ОЛЬГА ЧЕРЕМУХИНА
Проект «Игра как средство формирования психологического здоровья дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Зюкайский детский сад №3»
Педагогический проект
Игра как средство формирования психологического здоровья детей подготовительной группы
Подготовила :
воспитатель
Гринькова Ольга Валентиновна
Зюкайка 2015
Тип проекта : педагогический
Участники проекта : воспитатели, родители, дети группы «Почемучки»
Целевая группа: дети подготовительной группы «А»
Объект: психологическое здоровье детей
Предмет: игровая деятельность детей
Масштаб проекта : долгосрочный
Публикация «Проект „Игра как средство формирования психологического здоровья дошкольников“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Срок реализации: 2015-2016 год
Пояснительная записка
На современном этапе в условиях преобразования образовательной политики и введения ФГОС ДО, перед ДОУ стоит задача гармоничного развития личности ребенка. Гармоничное развитие возможно при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия человека. Здоровый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, он социально и физиологически адаптирован. Психологическое здоровье ребенка подразумевает благополучие в эмоциональной и познавательной сфере.
Поэтому в последнее время оздоровительная работа с дошкольниками приобрела особую актуальность, что еще связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России.
Мы понимаем, что основы психологического здоровья закладываются в детстве, что для здоровья важен психологический климат в группе, эмоционально – личностное общение с детьми и. т д., но переполненные группы в детских садах, стиль общения взрослых с детьми дома и другие факторы способствуют нервному перенапряжению детей, невротическим реакциям. В итоге нервность детей увеличивается. Это проявляется в нарушениях в эмоциональной сфере детей (высокий уровень тревожности, высокая степень агрессии, конфликтность, невротических реакциях. Невротические реакции требуют правильного педагогического и психологического подхода со стороны взрослых, но воспитателям в этом вопросе не хватает психологических знаний, а психологам (если они есть в ДОУ) – практических навыков. Кроме того, часто упор делается на интеллектуальном развитии ребенка в ущерб эмоциональному и развитию навыков общения, часто и в ущерб игре.
Игра представляет собой естественный вид творчества детей, действие, в котором моделируется, отражается доступная пониманию ребенка окружающая действительность. В игре происходит отреагирование чувств и желаний, постижение нового опыта социального взаимодействия, развитие воображения (которое является высшей психической функцией, расширение круга общения и т. д. но в век информационных технологий играют дети мало, а воображение развивать, придумывать из – за обилия игр и игрушек нет необходимости.
1
Проблема: как показывают наблюдения за детьми подготовительной группы в начале года, налицо некоторые отклонения в поведении детей, негативно влияющих на псхологическое здоровье, а именно: неуверенность в действиях и непоследовательность в поступках, раздражительность, обидчивость, беспокойство, нарушения внимания, проявляющиеся в его неустойчивости, недостаточную сформированность произвольного поведения (уметь подчинять свои действия воле).
В результате диагностического обследования (проективная методика ДОМ-ДЕРЕВО – ЧЕЛОВЕК) в подготовительной группе на начало года было выявлено:
симптомокомплекс Количество детей с высокими показателями
1 Чувство незащищенности 6
2 тревожность 5
3 Недоверие к себе 6
4 Чувство неполноценности 4
5 Чувство враждебности 7
6 Конфликтность, фрустрация 7
7 Трудности общения 8
8 депрессивность 0
Таким образом, возникает противоречие между требованиями ФГОС: требованиями к условиям образовательной программы (требование ФГОС, ориентацией государства на здоровье общества и реальной сложившейся ситуацией в подготовительной группе ДОУ.
Цель проекта : коррекция нарушений эмоциональной сферы детей подготовительной группы как условия их психологического здоровья.
2
Задачи:
1) Изучить по литературным источникам роль игры как средство психолого - педагогического воздействия на личность ребенка в подготовительной к школе группе.
2) Выявить детей с нарушениями в эмоционально – волевой сфере.
3) Корректировать детско – родительские отношения.
4) Подобрать, подкорректировать уже созданные игры, а также разработать игровые упражнения, способствующие коррекции выявленных нарушений и их профилактике.
5) Апробировать игры в совместной деятельности. Помочь ребенку средства саморегуляции, позволяющие справляться с внутренними проблемами. Психологическое здоровье ребенка предполагает наличие динамического равновесия между личностью ребенка и средой. Т. е. адаптация ребенка к социуму.
6) Проанализирвать и обобщить полученные результаты.
Гипотеза: применение специально подобранных игр способствует снижению эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Ожидаемый результат: снижение показателей симптомов эмоциональных нарушений (снижение уровня конфликтности в группе, повышение устойчивости внимания)
Этапы проекта :
1 этап 2 этап 3 этап 4 этап
цель Создание условий для успешной реализации проекта Планирование работы Реализация плана проекта Анализ результатов, определение перспектив
Планируемые результаты 1) Анализ ситуации, проведение предварительной диагностики
2) Повышение педагогической компетенции План по реализации проекта Апробация игр Картотека игр
сроки август сентябрь Октябрь-май май
План реализации проекта
мероприятие срок ответственный
1 этап
1) Изучение литературы
2) Наблюдение за детьми
3) Подбор диагностических методик Август - сентябрь Гринькова О. В.
2 этап
1) Подбор игр и игровых упражнений
2) Диагностика детско -родительских отношений (методика PARI)
3) круглый стол
«Эффективное взаимодествие с детьми»
Сентябрь
сентябрь Гринькова О. В.
Гринькова О. В.
Пинаева Н. А.
3 этап
1) Проведение игр:
*Снятие эмоционального напряжения;
Снижение уровня конфликтности Октябрь – май
1 неделя каждого месяца
Воспитатели:
Пинаева Н. А.
Гринькова О. В.
*Формирование умения распознавать эмоции в себе и других, управлять ими; 2 неделя каждого месяца
*Развитие уверенности в себе,
снятие страхов;
3 неделя месяца
Гринькова О. В.
Гринькова О. В.
*Снижение уровня тревожности;
Развитие внимания
2) Семинар – практикум с родителями 4 неделя месяца
декабрь
4 этап
1)анализ результатов.
2)диагностика
3)Обобщение опыта май Гринькова О. В.
Новизна: адаптация имеющихся игр к условиям группы.
Результативность: снижение показателей сиптомокомплексов (методика ДОМ – ДЕРЕВО – ЧЕЛОВЕК)
Критериями оценки эффективности (соотношение затрат к полученным результатам) данных материалов является наличие разработанных и апробированных игр, а также снижение % негативных тенденций.
симптомокомплекс Константирующий этап Формирующий этап
1 Чувство незащищенности 6 4
2 тревожность 5 5
3 Недоверие к себе 6 4
4 Чувство неполноценности 4 3
5 враждебность 7 5
6 Конфликтность, фрустрация 7 3
7 Трудности общения 8 6
8 депрессивность 0 0
Вывод: таким образом, сравнительный анализ по результатам диагностического обследования, проведенного на констатирующем и формирующем этапах, показал, что по данным симптомокомплексам наблюдается снижение показателей, что позволяет сделать вывод о том, что психокоррекционная работа с использованием игротерапии является эффективной в работе с детьми дошкольного возраста. Полученные результаты позволяют также говорить и о том, что коррекция поведения с использованием игровой терапии является эффективной, так как игра является для них средством коммуникации и одной из форм «самотерапии», благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и проблемы. Дети стали более более выдержанными, толерантными, отзывчивыми, научились анализировать последствия собственных поступков, адекватно эмоционально реагировать на различные ситуации.
Необходимо продолжить работу для достижения стойкого положительного эффекта, далее проводить консультативную работу с родителями как в индивидуальной, так и в групповой форме в форме практических занятий.
6
Используемая литература:
Бычкова С. С «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников».
Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. «В мире детских эмоций».
Зедгенидзе В. Я. «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников».
Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению».
Панфилова М. А. «Игротерапия общения».
Рылеева Е. В. «Вместе веселее!».
Захаров А. И. «Как предупредить отклонения в поведении ребенка»