Алена Попова
Проект «Финансовая грамотность» во второй группе раннего возраста (2–3 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Срок реализации проекта : сентябрь 2021 г. – апрель 2022г.
Тип проекта : познавательный
Участники: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Формы и методы работы: Сюжетно – ролевые игры, беседы, фотоальбомы, эксперименты, дидактические игры, игры экономического содержания, инсценировка сказки, праздники, экскурсии, досуги, выставки, чтение художественных произведений, потешки и поговорки…
Регулярность: 1 раз в неделю (по четвергам во второй половине дня)
Публикация «Проект „Финансовая грамотность“ во второй группе раннего возраста (2–3 лет)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Стратегия, механизмы реализации: Вся работа над организацией построена в 3 этапа: (организационно - подготовительный, этап реализации проекта, обобщающий).
Планирование работы
№ Мероприятия Срок
1 этап: организационно - подготовительный 1. Родительское собрание «Квест по сказкам».
2. Анкетирование родителей «Чему учат сказки?».
3. Создание методической базы. 23 СЕНТЯБРЯ (четверг) 21г
30СЕНТЯБРЯ (четверг) 21г
2 этап: реализации проекта 1. Чтение сказок, организация и проведение инсценировок с родителями и детьми по финансовой грамотности ( приложение: перспективный план).
2. Промежуточный мониторинг знаний и навыков детей по финансовой грамотности.
3. Педагогическая гостиная «Мы изучаем финансовую грамотность!»
4. Подбор и изготовление дидактических и методических материалов, костюмов, атрибутов для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых. В течении года
Январь 2022г
Апрель 2022 г.
В течение года.
3 этап: обобщающий. 1. Итоговое тестирование детей.
2. Участие в игре «Ярмарка»
3 Анкетирование родителей.
4. Создание презентации
5. Выставка дидактических и методических материалов
7. Анализ результатов реализации проекта. Май 2022г
Планирование совместной деятельности
№ Содержание работы Срок Источник
ОКТЯБРЬ
1. Беседа по экономическим понятиям
«дорогой, дешевый»
Задачи: развивать умение детей сравнивать два предмета, активизировать в речи детей слова продолжать формировать навык взаимодействия целенаправленности со взрослыми и сверстниками. Формировать понятия товар и рассказать о том, что все стоит по разному, формировать уважительные отношения к труду человека; формируем понимание того, что за разный труд платят по разному и стоит все тоже по разному. 01.10.21 .
2. Чтение: сказка-потешка «Сорока-белобока». Чтение художественной литературы: потешки «Курочка – ряба», «Петушок, петушок»
Задачи: дать понятие труда и понимание его важности в жизни человека., закрепить понятие «дорого – дешево» 07.10.21
14.10.21
3. Создание игровых ситуаций по теме месяца. Сюжетно - ролевая игра «Супермаркет»
Игры экономического содержания «Дешевле -дороже», «Купим подарок»
Задачи: формирование представления о том, что существует различный труд, различные профессии, которые приносят разный доход. Формируем понятие стоимости… 07.10.21
4. Аппликация по сказке «Курочка Ряба»
Задачи: формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, формируем понимание - почему дорого, почему дешево. 14.10.21
.
5.
Рассматривания иллюстраций. Инсценировка сказки «Курочка ряба»
Задачи: формировать умение называть героев сказки. Формировать уважительное отношение. 21.10.21 .
6 Подготовка к музыкальному развлечению.
Этюды на мимику и жесты «Огорчение», «радость»
Задачи: формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками 28.10.21
НОЯБРЬ
1.
. Беседа по экономическим понятиям «щедрый, жадный»
Задачи: Развивать умение различать понятия: «щедрый и жадный»
Чтение русских народных произведений : потешка «Пошел котик на торжок», пословицы о щедрости и жадности, сказка «Лиса и журавль»,
русская народная сказка «Три поросенка», считалка-стих «Мы делили апельсин» Зубкова Л. В. Сказка В. Сутеева «Мешок яблок»
Задачи: вызвать интерес к художественной литературе, как искусству и средством развития позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге; на примере героев Р/Н сказок способствовать формированию основ поведения в социуме, умение различать понятия «щедрый и жадный». ноябрь:
08.11.21
11.11.21
2. Рассказывание и драматизация сказок: использовать пальчиковый театр, настольный театр «Лиса и журавль», «Три поросёнка».
Задачи: способствовать пониманию представлений о дружбе, о щедрости и жадности, взаимопомощи, согласии;; формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками, эмоциональной отзывчивости и сопереживанию 18.11.21
3. Сюжетно – ролевые игры: «Магазин игрушек День открытых дверей».
Задачи: развивать умение действовать в соответствии с взятой на себя ролью; способствовать развитию навыка вести ролевые диалоги, обогащать игровые действия; развивать дружеские взаимоотношения. 25.11.21 .
ДЕКАБРЬ
1. Беседа: «Трудолюбивый – ленивый, труд»
Задачи: уточнить представления детей о том, чем дети занимаются в детском саду, каков труд родителей, что такое лень, дать понятие труда и понимание его важности в жизни человека, уточнить представления детей о членах своей семьи, об их профессии и занятиях по дому, как заботятся друг о друге; развивать эмоциональную отзывчивость. формировать умение называть своих близких по имени (детей группы по именам, сотрудников детского сада по имени отчеству, рассказывать об их занятиях, воспитывать взаимную любовь, уважение, взаимопомощь; формировать уважительное отношение принадлежности к своей семье формировать уважительное отношение принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в детском саду. 02.12.21
2. Чтение: пословицы труде и чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и о рыбке».
Разучивание текста пальчиковой гимнастики «Рыбки».
Игры – упражнения с театральными куклами перчаточного театра.
Задачи: формирование опыта правильной оценки хороших и плохих поступков; закрепление навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. 09.12.21
3. Игровые ситуации: игры экономического содержания «Что сегодня я куплю»,«Где я работаю».
Задачи: создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного отношения к своим финансам; воспитывать уважительное отношению к труду взрослых, формировать понимание как пользоваться услугами в быту. 16.12.21
4. Чтение сказки «Морозко»
Аппликация по сказке «Морозко» : «Морозные узоры»
Задачи: Учимся работать клеем и кисточкой, наклеивая полоски не выходя за рамки листа.
23.12.21
5. Дидактическая игра: «Соберем бусы для мамы»
Задачи: формировать внимательное заботливое отношения к окружающим и близким; формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине, видеть простейшие закономерности в чередовании фигур. 30.12.21
ЯНВАРЬ
1. Подготовка к развлечению для детей на площадке ДОУ: «Рождественские колядки»
Задачи: приобщать к народным традициям; формировать интерес к малой родине; способствовать развитию взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. Коллективный труд: «Маленькие помощники»
Задачи: продолжать формировать умение убирать на место игрушки, строительный материал, оборудование, расставлять стулья в определенном порядке, держа правой рукой за спинку, левой - за сиденье; готовность к совместной деятельности со сверстниками. 13.01.22
2. Беседа по экономическим понятиям «бедный -богатый»
Задачи: продолжать формировать навык взаимодействия целенаправленности со взрослыми и сверстниками, умение различать понятия «бедный - богатый». Расширять понятие» банк» формировать представления о том, что существует различный труд, различные профессии, которые приносят разный доход. 20.01.22
3. Рассматривание иллюстраций по сказке «Муха – цокотуха»
Инсценировка сказки «Муха – цокотуха»
Задачи : Развивать память, внимание. Вызвать положительный эмоциональный отклик на фольклорное произведение; продолжать формировать навык взаимодействия целенаправленности со взрослыми и сверстниками, умение различать понятия «бедный - богатый» 27.01.22
ФЕВРАЛЬ
1. Беседа «Что такое реклама?»
Задачи: Рассказать и привести пример «Как влияет реклама на продажу»
Развивать умение действовать в соответствии с взятой на себя ролью; способствовать развитию навыка вести ролевые диалоги, обогащать игровые действия; развивать дружеские взаимоотношения. 03.02.22
2. Чтение: русская народная сказка «Лиса и козел»
Задачи:
10.02.22
3. Оформление рекламой (рисование карандашами)
Задачи: Продолжать формировать умение рисовать формировать навык общения в совместной деятельности; формировать уважительное отношение к различным видам труда и; формировать основы безопасного поведения в быту, социуме; способствовать формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослым 17.02.22
4. Подготовка к спортивно-познавательному досугу: «Праздник мужественности и отваги».
Задачи: способствовать формированию норм и ценностей, принятых в обществе, эмоциональной отзывчивости. 21.02.22
5. Подготовка к музыкальному развлечению для детей: «Широкая Масленица».
Задачи: способствовать формированию позитивных установок к различным видам народного творчества; готовности к совместной деятельности со сверстниками 24.02.22
МАРТ
1. Подготовка к музыкальному развлечению для детей и родителей: «8 Марта!»
Задачи: способствовать развитию детско-родительских отношений; способствовать формированию позитивных эмоций. 03.03.22
2. Беседа об экономических понятиях (бартер - ОБМЕН)
Задачи: развивать интерес к общению, пониманию, научить детей договариваться (не отбирать, а меняться) 10.03.22
3. Дидактическая игра: «Наш день»
Задачи: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь»; развивать навык самостоятельности и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. 17.03.22
4. Чтение: русской народной сказки «Лисичка со скалочкой»
Задачи: Вызвать интерес к русскому народному творчеству и объяснить, что является в сказке обменом
Инсценировка сказки с привлечением родителей 24.03.22
5. Дидактическая игра: «Составь предмет»
Задачи: упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур); продолжать формировать навык взаимодействия целенаправленности со взрослыми и сверстниками. 31.03.22
АПРЕЛЬ
1. Развлечение для детей посвященное дню смеха: «Апрельский переполох».
Задачи: создать обстановку для развития дружеских отношений между детьми; способствовать формированию положительных эмоций. 07.04.22
2. Спортивно – познавательный досуг: «Я тоже к звездам полечу…»
Задачи: продолжать формировать представления о планета и звездах, профессии космонавт; формировать основы ЗОЖ; пополнить активный словарь: космонавт,, планеты и их названия (Марс, Юпитер, Венера, Солнце – звезда; создать обстановку для эмоциональной разгрузки и формированию положительных эмоций. 12.04.22
3. Беседа: Бережливый -расточительный (купля - продажа)
Задачи: формирование опыта правильной оценки хороших и плохих поступков; закрепление навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице, создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного отношения к своим финансам; воспитывать уважительное отношению к труду взрослых, формировать понимание как пользоваться услугами в быту 21.04.22
4. Совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Магазин»
Задачи: продолжать формировать умение лепить из соленого теста «Колбаски», «Конфетки», скатывать ком прямыми и круговыми движениями рук; навык в совместной деятельности; формировать уважительное отношение к различным видам труда и; формировать основы безопасного поведения в быту, социуме; способствовать формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми 21.04.22
5. Рассматривание и чтение русской народной сказки «О рыбаке и рыбке»
Задачи: формировать представления о народных промыслах и художественном оформлении; формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своему народу; способствовать усвоению норм и ценностей, принятых в обществе. 28.04.22
МАЙ
1. Подготовка к выставке: «Пока мы помним…»
Задачи: продолжать актуализировать представления о защитниках Отечества; разъяснить понятие «герой». 05.05.22
2. «Ярмарка» Подведение итогов
Продолжать формировать умение принимать на себя роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (ЗАЗЫВАТЬ, УГОЩАТЬ, ПРОДАВАТЬ ИЛИ ПОКУПАТЬ.). Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с несколькими действующими лицам. Акцентировать внимание детей на доброжелательные взаимоотношения людей. Ориентировать на сверстника как на партнера, побуждать готовить для игры предметную среду 12.05.22
Сюжетно-ролевая игра, сюжет «Семья» : «Мама пришла с работы», «Дочки-матери», «Бабушка приехала», «Мама укладывает детей спать».
Задачи: продолжать формировать умение принимать на себя роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить или угощать, укладывать спать и т. д.). Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с несколькими действующими лицам. Акцентировать внимание детей на доброжелательные взаимоотношения людей. Ориентировать на сверстника как на партнера, побуждать готовить для игры предметную среду 19.05.22
Подготовка к спортивно-оздоровительным мероприятиям:
• «Велло-самокато -роликовый пробег», посвященный "Дню рождения города";
• «Забег на короткую дистанцию» посвященный «Дню защиты детей»
Задачи: продолжать формировать представления о ЗОЖ; вызвать интерес к спортивным соревнованиям; способствовать развитию дружеских отношений. 26.05.22
ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
№
п/п СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СРОК
1. Анкетирование.
Цель: получение информации о: взаимоотношениях в семье и отношении родителей к дошкольнику; о семейных традициях, соблюдаемых в семье, и как это влияет на формирование личности дошкольника; какая работа ведётся родителями по обеспечению безопасности ребенка на дороге; особенности общения ребенка в семье и выявить уровень коммуникативных навыков родителей и ребенка; особенности воспитания и развития дошкольника в семье, для дальнейшей индивидуальной работы и помощи ребенку в период адаптации; проанализировать информацию об отношении родителей к детским игрушкам и играм детей. 23.09.21 -30.09.21
2. Изготовление элементов костюмов, атрибутов к сказке «Курочка Ряба»
Цель: актуализация детско-родительских отношений, способствующих развитию совместной деятельности. октябрь
3. Субботник: «Раз - листочек, два - листочек, соберу я их в мешочек!»
Цель: актуализация детско-родительских отношений, способствующих становлению общения, и взаимодействия ребёнка со взрослыми; формирование позитивных установок к различным видам труда.
октябрь
4. Изготовление атрибутов, декораций, костюмов к сказке «Три поросенка»
Театральная пятница: инсценировка сказки «Три поросенка»
Цель: актуализация детско-родительских отношений, способствующих развитию совместной деятельности. ноябрь
5. Выставка: «Папа, мама, я - художников семья» - сказка «О рыбаке и о рыбке»
Изготовление атрибутов, кукол перчаточного театра, декораций к сказке «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цель: актуализация детско-родительских отношений, способствующих развитию совместной деятельности. декабрь
6 «Первичные экономические понятия»
Изготовление атрибутов, кукол перчаточного театра, декораций к сказке «Морозко»
Инсценировка русской народной сказки «Морозко»
январь
7. Акция «Открытка ветерану», посвященная «Дню снятия блокады Ленинграда»
Цель: актуализация детско-родительских отношений, способствующих усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, народу. февраль
8. Подготовка к выставке «Папа может…»
Цель: актуализация детско-родительских отношений, способствующих усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, народу февраль
9. Подготовка к выставке «Папа может…»
Цель: актуализация детско-родительских отношений, способствующих усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, народу февраль
10 Изготовление атрибутов к сказке «Муха - цокотуха»
Экономическая игра с родителями «Работать это здорово!» февраль
11. Подготовка к музыкальному развлечению «8 Марта!»
Цель: актуализация детско-родительских отношений, способствующих формированию позитивных установок к различным видам творчества; готовности к совместной деятельности; развитию эмоциональной отзывчивости. март
12. Подготовка к выставке творческих работ «Мама – солнышко моё»
Цель: актуализация детско-родительских отношений, способствующих формированию позитивных установок к различным видам творчества; готовности к совместной деятельности; развитию эмоциональной отзывчивости. март
13. Изготовление атрибутов к сказке «Лиса и козел» Мастер – класс родители - детям
«Реклама детского сада»
Выставка работ родителей на тему «Реклама детского сада» март
14.
Подготовка к выставке детско-родительских работ на тему: «Я в космонавты бы пошел, пусть меня научат…»
Цель: актуализация детско-родительских отношений, способствующих становлению самостоятельности, и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; усвоению норм и ценностей, принятых в обществе; формирование позитивных установок к различным видам труда. апрель
15. «Космос» (оформление воздушной среды в группе, рисунки, поделки, фотоальбомы, коллажи
Цель: актуализация детско-родительских отношений, способствующих формированию позитивных установок к различным видам творчества; готовности к совместной деятельности; развитию эмоциональной отзывчивости. апрель
16 Изготовление атрибутов к сказке «Лисичка со скалочкой»
Инсценировка сказки «Лисичка со скалочкой»
Создание книги и фильма о совместной деятельности детей и родителей «Сказки читаем, экономику изучаем!» апрель
17. Подготовка к выставке (рисунки, коллажи, аппликация, поделки, фотоальбомы и др.) : «Пока мы помним…»
Цель: актуализация детско-родительских отношений, способствующих усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, народу. май
18. Подготовка к итоговому родительскому собранию: «Ярмарка»
Цель: актуализация детско-родительских отношений, способствующих актуализация детско-родительских отношений, способствующих формированию позитивных установок к различным видам творчества; готовности к совместной деятельности; развитию эмоциональной отзывчивости май
Предполагаемый результат:
1. дети овладели первичными экономическими понятиями и используют их в повседневной жизни;
2. активизировали речь детей в вопросах финансовой грамотности посредством театрализованной деятельности с участием родителей;
3. дети проявляют в общении с взрослыми и сверстниками нравственные качества;
4. созданы условия для развития творческих способностей детей, обогащена предметно - пространственная среда атрибутами и пособиями по финансовой грамотности;
5. дети контролируют свое поведение на основе первичных представлений в мире финансов;
6. родители проявляют интерес к вопросам финансовой грамотности и являются активными участниками образовательной деятельности.
Долгосрочные результаты:
1. развитие у детей творческого воображения, познавательной активности, экономического мышления, речи;
2. дети ориентируются в происходящих экономических явлениях;
3. сформированы социально - коммуникативные навыки;
4. развитие познавательного интереса к экономике;
5. успешность во взрослой жизни.