Елена Сухарева
Проект «Хлеб всему голова» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : Экологический, познавательно исследовательский. Продолжительность проекта : Краткосрочный.
Участники проекта : Дети старшей группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта : с 16.10.2022 по 20.10.2022
Образовательные области:
• Познавательное развитие
• Социально- коммуникативное развитие
• Художественно- эстетическое развитие
• Речевое развитие
• Физическое развитие
Публикация «Проект „Хлеб всему голова“ в старшей группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Проблема: Когда мы кушаем, некоторые дети балуются хлебом : мнут его, играют, делают шарики. Нам часто говорят, что хлеб надо ценить, не играть с ним, так как хлеб достается тяжелым трудом. Прежде чем попасть на стол, хлеб проходит долгий путь. Нам стало интересно, из чего получается хлеб, почему он достается тяжелым трудом, как его делают. Мы решили узнать путь хлеба от зернышка до нашего стола.
Актуальность проекта : У современных детей нет понимания ценностного отношения к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Дети перестали ценить хлеб, как главный продукт питания для русского человека. И чтобы его вырастить необходимо приложить много сил и труда. Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми. Самое главное в предстоящей работе способствовать формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности. Чем больше дети будут знать о хлебе, тем дороже он станет им. Быть с хлебом- это постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. Каждый по- своему воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб- это жизнь, это понятие входит с рождения человека. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд.
Гипотеза исследования: Булки растут на деревьях? Экспериментально надо доказать или опровергнуть это суждение.
Ожидаемые результаты:
• Сформировать у детей представления о ценности хлеба;
• Получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб- это итог большой работы множества людей;
• Воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
• Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Цель проекта : Формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают. Задачи проекта :
Образовательные:
1. Изучить историю возникновения хлеба.
2. Познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом.
3. Расширять знания детей о значении хлеба в жизни человека, и его приготовлении.
Развивающие:
1. Развивать познавательно- исследовательскую деятельность.
2. Развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
2. Воспитывать желание делиться полученными знаниями.
3. Познавательное развитие.
4. Речевое развитие.
5. Социально- коммуникативное развитие.
6. Художественно- эстетическое развитие.
Этапы проекта
Подготовительный этап
• Определение объектов изучения;
• Подбор семян злаков, предметов ухода, формочек для теста, ингредиенты для выпечки хлеба, хлебопечь;
• Подбор пословиц, поговорок, сказок, загадок о хлебе;
• Определение уровня знаний детей на данную тему;
• Постановка целей и задач проекта;
Основной этап
• Комплексно- тематическое планирование по теме проекта;
• Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребенка всех образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта.
Познавательное развитие
Беседы: «Как на наш стол хлеб пришел», «Кто такой хлебороб? Труд хлеборобов в старину и сейчас», «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?», «Какой бывает хлеб». НОД Ознакомление с окружающим «Откуда хлеб пришел на стол»
Рассматривание иллюстраций и репродукций:
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»;
Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»;
Рассматривание картин И. И. Шишкина «Рожь», И. И. Машкова «Снедь московская», С. А. Куприянова «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые»
. Просмотр презентаций: «Как растет пшеница. Труд комбайнера»
Просмотр мультфильмов:
«Золотые колосья» белорусская сказка;
«История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена;
«Колобок» русская народная сказка;
«Хлеб» белорусская сказка;
«Чудо – мельница!» русская народная сказка.
Знакомство с профессиями: Агроном, комбайнер, пекарь, кондитер, продавец
Исследовательская деятельность: Рассматривание зерен при помощи лупы, выстраивание схемы «Этапы выращивания хлеба»
Опытно- экспериментальная деятельность: Превращение зерна в муку при помощи кофемолки, замешивание теста, выпечка хлеба при помощи хлебопечки
Рассматривание иллюстраций и репродукций:
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»;
Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»;
Речевое развитие: Образование родственных слов, словесные и дидактические игры, обогащение словаря по данной теме, творческое рассказывание «Хлеб всему голова»
Чтение художественной литературы: Сказки «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок», «Сказка о пшеничном зернышке»; Стихотворения «Булка» С. Михалков, «Что такое хлеб» И. Токмакова, «Вот он хлебушек душистый» С. Погореловский, «Очень, очень вкусный пирог» Д. Хармс, рассказ «Теплый хлеб» Паустовский. ; Загадки, пословицы и поговорки.
Социально- коммуникативное развитие: Сюжетно- ролевые игры «Семья», «Хлебный магазин», «Кулинария»
Дидактические игры:
- игра “Третий лишний”. Найти отгадку на картинках и убрать лишний предмет, объяснить почему он лишний.
- игра “Что сначала, что потом?”. Дети рассматривают сюжетные картины из серии “Как хлеб на стол пришёл”, размещают их в логической последовательности.
- игра “Узнай и назови”. Назвать хлебобулочные изделия на иллюстрациях. - игра “Кто назовёт больше блюд?”. Дети перечисляют известные им блюда, при приготовлении которых используются крупы и мука.
- игра “Кто что делает?” (пекарь печёт, комбайнёр водит комбайн, убирает урожай).
- упражнение в словообразовании относительных прилагательных от слов пшеница, рожь по данному образцу и согласовании их с существительными.
- упражнение в образовании родственных слов к слову хлеб (хлебушек, хлебный, хлебница, хлебороб).
Пальчиковые игры: «Копна», «Как у деда Ермолая»
Художественно- эстетическое развитие: Рассматривание иллюстраций о хлебе, НОД рисование «Золотые колоски», НОД лепка «Булки и баранки для хлебного магазина»,
Физическое развитие: Пальчиковые игры «Копна», «Как у деда Ермолая», «Пекарь»; Физминутки «Каравай», «Колосок и зернышки».
Заключительный этап
• Обобщение результатов работы;
• Оформление экспозиции поделок из теста;
• Памятка для родителей «Правила обращения с хлебом»
• Создание альбома «Откуда хлеб пришел»
План работы с детьми
День недели Содержание работы
Понедельник Основы науки и естествознания: «Откуда хлеб пришел на стол
Просмотр презентации «Как растет пшеница.
Труд комбайнера»
Беседа на тему: «Кто такой хлебороб? Труд хлеборобов в старину и в современном мире»
Чтение сказки «Легкий хлеб»
Д / И «Что сначала, что потом», «Назови ласково»
Вторник Рисование «Колосья в вазе»
Беседа на тему: «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?» Просмотр мультфильма «История про девочку, которая наступила на хлеб» по мотивам Г. Х. Андерсена,
Чтение «Сказка о пшеничном зернышке»;
Д/И «Назови профессию», «Четвертый лишний»
Среда Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми; Чтение сказки «Сказка о пшеничном зернышке»
С/р игра «Хлебный магазин»
Д / И «Кто больше назовет хлебобулочных изделий» Пальчиковая игра «Пекарь»
Четверг Аппликация «Хлеб всему голова»
Просмотр мультфильма «Чудо- мельница»
Чтение русской народной сказки «Колосок»
Беседа на тему; «Какой бывает хлеб»
П/И «Каравай»
Пятница Речевое развитие «Хлеб - всему голова»»
Чтение «Очень, очень вкусный пирог» Д. Хармс
С/р игра «Кулинария»
Д / И «Что где растет»
Разгадывание загадок по теме
Творческое рассказывание «Хлеб всему голова»
Создание альбома «Откуда хлеб пришел»
Список литературы
1) Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе (Методические рекомендации М. 2016)
2) Мозайка - Синтез Расскажите детям о хлебе (Умные карточки)
3) Сайт «Родная тропинка: развитие ребенка от рождения до школы
4) Бакалдин В. Стихи о хлебе
5) Ивин М. Хлеб сегодня, хлеб завтра
6) Авдеев П. Я. Наш хлеб