Папки-передвижки

Проект «Мир волшебников»

Алена Гришнякова
Проект «Мир волшебников»

Проект «Мир волшебников»

Актуальность

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

(Китайская пословица)

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.

Публикация «Проект „Мир волшебников“» размещена в разделах

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательно- исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н. Н. Поддьяков).

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок- дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности. Игры - эксперименты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка. Позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Исследования представляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как? и почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запомнятся надолго.

Организация экспериментирования – один из эффективных путей развития познавательно - исследовательской деятельности.

Проект «Мир волшебников», разработка которого осуществлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и предназначена для детей 3-4 лет, рекомендована воспитателям. Проект еализуется в интеграции таких образовательных областей как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие». Для реализации проекта была разработана картотека игр – экспериментов, которые используются в разработке конструктов для совместной деятельности с детьми.

Направление: познание ребенком объекта в ходе практической деятельности с ним.

Цель: развитие познавательно мотивации детей 3-4 лет в процессе экспериментирования.

Задачи:

1. Развивать любознательность, инициативность посредством создания ситуаций выбора материалов.

2. Развивать познавательный интерес, потребность в преобразовательной деятельности.

3. Учить детей делать выводы, в соответствии с результатами эксперимента.

4. Учить детей выделять существенные признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.

5. Воспитывать самостоятельность, инициативность посредством решения личностных (интеллектуальных) затруднений.

Возраст детей: младший дошкольный возраст (3-4лет).

Сроки реализации: 1 год.

Режим образовательной деятельности:

Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю в любое время дня. Длительность – не более 15 минут.

В основу проекта положены принципы :

- принцип, стимулирующий экспериментальную деятельность дошкольника;

- принцип свободы и самостоятельности;

- принцип активности;

- принцип системности;

- принцип доступности.

Методы:

- методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности детей;

- методы, направленные на формирование интереса к познавательной деятельности;

- методы организации и осуществления познавательных действий.

Формы:

- индивидуальная работа с ребенком;

- коллективные работы;

- совместные работы 2 – 3 детей;

- тематические занятия;

- пальчиковая гимнастика;

-дидактические игры;

- физкультурные минутки;

- сюрпризные моменты.

Технические средства обучения:

- магнитофон

- CD и аудио материал

- мультимедийная установка

- персональный компьютер

Неотъемлемой частью обновлённого образовательного процесса является тесное сотрудничество с родителями воспитанников, вовлечение их в образовательный процесс ДОУ. Для этого планируется проведение дней открытых дверей, консультаций, праздников и развлечений, привлечение родителей к реализации совместных детско-родительских проектов и др. Также была разработана памятка для родителей по развитию у детей любознательности и познавательной мотивации посредством экспериментирования.

Планируемый результат:

- развит интерес к экспериментированию и наблюдению;

- проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно- исследовательской деятельности;

- проявляет любознательность, познавательную мотивацию;

- выдвигают гипотезы и формулируют вывод вместе с воспитателем;

- обладает элементарными представлениями в области живой природы.

Последовательность детского экспериментирования

Этапы Алгоритм деятельности взрослого и детей в процессе «Экспериментирования»

1 Целеполагание (узнать….)

2 Выдвижение гипотезы

3 Планирование деятельности по проверке гипотезы

4 Осуществление эксперимента

5 Наблюдение за преобразованием объекта

6 Фиксация преобразование объекта

7 Выводы

Алгоритм детского экспериментирования

Этапы

реализации Деятельность

педагога Деятельность

детей Ожидаемый

результат

Подготовительный этап Актуализация проблемной

ситуации.

Создание условий,

необходимых для проведения

опыта или эксперимента в соответствии с техникой безопасности, подготовка экспериментального оборудования, составление карт – схем и т. д.

Мотивация детей к исследовательской

деятельности.

Напоминание

правил техники безопасности при

работе с экспериментальным

оборудованием. Осознание и осмысление

проблемы.

Подготовка рабочего места. Появление у детей заинтересованности,

желания принять участие

в опыте или эксперименте,

познавательного

интереса.

Создание

оптимальных условий для проведения опыта или

эксперимента.

Этап

формулирования цели

эксперимента или опыта Обсуждение проблемы с детьми, подведение детей к постановке цели эксперимента или опыта, выдвижению рабочих гипотез.

Оказание содействия детям в выдвижении гипотез по мере необходимости. Формулирование цели эксперимента или опыта (совместно со взрослым).

Выдвижение рабочих гипотез. Обозначена цель эксперимента или опыта.

Выдвинуто несколько рабочих гипотез.

Этап

планирования

экспериментальной

деятельности Обсуждение с детьми алгоритма действий по проведению эксперимента или опыта.

Подведение детей к выполнению алгоритма действий. Составление алгоритма

действий по проведению

эксперимента или опыта.

Осмысление содержания карты-схемы эксперимента или опыта. Составлен алгоритм

действий по проведению эксперимента или опыта.

Этап

коррекции

проблемы Коррегирующие действия по мере

необходимости. Уточнение проблемы.

Обсуждение новых гипотез

по мере необходимости. Предотвращение отклонений

от поставленной цели.

Практический этап

детского

экспериментирования Помощь детям в организации практической деятельности (объяснение, разъяснение).

По мере необходимости

совместное выполнение с детьми практических действий.

Контроль за соблюдением техники безопасности при проведении детьми опыта или эксперимента. Проверка предположений на практике. Отбор нужных средств, реализация в действии.

В случае не подтверждения первоначальной гипотезы – возникновение новой гипотезы, предположения с последующей реализацией в действии.

Если гипотеза подтвердилась - формулирование выводов. Проведенный эксперимент или опыт.

Заключительный этап Подведение итогов, оценивание результатов.

Настрой на новую проблемную ситуацию, предстоящую деятельность. Самооценивани, повторное осмысление проблемы с новой точки зрения. Подтверждение (опровержение) предполагаемой гипотезы.

Оборудование центра экспериментирования

Центр «Песок – вода» : ёмкости разного размера, мерные кружки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, лодочки, кораблики, лопатки, совочки, ведёрки, куски резиновых шлангов, предметы из разных материалов, пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.

Центр «Науки и природы» : пластилин, стеки, горох, пшено, иллюстративный материал, дидактические игры, фонарик, пёрышки, деревянные ложки, зеркала, дощечки, бруски, кусочки разной ткани, механические плавающие игрушки, природный материал (жёлуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, косточки, крупа, пробки, коробочки со звуком.

Центр «Искусство» : листы белой бумаги, листы цветной бумаги, цветной картон, клей, акварельные краски, кисточки, цветные карандаши, цветные мелки, губки поролоновые, зубные щётки, трафареты, разноцветные лоскутки ткани, ватные палочки, палитра, салфетки, ватные диски.

Центр «Воздух» : верёвочки, воздушные шарики, вертушки, султанчики, ленточки, флажки.

Центр «Литературы» : книги, журналы, книжки- самоделки и оборудование для их изготовления (степлеры, тесьма, клей, дыроколы, план- схема и модели для рассказывания.

Тематический план по организации познавательно- исследовательской деятельности детей 3-4 лет

Направления экспериментальной деятельности №

п/п Темы занятий Цель опытно-исследовательской деятельности

Экспериментирование с песком, глиной 1

2

3 Почему песок хорошо сыплется?

Замок из песка.

Глина, её качества и свойства.

Продемонстрировать свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость; изменение их свойства при взаимодействии с водой.

Экспериментирование с водой 1

2

3

4

5 Свойства и признаки воды.

Откуда берется вода.

Пар- это тоже вода.

Замерзание жидкости.

Разноцветные сосульки. Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества; познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска.

Экспериментирование с воздухом 1

2

3

4

Реактивный шарик.

Упрямый воздух.

Где теплее?

Ветер в комнате («живая змейка») Дать детям первоначальные представления о воздухе, его свойствах: невидим, без запаха, не имеет формы;

познакомить детей с тем,

что человек дышит воздухом. Дать представления о том, что ветер – это движение воздуха.

Наблюдение за жизнью растений 1

2

3

4 В погоне за светом.

В тепле и в холоде.

Может ли растения дышать?

Где лучше расти? Учить детей наблюдать за жизнью растений, подвести к пониманию, что они живые и требуют ухода.

Изучаем органы чувства человека 1

2

3

4

5

6

7

8

9

10 Наши помощники- органы чувств.

Умный нос.

Язычок - наш помощник.

Глаза - орган зрения.

Проверка зрения.

Как распространяется звук?

Где живет эхо?

Почему не слышно? Познакомить детей с органами чувств и их назначением, с охраной органов чувств.

Экспериментирование с солнечным светом 1

2 Уличные тени.

Солнечные «зайчики». Дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

Экспериментирование с предметами 1

2

3

4

5

6

7

Бумага, её качества и свойства.

Ткань, её качества и свойства.

Пластмасса, её качества и свойства.

Мы – фокусники.

Кораблик.

Защитим себя от солнца.

Почему лампочка светит? Научить узнавать вещи, сделанные из

разных материалов, определять некоторые качества и свойства;

развивать тактильное

восприятие формы,

температуры, размера,

характера поверхности,

твердости. Учить

группировать предметы

по общему признаку.

Развивать зрительное

восприятие.

Диагностическая карта развития познавательно- исследовательской деятельности детей 3-4 лет

№ ФИО

ребенка Проявляет инициативу и самостоятельность Проявляет любознатель

ность и интерес к экспериментированию Развивается познавательная мотивация Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май

Овладение содержания развития познавательно- исследовательской деятельности оценивается баллами

0- ребенок не интересуется экспериментированием

1-ребенок интересуется экспериментированием с активной помощью взрослого

2- ребенок интересуется экспериментированием с частичной помощью взрослого

3- ребенок самостоятельно интересуется экспериментированием

Уровни развития ребенка

0- 1.4- выраженное не соответствие развития познавательных процессов

1.5- 2.5- недостатки в развитии

2.6- 3- показатели соответствия развития

Заключение

Проведенная работа свидетельствует о том, что познавательно - исследовательская деятельность в процессе экспериментирования происходит при использовании специальных методов обучения и воспитания, разных форм – наблюдения, опытов, обучающегося воздействия взрослых. Дети познают мир в процессе любой деятельности, но именно в процессе экспериментирования дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, познавательную мотивацию, что позволяет им не только расширять, но и упорядочивать представления о мире и окружающей действительности.

Систематизированная работа по развитию познавательно-исследовательской деятельности приводит к формированию у детей первоначальных навыков самостоятельности, способствует обогащению жизненного опыта, развивает инициативу.

Детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.

Данный проект это хорошая база для развития у детей познавательно- исследовательских процессов, т. е. любознательности, познавательной мотивации, инициативы и самостоятельности. Данная работа может быть интересна воспитателям и родителям.

В заключение хочется привести слова академика К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

Список литературы

1. Дыбина, О. В. Творим, изменяем, преобразуем [Текст] / О. В. Дыбина. - М. : 2002.

2. Дыбина, О. В. Ребенок в мире поиска [Текст] / О. В. Дыбина. - М. : ТЦ Сфера, 2005.

3. Короткова, Т. А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду [Текст] / Т. А. Короткова. - «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3

4. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М. : Пед. общество России, 2005г.

5. Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет [Текст] / Е. А. Мартынова И. М. Сучкова. - В. : Учитель, 2013г.

6. Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников [Текст] / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ,2005.

Публикации по теме:

Картотека комплексов гимнастики пробуждения «Гимнастика для маленьких волшебников» ПРОЕКТ Гимнастика для маленьких волшебников Комплексы утренней гимнастики, гимнастики после сна, гимнастики для глаз для детей подготовительной.

Картотека комплексов утренней гимнастики «Гимнастика для маленьких волшебников» ПРОЕКТ Гимнастика для маленьких волшебников Комплексы утренней гимнастики, гимнастики после сна, гимнастики для глаз для детей подготовительной.

Проект по физвоспитанию детей подготовительной группы «Гимнастика для маленьких волшебников» ПРОЕКТ Гимнастика для маленьких волшебников Комплексы утренней гимнастики, гимнастики после сна, гимнастики для глаз для детей подготовительной.

Конспект музыкального занятия «В гостях у волшебников» Открытое музыкальное занятие в старшей возрастной группе «В гостях у добрых волшебников» И. В. Жук, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский.

Конструкт НОД в подготовительной группе с использованием развивающих игр В. Воскобовича «Школа волшебников» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28» г. Верхняя Пышма Конструкт непосредственно образовательной.

Мастер-класс для педагогов «Гимнастика маленьких волшебников» муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Презентация «Мультипликация — страна волшебников»Презентация «Мультипликация — страна волшебников» «Проектная деятельность по мультипликации с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду» Проект «МультЛяндия» Наш девиз: "В мультстудии.

Сценарий летнего развлечения для детей детского сада «День добрых волшебников»Сценарий летнего развлечения для детей детского сада «День добрых волшебников» Цель: активизировать отдых детей, доставить радость, формировать потребность в ежедневной деятельности. Зарядить детей положительными эмоциями.

Школа добрых волшебников «День мыльного пузыря»Школа добрых волшебников «День мыльного пузыря» Лето — удивительная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать, прыгать, веселиться. Именно в этот период они много времени проводят.

Занятие по экологическому воспитанию детей второй младшей группы «Играем в волшебников»Занятие по экологическому воспитанию детей второй младшей группы «Играем в волшебников» Тема: «Играем в волшебников». Программное содержание: - создать целостное представление о воде как о природном явлении, о ее значении в.

Автор публикации:
Проект «Мир волшебников»
Опубликовано: 30 сентября 2018 в 17:08
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД