МААМ-картинки

Проект краткосрочный «Русский народный костюм» в старшей группе (11 фото)

Екатерина Валентиновна Ерзунова
Проект краткосрочный «Русский народный костюм» в старшей группе

Проект краткосрочный на тему: «Русский народный костюм».

Сроки проведения: с 15.07.2022 по 30.07.2022.

Для детей старшей группы группы.

Воспитатели: Казицкая Т. А.

Ерзунова Е. В.

Муз руководитель: Светлова И. В.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Пояснительная записка:

Публикация «Проект краткосрочный „Русский народный костюм“ в старшей группе» размещена в разделах

Проект «Русский народный костюм», сроки проведения: с 15.07.2022 по 30.07.2022.

Цель: возрождение интереса к народной культуре у детей старшей группы.

Задачи:

Образовательные:

- расширять представления детей о народных ремеслах, промыслах, народном искусстве и культурных традициях через познавательно-исследовательскую деятельность;

- знакомить с такими понятиями, как: сарафан, рубаха, кокошник, порты, лапти.

- расширять представления о разнообразии узоров и орнаментов на праздничных костюмах на Руси;

Развивающие:

- формировать умения выражать свои мысли и анализировать, умения договариваться друг с другом, формировать навыки сотрудничества;

- развивать любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность;

- развивать умение узнавать русский народный костюм;

Воспитательные:

- способствовать воспитанию нравственных качеств: любить свою родину, уважать народные традиции.

Актуальность: совместная творческая работа в течении двух недель позволит детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность получить ответы на интересующие их вопросы в процессе изучения народных традиций, научит узнавать русский народный костюм.

Методы и формы работы: беседы, наблюдения, досуговая деятельность, игровая деятельность, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, чтение художественной литературы, дидактические и подвижные игры, экспериментирование, устный разбор сюжетных картинок и открыток, просмотр презентаций.

Оборудование: мультимедийное оборудование, книги о русском народном костюме, плакаты с изображением русского народного костюма, ретро-открытки, музыкальные народные инструменты

Место реализации: в группе, дома.

Участники: дети старшей группы, воспитатель и родители.

Ожидаемый результат: дети имеют представление о русском народном костюме, знакомы с основными его видами; знакомы с узорами и орнаментами, их значением и использованием на конкретном изделии; дети умеют определять русский народный костюм посредством полученных знаний.

Этапы:

1. Подготовительный.

- изучение литературы;

- подборка игр, наглядных пособий, иллюстраций, карточек с изображением национальных костюмов;

- презентаций по теме русский народный костюм;

- подготовка атрибутов, макетов к проведению игр;

- работа с родителями.

2. Практический.

Работа с детьми:

1. Чтение художественной литературы.

- «Костюм в России из собрания государственного исторического музея под редакцией Е. Р. Беспаловой 2000г. ;

- «Русский костюм» Ю. Е. Каштанов.

(приложение 1)

2. Развитие речи.

Нод на тему: «В чем ходили на Руси?»

(приложение 2)

Составление описательных рассказов по картинкам.

Разбор пословиц и поговорок по теме.

(приложение 3).

3. Развитие творческих способностей.

Рисование: «Наряды для Ивана да Марьи».

Коллективная работа: «Украшаем рубаху»

(приложение 4)

Совершенствование предметно-пространственной среды.

Оформление выставки детских рисунков, организация предметно-пространственной среды «Русский народный костюм».

3. Заключительная часть.

Подведение итогов.

Развлечение для детей, с участием родителей: «Русские посиделки»,

(приложение 5)

Во время реализации проекта дети познакомились с традиционным комплексом одежды, особенностями кроя, композиционно-пластического решения, фактуры и колорита ткани, характера декора, мотивами и техникой выполнения орнамента, а также составом русского народного костюма и способом ношения различных его частей.

Приложение 1.

Современным детям трудно представить себе образ русского человека в национальном костюме. И тут на помощь приходит книга, которая может дать представление о народном костюме, как элементе традиционной культуры русского народа, об истории создания и назначении отдельных единиц костюма, способах кроя, орнаменте и отделке.

Хорошая книга богата иллюстрациями, где ребенок может рассмотреть любимого героя (Ивана Царевича или Василису Прекрасную, чей образ останется с ним навсегда.

Дети с самого раннего возраста рассматривают картинки в любимой книге русских народных сказок и узнают героев по традиционному национальному костюму: белой расшитой рубахе с поясом, сарафану, кокошнику и лаптям.

В старшей группе детского сада можно познакомить детей с более серьезной литературой. Книгами, где представлены фотографии хорошего качества с изображением различных видов национальных костюмов из российских музеев.

Проект краткосрочный «Русский народный костюм» в старшей группе
Фото «Русский народный костюм»
Проект краткосрочный  в старшей группе - фото

Приложение 2

Нод на тему: «В чем ходили на Руси?»

Цель: Познакомить с историей русского народного костюма.

Задачи: Познакомить с особенностями внешнего вида русского народного костюма. Способствовать развитию речи. Воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре.

Материалы и оборудование: Иллюстрации к сказкам. Куклы в русских народных костюмах. Заготовки сарафанов.

Предварительная работа: презентация «Русский народный костюм». Заучивание стихотворения «Что мы Родиной зовем?»

Ход занятия: Ребенок читает стихотворение.

Ребенок: Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлем.

Педагог: О чем стихотворение?

Дети: О Родине.

Педагог: в какой стране мы живем?

Дети: В России.

Педагог: Назовите столицу нашей родины?

Дети: Москва.

Педагог: Мы с вами живем в современном мире, смотрим телевизор, играем на компьютере. Но очень интересно знать, как жили наши предки в давние времена, во что одевались, какие отмечали праздники. Кто такие предки? (ответ детей).

Дети: Люди, которые жили раньше, прабабушки и прадедушки.

Педагог: Какие народные праздники вы знаете?

Дети: Ярмарка, Масленица, Рождество, Пасха, Святки.

Педагог: Дети, а где мы можем узнать, как жили наши предки?

Дети: Из книг, фильмов, из музеев.

Педагог: Какую носили одежду? (ответ детей) мы с вами смотрели презентацию и видели вещи, которые нельзя найти дома или в магазине. А теперь посмотрите на эти иллюстрации из какой сказки эта иллюстрация?

«Курочка Ряба», «Царевна Лягушка», «Хаврошечка». Обратите внимание, как одета Бабка? (сарафан, сорочка, платок, лапти). Как одет дед? (косоворотка, порты, лапти). На иллюстрации, к какой сказке, одежда нарядная, праздничная? («Царевна Лягушка», «Хаврошечка»). На какой иллюстрации одежда рабочая, а на какой повседневная? («Курочка Ряба», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). Почему вы думаете, что здесь одежда нарядная? (украшена, вышивка, кокошник, сапожки). Почему вы думаете, что здесь одежда повседневная? (простой сарафан, платок).

Давайте еще раз вспомним, какую одежду носили? (ответы детей). Для чего носят одежду? (для защиты от холода и жары, для красоты).

В древней Руси в основном одежду шили сами. Из чего можно, сшить одежду? (из ткани, кожи, меха). Как называют человека, который шьет одежду? (портной). А сейчас мы рассмотрим кукол. Посмотрите сколько здесь красивых разных кукол. Все они одеты в русские народные костюмы. Рассмотрим женский костюм: Главная часть женского костюма сорочка, сарафан. Чем украшен костюм? (бисером, вышивкой). Теперь рассмотрим мужской костюм. Главная часть мужского костюма косоворотка, порты. Как называется эта одежда? (сорочка, сарафан). Обувь – сапоги, лапти. Рубаху делали длинной и подпоясывали кушаком.

Обобщение: Главная часть женского костюма сорочка, сарафан. Главная часть мужского костюма косоворотка, порты. Мы видели костюмы сказочных героев и кукол. Что общего в этих костюмах? (сорочка, сарафан, сорочка, сарафан). А, что не похоже, разное в костюмах? (нарядные, рабочие, разный цвет тканей, украшение сарафана, ткань разных оттенков). В северных районах ткань серая, синяя, темных оттенков. А в южных районах ткань яркая, желтая, зеленая. Как вы думаете почему такая разная ткань? (на севере холодно, пасмурно, а на юге тепло, светит солнце, много цветов и зелени). Одежду в древней Руси берегли, перешивали, передавали по наследству, донашивали. Делают ли так сейчас? Мода меняется, так, что нельзя надеть то, что носила мама.

Фото №1 Проектная деятельность Проект краткосрочный на тему Русский Фото №2 Народная культура фольклор народный костюм Фото №3 Сроки проведения с

Приложение 3

Составление описательных рассказов по картинкам.

Знакомство с пословицами и поговорками на тему: «Русский народный костюм»:

Кто не бережет лен, тот теряет рубашку.

И платье чисто, и речь честна.

Тогда сироте и праздник, когда белую рубашку дадут.

Князья в платье и бояре в платье, будет платье и на нашей братье.

Береги платье снову, а здоровье смолоду.

Пришлось на печи сидеть сватье: застала зима в летнем платье.

Не одежда красит человека, а добрые дела.

Разбор пословиц и поговорок можно проводить невзначай, не обязательно уделять этому целое занятие, а то будет скучновато. Этот процесс можно присоединять к режимным моментам: беседа после утренней зарядки, во время подготовки к прогулке, подготовка ко сну, в вечернее время и так далее. Дети отлично откликаются, когда их просишь объяснить что-то. Таким образом, новые понятия лучше запоминаются их пытливым умом. К тому же, в разборе пословиц и поговорок можно найти массу юмора, что «на ура» приветствуется детьми.

Фото №4 Для детей старшей группы группы Фото №5 Воспитатели Казицкая Т

Приложение 4

Фото №6 Муз руководитель Светлова И Фото №7 Вид проекта познавательно исследовательский творческий

Приложение 5

Сценарий культурно-досуговой деятельности для младшей группы МБДОУ Новоталицкий детский сад «Солнышко».

Составители: воспитатели Ерзунова Е. В. Казицкая Т. А., музыкальный руководитель Светлова И. В.

«Русские посиделки»

Фото №8 Пояснительная записка Публикация Проект краткосрочный Русский народный костюм в старшей группе размещена в разделах Народная культура фольклор Национальный народный костюм

Цель: создание условий для закрепления представлений детей старшей группы об особенностях русской народной культуры - костюма, музыки и игры; продолжать работу по приобщению дошкольников к истокам народной культуры; вовлечение родителей и детей в воспитательно-образовательный процесс.

Задачи:

1) Формировать мотивацию у детей старшего дошкольного возраста к познанию русской народной культуры;

2) Обобщить представления детей о русской народной культуре, русских народных традициях, русских народных костюмах, а так же о русской народной музыке и детских играх;

3) Привлекать детей к подготовке и проведению культурно-досугового мероприятия, продолжать обучать игре на русских народных инструментах, закреплять умения водить хороводы, исполнять несложные пляски. Развивать эстетический вкус, самостоятельность и инициативу;

4) Закреплять знание пословиц и поговорок, развивать диалоговую речь, слуховое и зрительное восприятие, внимание, мышление и музыкальную память;

5) Воспитывать патриотические чувства, уважение к народной культуре, традициям и обрядам русского народа;

6) Поддерживать интерес у детей старшего возраста к совместной досуговой деятельности со взрослыми и сверстниками.

Материалы и оборудование:

Презентация «русский народный костюм» (женский и мужской)

Презентация «Русские народные инструменты»

Аудио записи «Русская народная плясовая» в исполнении оркестра русских народных инструментов, отдельные отрывки произведений из ансамбля ложкарей, ансамбля балалаечников, ансамбля рожечников и гармонистов.

Дополнительный материал:

Проектор, мультимидийный экран, ноутбук, сундук, 2 комплекта русской народной одежды для игры, лапти, платки, кокошники, музыкальные инструменты – гармонь, трещетки, ложки, колокольчики, треугольники, бубен, балалайка, маракасы, желобки для катания яиц, ленты.

Планируемый результат:

Создание положительного эмоционального настроения взрослых и детей, дети активно проявляют интерес к совместной досуговой деятельности, активно участвуют в ее проведении; имеют представление об особенностях русской народной культуры, традициях, обычаях русского народа; дети проявляют коммуникативную культуру между собой, в коллективе взрослых; родители вовлечены в воспитательно-образовательный процесс и досуговую совместную деятельность ДОУ.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

(Звучит русская народная плясовая в исполнении народного оркестра, дети заходят в зал, рассаживаются по местам)

1 ребенок:

Начинаем, начинаем!

Всех на праздник приглашаем!

И девчонок, и мальчишек,

И тихонь, и шалунишек!

А так же мамочек, папочек и наших дорогих бабушек с дедушками!

ВЕДУЩИЙ:

Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим к нам на посиделки!

Очень рады, что пришли и для нас времечко нашли!

На завалинке, в светелке иль на бревнышках каких

Собирали посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели и водили хоровод.

А играли как? – «в горелки!»

Словом, эти посиделки были праздником души.

Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам» личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок, и чего там говорить:

Скучно жить без посиделок их бы надо возродить!

ВЕДУЩИЙ:

Наша встреча посвящается некоторым особенностям русской народной культуры и его костюма, которая является источником вдохновения и детского творчества. Изучая народную культуру, можно узнать о ее традициях и обычаях.

Сегодня мы с вами поиграем, потанцуем, поводим хороводы. Вспомним как наши предки проводили свободное время.

2 ребенок:

В старину собирались в большой избе, где пели песни душевные или плясовые, частушки смешные, водили хороводы, старики рассказывали сказки ребяткам, а бабушки говорили шутки-прибаутки.

ВЕДУЩИЙ:

Ребята, кто из вас знает шутки-прибаутки?

3 ребенок:

-Я медведя поймал!

-Так веди сюда!

-Не идет!

-Так сам иди!

-Да он меня не пускает!

4 ребенок:

У Егора во дворе, ехал порось на метле!

Метла метет, порося несет!

ВЕДУЩИЙ: Молодцы!

Давайте теперь поговорим о том какую одежду носили наши предки на Руси?

Презентация «русский народный костюм» (женский и мужской)

ВЕДУЩИЙ: Самой распространенной одеждой для мужчин была – порты и рубаха. Ворот, рукава и низ подола украшали вышивкой. Она была оберегом для носившего одежду. И по вышивке можно было узнать из какого района страны этот гость. Рубаху обязательно подпоясывали кушаком. Была присказка: «Ишь распоясался!» - значит дал волю дурным мыслям или грубым рукам. Сапоги считались праздничной обувью и шились из кожи на заказ.

А повседневной обувью были лапоточки. Лапти – обувь очень удобная. Плели ее из лыка разных деревьев. Изнашивались лапти очень быстро. Поэтому плели их долгими зимними вечерами много на всю огромную семью.

Показать лапти, дать померить детям, попробовать их.

ВЕДУЩИЙ:

А женщины на Руси тоже носили рубаху, по верх ее надевали расшитый сарафан. Они были праздничные, богато украшены бисером, золотой нитью, жемчугом, лентами, кружевами, и повседневные.

Сейчас я предлагаю поиграть! Нарядить друг друга!

Игра «Наряди дружочка в русский народный костюм»

(мальчик наряжает девочку, а девочка мальчика)

ВЕДУЩИЙ:

Веселимся мы, играем, и нисколько не скучаем.

Ждет вас новая игра – «Золотые ворота!»

Игра «Золотые ворота!»

(выбирают двух игроков, которые образуют воротики, остальные игроки идут цепочкой, держась за руки, проходят под воротиками и поют)

Золотые ворота пропускают не всегда.

Первый раз – прощается, второй раз – запрещается,

А на третий раз – не пропустим вас! (воротики ловят детей, которые оказались под ними. Пойманные дети, образуют новые «Золотые ворота»)

ВЕДУЩИЙ: (обращается к родителям и зрителям)

Ой, родители, что за диво, так чудесно и красиво!

На телеге проезжали и сундук вдруг потеряли!

Эй! Заглянем в сундучок, и узнаем, что есть что….

ВЕДУЩИЙ:

1. Каждый день по утру надеваю я трубу.

Ну не догадаться вам – она зовется…. САРАФАН!

(из сундука родитель достает сарафан)

2. С четырьмя отверстиями: в одно входишь, а в три выходишь!

(из сундука достают рубаху)

3. Днем на мужике обручем, ночью – змеем!

(из сундука достают пояс)

4. Он украшает голову, на цветок похож.

Весь расшит узорами, уж очень он хорош!

(из сундука достают кокошник)

5. Головной убор крестьянки выбрали себе вы сами:

И работать, и гулять – что же нужно повязать?

Собирали в узелок из материи…. ПЛАТОК

(из сундука достают платок)

6. Что за головной убор мужчины носят с древних пор?

С кафтаном, пиджаком, рубашкой любят надевать….ФУРАЖКУ

(из сундука достают фуражку)

7. Сижу верхом, не знаю на ком.

Знакомца встречу – соскочу и привечу!

(из сундука достают шапку)

8. Не ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки.

В них ходили раньше люди, и плели из лыка.

А чтоб с ножки не спадали, из веревкой привязали!

(из сундука достают лапти)

ВЕДУЩИЙ:

А теперь потехе час – все пустились в шумный пляс!

Выходите-ка ладушки-красавицы, покажите свое музыкальное мастерство!

Девочка:

Эй, берите ложки, берите дудки,

Берите колотушки, берите бубенцы,

Будем, будем мы играть и всех зрителей потешать!

Русский народный оркестр «Во кузнеце» – играют девочки.

На фоне Презентации «Русские народные инструменты»

ВЕДУЩИЙ:

А вы что добры молодцы призадумались, да закручинились?

Вижу, вижу, что вам тоже захотелось поиграть.

У меня для вас есть забава, которой играли на Пасху.

Выходите удаль свою показать и яички по желобкам покатать!

Игра для мальчиков «Катание яичек по желобкам»

ВЕДУЩИЙ:

Наша матушка Русь с давних пор славилась своими платками. Девушки собирались на посиделки и старались одеть самый яркий платок, чтобы ее заметили кавалеры. О платке пели песни, водили хороводы и конечно с ними играли.

Девочка: (демонстрирует и говорит)

Оренбургский пуховый платок или шаль использовался в повседневной жизни, он очень тонкий, теплый и мягкий. Зимой украшал и защищал от холода красавицу.

Девочка: (демонстрирует и говорит)

Павловский платок может быть шерстяным и шелковым, он украшался рисунком из букетов цветов по краям и большими кистями.

Игра «Платочек»

(Звучит русская народная мелодия. Дети стоят в кругу с закрытыми глазами. Ребенок с платком в руках ходит внутри круга и приговаривает:

«Прячу, прячу я платок под калиновый кусток, а кто зореньку проспит, тот за мною - побежит!» У кого водящий остановился, тот догоняет его. Игра повторяется)

ВЕДУЩИЙ:

Мы веселились и плясали, очень весело играли!

Вот так развлекались в старину.

Наши посиделки тоже подошли к концу, приглашаю прокатиться на ярморочной карусели к нашему столу за чай с пирогами и баранками.

Игра «Ярморочная карусель»

(после нее дети и взрослые приглашаются в группу пить чай)

ВЕДУЩИЙ:

Подходите, подходите, угощения берите

Чайком запивайте, да нас добрым словом вспоминайте!

Публикации по теме:

Дидактическая игра-раскраска по номерам «Русский народный костюм»Дидактическая игра-раскраска по номерам «Русский народный костюм» Перед вами - черно-белые раскраски, но по мотивам русского народного костюма! Можно их просто раскрасить, а можно, придерживаясь определенных.

Фотоотчет «Русский народный костюм»Фотоотчет «Русский народный костюм» В нашем детском саду мы стараемся уделять большое внимание истокам русской культуры. Огромное значение в сознании дошкольников имеет изучение.

Конспект НОД для детей старшей группы «Русский народный костюм»Конспект НОД для детей старшей группы «Русский народный костюм» Цель: Познакомить с русским народным костюмом. Образовательная задача: • Формировать знания об истоках русских народных традиций, знакомить.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Русский народный костюм» МБДОУ № 45 детский сад "Ручеек" с. Кагальник Азовского района Ростовской области Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с.

Проект «Русский народный календарь для детей 4–5 лет жизни»Проект «Русский народный календарь для детей 4–5 лет жизни» Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством». Часть 8. 10 декабря.

Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством» Часть 6. 10 ноября. Ненила –льняница, льняные смотрины. Программные задачи: познакомить детей со льном (семена, растение лён, цветение.

Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством» Часть7. «Варвара зимняя» На Руси народный календарь называется месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая».

Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством» Часть 9. 13 января. Васильев вечер. Щедрый вечер. 1-ый вариант. Программные задачи: познакомить детей с народными традициями, праздником.

Проект «Встреча зимы и весны. Русский народный праздник Масленица»Проект «Встреча зимы и весны. Русский народный праздник Масленица» Проект «Встреча зимы и весны. «Русский народный праздник Масленица» Автор проекта: Середонина Инесса Васильевна Место работы: МАДОУ No474.

Выставка детских работ по рисованию «Русский народный костюм» в подготовительной группеВыставка детских работ по рисованию «Русский народный костюм» в подготовительной группе Тема: «Русский народный костюм». Задачи: познакомить детей с историей мужской и женской одежды, с русским народным костюмом; развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект краткосрочный «Русский народный костюм» в старшей группе
Опубликовано: 24 февраля 2023 в 01:24
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД