Любовь Кребс
Проект «Формирование лексико-грамматических категорий посредством дидактической игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Формирование лексико-грамматических категорий посредством дидактической игры»
Проблема формирования лексико- грамматического строя речи является одной из актуальных в современной логопедии. Только овладев определенными языковыми закономерностями, ребенок правильно выстраивает собственные высказывания, если же он не усваивает эти закономерности, то страдают морфологическая структура слова и синтаксическая структура предложения.
В исследованиях Р. Д. Триггер было показано, что речь детей с ЗПР отличается от нормы.
Публикация «Проект „Формирование лексико-грамматических категорий посредством дидактической игры“» размещена в разделах
Дети с ЗПР имеют существенное недоразвитие речи, которое проявляется в бедности словаря, примитивном строении фразы, нарушении грамматического строя речи, нарушение звуковой её стороны, а главное – смысловой. При этом оказывается несформированной не только сама речь, но и предпосылки её развития: у детей не развита ориентировка в окружающем и предметная деятельность, которые лежат в основе развития смысловой стороны речи, а также её грамматического строя, не создана потребность в общении и не развиты доречевые средства общения, не сформирован фонематический слух и готовность артикуляционного аппарата, обеспечивающие становление звуковой стороны речи. Поэтому необходимо вести коррекционную работу с детьми в 2-х направлениях – с одной стороны, над созданием предпосылок речевого развития, с другой – над развитием основных функций речи: функции общения (коммуникативной, познавательной функции и функции деятельности.
Данные нарушения затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность. Актуальным моментом становится решение этой проблемы через дидактическую игру, как основного вида деятельности старшего дошкольника. У дидактической игры две цели : одна из них – обучающая, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Эти две цели дополняют друг друга и помогают обеспечивать высокую результативность в формировании лексико-грамматических категорий.
Решение проблемы по формированию лексико-грамматических категорий напрямую связано с успешным обучением ребенка в школе, т. к. По результатам исследования Н. Ю. Боряковой, дети с задержкой психического развития страдают нарушениями грамматического строя, и их наиболее характерными видами аграмматизмов в высказываниях являются: пропуски или избыточность членов предложения, ошибки в управлении и согласовании, ошибки в употреблении служебных слов, ошибки в определении времени глагола, структурная неоформленность высказывания. Все эти особенности речи детей с ЗПР указывают на несформированность внутреннего программирования.
В связи с этим был создан проект по формированию лексико-грамматических категорий посредством дидактических игр.
Срок реализации проекта : 2021-2022 учебный год.
Участники: педагог, дети старшей группы обучающиеся в группе ЗПР, родители.
Цель проекта – формирование у дошкольников лексико-грамматических категорий через дидактические игры.
Задачи проекта :
• Выявить уровень сформированности лексико-грамматических категорий у детей в начале и в конце учебного года.
• Содействовать освоению грамматически оформленных высказываний :
изменение слов, образованию уменьшительно-ласкательных форм, употреблению глаголов совершенного и несовершенного вида, употреблению предлогов, образованию притяжательных и относительных прилагательных, употреблению существительных в родительном и винительном падеже, согласованию числительных с существительными, формировать словообразовательные навыки.
• Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, координации речи с движением, зрительного и слухового внимания, памяти.
• Развитие умения анализировать, рассуждать.
• Включать в работу по формированию лексико-грамматических категорий родителей.
• Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.
• Повышать заинтересованность родителей в результатах воспитательной работы с детьми.
Гипотеза: развитие лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при условии использования дидактических игр.
Ожидаемые результаты: Показателем успешной реализации проекта будет положительная динамика в качественных изменениях развития лексико-грамматической стороны речи у детей старшего группы ЗПР.
Методы обучения:
1. Словесный;
2. Наглядный;
3. Практический
Работа с родителями:
• Информационная среда
• Мастер-класс «Дидактическая игра своими руками»
• Дни открытых дверей
• Родительское собрание
• Анкетирование
• Круглый стол
• Конференции
• Индивидуальные и групповые консультации
Этапы проекта :
1. Организационно- подготовительный
Подбор и изучение научно-методической литературы, иллюстративного материала по лексическим темам, грамматическим категориям.
Составление картотеки дидактических игр и словесных упражнений
Проведение диагностики о компетентности детей по лексико-грамматическим категориям языка.
Разработка перспективного плана работы с детьми.
Обсуждение с педагогами и родителями вопросов связанных с проектом.
2. Аналитический
Внедрение развивающих технологий.
Совместная деятельность взрослого с детьми по формированию грамматического строя речи.
Комплексная работа над всеми компонентами речи.
3. Заключительный.
Анализ результатов работы.
Размещение на сайте творческих учителей методической разработки для воспитателей на тему: «Формирование лексико-грамматических категорий языка»
Выпуск буклета для родителей.
Презентация проекта на педагогическом совете.
Разработка методических рекомендаций для родителей по обогащению и развитию лексико-грамматического строя языка.
Компетентность детей старшей группы по использованию лексико-грамматических категорий 2021-2022г.
*Технология обследования лексико-грамматического строя речи предложенная О. Е. Грибовой.
Результативность.
• Повысился уровень обучения детей лексико – грамматическим категориям.
• Существенно обогатилась предметно – развивающая среда речевого центра.
• Сформировалась интеграционная система взаимодействия специалистов ДОУ и воспитателей.
• Работа с родителями поднялась на более высокий уровень, возросла информированность родителей о речевом развитии детей.
• Сформировался благоприятный микроклимат в коллективе детей и взрослых.
• Активизировалась свободная деятельность детей.
• Реализованы индивидуальные потребности каждого ребенка.
Для успешной реализации проекта были
разработаны:
- перспективный план по формированию у старших дошкольников лексико-
грамматических категорий;
- дидактический материал, способствующий формированию лексических и грамматических категорий;
подобраны:
- игры для развития мелкой моторики пальцев рук по лексическим темам;
- загадки по лексическим темам;
- дидактические игры и упражнения по лексическим темам;
оформлены картотеки :
- «Дидактические игры и упражнения» (по лексическим темам);
- «Загадки» (по лексическим темам);
- «Упражнения по развитию мелкой моторики» (по лексическим темам);
- «Предметные картинки»;
- «Сюжетные картинки»;
Используемая литература:
1. Жукова И. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников, СПб, Детство – Пресс, 2004.
2. Александрова Т. В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников. 2005.
3. Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений. – М., Гном и Д., 2003.