Лучший педагог года

Проект «Мир птиц» для детей с нарушением зрения в старшей группе

Татьяна Бобкова
Проект «Мир птиц» для детей с нарушением зрения в старшей группе

Проект «Мир птиц». Старшая группа (для детей с нарушением зрения)

Вид проекта : коррекционно – развивающий

Участники проекта : учитель – дефектолог, воспитатели, дети, родители

Реализация проекта : месяц октябрь - ноябрь

Актуальность:

Публикация «Проект „Мир птиц“ для детей с нарушением зрения в старшей группе» размещена в разделах

Данный проект позволяет в условиях коррекционно - образовательного процесса расширить и углублять знания детей о домашних, зимующих и перелетных птицах и укрепить знания детей о сезонных изменениях в природе. Применения приобретённых знаний в практической деятельности, развивать при этом познавательные, сенсорные, коммуникативные и творческие способности детей.

В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждать чувства ребенка. Очень важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по поводу этой проблемы и мы, взрослые должны научить воспитанников видеть это, пополняя представление о птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Цель проекта :

формировать у детей обобщенные представления о птицах, как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение, приспособленных к определенным климатическим условиям. Развивать интерес к жизни птиц.

Задачи проекта :

Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых

существах, живущих на земле;

Развивать интерес к жизни птиц;

Уточнить внешние признаки птиц, особенности строения, позволяющие летать;

Уточнить представление о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц;

Формировать обобщенное представление о зимующих, перелетных и домашних птицах, различать по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище;

Углубить представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли).

Классифицировать птиц на зимующих, перелетных и домашних на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания;

Познакомить с внешним видом птиц, уточнить, что они едят, пьют, где живут;

Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

Обогащать словарь путем введения слов: перелетные, зимующие, домашние;

Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях;

Формировать обобщенное представление о птицах, как наземно -водно -воздушных существах, которые могут жить на земле, плавать, летать в воздухе.

Коррекционные задачи:

-закрепление первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, и др.);

-развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;

-развитие умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;

-обогащение словарного запаса, закрепление понимания и употребления обобщающих наименований; умение называть предметы, действия, существенные качества, признаки;

-развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, мелкой моторики;

-развитие связной, грамматически правильной речи;

-развитие слухового восприятия, внимания, памяти и навыков различения звуков.

Предполагаемый результат:

- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем, специалистами и родителями. В ходе реализации проекта у воспитанников возникнет интерес к поиску новой информации, желание делиться полученными знаниями.

- Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о перелетных, зимующих и домашних птицах сезонных изменениях в природе в осенний период.

- Осуществление в группе воспитательно-образовательного процесса по обозначенной теме.

- Обогащение активного словаря детей по данной тематике.

- Плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).

- Развитие детского творчества.

- Чтение наизусть стихотворений о птицах.

- Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

1 этап. Подготовительный.

- Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий, экскурсий, прогулок; подбор настольно-печатных, дидактических игр и упражнений.

- Подбор детской художественной литературы (рассказы, стихотворения, загадки о птицах).

- Приготовление материалов для художественного творчества.

2 этап. Основной.

План работы учителя-дефектолога по проекту «Мир птиц»

Форма работы Задачи

Беседа: «Птицы – наши друзья, «Береги птиц.

Углублять и расширять знания детей о птицах. Воспитывать доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям, желание помогать птицам в трудный для них период.

П. П. Занятие по теме: «Птицы»

Учить описывать птиц по алгоритму;

Учить называть и показывать части туловища животного, определять и называть цвет окраски, форму частей туло-

вища, величину, среду обитания.

Учить сравнивать птиц по их основным признакам.

Формировать умение находить сходство и отличие 2–4 птиц, группировать и дифференцировать птиц внутри одного вида.

Учить соотносить контурные и силуэтные изображения с изображением на картинке.

Развивать мелкую моторику, тактильную память, воображение.

О. П. Занятие по теме: «Птицы»

Совершенствовать навыки ориентировки на листе.

Учить выделять пространственное положение объекта в группе предметов.

Учить детей активно использовать в речи пространственные термины.

Развивать мышление.

Словарная работа: птицы, сорока, синица, воробей, грач, скворец.

РЗВ Занятие по теме: «Домашние птицы» Формировать пространственные представления и практическую ориентировку на микроплоскости.

Учить понимать словесные указания, задания на пространственную ориентировку с учетом точек отсчёта от себя, от предметов.

Развивать зрительное внимание, память.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, посредством работы с макетом.

Продолжать приучать детей слушать и слышать указания педагога.

Словарная работа:

Предметы: петух, курица, цыпленок; селезень, утка, утёнок; гусь, гусыня, гусенок; курятник, насест, перья, яйца, зерно.

Признаки: домашние, водоплавающие, птичий.

Действия: ухаживать, клевать, кукарекать, кудахтать, крякать, гоготать, вылупляться.

РЗВ Занятие по теме: «Перелетные птицы» Формировать зрительно-двигательные умения при планомерном, целенаправленном обследовании изображений птиц на картинках, выделять главные признаки.

Развивать различительные способности зрения в специальных упражнениях, тренируя зрительные функции различения, локализации, прослеживания.

Учить ориентироваться на листе бумаги по словесному указанию. Закреплять умение выполнять поставленную умственную задачу самостоятельно.

Словарная работа:

Предметы: грач, скворец, ласточка, утка, лебедь, воробей, крылья, ноги, хвост, перья.

Действия: летают, гнездятся, откладывают (яйца, выводят (птенцов, клюют.

Признаки: водоплавающие, насекомоядные, всеядные.

СБО Занятие по теме: «В гостях у фермера» (домашние птицы)

Учить читать схемы пути, уметь словесно обозначать направление своего движения.

Учить правильно использовать пространственную терминологию.

Совершенствовать умение ориентироваться в микропространстве.

Развивать воображение, логическое мышление.

Словарная работа: фермер, сельское хозяйство, птичница, птичий двор.

РЗВ Занятие по теме: «Кто к кормушке прилетел?»

Учить узнавать птиц по их окраске, величине, строению.

Закреплять умения классифицировать объекты по их основным признакам.

Учить выделять и словесно обозначать величину, устанавливая взаимосвязь между предметами.

Упражнять и активизировать зрительные функции и мелкую моторику рук.

Словарная работа:

Предметы: дятел, синица, голубь, ворона, воробей, чайка; кормушка, зёрна, перья.

Признаки: зимующие, перелётные, дикие; серо-коричневый; жёлто-синяя; чёрно-серая; серый, сизый, белый; бело-чёрно-красный.

Действия: прилетают, улетают, перелетают, возвращаются, питаются, щебечут.

Наречия: близко – далеко; низко – высоко.

Чтение художественной литературы. Рассказы для детей о птицах : «Скворцы» Куприн А. И., «Жаворонок» Соколов-Микитов И. А., «Лебедь» Аксаков С. Т. Разучивание стихов и загадок о птицах. Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг; формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству.

Игровая деятельность: Дидактические игры и упражнения:

«Угадай по описанию», «Улетели птицы», «Чей хвост?», «Один–много», «Летает – не летает», «Узнай и назови», «Четвёртый лишний», «Составь из геометрических фигур ласточку», «Кого не стало?».

Здоровье сберегающие технологии:

Зрительная гимнастика

«Сова»

Удивляется луна: / широко открыть глаза

Засветились два окна, /смотрят влево, вправо

А за ними два крыла / моргают

Показались из дупла / посмотреть вверх

Тихо вылетела птица, / посмотреть вниз

Ночью ей в дупле не спиться. / широко открыть глаза

Если писк она услышит, / закрывают глаза

Плохо будет серой мыши /смотрят прямо

«Воробей»

За окошком воробей

Прыгает по веткам,

Хочет что – то рассказать

Нашим малым деткам.

Мы поищем глазками

Шустрого воробушка.

Глазки смотрят, ищут птичку.

Где же птичка невеличка?

(Взгляд вдаль).

«Сорока»

Длиннохвостая сорока

Хлопотунья белобока. (Проследить глазами за движением птицы)

По лесу летает (Птицы «далеко - близко» 6- 8 раз)

Вести собирает.

Вправо-влево, вправо-влево (Движение глаз вправо-влево 6-8 раз)

Все летает то и дело.

С веточки на веточку

Отлетает чуточку.

Вверх и вниз, верх и вниз. (Движение глазами вверх вниз 6-8 раз)

Лишь смотреть ты не ленись.

Затрещит и застрекочет, (Проследить глазами по кругу в одну и

другую сторону)

Будто кто ее щекочет.

Ну, сорока – егоза,

Мы зажмурили глаза. (Поморгать и зажмурить глаза)

Поскорей улетай

Ты нам больше не мешай.

«Совенок»

Вращать глазами по часовой стрелке, «рисуя» на стене максимально большой круг. То же против часовой стрелки

«Филин»

На счет 1-4 закрыли глаза, 5-6 широко раскрыли глаза, посмотрели вдаль.

«Птичка»

Птичка крылышки сложила,

Движения глаз вверх – вниз.

Птичка перышки помыла,

Птичка клювом повела,

Движения глаз вправо – влево.

Птичка зернышки нашла.

Птичка зернышки поела,

Круговые движения глаз.

Наша птичка улетела.

«Птицы на дворе».

Перед нами петушок –

Он с земли зерно клюет. (Дети смотрят перед собой.)

«Смотрят вниз)

Слева – курица идет,

Справа – уточка плывет.

Сверху солнце ярко светит,

Согревает всех на свете. (Смотрят влево,

вправо,

вверх.)

Пальчиковая гимнастика «На кормушке».

Сколько птиц

к кормушке нашей прилетело? Ритмично сжимают и разжимают кулачки

Мы расскажем

Две синицы, воробей, На каждое название птицы загибают по пальчику.

Шесть щеглов и голубей

Дятел в пёстрых пёрышках, Опять сжимают и разжимают кулачки

Всем хватило зёрнышек.

«Птички»

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель. (Загибают по одному пальчику на обеих руках)

Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями)

Птички, птички, по домам. (Машут обеими руками, как крыльями)

«Ласточка»

Ласточка, ласточка, - За морем бывала,

Милая касаточка, Весну добывала.

Ты где была? Несу, несу

Ты с чем пришла? Весну красну.

(на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного,- сначала на правой, потом на левой руке)

Развитие графических навыков:

Обводка изображений птиц по трафарету через кальку, закрашивание силуэта домашних птиц.

Штриховка контурного изображения перелетных птиц (прямыми, волнистыми, прерывистыми линиями). «Обведи по контуру» (зимующие птицы). «Обведи и раскрась». «Дорисуй чего не хватает».

Экскурсия (прогулка) по участку детского сада. Наблюдение за птицами на участке детского сада

3 этап. Заключительный.

Итоговое мероприятие викторина «Что мы знаем о птицах»

Открытый просмотр к педагогическому совету в доу - НОД в старшей группе по познавательному развитию с элементами экспериментирования по теме «Что мы знаем о птицах»

Консультация для родителей «Все о перелетных птицах»

Оформление стенда «Фото - отчет о проделанной работе с детьми по проекту «Мир птиц».

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда в группе компенсирующего вида для детей с нарушением зренияРазвивающая предметно-пространственная среда в группе компенсирующего вида для детей с нарушением зрения Основной задачей специализированных детских садов является создание специальных условий для успешного воспитания и обучения детей с различными.

Акция «Подкорми птиц» — поддержи птиц в нелёгкое время! Участники акции: дети специализированной (с нарушением зрения)Акция «Подкорми птиц» — поддержи птиц в нелёгкое время! Участники акции: дети специализированной (с нарушением зрения) Акция «Подкорми птиц» - поддержи птиц в нелёгкое время! Участники акции: дети специализированной (с нарушением зрения) средней группы, родители,.

Конспект НОД для детей с нарушением зрения в подготовительной к школе группе «Путешествие в космические дали»Конспект НОД для детей с нарушением зрения в подготовительной к школе группе «Путешествие в космические дали» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с нарушением зрения в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие.

Конспект НОД по ФПП об окружающем мире в старшей специализированной группе детей с нарушением зрения «Домашние животные» Тема: Домашние животные. Цель: познакомить с овцой и бараном. Задачи: Коррекционно – образовательные: - познакомить с овцой и бараном;.

Конспект НОД по рисованию печатками в старшей специализированной группе детей с нарушением зрения «Пряники» Тема занятия: «Пряники» Цель: научить детей выполнять оттиск печатками из поролоновой губки пряников Задачи: Коррекционно-образовательные:.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Коррекционное занятие в старшей группе детей с нарушением зрения «Юные знатоки-огородники»Коррекционное занятие в старшей группе детей с нарушением зрения «Юные знатоки-огородники» Программные задачи: • Развивать зрительное восприятие. Закреплять знание основных цветов и их оттенков. • Продолжать формировать навык.

Осеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зренияОсеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зрения Алла Сетковская «Осень, Осень! В гости просим!» По осеннему оформлен музыкальный зал. Раздаются звуки осеннего леса, пение птиц. Под.

Предметно-коррекционно-развивающая среда в подготовительной группе №21 для детей с нарушением зрения Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,.

Занятие по рисованию «Кружевные шляпы» в старшей группе детей с нарушением зренияЗанятие по рисованию «Кружевные шляпы» в старшей группе детей с нарушением зрения Материал. Фломастеры (для каждого ребенка). Портреты мам, выполненные детьми на предыдущем занятии. Клей ПВА, кисть для клея и подставка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Мир птиц» для детей с нарушением зрения в старшей группе
Опубликовано: 9 октября 2020 в 17:38
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД