Лучший педагог года

Проект «Капелька» по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Мухина Жанна Александровна
Проект «Капелька» по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Адаптации детей к условиям детского сада в рамках проекта «Капелька»

«Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли, жить нельзя нам без Воды».

Публикация «Проект „Капелька“ по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада» размещена в разделах

В период адаптации главным фактором является их успокаивающие и расслабляющие воздействие: дети могут пускать кораблики по воде, надувать мыльные пузыри, ловить рыбок и т. д. Игры с водой действуют на детей умиротворяюще и обладают большими возможностями. Выбор игр в зависимости от эмоционального состояния ребенка позволит его ободрить, развеселить, успокоить, переключить внимание.

Цель проекта : обеспечение благоприятного процесса адаптации, развитие творческого потенциала детей в играх с водой.

Задачи проекта :

• преодоление стрессовых состояний у воспитанников в период адаптации к детскому саду;

• регулирование их психоэмоционального состояния;

• снижение импульсивности, тревоги и агрессии;

• знакомство воспитанников со свойствами воды (вкусом, цветом, запахом);

• формирование представления о том, для чего нужна вода в жизни человека, в природе;

• развитие речи, мышления, воображения, внимания, любознательности;

• воспитание культурно-гигиенических навыков;

• формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Участники проекта : воспитанники1 младшей группы, их родители, воспитатели.

Сроки проведения проекта : август-ноябрь

В соответствии с планом реализации проекта будут проводиться : чтение художественной литературы по теме проекта, в том числе умывательные пестушки; пальчиковые игры; дидактические игры; игры с водой в ходе режимных моментов, проводиться опыты и эксперименты; физкультминутки будут проводиться в рамках проекта режимные моменты. Родителям будут предложены консультации по вопросам адаптации детей к ДОУ, будут даны рекомендации и советы по проведению игр с водой в домашних условиях, в целях адаптации к детскому саду.

Актуальность проекта «Капелька»

Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям, сложный и постепенный процесс, имеющий свою продолжительность у каждого ребёнка. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.

Период раннего и младшего возраста эмоционально насыщен для ребенка, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом, как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть:

- к отсутствию близких, родных людей;

- к соблюдению режим дня;

- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.

В результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.

Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад - это отрыв ребенка от матери, и оставление его одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие рядом создавало психологический комфорт. Также следует учесть и то, что у ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты.

С поступлением ребенка 2-х летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.

В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление, и как следствие, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания.

Исходя из этой проблемы, мной как педагогом-психологом был разработан проект по адаптации детей к детскому саду «Капелька».

Ожидаемые результаты:

Предполагается, что за данный период будет создана и реализована система мероприятий взаимодействия специалистов ДОУ, направленная на повышение социальной адаптации детей к условиям ДОУ, сокращение периода прохождения детьми острой и подострой фаз адаптации, облегчение привыкания к новым условиям, снижению заболеваемости детей. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Принципы работы по адаптации детей к ДОУ :

1. предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;

2. постепенное заполнение группы;

3. гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;

4. информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе наблюдений;

5. наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье);

6. протекание адаптации.

В нашей группе была создана благоприятная среда, благодаря которой дети и родители могут пройти мягкую адаптацию и привыкнуть к режиму и требованиям детского сада.

Успех в деле адаптации детей зависит от взаимных усилий родителей и воспитателей.

Формы работы с родителями:

1. Консультирование — повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду

3. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

4. Беседы.

Основные направления проекта :

1. Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

2. Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

3. Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения;

4. Способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышать коммуникабельность между родителями.

Предпроектный этап :

1. Создание банка данных о будущих воспитанниках

2. Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;

3. Организационное родительское собрание;

4. Изучение литературы по данной теме

6. Создание развивающей среды

Этапы реализации проекта.

1-й этап «Подготовительный»

• Подбор и изучение необходимой литературы;

• Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период;

• Составление плана работы и подбор методик;

• Анкетирование родителей;

• Предоставление родителям папки-передвижки с практическими рекомендациями; информационных листов с кратким материалом по адаптации;

• Подготовка игротек (дидактические, пальчиковые игры);

• Подготовка места для игр с водой.

2-й этап «Основной»

• Реализация проекта (см. таблицу).

3-й этап «Заключительный»

• Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;

• Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в детском саду и дома;

• Анкетирование родителей по итогам адаптации (реализации проекта).

Презентация проекта :

- выставка фотографий «из жизни детей в детском саду», по адаптации детей в ДОУ; (презентация «Режим дня в первой младшей группе)

- правила поведения в ДОУ;

- формирование навыков самостоятельности и самообслуживания.

Перспективный план реализации проекта «Капелька»

СРОКИ ФОРМЫ РАБОТЫ ЦЕЛИ ОТВЕТСТВЕННЫЙ

АВГУСТ Наблюдение за водой

«Льется из крана водичка» Уточнение представления о том, что вода появляется, если открыть кран, вода прозрачная, сквозь нее видны руки, мыло. Вода в кране бывает теплая и холодная.

Воспитатель

Режимные моменты

«Вымой руки» Формировать

культурно-гигиенические навыки у ребенка

Воспитатель

Чтение художественной литературы Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – Я. Тайц

«Послушный дождик»

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Тонет - не тонет»

Знакомство со свойствами воды. Формирование о том, что некоторые предметы тонут в воде, а некоторые плавают. Развитие любознательности и усидчивости.

Дидактические игры:

«Вымой руки», «Водичка, водичка - умоем куклу»

Закрепление привычки к чистоте и опрятности. Воспитатель

Консультации для родителей на тему:

«Игры с водой дома» Расширение знаний родителей об использовании воды в играх с детьми дома.

СЕНТЯБРЬ Утро радостных встреч

«Ловля рыбок»

Создание благоприятного и радостного настроения, ловкости.

Воспитатель

Опыты и эксперименты «Узнай, какая вода»

Выявление свойств воды (прозрачная, без запаха, растворяет некоторые вещества, имеет вес)

Самостоятельная деятельность в воде

«Тонет - не тонет» Создание благоприятной адаптации, развитие творческого потенциала детей в игре с водой

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Мыльные перчатки» Знакомство со свойствами мыла при смешивании с водой

Воспитатель

Режимные моменты

«Будем пить» Формирование представления о том, что вода не имеет вкуса, запаха

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Теплая-холодная-горячая» Формирование представлений о том, что вода может быть теплой, холодной, горячей

Воспитатель

Пальчиковая гимнастика:

«Водичка и дождик», «Лодочка», «Рыбки весело резвятся» Закрепление представлений о чистоте и опрятности. Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Прятки»

Формирование представления о том, что вода может быть прозрачной и мутной

Воспитатель

Подвижная игра

«Солнышко и дождик» Развитие у детей ловкости и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу

Воспитатель

Консультации для родителей по теме «Адаптация детей»

(папка для родителей) Расширение знаний родителей об адаптационном периоде (советы, рекомендации – групповые и индивидуальные)

Воспитатель

Режимные моменты

«Водичка - умывалочка» Закрепить формирование культурно-гигиенических навыков у ребенка

Воспитатель

Чтение художественной литературы Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – В. Сутеев «Кораблик»

Воспитатель

ОКТЯБРЬ Утро радостных встреч

«Игры-забавы с мыльными пузырями»

Развитие ловкости

Воспитатель

Режимные моменты «Помощники» Формирование представления о том, что предметы станут чище, если их помыть Воспитатель

Чтение художественной литературы Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – К. Чуковский «Мойдодыр»

Конспект НОД

в первой младшей группе.

Экологическая сказка «Про маленькую капельку»

Выполнила воспитатель I- младшей группы :

Цель: подвести малышей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы, птицы, звери, человек;

Задачи:

- доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой.

Материалы:

- аквариум с рыбками

- лейка с водой, комнатные растения

- фонтанчик с водой, чашки с водой

- банка с грязной водой

- игрушки для купания и игр

- маска Солнышко

Ход занятия.

Воспитатель. Дети, сейчас я вам расскажу сказку про маленькую капельку. Хотите? Слушайте.

- Жила-была маленькая водяная капелька. А где была капелька, там была и вода. А где была вода, всем было хорошо. Рыбки радостно плавали в воде, растениям и цветам хорошо было расти. А нам с вами умываться и пить воду. Но однажды случилась беда. Налетел сильный и холодный ветер и унес капельку. А без капельки погибнут рыбки, цветы и птицы. Надо спасать капельку. Давайте позовем на помощь Солнышко. Оно теплое, яркое и нам поможет.

Дети с воспитателем зовут солнышко.

Солнышко, отзовись, красное появись!

Появляется Солнышко – маска (или нарисованное солнышко).

Солнышко. Здравствуйте, дети!

Зачем вы меня звали?

Какая случилась беда?

Воспитатель. Солнышко! Злой холодный ветер унес капельку. Помоги нам вернуть ее, пожалуйста. Рыбы, птицы, цветы, люди не могут жить без воды.

Солнышко. Я вам помогу, ветер разгоню и вашу капельку верну.

Звучит музыка «Веселый дождик».

Воспитатель. Ребята (дети, что это за веселая музыка звучит? Кто так звонко стучит в окно.

Дети. Это дождик! Если дети затрудняются ответить, то воспитатель помогает.

Я веселый дождик,

Я очень нужен вам.

Покапаю, покапаю –

Получится вода.

Воспитатель. А вы знаете, как капает дождик?

Дети. Кап, кап…

Воспитатель. Правильно! Кап, кап, потому что дождик состоит из маленьких капелек.

Игра «Солнышко и дождик».

Воспитатель. Дети, а теперь пойдем и послушаем, как журчит водичка.

Дети наблюдают, как журчит вода в фонтанчике.

Воспитатель. А сейчас поспешим к рыбкам. Посмотрим, есть у них вода?

Дети подходят к аквариуму.

Воспитатель. Что делают рыбки? Дети вместе с воспитателем наблюдают, как рыбки плавают в аквариуме.

Дети. Плавают.

Воспитатель. Правильно. Плавают в воде. Какая вода?

Дети. Чистая, прозрачная.

Воспитатель. А можно у рыбок водичку забрать?

Дети. Нет, они погибнут.

Если дети затрудняются с ответами, то воспитатель помогает.

Воспитатель. А теперь поспешим к нашим цветам.

Подходят к растениям.

Воспитатель. Земля в горшках сухая. Цветы пить хотят что нам нужно сделать?

Дети. Полить.

Воспитатель. А где у нас вода?

Дети. В лейке.

Дети вместе с воспитателем поливают цветы.

Все подходят к столу, где стоят чашки с водой.

Воспитатель. А кто пьет из чашечки кипяченую воду?

Дети. Мы.

Воспитатель показывает банку с грязной водой.

Воспитатель. Какая вода в банке?

Дети. Грязная.

Воспитатель. Можно ли пить грязную воду?

Дети. Нет, нельзя.

Воспитатель. Давайте расскажем, что мы еще делаем с помощью воды?

Выполняют упражнение пальчиковой гимнастики «Водичка, водичка…»

Воспитатель. Молодцы, ребята!

И за то, что вы много знаете про воду, она дарим вам эти игрушки (плавающие).

Дети играют, погрузив игрушки в воду.

Публикации по теме:

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Анализ результатов адаптации детей ранней группы к условиям детского сада В этом учебном году мы приняли самых маленьких малышей от 1,5 лет до 3 лет 17 детей. Мальчиков – 12, девочек - 5 Прием детей начали с.

Индивидуальный проект «Жизнь леса» для воспитанника семейного детского сада младшего дошкольного возрастаИндивидуальный проект «Жизнь леса» для воспитанника семейного детского сада младшего дошкольного возраста из цикла "Отдыхаем и развиваемся" Даже в отпуске воспитатель не может обойтись без педагогической деятельности. Когда мы приехали на базу.

Квест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского садаКвест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского сада Тип организованной деятельности: Прогулка квест-знакомство с при-влечением воспитанников старшего дошкольного возраста. Цель: создать.

Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ» Педагогический проект «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Капелька» по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
Опубликовано: 6 февраля 2024 в 17:56
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД