Папки-передвижки

Проект «Инклюзивная среда в образовательном учреждении»

Эльвира Ахметдинова
Проект «Инклюзивная среда в образовательном учреждении»
▼ Скачать + Заказать документы

МАДОУ Детский сад «Солнышко»

Республика Башкортостан, поселок Чишмы

воспитатель Первой квалификационной категории

Ахметдинова Эльвира Зинфировна

Проект «Инклюзивная среда в образовательном учреждении»

Пояснительная записка

Термин «инклюзия» введен в 1994г. декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.

Публикация «Проект „Инклюзивная среда в образовательном учреждении“» размещена в разделах

Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для широкого класса различных специалистов: педагогов, психологов, методистов, логопедов, дефектологов. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии. Такая специальная подготовка и переподготовка кадров должна носить регулярный устойчивый характер.

Еще одним условием эффективности инклюзивного образования является целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интегративного образования.

Актуальность создания экспериментальной площадки.

В условиях модернизации российского образования разработка механизмов адаптивных стратегий для детей с особыми образовательными потребностями является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с особыми образовательными потребностями, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая дошкольное образование. В МАДОУ Детский сад «Солнышко» число лиц дошкольного возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья, достигает примерно 2 % от общего состава дошкольников.

Опираясь на прогнозирование, число дошкольников с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения при организации и содержании среды, в которой будут находиться дошкольники.

Краткая аннотация проекта

Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе Детского сада «Солнышко» п. Чишмы РБ. Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду дошкольного учреждения. В результате реализации проекта педагоги дошкольного учреждения освоят технологию создания организации и содержания среды для детей с особыми образовательными потребностями.

Родители (законные представители) ребенка получат возможность обучения своих детей в общеобразовательном дошкольном учреждении по индивидуальной программе обучения, успешной их социализации к школе. Дошкольники получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности, при правильной организации и содержании окружающей их среды. Проект будет реализован через вовлечение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся по средствам создания вокруг дошкольников соответствующей среды и условий.

Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов дошкольного учреждения, в состав которой войдут администрация дошкольного учреждения, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели группы. Всего в проекте будут принимать участие 6 педагогов и 3 дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Длительность проекта определяется медицинскими показаниями дошкольников, индивидуальной траекторией обучения. Предложенную нами модель инклюзивного образования можно будет использовать в других дошкольных образовательных учреждениях.

В будущем, это поможет в решении возникшей российской проблеме постепенного повсеместного перехода к инклюзивному образованию, как к более гуманному, адекватному способу интеграции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в школу, а дальнейшем в современное общество.

Актуальность проекта

Детский сад «Солнышко» посещает 240 детей в возрасте от 1.5 до 7 лет. Из них 3 – дети с ограниченными возможностями здоровья. Все 3 дошкольников обучаются интегрировано в группе по общеобразовательной программе + блок образовательной программы для компенсирующей группы детей с ОВЗ, разработанной СП Детский сад «Солнышко», на основе программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. С 01 сентября 2018 года будут обучаться 2 ребенка – по программе для возраста 5-6 лет, 1 ребенок – по программе 4-5.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо в полном объёме создать условия для реализации образовательных потребностей. На начальном этапе создан дошкольный психолого- медико-педагогический консилиум (ПМПк) из трёх педагогов дошкольного учреждения, медицинской сестры и психолога. Из узких специалистов в дошкольном учреждении работает психолог и учитель-логопед. Специалисты работают по программе психокоррекции речевой коррекции для дошкольников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений соответствующего вида. Специалисты находится в штате. Ведутся дневники сопровождения, работает психолог с обучающимися.

С детьми с ограниченными возможностями здоровья в 2018- 2019 учебном году будут работать 6 педагогов. 50% педагогического коллектива понимают и принимают ситуацию. 50% коллектива не видят перспективы такого образования, в связи с тем, что отсутствует видение результата, возникает вопрос: как дети смогут обучаться в школе. В связи с этим необходима помощь не только в подготовке педагогического коллектива к работе в условиях инклюзии, но и создании условий. Таким образом, в проекте участвуют 6 педагогов, они же члены команды. Обязанности распределены между членами команды. Необходимым остается квалифицированная помощь не только в составлении рабочих программ, но и в качественном ведении консилиума. Ранее консилиум проходил в режиме совещания. Анализ организации и создания условий обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья доказывает актуальность и обоснованность реализации проекта инклюзивного образования. Инклюзия дошкольников с ОВЗ в образовательное пространство сада скажется положительно на формировании толерантного поведения дошкольников, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию. Инклюзия учитывает потребности, которые необходимы дошкольникам и педагогам для достижения успеха. Дошкольное учреждение реализует следующие программы обучения: общеобразовательная программа + блок образовательной программы для компенсирующей группы детей с ОВЗ, разработанной СП Детский сад «Солнышко», на основе программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.

Дошкольника со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие дети в саду в процессе реализации его особых образовательных потребностей. В плане воспитательной работы для всех обучающихся (в том числе для детей с ОВЗ) организована кружковая работа различной направленности. В ходе реализации проекта по созданию организации и условий окружающей среды таких дошкольников планируется:

- создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов);

- повышение квалификации педагогов посредствам курсовой подготовки с проведением семинаров и приглашением специалистов отделения коррекционной педагогики;

- распространение опыта работы планируется рассматривать на кустовых семинарах, конференциях, через стажировки.

Цель и задачи Программы

Целью программы является создание условий для получения образования по полной общеобразовательной, дополнительной с учетом индивидуально- образовательной программы дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья).

Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:

• повышение степени реализации принципов доступности и качества образовательных услуг для детей дошкольного возраста с особыми нуждами;

• разработка и реализация концептуальных основ развития инклюзивного образования в рамках региональной образовательной системы;

• организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в рамках включения их в среду общеобразовательного дошкольного учреждения;

• создание специальных условий реализации образовательных потребностей дошкольников с ОВЗ (образовательные программы, технологии их реализации, система управления ИО РОС);

• организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников дошкольного образовательного учреждения, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

• создание системы мониторинга и учета численности детей с ограниченными возможностями здоровья, наличия условий для получения ими дошкольного образования.

Ресурсное обеспечение проекта

Обеспечение успешности реализации «Модели дошкольного учреждения инклюзивного образования» определяется следующими имеющимися оптимальными условиями:

материально-техническая база:

- два здания кирпичных двухэтажных, рассчитанное на 250 воспитанников. Имеются следующие функциональные группы помещений: вестибюль; помещения:

- общего образования, включающие игровые комнаты и спальни для воспитанников, полностью оборудованы и укомплектованы.

- кабинеты, оснащенные информационными технологиями и техникой;

- физкультурно-оздоровительный (спортивный зал, оснащенный гимнастическими снарядами). Оборудована спортивная площадка и зона отдыха;

- административно – бытовые (кабинет заведующего, старшего воспитателя, делопроизводителя);

- хозяйственного обслуживания.

Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое левое освещение, а также дополнительный верхний свет в актовом зале.

Санузлы оборудованы закрывающимися кабинками с санитарными приборами: по 2 унитаза для мальчиков и девочек, 4 умывальника.

В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение.

Для того чтобы в полной мере реализовать проект необходимо оборудование:

• учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Дошкольное учреждение обеспечено в полном объёме учебно-методическим комплексом для реализации специальной (коррекционной) и общеобразовательной программ, согласно Федеральному перечню на 2018-2019 учебный год.

• кадровый состав.

Укомплектованность педагогическими кадрами – 100%. Имеют: Высшее образование – 90 %, среднее специальное – 10%. Из них: С высшей категорией – 30%, с первой категорией – 60 %, соответствуют должности– 10 %. Запланирована курсовая подготовка по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Стратегия достижения поставленной цели. Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация дошкольного учреждения в рамках внутрисадовского контроля и инициативная группа.

Отчет о работе заслушивается на педсоветах (два раза в год, заседаниях МО воспитателей (два раза в год, заседаниях инициативной группы.

Реализация проекта и апробации модели рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 этапа:

• Первый этап (с 08.05.2018-31.07.2018) - создание инициативной группы воспитателей, разработка проекта, сбор информации по инклюзивному образованию.

• Второй этап (с 01.08.2018-30.10.2018) – диагностические мероприятия, создание группы воспитанников с ОВЗ, разработка индивидуальной траектории обучения, разработка пакета документов, регламентирующих инклюзивное образование, локальные акты внутри дошкольного учреждения, курсовая подготовка участников эксперимента, информирование общественности по внедрению инновации.

• Третий этап (с 31.10.2018-28.05.2019) - проведение коррекционных, индивидуальных занятий, реализация программ обучения по инклюзии воспитателей, использование здоровьесберегающих технологий, работа специалистов по устранению и коррекции нарушений в развитии ребенка. Работа методической службы по созданию условий для процесса инклюзивного обучения и воспитания. Сбор материала для мониторинга результатов обучения воспитанников данной категории.

План реализации проекта «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении» МАДОУ Детский сад «Солнышко» п. г. т. Чишмы на 2018-2019 учебный год

Мероприятия проекта направлены на реализацию модели инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и содержат следующие направления деятельности:

1. Повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию с ограниченными возможностями здоровья;

2. Материально-техническое и организационное обеспечение;

3. Создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

4. Создание в дошкольном общеобразовательном учреждении толерантной среды.

Дошкольное образовательное учреждение с инклюзивной группой решает следующие задачи:

1. Создание единой психологически комфортной образовательной среды для дошкольников, имеющих разные стартовые возможности;

2. Обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации дошкольников с особенностями развития на этапе дошкольного воспитания и обучения;

3. Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

4. Преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;

5. Постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;

6. Охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья дошкольников;

7. Социально-трудовая адаптация дошкольников с особыми образовательными потребностями.

№/№ Мероприятия Исполнители 2013/14

1. Внесение изменений в уставы и локальные акты дошкольного учреждения Администрация Август 2018г.

2. Внесение изменений в штатное расписание ДОУ Заведующий Август 2018г.

3. Разработка и совершенствование блока «Инклюзивное образование» в программе развития дошкольного образовательного учреждения Администрация Август 2018г.

4. Создание компьютерной базы данных дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах. Корректировка базы 3 раза в год Администрация Сентябрь 2018г.

5. Разработка перспективного плана повышения квалификации педагогов ДОУ Старший воспитатель Сентябрь 2018г.

6. Создание сетевого взаимодействия ДОУ с ЦВР, разработка планов совместной работы ДОУ, заключение договоров Администрация ДОУ Сентябрь-декабрь 2018г.

7. Составление индивидуальных учебных планов и маршрутов развития дошкольников, нуждающихся в инклюзивном образовании Старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед 2018-2019 уч. год

8. Создание и организация работы творческой

группы по инклюзивному образованию Администрация, педагогический коллектив Май- август 2018уч. год

9. Организация и проведение педагогических советов «Система компетенций детей с особыми образовательными потребностями», «Современные возможности организации инклюзивного образования в дошкольном общеобразовательной учреждении», мастер-классы по вопросам инклюзивного образования «Особенности работы с семьёй ребёнка, имеющего особые образовательные потребности, при организации воспитательно-образовательного процесса» Администрация, педагоги группы «Кораблик», педагог-психолог, учитель-логопед январь- май 2019уч. год

10. Изучение и обобщение опыта работы воспитателей по системе инклюзивного образования Администрация, воспитатели. 2018-2019 уч. год

11. Проведение заседаний дошкольных методических советов по вопросам организации и реализации инклюзивного образования в ДОУ Администрация, руководители МО 2018-2019 уч. год

12. Организация досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей-инвалидов (кружковая работа) Педагоги ДОУ 2018-2019 уч. год

13. Анализ годового плана ДОУ с целью корректировки деятельности педагогического коллектива по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детьми-инвалидами. Администрация, руководители МО, воспитатели Март 2019г.

14. Укрепление материально-технической базы дошкольного образовательного учреждения для реализации программы инклюзивного образования Администрация 2018-2019 уч. год

15. Разработка и принятие ежегодных планов сетевого взаимодействия с учреждениями и организациями Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед Сентябрь 2018г.

16. Взаимодействие с отделом социальной защиты населения, органами опеки и попечительства с целью сверки списков детей-инвалидов, состоящих на учёте Администрация 2018-2019 уч. год

17. Участие педагогической и родительской общественности в мероприятиях «Планета Земля- наша дружная семья», «От улыбки станет всем светлей», «Вместе весело шагать» в рамках программы инклюзивного образования Администрация, воспитатели, инструктор по физической культуре 2018-2019 уч. год

18. Организация работы совета учреждения, родительской общественности по формированию и развитию толерантного отношения к процессам интеграции и инклюзии. Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед 2018-2019 уч. год

19. Проведение родительских собраний по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах интегрированного и инклюзивного образования Администрация, педагоги 2018-2019 уч. год

20. Организация работы по информированию родителей о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед Декабрь 2018- апрель 2019уч. год

21. Обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечения инклюзивного образования Администрация 2018-2019 уч. год

22. Организация работы дошкольного психолого- медико-педагогического консилиума (ПМПк) с целью выявления особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания индивидуальной консультативной помощи обучающимся и их родителям Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед, мед. сестра 2018-2019 уч. год

23. Участие в конкурсах творчества воспитанников на различных уровнях. Старший воспитатель 2018-2019 уч. год

24. Составление индивидуальных программ сопровождения воспитанников с особенностями психофизического развития. Педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед Август – сентябрь 2018

25. Проведение коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели 2018-2019 уч. год

26. Ознакомление родителей с особенностями организации коррекционно-педагогической помощи их детям, индивидуальными программами сопровождения, расписанием коррекционных занятий. Педагог-психолог, учитель-логопед, Сентябрь 2018 – январь 2019уч. год

Внутренний мониторинг планируется проводить через социологические, педагогические и психологические анкеты по итогам полугодий с целью диагностики и динамики развития воспитанников. В практической деятельности планируется взаимодействие с дошкольными учреждениями п. г. т. Чишмы и методистами ресурсного центра г. Уфа, а так же со школой №4.

Практическая значимость результатов проекта

1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения.

2. Педагоги получат опыт работы с воспитанниками с ОВЗ.

3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ, максимально социализированных, к дальнейшему обучению в школе.

4. Обучение станет более доступным для дошкольников, испытывающих проблемы в здоровье.

5. Родители смогут быть активными участниками образовательного и воспитательного процесса.

6. Воспитанники дошкольного учреждения приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.

Публикации по теме:

Презентация о театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении «Я — артист» Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”(Б.

Особенности процедуры медиации в дошкольном образовательном учреждении На мой взгляд, выбранная тема является довольно актуальной и значимой, так как в дошкольной среде возникает, порой, немало сложных конфликтных.

Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС XXI век - время стремительно изменяющегося мира. И мы современное поколение должны суметь не только сами приспособиться к новому, но и вырастить.

«Развивающая предметно — пространственная среда в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС до»«Развивающая предметно — пространственная среда в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС до» .

Проведении предметных декад в образовательном учреждении Школьные предметные недели (декады) проводятся ежегодно с целью повышения профессиональной компетенции учителей в рамках плана методической.

Роль социально-культурной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Социально-культурная деятельность – это деятельность личностей, социальных групп, институтов, общества, предполагающая сохранение, трансляцию,.

Опыт работы «Музейная деятельность в дошкольном образовательном учреждении» Музейная деятельность в дошкольном образовательном учреждении. (из опыта работы воспитателей Емельяновой Н. В. и Москвичевой Т. В. МБДОУ «Детский.

Реализация проектного метода в дошкольном образовательном учреждении Реализация проектного метода в дошкольном образовательном учреждении Аннотация: В статье рассматриваются основные структурные компоненты.

Уголок природы в дошкольном образовательном учрежденииУголок природы в дошкольном образовательном учреждении Уголки природы в дошкольном образовательном учреждении — это неотъемлемая часть образовательной среды каждой группы. Считаем важным, в.

Возрастные особенности детей, воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении Ранний период жизни (1 -3 года) В возрасте от 1,5 до 3-х лет продолжают совершенствоваться строение и функции внутренних органов, костной,.

Автор публикации:
Проект «Инклюзивная среда в образовательном учреждении»
Опубликовано: 4 марта 2018 в 08:34
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Инклюзивная среда в образовательном учреждении»» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Ахметдинова (УИ 282076) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД