Марина Попкова
Проект «Моя родословная»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : долгосрочный (октябрь – март 2016 - 2017г.)
Тип проекта : информационный, познавательно-поисковый, творческий.
Участники проекта : дети 4 - 5 лет, воспитатели, родители.
Цель проекта : закрепить представления детей о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие; воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
Задачи
Образовательные:
- Расширить и систематизировать знания детей о семье;
- Учить ориентироваться в родственных отношениях;
Публикация «Проект „Моя родословная“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
- Ознакомить с ролевыми отношениями в семье, обязанностями членов семьи;
- Сформировать понимание, как образуются имя, отчество и фамилия;
- Сформировать представление о принципе родословной;
- Формировать представление о представителях разных профессий, их труде;
- Закрепить знание детьми профессий родителей и других членов семьи;
-Сформировать представление о качествах личности: добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый и др.
Развивающие:
-Развивать познавательные и творческие способности, коммуникативные навыки детей;
Развивать связную речь детей, обогащение словаря.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к своим родственникам;
Сформировать отношение к взрослым, пожилым и инвалидам.
ТЕХНОЛОГИИ
Личностно ориентированного обучения и воспитания
Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
Развивающего обучения
Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ребенка.
Индивидуального обучения
Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.
Информационно-коммуникационные
В современном мире при всем нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.
Развития творчества
Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.
Игровая
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.
Проблемно – поисковая
Предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проектная
Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.
МЕТОДЫ И ПРИЁ МЫ:
1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
метод сравнения
элементарный анализ
метод моделирования и конструирования
метод проектной деятельности
метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать
метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств
сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться
3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.
беседа – является связующим звеном
4. Методы коррекции и уточнения:
метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
Этапы реализации проекта.
I этап (подготовительный) :
- Определение проблемы;
Выбор цели проекта.
II этап (организационный) :
- Разработка методов и приемов работы для реализации проекта;
- Подбор художественной литературы;
Подбор материала для развития творчества детей.
III этап (основной практический) :
- Познавательные занятия;
- Игровая деятельность;
Развитие речи;
Рисование;
Лепка;
- Аппликация;
- Конструктивная деятельность;
Театрализованная деятельность.
IV этап (заключительный) :
- Беседа по гениалогическому древу.
Педагогическая актуальность:
Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности. В семье должна проходить вся его жизнь.
Ребенок, живя в семье, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений в ней.
Это ложится неизгладимой печатью на его душу. Даже в самой «плохой» семье вырабатывается нечто, незаменимое для ребенка. В дошкольном возрасте необходимо заложить, сформировать элементарные умения и навыки правильного взаимодействия со взрослыми.
Для любого человека очень важно знать историю своей семьи, чувствовать себя частью большого рода, гордиться своими предками.
Изучая на занятиях по ознакомлению с окружающим тему «Семья», дети сталкиваются с социальной проблемой: они не знают своего генеалогического дерева. Эта проблема становится актуальной.
Проблема изучения истории своей семьи является одной из значимых. Поэтому возникает потребность в ее изучении.
Ожидаемые результаты:
Дети проявляют познавательные способности;
Демонстрируют предпосылки поисковой деятельности;
Проявляют желание и стремление к эмоциональному общению с членами своей семьи;
Способны определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно, дать оценку поступкам героев сказок, былин, рассказов, стихотворений;
С удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности;
Дети получат больше информации о своей семье, научатся изготавливать макет семейного древа, уважительно относиться к членам своей семьи;
Родители – активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.
Описание проекта.
I этап (подготовительный) :
По итогам анализа и запроса родителей была сформулирована проблема и поставлены следующие вопросы:
- Что такое семья?
- Для чего человеку нужна семья?
- Из кого состоит семья? Кто они, мои родственники?
Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи.
II этап (организационный) :
Подбор художественной литературы
Для чтения литературных произведений:
- С. Баруздин «Мамина работа»;
- Р. Гамзатов «Мой дедушка»;
- В. Драгунский «Моя сестрнка Ксения»;
- Н. Носов «И я помогаю»;
- Э. Мошковская «Про бабушку»;
- В. Осеева «Волшебное слово»
- р. н. с. «Советы отца»;
- Януш Корчак «Самые родные наши люди» (отрывок);
Н. Григорьева «Родовое дерево»
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»
К. Ушинский «Рассказы о маме»
Е Благинина «Вот такая мама»
Для рассказывания:
- В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»;
- Ш. Перро «Красная шапочка»;
- Т. Шорыгина «Родные вещи»;
- Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить»;
- В. Осеева «Печенье»;
Л. Воронкова «Что сказала бы мама».
Для заучивания наизусть:
- Я. Аким «Моя родня»;
- Т. Бокова «Папа»;
- Т. Шорыгина «Дедушка»;
Е. Гомонова «Моя семья».
Для игры-драматизации по мотивам литературных произведений:
- Г. Шалаева «Как вести себя у бабушки и дедушки»;
- В. Осеева «Обычная старушка;
- С. Маршак «В гостях у бабушки»
III этап (практический) :
Познавательные занятия:
- «Едем в гости» (Моя семья) А. А. Вахрушев;
- «Кто я такой» И. Ф. Мулько;
- «О бабушках и дедушках» И. Ф. Мулько;
- «Самый дорогой человек»
Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевые игры: «Мы ждм гостей», «Семья. Поход в зоопарк», «Собираем малыша в детский сад», «Семья. Мы идм в гости», «Дочки-матери», «Салон красоты», «Театр», «Цирк», «Кафе Макдоналдс», «Поликлиника», «Супермаркет» и др.
Дидактические игры: «Чем похожи», «Семья», «Родство», «У кого сегодня день рождения?», «Опиши члена семьи», «Кто кому кем приходится», «Назови ласково», «Кем быть?», «Закончи рассказ», «Назови профессию» и др.
Пальчиковые игры: «Этот пальчик – дедушка…», «Дружат в нашей группе…», «Пальчик – мальчик», «Солнышко просыпается», «У Кошкиной дочки», «Утята», «Маму я свою люблю», «Птенчики в гнезде» и др.
Решение проблемных ситуаций:
- «На прогулке»;
- «Мама заболела»;
«Кому убирать?» и др.
Речь и речевое общение.
Беседы: «Моя семья», «Родственные связи», «Порядок или беспорядок?», «Как хорошо играть всем вместе», «Уважение в семье к старшим», «Какие животные живут у меня дома. Правила ухода за домашними животными», «Рядом с бабушкой. Рядом с дедушкой» и др.
Составление рассказов: «Вместе с папой, вместе с мамой», «Семья. Выходной день», «Мой домашний питомец», «Как я помогаю маме» и др.
Чтение рассказов:
- С. Баруздин «Мамина работа»;
- Н. Павлова «Помощница»;
- С. Баруздин «Страна, где мы живм»;
- Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить»;
- В. Осеева «Сыновья»;
- Н. Носов «И я помогаю» и др.
Заучивание наизусть:
- Е. Гомонова «Моя семья»;
- Я. Аким «Моя родня»;
- Т. Шорыгина «Дедушка»;
- Т. Бокова «Папа».
Загадывание загадок, разучивание пословиц и поговорок.
Театрализованная деятельность.
Инсценировка шуток-малюток, стихов, сказок:
- С. Маршак «В гостях у бабушки»;
- русская народная сказка «Теремок»;
русская народная сказка «Репка»;
Т. Шайбулатова "Маме от сына".( Скажите, откуда я взялся)
Продуктивная деятельность.
Рисование: «Букет цветов для мамы», «Наша дружная семья», «Пир на весь мир», «Портрет мамы», «Вместе с папой, вместе с мамой» и др.
Лепка: «Бабушкины сказки», «На дне морском» (летний отдых, «Пластилиновый спектакль», «Конфетница для бабушки» и др.
Аппликация: «Букет для мамы», «Веслый хоровод», «Мамочка любимая», «Наш дом» и др.
Конструирование: «Карусель», «Игрушки», «Шкатулка для мамы», «Подарок для папы» (рубашка, «Сувенир для дедушки», «Ёлочные украшения», «Дом моей мечты», композиции по сказкам «Репка», «Теремок» и др.
Оригами: изготовление подарка папе к 23 февраля.
Работа с родителями.
Консультации: «Игры и их особенности», «Развитие связной речи детей дошкольного возраста», «Если ваш ребнок говорит неправду», «Что такое закаливание и как его проводить», «Природа как одно из важных средств воспитания».
Беседы: «Умеем ли мы общаться?», «Во что играют наши дети?», «Зачем вашему ребнку четвероногий друг?».
Ширмы: «Свободная минутка», «Ребнок у телевизора», «Чем заняться в выходной? Маршрут выходного дня», «Что полезно детям», «Читаем вместе с детьми».
Достигнутые результаты:
После проведённой работы дети узнали, что семья – это мама, папа, бабушки, дедушки, братья и сёстры.
Семья даёт нам опору, поддержку, тепло, навыки общения, первые уроки любви.
Она помогает нам развивать характер, учит преодолевать трудности и т. д.
Чем семья благополучнее, чем больше в ней уделяется внимания каждому члену семьи и малышу в том числе, тем увереннее ребёнок будет чувствовать себя в жизни.
Дети научились ориентироваться в родственных отношениях, узнали о своей родословной.
ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП
Завершающим этапом нашего проекта стала беседа с детьми по гениалогическому древу, а также театрализованная деятельность сценка Т. Шайбулатова "Маме от сына".( Скажите, откуда я взялся)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате работы над проектом дети расширили представление о своей семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Сформировали представление о мире семьи, как о людях живущих вместе и любящих друг друга. Познакомились с понятиями род, родственники, родословие, генеалогическое древо. Так же в ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а так же повышению интереса к истории происхождения своей семьи.
Список использованной литературы.
1. Алямовская В. Г. "Как воспитать здорового ребенка".
2. Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А. Хрестоматия для детей среднего дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/Сост. Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А.
3. Калмыкова Л. Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь? : картотека тематических пальчиковых игр/ сост. Л. Н. Калмыкова. - Волгоград: Учитель,2014.-247 с.
4. Ковалько В. И. "Азбука физкультминуток для дошкольников".
5. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика с стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей/Куликовская Т. А. - М. :ООО «Издательство ГНОМ иД»,2007.-64 с.
6. Нестерюк Т. Е. "Гимнастика маленьких волшебников".
7. Сайкина Е. Г "Физкультпривет минуткам и паузам!".
8. Хрестоматия для детей среднего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада/ Сост. З. Я. Рез, Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая; Под ред. В. И. Логиновой. - М. : Просвещение, 1990 -420 с. :-ISBN 5-09-001646-1.
9. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.