представления детей о содержании русских народных сказок, фольклора, литературных и музыкальных произведений; Продолжать учить детей понимать чувства и переживания других людей, проявлять эмоциональную отзывчивость по отношению к людям, сказочным героям;

Развивающие: Развивать в играх, творчестве положительные нравственные качества на основе сказочных сюжетов; Развивать диалогическую и монологическую речь в общении со взрослыми и сверстниками;

Воспитательные : Воспитывать у детей интерес к литературным произведениям; Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками и взрослыми

Предполагаемый результат:

Сформируются представления о духовнонравственных нормах: добро – зло, послушание – непослушание, трудолюбие – лень. Сформируется умение детей давать нравственную оценку своего поведения и поступков других людей; Сформируются умения детей понимать чувства и переживания других людей, проявлять эмоциональную отзывчивость по отношению к людям; Сформируются представления детей о содержании русских народных сказок, фольклора, литературных и музыкальных произведений;

Участники проекта

• дети

воспитатели

• специалисты ДОУ

• родители

Сроки реализации

Долгосрочный: 1 год

1 этап Информационно-накопительный:

o Изучение интереса детей для определения целей проекта.

o Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

o Обращение к специалистам.

2 этап. Разработка проекта

1. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.

2. Разработка познавательных видов деятельности (беседы, оформление детских работ, рассматривание иллюстраций, картины).

3. Планирование игровых видов деятельности.

4. Взаимодействие с семьёй.

3 этап Реализация проекта

Дата Тема Содержание

Октябрь 2019 «Там, где дружат – живут не тужат» (по сказке «Репка»).

Подводить детей к пониманию значимости малой помощи в общем деле.

Ноябрь 2019 «Друг познается в беде (По сказке «Кот и Петух»)

Формировать представления о дружбе и послушании.

Декабрь 2019 Лучше горькая правда, чем сладкая ложь

(По сказке «Колобок»)

Расширять представления детей о взаимоотношениях между людьми

Январь 2020 «Живи смирнее, будешь всем милее»

(По сказке «Волк и семеро козлят»)

Расширять представления детей о необходимости послушания

Февраль 20120 «Поможем ежику» Расширять представления детей о необходимости труда и помощи

Март 2020 «Была бы охота, заладится любая работа»

(По рассказу «Ворона и кувшин»)

Учить понимать нравственные качества: находчивости, настойчивости при достижении цели.

Апрель 2016 «Правда дороже денег» (По сказке «Пастух и волки»)

Учить детей ценить правдивость и не творить ложь, обман, глупые шутки, понимая их вредность.

Май 2016 «Глупый киснет, а умный мыслит

(По сказке «Маша и медведь»)

Воспитывать в детях трудолюбие, послушание

Формы и методы работы с детьми

Игровая деятельность

• Дидактические игры «К нам гости пришли», «Кто что делает», «Чудесный сундучок», «Отгадай сказку».

• Сюжетно-ролевые игры.

• Познавательное развитие

• Экскурсии по музею детского сада.

• Организовывается работа по сбору иллюстративного материала.

• Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на темы: «Там, где дружат – живут не тужат» (по сказке «Репка», «Друг познается в беде (По сказке «Кот и Петух», Лучше горькая правда, чем сладкая ложь (По сказке «Колобок», «Поможем ежику», «Была бы охота, заладится любая работа» (По рассказу «Ворона и кувшин», «Правда дороже денег» (По сказке «Пастух и волки», «Глупый киснет, а умный мыслит (По сказке «Маша и медведь»)

• Посещение музея. Встреча в музее – родители, дети.

Продуктивная деятельность

• Рисование по сказке «Колобок»

• Лепка по сказке «Репка»

• Создание папки рисунков «Моя любимая сказка»

• Создание альбома «Мой любимый сказочный персонаж»

Развитие речи

• составление творческих рассказов «Моя семья»

• беседы с детьми «Добрые слова», «Моя любимая мама», «Сказки добрые друзья», «Поговорим о доброте».

Ознакомление с художественной литературой

• знакомство с творчеством детских писателей России и Мордовии (библиотека)

• Разучивание стихов, потешек.

Музыка

• Знакомство с русским народным инструментом – гуслями.

Формы и методы работы с родителями

1. Беседы с родителями о важности данной проблемы

2. Оформление папки-передвижки «Сказка в жизни ребенка»

3. Консультация «Приемы обучения детей рассказыванию»;

4. Рекомендации «Как сделать речь ребенка образной и выразительной с помощью сказок»

5. Помощь в изготовлении костюмов для инсценирования сказок.

6. Сочинение сказок. Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).

7. Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

4 этап. Презентационно - завершающий

1. Оформление книжного уголка «Сказки наши друзья»

2. Открытое занятие “Поможем ежику”

3. Выставка продуктов детской деятельности.

4. Оценка этапов реализации проекта детьми.

5 этап. Контрольно-рефлексивный

1. Подведение итогов.

2. Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа) Творческая работа воспитателя, детей и родителей. Одной из форм работы с семьей является выпуск стенгазет. Информация, содержащая в газете,.

Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церквиДуховно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Уважаемые коллеги, доброе время суток! Самая большая.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Духовно-нравственное воспитание посредством сказки»
Опубликовано: 13 сентября 2020 в 10:55
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД