МААМ-картинки

Проект «Хвойные деревья» в старшей группе

Костик Жанна Витальевна
Проект «Хвойные деревья» в старшей группе

ПРОЕКТ «ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ» в старшей группе

Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования. Решая задачи экологического воспитания, мы воздействуем на чувства детей, их сознание, взгляды и представления о природе, учим любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что мы должны беречь и сохранять ее.

Тема проекта : ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ

Публикация «Проект „Хвойные деревья“ в старшей группе» размещена в разделах

Цель проекта : повысить экологическую культуру, экологическое сознание и мышление детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта :

1. Систематизировать и конкретизировать представления детей о хвойных деревьях родного края.

2. Обобщать знания о росте и развитии растений; установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды.

3. Совершенствовать эмоциональную отзывчивость к природе, красоте деревьев, общение с ними на равных

4. Воспитывать чувство любви к природе родного края, желание беречь и охранять ее.

Актуальность проблемы:

Бережное отношение к природе, экологическая грамотность стали залогом выживания человека на нашей планете Земля. Экологическое образование детей – процесс формирования осознанно–правильного отношения детей к природе, огромный потенциал их всестороннего развития. Экологические знания, полученные в детстве, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. В настоящее время наблюдается очень высокий уровень различных заболеваний: всевозможные аллергии и лор – болезни. Их рост объясняется уничтожением экосистемы леса. Поэтому прежде чем заботиться о здоровье, необходимо позаботиться об окружающей среде. Именно в дошкольном возрасте, ребёнок впервые приобщается к миру природы, поэтому необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Проблематика проекта :

В нашем крае много красивых мест, где люди любят отдыхать. Но не все бережно относятся к природе. Какой же пример, взрослые подают детям! После отдыха оставляя за собой мусор, не потушенные костры, вырубленные молодые деревья! Поэтому, мы часто видим, что дети не понимают, как относиться к природе – ломают ветви, губят молодые деревца. У дошкольников слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Ведь изучать и любить природу невозможно только по картинкам и иллюстрациям. Изучать ее лучше в процессе исследовательской деятельности. На основании этих проблем мы и решили реализовать идею экологического проекта.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

1. Полное название проекта : «Хвойные деревья»

2. Автор проекта :Костик Жанна Витальевна 3. Вид проекта : групповой.

4. Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий.

5. Цель проекта : повысить экологическую культуру, экологическое сознание и мышление детей старшего дошкольного возраста.

6. По составу участников: дети, родители, педагоги.

7. Место проведения:

8. Сроки проведения: долгосрочный. месяц.

9. Возраст детей: 5-6 лет.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :

1 Этап: Информационно-технологический

1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.

2. Пополнить развивающую среду:

• Подбор художественной литературы.

• Подбор энциклопедий «Растительный мир».

• Подбор презентаций о природе.

• Оформление картотеки исследований и экспериментов;

• Подготовка оборудования для опытов с корой, ветками, листьями.

• Оформление дидактических игр по ознакомлению дошкольников с деревьями.

3. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.

4. Подготовить информацию для родителей по темам: «Человек и природа».

2 Этап: ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Работа с детьми:

Чтение художественной литературы: С. Михалков «Ёлочка»; рассказа К. Д. Ушинского «Спор деревьев»; А. Твардовский «Лес осенью»; В. Лескова «Лечебница под сосной»; А. Лопатина «Мудрость дерева». Чтение энциклопедий и познавательной литературы по теме проекта.

Проведение опытов и исследований:

Знакомимся с деревьями : «Для чего деревьям корни, ствол, кора»; «Какой высоты (ширины) дерево»; «Есть ли у дерева соседи, друзья, знакомые»; «Есть ли у дерева детки»; «Есть ли у дерева семья.

Изучаем крону: «Исследуй хвою»; «Тень дерева и ее движение»; «Исследование почек».

Изучаем кору и ствол: «Чем покрыт ствол?»; «Что такое кора, для чего она служит, какая она»; «Чем пахнет кора?»; «Есть ли на дереве трещины, дупла, лишайники, мхи?» и др.

Изучаем корни: «Что держит дерево в земле; «Какие корни по длине? Выходят ли на поверхность, для чего они нужны?».

Изучаем плоды и семена: «Какие они, кто их разносит?»; «Для чего они нужны?».

Изучаем животных, птиц, связанных с деревом : «Кто посещает наше дерево? (птицы, насекомые, пауки)».

Изобразительная деятельность:

1. «Лесные друзья елочки», лепка.

Цель: продолжать учить детей лепить из частей, делить материал на нужное количество частей разной величины; показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами.

2. «Елочка — колкая иголочка», рисование.

Цель: учить аккуратно, мазками в одном направлении рисовать силуэт елочки; придавать ей выразительность; развитие творческих способностей.

Познавательно-исследовательская деятельность:

1. «Как узнать ель?»

Цель: рассмотреть с детьми ель, назвать характерные особенности её строения, признаки, отличающие её от других деревьев, показать, что все ветки у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев, что иголки короткие, острые, колются, тёмно-зелёного цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветке, торчат в стороны, не опадают, если дотрагиваться.

2.«Какие бывают сосновые шишки?»

Цель: выяснить, что шишки у сосны бывают мужскими и женскими; женские шишки с семенами, а мужские с жёлтой пыльцою, о том какие шишки остаются на сосне, а какие опадают.

3. «Природа и человек»

Цель: расширить знания детей природе родного края; закрепить знания о взаимосвязи человека и природы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, память; воспитывать чувство бережного отношения к природе.

4. «Как сохранить хвойный лес»

Цель: воспитывать у детей – дошкольников бережное отношение к хвойным деревьям.

5. «Обитатели хвойного леса»

Цель: продолжать пополнять знания об обитателей леса. Развивать память, воображение, логическое мышление. Воспитывать умение работать в коллективе.

6. «Кто работает в лесу?»

Цель: привить интерес к природе и проблемам ее охраны, нравственные и экологические чувства по отношению к ней, научить экологически грамотной деятельности и поведению личности в природном окружении.

7. «Как хвойные деревья помогают человеку

Цель: определить значение растений в жизни человека.

8. «Хвойные деревья родного края»

Цель: закреплять представления о хвойных деревьях, растущих на территории родного края, особенностях их строения, местах произрастания, воспитывать бережное отношение к ним, гордиться природой края, в котором мы живём.

Работа с родителями:

• консультация для родителей «Человек и природа»;

• изготовление презентаций «Хвойные деревья»;

• сочинение экологических сказок;

• изготовление поделок из шишек.

3 Этап: Результат проектной деятельности

Выставка «Поделки из шишек»;

Презентация альбома «Хвойные деревья»;

Выставка семейных экологических сказок;

Изготовление буклета «Берегите природу!»;

Защита проекта.

Познавательно-исследовательская деятельность.

Тема: «Сравнение сосны и ели»

Задачи: Ознакомление детей с хвойными деревьями, сравнение сосны и ели. Учить детей сравнивать и различать веточки сосны и ели, продолжать учить правильно, держать кисть и пользоваться красками; развивать речь, творческие способности детей; воспитывать бережное отношение к природе, животным, дружеское отношение друг к другу.

Материалы и оборудование: веточки и шишки сосны и ели, игрушка - медведь, корзинка, листы бумаги с нарисованными веточками, краска зелёного цвета, кисточки, баночки с водой, мольберт.

Воспитатель вносит игрушку медведя с корзиной.

- Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости? (Мишка)

- Давайте с ним поздороваемся. Мишка живёт в лесу и радуется как хорошо у него, как много ёлок вокруг. Но недавно Мишка подслушал разговор птиц. Оказывается, среди ёлок есть ещё и сосны. И вот Мишка задумался и пришёл к нам за помощью, он хочет разобраться, где сосна, а где ель.

- Ребята, поможем Мишке разобраться? (Да)

- Мишка пришёл к нам с корзинкой. Ребята, давайте посмотрим, что у Мишки в корзинке?

- Ребята мишка сказал, чтобы посмотреть, нужно отгадать загадки.

1. Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идёт от …. (Ёлки) Воспитатель показывает ветку ели.

2. У меня длинней иголки,

Чем у самой рослой ёлки.

Подо мной полно соседей -

Кабанов, волков, медведей. (Сосна) Воспитатель показывает веточку сосны.

- Молодцы ребята, хорошо отгадываете загадки. А теперь давайте рассмотрим веточки, а ты Мишка смотри, слушай и запоминай, чем отличается ель от сосны.

2. Практическая часть

- С какого дерева эта веточка? (С сосны).

- Почему вы решили, что с сосны? (У неё длинные иголки).

- А эта веточка, с какого дерева? (С ёлки).

- Почему вы так решили? (У неё короткие иголки).

- Чем отличаются веточки? (Длинной иголок). У ёлки они короткие, а у сосны длинные.

- Правильно. А ещё у ёлки они растут по отдельности, а у сосны парами.

- Чем похожи веточки? (Они зелёного цвета и с иголками).

- Правильно они зимой и летом одним цветом. Ребята, а вы знаете, что из еловых веточек изготавливают аскорбиновую кислоту (витамины, а сосна очень хорошо очищает воздух от бактерий, поэтому в сосновом бору очень легко дышится. Корой сосны зимой питаются лоси, сосна и ели идёт на изготовление бумаги и используется как строительный материал (доски). А ещё если растереть хвою и понюхать, то это поможет избавиться от насморка.

Воспитатель заглядывает в корзинку. Ребята, а в корзинке ещё и шишки есть. Посмотрите на них, и скажите, как вы думаете, какая сосновая, а какая еловая шишка.

- Почему? (ответы детей). У сосны шишка круглая и твёрдая, а у ели длинная и мягкая.

- Мишка, всё запомнил? Теперь ты знаешь, что у ели иголки короткие, а у сосны длинные. Еловая шишка длинная и мягкая, а сосновая круглая и твёрдая.

- Ребята, давайте немного отдохнём, а потом нарисуем Мишке подарки.

3. Физкультурная минутка:

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише

Деревцо всё выше, выше, выше.

- Отдохнули, а теперь проходите к столу для рисования и занимайте свои места.

- Сейчас мы нарисуем еловые веточки для Мишки, чтобы он точно не забыл, как выглядит ёлка.

- У вас на столе лежат листы бумаги с нарисованной веточкой, а вы должны дорисовать хвою.

- Какой краской будете рисовать хвою? (Зелёной)

- А какие по длине должны быть иголки у ёлки? (Короткие)

- А сейчас, ребята, давайте приготовим наши пальчики к рисованию.

4. Пальчиковая гимнастика «Белка»

(В самом начале кулачек сжат) Сидит белка на тележке,

Раздаё т она орешки: (разгибать пальчики, начиная с большого)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому…

- Теперь ребята, пальчики наши готовы к рисованию. Приступайте к работе.

Дети выполняют работу.

5. Итог:

- Молодцы, какие хорошие веточки у вас получились.

Воспитатель проходит с Мишкой и смотрит на работы детей.

- Мишка, теперь ты знаешь, как отличить сосну от ёлки. У ёлки короткие иголки, а у сосны длинные. Ты её точно найдёшь в лесу.

- Ребята, Мишке очень понравилось у нас в гостях. Он узнал, как отличить сосну от ели, но ему пора возвращаться в лес. Давайте подарим Мишке наши рисунки и попрощаемся.

Публикации по теме:

Детско-родительский информационный проект «Деревья нашего края» в старшей группе ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ДЕРЕВЬЯ НАШЕГО КРАЯ» Вид проекта: информационный Продолжительность: долгосрочный Участники: дети.

Конспект НОД по экологии в средней группе «Хвойные деревья»Конспект НОД по экологии в средней группе «Хвойные деревья» Занятие по экологии в средней группе «Хвойные деревья». Цель: закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как представителях хвойных.

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Деревья в инее»Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Деревья в инее» Тема: «Деревья в инее». Цель: Расширение знаний детей о явлениях и особенностях зимней природы. Совершенствование умения предавать в рисунке.

Конспект НОД «Хвойные деревья. Наша ёлочка»Конспект НОД «Хвойные деревья. Наша ёлочка» Содержание организованной образовательной деятельности детей. Виды детской деятельности. Игровая, познавательно – исследовательская.

Тематическая прогулка «Лиственные и хвойные деревья зимой»Тематическая прогулка «Лиственные и хвойные деревья зимой» Содержание организованной образовательной деятельности детей. Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Хвойные деревья» в старшей группе
Опубликовано: 7 февраля 2024 в 14:30
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД