Александра Владимировна Землянуха
Проект «Моя семья» для детей разновозрастной группы 4–6 лет комбинированной направленности с детьми с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей разновозрастной группы 4–6 лет комбинированной направленности с детьми с ЗПР
ПРОЕКТ «Моя семья» для детей разновозрастной группы 4-6 лет комбинированной направленности с детьми с ЗПР
Составитель:
Землянуха Александра Владимировна
Февраль - 2024г.
Паспорт проекта «Моя семья».
Вид проекта: информационно - творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 неделя
Публикация «Проект „Моя семья“ для детей разновозрастной группы 4–6 лет комбинированной направленности с детьми с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
Участники проекта: дети разновозрастной группы 4-6 лет комбинированной направленности с детьми с ЗПР, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность проблемы:
Воспитание духовно – нравственных начал на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к семье, ее традициям, ценностям, моральным нормам поведения в обществе. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.
Ознакомление детей с понятием "семья" невозможно без непосредственной поддержки самой семьи. Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Родители являются первыми педагогами. Именно родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. В семье есть свои правила и выполнять их должен каждый член семьи. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге. Семья для ребенка - это мир, в котором закладываются основы морали, отношение к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы, традиции, праздники. Именно в семье прививаются такие понятия как: «сострадание», «милосердие», «доброта», «мужественность», «женственность», «сплоченность», «единство», «помощь ближним», «уважение к старшим», «чувство ответственности».
Ежегодный мониторинг среди детей позволил выяснить, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей разбирается в родственных связях, уходят в прошлое семейные праздники и традиции.
Проблема: У детей недостаточно сформированы духовно – нравственные представления и знания о своей семье, ее членах, традициях семьи. Родители воспитанников проявляют малый интерес по привитию детям духовно – нравственных чувств, моральных правил и норм поведения в семье.
Цель проекта: Создание организационно – педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, семейным ценностям и традициям, а также празднования Дня Семьи – 15 мая.
Задачи проектной деятельности:
1. Обогатить знания детей о своей семье, о нравственном отношении к членам семьи, семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях (брат, сестра, бабушка, дедушка, проявлять заботу о родных людях.
2. Развивать коммуникативные навыки и творческие способности детей, познавательный интерес, любознательность, фантазию, воображение в процессе совместной деятельности взрослых с детьми.
3. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека.
4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Предполагаемый (ожидаемый) результат:
1. Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, семейных традициях и праздниках.
2. У детей повысятся знания в области духовно – нравственного воспитания по вопросам семьи, будут заложены основы чувств гордости за свою семью, уважения, любви и заботы к её членам;
3. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений в области духовно – нравственного воспитания.
Совместно с родителями:
• Создать сборники с рассказами, стихотворениями, пословицами и поговорками о семье.
• Организовать выставки детских рисунков, творческих работ и поделок: «Золотые руки наших мамочек», стенгазет «Моя семья».
Содержание проектной деятельности.
Перспективный план работы и основные направления познавательной и творческой деятельности
Вид деятельности, формы работы
1. Игровая деятельность
(совместные игры со взрослыми, сверстниками, самостоятельная игровая деятельность)
• Игры с природным материалом
1. Сюжетно – ролевая игра «Магазин»
2. Постройка «Волшебный дом».
3. Сюрприз для мамы, папы и т. д. (из бросового материала)
Задачи:
1. Закреплять знания о домашних обязанностях (уборка квартиры, поливка цветов, приготовление пищи, покупка продуктов, предметов быта, одежды и проч.)
2. Расширять словарный запас, развивать диалогическую речь, мышление, память, фантазию, воображение.
3. Способствовать укреплению дружеских взаимоотношений, речевому общению, эмоциональной отзывчивости.
4. Воспитывать доброе, заботливое отношение к сверстникам.
• Игры пальчиковые:
1. «Моя семья»
2. «Дружные пальчики»
3. «Помощники»
4. «Медвежонок»
Задачи:
1. Развивать мелкую моторику и двигательную активность рук, речь.
2. Учить производить движения в такт с текстом.
3. Вызвать у детей позитивный эмоциональный настрой, желание играть как со взрослым, так и самостоятельно.
• Игры подвижные:
1. «Кто быстрей?»
2. «Чье звено скорее соберется?
3. «Кто самый меткий?»
4. «Дорожка препятствий»
Задачи:
1. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.
2. Развивать и совершенствовать физические и эмоциональные качества (быстроту, ловкость, равновесие, выносливость, силу воли, внимание).
3. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками, умение сопереживать, радоваться за друзей.
• Игры хороводные:
1. «Затейники»
2. «Подарки»
Задачи:
1. Учить детей играть согласно слов и правил игры.
2. Создать благоприятную, веселую атмосферу, развивать положительные эмоции.
3. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками.
•Игры речевые:
1. «Назови ласково»
2. «Закончи предложение»
3. «Кто больше слов скажет?»
4. «Где находится твой дом?»
5. «Только веселые слова»
Задачи:
1. Учить называть качества, признаки и действия близких людей, обращая внимание не только на внешний вид, но и на черты характера; подбирать уменьшительно – ласковые слова, антонимы.
2. Расширять словарный запас, развивать мышление, связную, диалогическую и монологическую речь.
3. Воспитывать уважительное и доброе отношение к родным людям.
• Сюжетно – ролевые игры:
1. «Семья»
2. «День рождение»
3. «Магазин»
4. «Поликлиника»
5. «Парикмахерская»
Задачи:
1. Учить детей распределять роли в игре, уступать главную роль друг другу, принимать на себя второстепенные роли.
2. Учить отображать в игре трудовую и общественную деятельность взрослых.
3. Развивать диалоговую речь, коммуникативные способности, умение общаться вежливо, тактично, дружелюбно.
4. Воспитывать культуру поведения и речи, доброжелательное отношение к сверстникам.
2. Непосредственно – образовательная деятельность
• Беседа «Семья и родной дом»
Задачи:
1. Формировать представление о мире семьи.
2. Актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях.
3. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи.
• Беседа «Мой папа»
Задачи:
1. Развивать интерес к миру взрослых людей, вызывать желание подражать в достойном поведении.
2. Рассказать о взаимоотношениях между ребенком и отцом в семье.
3. Воспитывать доброжелательное отношение и желание поделиться своими мыслями и чувствами о своей семье.
• Беседа «Моя мама – лучше всех»
Задачи:
1. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей.
2. Учить изображать предмет (цветок, используя технику нетрадиционного рисования (с помощью ладошки).
3. Развивать творчество, фантазию, воображение.
• Беседа «Моя родня»
Задачи:
1. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
2. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
• Беседа «Семейные традиции и праздники»
Задачи:
1. Формировать представление о семейных традициях и праздниках.
2. Развивать монологическую речь, расширять словарный запас, мышление, память.
3. Воспитывать доброжелательное отношение и желание поделиться своими мыслями и чувствами о своей семье со сверстниками, педагогом.
3. Ознакомление с художественной литературой.
• «Посидим в тишине» Е. Благинина,
• «Моя родня»
Я. Аким,
• «Мой брат Миша»
Я. Аким,
• «Если был бы я девчонкой»
Э. Успенский
• «Сестра моя Ксения»
В. Драгунский,
• «Бабушка»
Е. Григорьева,
• «Стирка»
Г. Люшнин,
• рассказ Л. Н. Толстова «Старый дед и внучек»,
• сказки: «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко»)
Задачи:
1. Учить слушать, запоминать, воспроизводить художественные произведения.
2. Соотносить услышанное с личным опытом, закреплять знания о семье, членах семьи, семейных ценностях.
3. Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к семье и членам семьи.
4. Художественная деятельность (совместная деятельность со взрослым, самостоятельная деятельность детей)
• «Самая красивая мама»
• «Наша семья»
• «Символы семьи и семейного счастья»
• Раскрашивание раскрасок по теме проекта.
Задачи:
1. Учить детей изображать образы родных и близких людей (папу, маму, бабушку, дедушку, брата, сестру и др.) с помощью акварели, карандашей, фломастеров, пластилина.
2. Учить создавать яркие цветовые образы с помощью разных видов цветной бумаги и картона.
3. Учить раскрашивать изображения на раскраске карандашами, фломастерами, мелками.
4. Совершенствовать работу с ножницами, бумагой, клеем.
5. Развивать творчество, воображение, фантазию.
6. Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к родным в семье.
5. Трудовая деятельность:
- трудовые поручения
- самообслуживание
- коллективный труд
Задачи:
1. Закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).
2. Закреплять умение поддерживать порядок в группе и на участке: протирать и мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки.
3. Закреплять умение самостоятельно, быстро и красиво убирать постель после сна.
4. Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать столы и вытирать их после еды, подметать пол.
6. Взаимодействие с родителями:
• родительские встречи;
• подборка художественной литературы (стихотворения, сказки, рассказы, пословицы и поговорки о семье, иллюстраций, картинок, открыток о семье.
• изготовление альбомов - презентаций с фотоматериалом и творческим рассказом «Моя семья».
• папки – передвижки:
1. «Роль отца и матери в воспитании детей»,
2. «Понимаем ли мы друг друга?»
3. «Семейные традиции»
• памятки
1. «Искусство быть родителем»,
2. «О создании благоприятной атмосферы в семье»,
3. «Четыре заповеди мудрого родителя»,
4. «Три простых способа открыть ребенку свою любовь»
выставка стенгазет о семье и семейных традициях.
Задачи:
1. Вызвать интерес родителей к совместной деятельности с педагогом и детьми в ходе проекта.
2. Приобщать родителей к воспитательному процессу.
3. Оказывать педагогу психологическую и дидактическую помощь по организации познавательно – игровой и творческой деятельности с детьми.
4. Создать эмоциональный настрой.
Литература.
1. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 160 с.
2. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов / С. А. Козлова, Т. А. Куликова / — М. : Академия, 2006. — 416с.
3. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст]: // Дошкольное воспитание. - 2001.- № 9. С. 98-104.
4. Маркова, В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике [Текст]: // Дошкольное воспитание. 2006. - №12. - С. 104-110.
5. Маханева М. Д. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.
6. Мельникова, Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм [Текст]: // Дошкольное воспитание. 2006.- №10. - С. 82-85.
7. Мосалова Л. Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб. : «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011. – 80 с.
8. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников [Текст]: Учебное пособие / Под ред. С. А. Козловой. – М. : Академия, 2002. – 192с.
9. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. – 192 с.
10. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2010 г.
11. Петрова В. И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду [Текст]: - М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 80с.