Получи документы

Проект «Красавица Матрёшка»

Светлана Макарова
Проект «Красавица Матрёшка»

Аннотация

Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Известно, что у каждого народа есть свои символы. Одним из символов нашей страны является игрушка матрешка. В наше время достаточно разных игрушек и наших детей трудно, чем - либо удивить. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрешкой – это один из способов формирования у детей патриотизма, приобщения их к истокам народного мастерства. Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней.

Публикация «Проект „Красавица Матрёшка“» размещена в разделах

Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребенка исторические сведения, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек - это значит приобщить детей к прекрасному.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Как же развивать воображение и творческие способности детей, если не приобщать их к истокам народного мастерства? Чем увлечь ребенка, как не игрушкой? Такой яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира.

Знакомя детей с русской народной игрушкой, традициями, обычаями мы

уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую

личность, способствуем повышению развития познавательных способностей

детей, развиваем воображение, эстетический вкус.

Для этой цели в группе был создан книжный уголок с различными книжными изданиями: сказки, рассказы, детские энциклопедии, книжки-малышки со стихами, альбомы «Филимоновская роспись», «Семеновская роспись», «Полхов – Майданская роспись» и т. д. Были подобраны музыкальные произведения: частушки, песни и др.

Как появилась матрешка? Почему они такие разные? Все ли матрёшки на одно лицо? Можно ли сделать её своими руками? С такими вопросами обратилась ко мне воспитанница группы Полина. И мы решили все разузнать и попробовать сделать её своими руками.

Проектная работа посвящена изучению происхождения, значения и истории возникновения матрешки. Представлена информация о появлении матрешки на Руси, о её разновидностях, о способах её росписи. Работа имеет ряд фотографий и репродукций, что позволяет представить всё многообразие матрешек.

Сбор информации мы начали с изучения литературы, воспользовались также ресурсами Интернета. Посетили мини – музей «Русская изба» нашего детского сада, центральную детскую библиотеку города Нижневартовска «Читай - город». В ходе реализации проекта был создан альбом росписи матрёшки «Красавица матрешка». Мы научились интересно рассказывать о матрешке, и организовали экскурсии для других ребят, создали альбом росписи матрёшки, которые являются конечным результатом проекта.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта «Красавица матрешка»

Образовательная область Познавательное и художественно - эстетическое развитие

Цель узнать историю появления матрешки на Руси через познавательно-исследовательскую и творческую деятельность, приобщиться к национальным, культурным традициям.

Задачи Поиск информации в энциклопедиях, книгах, музее, интернете;

Выяснить, как появилась матрешка.

Ознакомить с различными видами матрешек.

Учить анализировать и сравнивать, находить особенности и отличия росписи русской матрешки.

Привлечь родителей к исследовательской деятельности.

Сформировать умение обследовать предмет, выделяя цвет, величину, материал, из которого он сделан.

Развить познавательный интерес, наблюдательность, творческие способности и фантазию.

Оформить мини - музей в группе, создать альбом росписи матрешек.

Познакомить детей своей группы с результатом исследования.

Сроки реализации 10 дней

Конечные результаты Создание альбома «Красавица матрешка»

План работы

Проект состоит из следующих этапов работы:

I ЭТАП Выявление проблемы (целепологание)

II ЭТАП Сбор информационного материала по теме:

посещение центральной детской библиотеки города Нижневартовска, музея Русского быта г. Нижневартовска, мини - музея детского сада, подбор литературы.

III ЭТАП Практическая деятельность по решению проблемы.

IV ЭТАП Создание альбома «Красавица матрешка».

Описание работы

I ЭТАП

Выявление проблемы (целеполагание)

В нашем детском саду есть мини - музей русского быта «Русская изба». В свободное время мы с детьми посетили этот мини - музей. Там были очень интересные экспонаты, которые заинтересовали детей. Некоторые из них дети видели в первый раз и задавали много вопросов. Но сразу обо всем невозможно рассказать и мы решили посещать мини - музей постоянно, как только найдется свободное время. Однако, Полине очень не терпелось побыстрее узнать об одной игрушке (матрешке, которую она там увидела и засыпала меня вопросами. Обсуждая возникшие вопросы, я подвела его к проблемной ситуации и определила задачи проекта :

• Поиск информации в энциклопедиях, книгах, музее, интернет – ресурсах.

• Выяснить, как появилась матрешка.

• Ознакомить с различными видами матрешек.

• Учить анализировать и сравнивать, находить особенности и отличия росписи русской матрешки.

• Сформировать умение обследовать предмет, выделяя цвет, величину, материал, из которого он сделан.

• Развить познавательный интерес, наблюдательность, творческие способности и фантазию.

• Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми и воспитателями.

• Создать альбом росписи матрешек.

II ЭТАП

Сбор информационного материала по теме. Посещение центральной детской библиотеки города Нижневартовск и музея «Русского быта» г. Нижневартовска. Подбор литературы.

• Изучение литературы по истории появления и создания первой матрешки, традиционных способов росписи матрешек на Руси в книгах, журналах, статьях газет.

• Поиск информации в интернет – ресурсах.

• Проведение беседы с родителями о необходимости посещения библиотеки и музея с детьми для сбора информации по данной теме.

• Посещение библиотеки «Читай-город» для сбора информации по данной теме.

Из книг и интернета мы узнали, что первая матрешка на Руси появилась более ста лет назад в московской мастерской – магазине «Детское воспитание», принадлежащей Савве Ивановичу Мамонтову (Приложение, рис. 1). Изготовил ее токарь Василий Звездочкин (Приложение, рис. 2). А расписал первую матрешку художник Сергей Малютин (Приложение, рис. 3). Первая кукла держит в руках петуха, ее старшие дочки-помощницы в фартучке, с серпом и плошкой. Мы узнали, что есть разные версии рождения матрешки в России. По одной из них, прообразом русской матрешки стала фигурка японского мудреца Фукурумы, привезенная в Россию из Японии (Приложение, рис. 4,5). Оказывается, что похожие на матрешку деревянные игрушки делали и в России. Это были яркие расписные пасхальные яйца «писанки», раскладывающиеся на две половинки (Приложение, рис. 6).

Затем Полина захотела узнать, почему матрешку назвали «матрешкой»? Нам стало известно, что в те времена женское имя «Матрена, Матреша, Маша» было очень распространенным, и обозначает оно «знатная женщина, мать семейства». Имя «Матрена» имеет корень «мать». Мы решили, что такое название очень подходит для деревянной игрушки матрешки, ведь она тоже похожа на настоящую маму со своими детками.

Полине захотелось узнать, а как и из чего мастера делают такие удивительные игрушки? Оказывается, делают матрешек из разных пород деревьев – лиственницы, липы, березы. Древесину заготавливают весной и выдерживают в течение 2-3 лет, затем на станках вытачивают матрешек (Приложение, рис. 7-8). Начинает токарь с самой маленькой игрушки, затем больше, и больше.

Рассматривая фотографии, видеоматериалы, иллюстрации с изображением матрешек мы пришли к выводу, что матрешки отличаются своей росписью и иногда формой. Мы узнали, что по росписи можно узнать место рождения матрешки. Ведь жители каждой местности считали своим долгом «одеть» матрешку в соответствии со своими традициями.

Например, в городе Сергиев Посад Московской области начали делать матрешек раньше других. Эти игрушки похожи на первую матрешку, ведь они рассказывают нам о деревенской жизни. Они круглолицые, крутобокие, «одеты» в русские сарафаны и рубахи с вышивкой, в руках у них различные предметы (Приложение, рис. 9).

А вот другая матрешка – Семеновская из Нижегородской области. По форме она отличается от Сергиево-Посадской тем, что имеет более узкий верх и утолщенный низ. Платок у Семеновской матрешки завязан узлом и отделен каймой с цветочными бутонами. Еще одно отличие такой матрешки - это фартук с пышным букетом цветов. Семеновские мастера используют в росписи в основном три цвета – красный, желтый, синий, при этом оставляют часть игрушки не раскрашенной, чтобы сохранить рисунок дерева.

Следующая роспись матрешек, с которой мы познакомились, Полхов-Майданская. У этих матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Зато украшены они пышными цветами, ягодами, яблоками. Из-под платка видны черные кудряшки, иногда их не рисовали, а выжигали. Форма этой матрешки более вытянутая, с плоскими боками. Мастера используют в росписи малиново-красный, зеленый, фиолетовый и черный цвет.

Еще одна матрешка, которую мы изучили, Вятская. Она похожа на северных красавиц – русые волосы, голубые глаза, добродушное, милое лицо. Главная особенность этой матрешки в том, что ее украшали узорами из соломки. (Приложение, рис. 9)

III ЭТАП

Практическая деятельность по решению проблемы.

Вместе с Полиной рассматривали иллюстрации в книгах и журналах, обследовали и сравнивали матрешек разных видов и пришли к выводу, что матрешки имеют разную форму, размер, разные традиции росписи. Также провели следующую работу:

• Беседа на тему «Матрешка - национальное культурное наследие России»

• Чтение и разучивание стихотворения Л. Некрасовой «Весёлые матрёшки», И. Черницкой «Матрёшки»

• Загадывание загадок о матрешке

• Составление творческих рассказов, сказок о матрешке

• Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса - не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт»

• Просмотр презентации «Такая разная матрешка»

• Дидактические игры «Разрезные картинки», «Собери матрешку»

«Построй ряд с закрытыми глазами», «Эти удивительные узоры».

• Рисование матрешек с использованием разных материалов и разных техник

• Лепка матрешек из соленого теста и пластилина

• Конструирование матрешек из разных материалов

• Изучение свойств дерева. Экспериментирование

Взаимодействие с родителями: посещение библиотеки и музея города; работа с интернет - ресурсами, практическая деятельность Полины с родителями.

IV ЭТАП

Создание альбома «Красавица матрешка»

Конечный результат:

Альбом «Красавица матрешка»

Полученные знания об истории происхождения матрешки Полина воплотила в творческой работе: альбоме «Красавица матрешка». Постепенно создавались страницы альбома, где работы выполнялись с использованием различных материалов: бумаги, соленого теста, картона, ткани, ниток, бисера, природного материала, пластилина. Работы объединила в альбом. Получился красочный иллюстрированный альбом с большим количеством познавательного материала. Полина познакомила с ним ребят в группе. Дети с удовольствием рассматривают иллюстрации.

Мы сделали вывод, что матрешка недаром является ярким символом нашей страны. Русская матрешка является олицетворением России, с ее пестрыми нарядами и большими семьями. Поэтому эту деревянную русскую игрушку так любят и взрослые, и дети не только в нашей стране, но и во всем мире.

Задачи нашего проекта выполнены, гипотеза подтвердилась.

Список используемых ресурсов

1. Алексахин Н. Матрёшка. М., 1998.

2. Голдовский Б. Куклы: энциклопедия. М., 2004.

3. Клиентов А. Народные промыслы. Белый город. М., 2008.

4. Лаврова С. Русские игрушки, игры и забавы. Белый город. М., 2009.

5. Маслова А. Необыкновенные истории обыкновенных вещей. Матрёшка. Весёлые уроки №2, 2010.

6. Матрёшка село кормит. Сельская новь. №9, 2004.

7. Политова М. Матрёшка – образ русской матери. DEKO №3, 2009.

8. Соловьёва Л. Матрёшка. М., 1997.

9. Цветочные узоры Полхов-Майдана. М., 2007

10. Юрина Н. Игрушки. Детская энциклопедия «Я познаю мир». М., 1998.

Интернет-сайты.

1. Всё о матрёшке. www.mamatus.Lv

2. Вятская матрёшка. www.narod.ru

3. Где и как делают матрёшки. www.narod2.ru.

4. Зиборова Е. Матрёшка : история любимой куклы. www.dollplanet.ru

5. Матрёшка. www.rabiki.org

6. Матрёшка. Свободная энциклопедия Википедия.

7. Матрёшка – русский сувенир. www.gorod.tomsk.ru

8. Матрёшки. Технология изготовления. www.nestingdolls.ru

9. Музей матрёшки. www.fondnarprom.ru

10. Народные промыслы. Методическая копилка. www.metodkabinet.eu

11. Пономарёва В. Откуда взялась матрёшка. www.shkolazhizni.ru

Публикации по теме:

Информационно-игровой проект «Матрёшка — русская игрушка»Информационно-игровой проект «Матрёшка — русская игрушка» .

Конспект НОД «Раз матрёшка, два матрёшка» Программное содержание: Знакомить детей с народной игрушкой матрешка. Задачи: Образовательные: Знакомить детей с декоративно-прикладным.

Лэпбук «Матрёшка-красавица»Лэпбук «Матрёшка-красавица» При создании лэпбука "Матрешка-красавица" в первую очередь я поставила перед собой соответствующие задачи: Познакомить с историей возникновения,.

Познавательно-исследовательский проект «Красавица петуния» Филиал МАОУ «Ярковская СОШ» Покровский детский сад «Аленький цветочек» Познавательно - исследовательский проект «Красавица петуния»(посвящается.

Проект «Белоствольная красавица» Задачи:1. Расширять представления детей о самом почитаемом дереве в России - берёзе, о её значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом,.

Проект «Елочка — красавица» Проект «Ёлочка-красавица» 2 СЛАЙД Актуальность проекта: В младшем дошкольном возрасте ребенок начинает познавать и открывать для себя все.

Проект «Матрёшка — весёлая подружка» (вторая младшая группа)Проект «Матрёшка — весёлая подружка» (вторая младшая группа) Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки. Задачи: 1. Познакомить с историей.

Групповой творческий проект «Русская народная игрушка — Матрёшка» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 оздоровительной направленности» Вид проекта групповой среднесрочный,.

Экологический проект «Красавица рябина» Экологический проект: Красавица рябина. Вид проекта: познавательный Продолжительность: однодневный Участники: воспитатели, дети средней.

Экологический проект «Лесная красавица» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Красавица Матрёшка»
Опубликовано: 4 октября 2018 в 18:57
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД