Татьяна Митришкина
Проект «Формирование познавательной деятельности деятельности и познавательных интересов у детей с ОВЗ в процессе наблюдения»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование познавательной деятельности деятельности и познавательных интересов у детей с ОВЗ в процессе наблюдения»
Митришкина Татьяна Павловна
воспитатель:
структурное подразделение ГБОУ №18
"Детский сад "Центр коррекции и развития детей"
г. Новокуйбышевск, Самарская область
Проблема
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребёнок стремится к активной деятельности. Однако, современные гаджеты заполняют всё свободное времяпровождение дошкольника вне образовательного учреждения. Таким образом сложившееся противоречие между ценностью реализации наблюдения, как метода познания окружающей действительности и отсутствием методических рекомендаций и практических разработок для решения данной проблемы.
Публикация «Проект „Формирование познавательной деятельности деятельности и познавательных интересов у детей с ОВЗ в процессе наблюдения“» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Актуальность:
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитывать личность способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают всё новые и новые предметы и явления, стремятся узнать не только их название, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
Цель: обучение детей с ОВЗ процессу наблюдения.
Задачи: сформировать у детей дошкольного возраста с ОВЗ умения выдвигать гипотезы, строить предложения;
сформировать у детей дошкольного возраста с ОВЗ умения выделять признаки и связи предметов и явлений;
Развивать умения отбирать средства и материалы для наблюдения;
развивать умения планировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом;
формировать умения делать выводы в соответствии с результатами наблюдений, обобщать и анализировать их.
Итог: Раскрыть ожидаемые результаты по формированию познавательной деятельности и познавательных интересов у детей с ОВЗ в процессе наблюдения.
Этапы проектной деятельности
Подготовительный этап. Моделирование ситуации, выявление проблемы
Задачи по подготовительному этапу Вызвать у детей интерес и желание принять участие в наблюдении;
Создать оптимальные условия для проведения наблюдения
Мероприятия по реализации каждой задачи
Работа с литературой;
Анализ программ;
Работа с сетью Интернет;
Создание схем;
Создание алгоритмов;
Создание картотек
Механизм реализации каждого мероприятия
Подготовительные занятия включают в себя:
Рассмотрение проблемных вопросов;
Проведение экспериментов по наблюдению;
Обучение формулированию гипотез наблюдений
Ожидаемые результаты по подготовительному этапу
Заинтересованность детей;
Создание оптимальных условий для проведения наблюдения;
Вызван познавательный интерес детей
Воспитанники ориентируются по схеме
Основной этап. (Организационно-педагогический, практический)
Задачи по основному этапу Формировать умение вместе со взрослыми формулировать цель наблюдения;
Выделять существенные признаки и связи;
Сопоставлять различные факты
Мероприятия по реализации каждой задачи
Организация наблюдений;
Создание проблемных и игровых ситуаций;
Разработка рекомендаций родителям по формированию познавательных интересов у детей посредством наблюдения
Механизм реализации каждого мероприятия
Практические занятия:
Опрос детей о подтверждении или опровержении гипотезы;
Самостоятельная работа детей по поиску необходимой информации;
Самостоятельное выполнение практических действий;
Самостоятельное составление экспериментальных моделей, схем
Ожидаемые результаты по основному этапу
Ребенок видит и выделяет проблему;
Принимает и ставит цель;
Анализирует объект или явление;
Выделяет существенные признаки и связи
Заключительный этап. (Подведение итогов)
Задачи по заключительному этапу
Формировать умение детей оценивать результаты своей деятельности;
Формировать умение определять новую проблему и предстоящую деятельность
Мероприятия по реализации заключительного этапа
Механизм реализации каждого мероприятия
Итоговые обсуждения с детьми результатов наблюдений;
Презентация деятельности с детьми;
Выступление с докладом на педагогическом совещании
Ожидаемые результаты по заключительному этапу
У ребенка сформированы умения :
видеть и выделять проблему;
принимать и ставить цель;
сопоставлять различные факты;
выдвигать гипотезы, предложения;
делать выводы;
фиксировать этапы действий и результаты графически