Лучший педагог года

Проект «Формирование патриотических чувств дошкольников посредством культуры и традиций народов Мордовии»

Екатерина Кияйкина
Проект «Формирование патриотических чувств дошкольников посредством культуры и традиций народов Мордовии»

Вид проекта : информационно творческий.

Срок реализации проекта : долгосрочный (1 год).

Возраст участников: 6- 7 лет.

Форма проведения : фронтальная.

Актуальность и новизна.

Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Публикация «Проект „Формирование патриотических чувств дошкольников посредством культуры и традиций народов Мордовии“» размещена в разделах

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Система поликультурного образования стало ядром воспитательного потенциала Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Программа духовно – нравственного развития, должна предусматривать приобщение детей к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы Вопрос о создании социально-педагогической поликультурной среды в ДОУ находит четкое отражение в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования. Основные принципы дошкольного образования с позиции Федерального Государственного Образовательного Стандарта гласят о необходимости приобщать детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей. Научная новизна заключается в современных теоретических подходах к проблеме воспитания патриотических чувств, уважения к людям разных национальностей у детей дошкольного возраста; обосновании использования оптимальных психолого-педагогических средств у детей дошкольного возраста; в возможности применения полученных результатов исследования в разработке проблем воспитания детей.

Цель проекта : Формирование нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста. Расширить и углубить знания детей о малой Родине. Воспитывать любовь к национальной культуре.

Задачи проекта :

Образовательные:

- способствовать накоплению опыта о природе, культуре, традициях родного края;

- дать знания детям о родном селе: история, символика, достопримечательности;

- познакомить с именами людей, прославившими наш край, которыми мы гордимся;

- познакомить детей с особенностями национальных костюмов: мужского и женского, с разновидностями орнамента;

- привлечь родителей к проектной деятельности;

Развивающие:

- развивать у воспитанников любознательность, наблюдательность;

- расширять словарный запас детей;

развивать интерес к культурному наследию народов Мордовии, к истории своего села, своей семьи;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им;

- воспитывать уважительное отношение к культурному наследию своего народа;

- воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;

- воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;

Гипотеза. Проживая в Республике Мордовия, среди мокши, эрьзи, русских и татар, мы и наши дети не знаем традиции и обычаи своего народа. В ходе реализации проекта дети получают знания о традициях, о различных вариациях мордовского, татарского и русского национального костюма, дети приобретают знания об истории родного села, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил Мордовию. Дети также узнают, как неграмотные крестьяне моделировали и конструировали свою одежду, начнут проявлять интерес к национальной культуре.

Принципы реализации проекта :

Принцип научности – в сознании ребенка должны проникать реальные знания о родном крае и его культуре и традициях, правильно отражающие действительность. Во время работы над проектом педагог определенно формирует у детей конкретные представления, знания о кинематографе и кинопроекторе, которые не вступают в противоречие с теми, что будет даваться при дальнейшем развитии ребенка.

Принцип наглядности – дошкольный возраст характеризуется конкретикой мышления, то есть любая теоретическая информация должна закрепляться наглядным материалом. Для этого при работе над проектом используются очень много наглядного и демонстративного материала (картотека мордовских игр, дидактические игры, произведения живописи, национальный мордовский костюм, мини-музей «Мордовская изба».

Принцип доступности то, чему учит педагог, должно быть понятно детям, а также определенно соответствовать развитию ребенка. Материал, с которым знакомит детей педагог достаточно сложный, поэтому преподносить его нужно ярко, красочно и на доступном для детей языке.

Принцип активности и сознательности - при работе над проектом педагог использует приёмы, стимулирующие познавательную активность детей. Материал преподносится эмоционально и красочно, поэтому дети проявляют интерес и любознательность при работе по данной теме.

Принцип предметности – обеспечение взаимодействия и преемственности в работе ДОУ и социума.

Принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода к детям в обучении - при работе над проектом педагогом учитывались возрастные особенности и использовался индивидуальный подход.

Условия реализации проекта :

1. Наличие в достаточном количестве демонстрационного материала.

2. Желание педагогов создавать условия для познавательной и краеведческой деятельности детей.

3. Знание педагогом современных подходов в работе с родителями.

4. Наличие комфортной обстановки для проведения занятий и других видов деятельности.

При реализации проекта использовались следующие методы:

Исследовательские методы.

Изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблематике исследования; педагогические наблюдения, беседы, анкетирование; проведение педагогического эксперимента, количественная обработка и качественная интерпретация экспериментальных данных, статистическая обработка полученных данных.

Словесные: беседа, чтение стихов, рассказов, малых форм фольклора, пересказ, рассказ, обсуждение, заучивание наизусть.

Наглядные: рассматривание произведений живописи, иллюстраций, картин, открыток, демонстрация презентаций.

Практические: игры (дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно-ролевые, музыкально-фольклорные, игровые ситуации. Фольклорные праздники, экскурсии, посещение театров и музеев, драматизация, продуктивная деятельность, выставки и конкурсы.

Ожидаемые результаты:

1. рост познавательной активности детей повысил о родном крае,

2. высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками фольклорных праздников проводимых в городе.

3. Развитие творческих способностей ребёнка

4. Сплочение и максимальное вовлечение всех участников проекта в образовательный процесс.

Этапы работы:

1. Информационно-накопительный.

2. Организационно-практический.

3. Заключительный.

/

План работы над проектом

Этап проекта Содержание работы Сроки выполнения Ответствен-ный за выполнение

I этап –

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ИЛИ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ 1. Подборка и изучение информации научно познавательной литературы о историко-культурных, национальных, географических, природных особенностях. сентябрь 2018 г.

Сентябрь – май 2018-2019 Заведующая детским садом, старший воспитатель,

педагоги

2. Разработка проекта : постановка целей и задач, подбор и подготовка материальной базы.

3. Определение уровня имеющихся условий для развития способностей ребёнка к творческому самовыражению через знакомство с народной культурой Мордовии.

4. Подборка демонстрационного и дидактического материала.

1. Методическая литература.

2. Конспекты непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям.

3. Методические пособия и комплекты «Народное творчество - детям», «Народный костюм».

4. Конспекты сценариев, праздников, развлечений.

5. Оформление дидактических игр :

- дидактическая игра «Народы, как одна семья, хотя язык их разный»;

-дидактическая игра «Путешествие» (карта-путешествие по территории Мордовии, России и Татарстана).

5. Составление плана экскурсий: по родному городу, в детскую библиотеку. Экскурсии в семьи.

II этап -

ОСНОВНОЙ ИЛИ ПРАКТИЧЕСКИЙ Работа с детьми

1. Экскурсионная работа:

1. Экскурсии в семьи «Встречи в семейных гнездах»;

2. Экскурсия в детскую библиотеку.

3. Экскурсия в музей мордовской национальной культуры.

2. Творческая работа:

1. Разучивание стихов песен на русском, мордовском, татарском языках. «Луганяса кулунясь» «Елатмагыз нил рне»(стих -е про маму)

2. Дидактические игры «Народы, как одна семья, хотя язык их разный»;

«Путешествие» (карта-путешествие по территории Мордовии, России и Татарстана).

3. Мероприятия: Досуг ко дню матери «При солнышке тепло, а при матери добро» (совместно с родителями) Досуг «Путешествие в страну дорожных знаков» инспектором отделения пропаганды безопасности и дорожного движения УГИБДД МВД по Республике Мордовия Аносовой О. В.

День пожилого человека

«Хорошо нам рядышком

с дедушкой и бабушкой», «Осенняя ярмарка», «Защитники Родины», "Край любимый, край Мордовский!" «Поклонимся Великим тем годам» Досуг «Широкая масленица» - чаепитие. «Мордовская ярмарка», Досуг «День Победы».

4. Сюжетно-ролевые игры: «Семья».

5. Проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Приобщение детей к истокам народной культуры. Моя малая родина», «Встречаем весну»

6. Презентация «Мой родной город» (самых знаменитых мест в районе, городе).

7. Презентация «Саранск – столица нашей Республики».

сентябрь – май

2018

2019 г. Педагоги,

родители

Работа с родителями:

1. Участие в разработке проекта

2. Оформление альбомов “Достопримечательности моего города»

3 Поделки родителей и детей «Наши увлечения». «Бабань парь»

4. Изготовление совместно с родителями родословные древа своих семей.

5. Беседа: «Традиции на праздник Пасхи».

6. Консультация: «Вежливость воспитывается вежливостью».

7. Консультация для родителей: «Народные традиции».

8. Консультация: «Народные традиции - День Труда».

9. Конкурс рисунков «Мой любимый город» (совместно с родителями).

9. Участие в Благотворительной ярмарке.

III этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ Обобщение опыта работы по проекту, разработка и просмотр презентации «Край мой Мордовия» открытое занятие «Моя родословная».

Март - май 2019 г. Старший воспитатель педагоги

При реализации проекта могут возникнуть ряд рисков, которые могут затруднить протекание работы педагога, это, прежде всего:

Ограничение материальной базы необходимой для реализации проекта (прежде всего, проект предполагает выездные экскурсии по Саранску, что влечет за собой материальные затраты).

Трудность привлечения родителей к оказанию помощи в работе над проектом

Затруднение также может возникнуть в организации выездных экскурсий

Предупреждение рисков:

Заинтересовать родителей, показав необходимость рассматривания и обогащения в данном направлении информацией дошкольников.

Опора на помощь родительского комитета.

Распределение сфер ответственности в работе по проекту между его участниками.

Продукты проекта :

1. Конспект мероприятия «Поклонимся великим тем годам»

(с презентацией)

2. Конспект открытого занятия «Моя родословная» (с презентацией)

3. Конспект фольклорного досуга совместно с родителями «Масленица» «Дорого яичко к пасхальному дню». Развлечение, посвящённое празднованию Пасхи, День пожилого человека, развлечение дню Матери.

4. Презентация к проекту

5. Картотека народных игр.

Публикации по теме:

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2.«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Конспект НОД по формированию патриотических чувств у дошкольников посредством продуктивной деятельности «Аллея Славы»Конспект НОД по формированию патриотических чувств у дошкольников посредством продуктивной деятельности «Аллея Славы» Тема: «Аллея славы». Цель: создание макета Аллеи Славы у Мемориального комплекса. Воссоздание исторических моментов Вов через исследовательскую.

Конспект НОД по формированию патриотических чувств у дошкольников посредством продуктивной деятельности «Венок к памятнику»Конспект НОД по формированию патриотических чувств у дошкольников посредством продуктивной деятельности «Венок к памятнику» Тема: «Венок к памятнику». Цель: изготовление венка для возложения к памятнику павшим воинам в Великую Отечественную войну. Ознакомление.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления с окружающим миром природы Патриотическое воспитание-это основа формирования личности. Патриотическое воспитание, есть результат длительного воспитательного процесса.

Педсовет «Воспитание патриотических чувств к родному городу посредством художественно-творческой деятельности» Возраст: 5-6 лет. Образовательная область: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие". Тема: "Воспитание патриотических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Формирование патриотических чувств дошкольников посредством культуры и традиций народов Мордовии»
Опубликовано: 26 июня 2023 в 11:18
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД