Получи документы

Проект «Музыкально-дидактические игры как средство воспитания и развития ребёнка-дошкольника»

Шевлюга Анастасия Сергеевна
Проект «Музыкально-дидактические игры как средство воспитания и развития ребёнка-дошкольника»

Дата проведения: октябрь 2018- май 2019г

Краткая характеристика проекта

Вид проекта: познавательно-творческий, развивающий.

Продолжительность проекта: октябрь 2018г - май 2019г

Участники проекта: музыкальный руководитель, дети старшей группы, воспитатели.

Публикация «Проект „Музыкально-дидактические игры как средство воспитания и развития ребёнка-дошкольника“» размещена в разделах

Актуальность проекта: Музыкально-дидактические игры являются одним из средств развития музыкальной культуры дошкольника. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей детей.

Цель проекта: выявить значение развивающей функции музыкально – дидактических игр в формировании музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.

Предполагаемый результат: чувство ритма у детей дошкольного возраста будет развиваться успешно, если использовать музыкально-дидактические игры, подобранные с учетом возрастных особенностей.

Задачи проекта: найти и проанализировать информацию о педагогических возможностях музыкально-дидактических игр в развитии и приобрести практический опыт в организации и проведении развлечений для детей.

Ход проекта:

- Разработать новые музыкально-дидактические игры на развитие музыкально-ритмического слуха. В течение 3-х месяцев регулярно включать дидактические игры в музыкальные занятия и досуги.

- Разработать сценарий развлечения на основе дидактических игр, используемых в проекте.

- Провести итоговое досуговое мероприятие с использованием дидактических игр.

- Продолжать практику введения дидактических игр в жизнь и творчество детей.

- Провести сравнительную диагностику развития музыкально-ритмического слуха у детей в начале и в конце проекта.

Музыкально-дидактические игры являются игровым методом обучения, направленным на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, а также игровой формой обучения и самостоятельной игровой деятельности, средством музыкального общения и развития ребёнка.

Наблюдение за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста показало, что в отличии от младших дошкольников, они могут самостоятельно играть друг с другом в музыкально-дидактические игры, составлять их, придумывать последовательность действий, формулировать правила игры.

Особое значение музыкально-дидактические игры имеют в развитии музыкально-ритмического слуха.

Наличие у детей определенного музыкального и жизненного опыта позволяет им быть достаточно активными в ходе игры и самостоятельно использовать умения, полученные в повседневной жизни. Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно:

- помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей;

- развивает познавательные способности;

- воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма.

Усвоение навыков восприятия музыки и выразительного движения происходит в процессе разучивания игр, хороводов, плясок, упражнений. Общее в методике разучивания музыкально-ритмических движений всех видов, заключается в стремлении педагога заинтересовать ими детей, привлечь внимание к звучанию музыки, научить откликаться на ее образы соответствующим движением. Этому способствует выразительное исполнение, образный показ движений, яркие, точные пояснения, применение детьми самостоятельных способов действий.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, способности, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Все дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.

Музыкально-дидактические игры объединяют в себе многие черты, присущие хороводным построениям, подвижным играм. Но дидактический материал этих игр отличается тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального восприятия; игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Характер игровых действий в музыкально-дидактических играх, следовательно, весьма своеобразен. Все дидактические игры отличаются по своим игровым действиям и по сенсорным заданиям, но всегда требуют слуховой сосредоточенности.

Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:

- обучающей задачи;

- содержания;

- правил;

- игровых действий.

Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее.

Назначение дидактических игр - ввести ребенка в понимание свойств и качеств чувственно воспринимаемых явлений. Дидактические игры как бы выражают и завершают процесс сопоставления и отделения собственно сенсорного опыта ребенка по восприятию свойств, качеств явлений от общественно принятых эталонов.

Для определения уровня развития музыкально-ритмического слуха использовали следующие задания:

1) прохлопать метрическую долю знакомой песни;

2) прохлопать ритмический рисунок знакомой песни под пение педагога или собственное пение («спой песенку руками»);

3) воспроизвести ритмический рисунок песни шагами на месте, а затем с продвижением вперед («спой песенку ногами»);

4) передать характер знакомого музыкального произведения с помощью разных движений (самостоятельное творчество)

5) прохлопать ритмический рисунок мелодии, сыгранный педагогом на инструменте;

6) выявить развитие метрической пульсации с помощью выстукивания сильной и слабой доли такта под музыку различного характера.

До начала эксперимента при проведении диагностики мною были получены следующие результаты:

1. Прохлопать метрическую долю знакомой песни;

Высокий показатель: ребенок правильно прохлопывает метрическую долю знакомой песни.

Средний: прохлопывает рисунок с помощью взрослого.

Низкий: не может правильно справиться с заданием.

а). Высокий показатель 10 человек - 40 %

б). Средний показатель - 8 человека - 35 %

в). Низкий показатель - 6 человек - 25 %

2. Прохлопать ритмический рисунок незнакомой песни под пение педагога или собственное пение («спой песенку руками»);

Высокий показатель: ребенок безошибочно воспроизводит ритмический рисунок знакомой песни.

Средний: ребенок допускает небольшие ошибки.

Низкий: неправильно воспроизводит ритмический рисунок песни.

а). Высокий показатель - 8 человек - 35 %

б). Средний показатель - 6 человек - 25%

в). Низкий показатель - 10 человек - 40 %

3. Воспроизвести ритмический рисунок песни шагами на месте, а затем с продвижением вперед («спой песенку ногами»);

Высокий уровень: ребёнок самостоятельно правильно воспроизводит ритмический рисунок шагами.

Средний: воспроизводит рисунок с помощью взрослого.

Низкий: затрудняется выполнить задание даже после показа взрослого.

а). Высокий показатель -6 человек - 25%

б). Средний показатель -8 человек -35%

в). Низкий показатель -10 человек - 40%

4. Передать характер знакомого музыкального произведения с помощью разных движений (самостоятельное творчество). Задания направлены на выявление ритмичности с помощью демонстрации ритмического рисунка музыкального фрагмента (П. И. Чайковский «Полька», и марша (С. Прокофьев «Марш»).

Высокий уровень: ребенок осознает и самостоятельно точно воспроизводит ритмический рисунок произведения с помощью разных движений рук, ног, туловища.

Средний уровень: ребенок воспроизводит рисунок музыкального произведения с помощью одного вида движений.

Слабый уровень: не может показать ритмический рисунок произведения без подробного разбора и показа его руководителем.

а) Высокий показатель - 6 человек - 25 %

б) Средний показатель - 8 человек - 35 %

в) Низкий показатель – 10 человека - 40 %

5. Прохлопать ритмический рисунок мелодии, сыгранный педагогом на инструменте;

Высокий уровень: ребенок осознает и самостоятельно точно воспроизводит ритмический рисунок произведения.

Средний уровень: воспроизводит рисунок музыкального произведения с помощью музыкального руководителя.

Низкий: затрудняется в воспроизводстве рисунка произведения.

а). Высокий показатель — 9 человек — 37 %

б). Средний показатель - 6 человек -25%

в). низкий показатель -9 человека -37%

6. Выявление развития метрической пульсации с помощью выстукивания сильной и слабой доли такта под музыку различного характера.

Оценивала по следующим критериям:

Высокий - точная метрическая пульсация - ребенок ощущает метрические акценты и точно передает метроритмическую пульсацию произведения, определяет сильную и слабую доли такта.

Средний - неуверенная ритмическая пульсация или передача метроритмической пульсации, но при этом сбивание с сильной доли.

Низкий - совершенно неточная ритмическая пульсация, неточная передача метроритмической пульсации звучащего произведения, запутывание в сильных и слабых долях такта)

Были получены следующие результаты:

- точная метрическая пульсация - 8 детей -35% (высокий уровень)

- неуверенная ритмическая пульсация - 6детей - 25% (средний уровень)

- совершенно неточная ритмическая пульсация - 10 ребенка - 40% (низкий уровень)

Итак, высокому показателю музыкально-ритмического слуха соответствует 32,8 % всей группы, среднему показателю 30, %, а низкому показателю -37,1 % всех детей.

В ходе эксперимента было проведено 15 занятий.

Занятия включали в себя все виды деятельности, но проводились в форме игр, этюдов и упражнений.

После проведения экспериментальных занятий проведено повторное обследование детей и получены следующие результаты:

1. Прохлопать метрическую долю знакомой песни;

а) Высокий показатель - 16 детей - 66 %

б). Средний показатель - 8 человека - 33 %

в). Низкий показатель - 0 человек - 0 %

2. Прохлопать ритмический рисунок незнакомой песни под пение педагога или собственное пение («спой песенку руками»);

а). Высокий показатель - 13 человек - 54%

б). Средний показатель - 9 человек - 37 %

в). Низкий показатель - 2 человек – 8%

3. Воспроизвести ритмический рисунок песни шагами на месте, а затем с продвижением вперед («спой песенку ногами»);

а). Высокий показатель -12 детей- 50%

б). Средний показатель -10 человек -41%

в). Низкий показатель -2 человека – 8%

4. Передать характер знакомого музыкального произведения с помощью разных движений (самостоятельное творчество)

а). Высокий показатель – 12 детей – 50%

б) Средний показатель - 9 человек - 37 %

в) Низкий показатель - 3 человека – 12.5%

5. Прохлопать ритмический рисунок мелодии, сыгранный педагогом на инструменте;

а). Высокий показатель 14 человек 58 %

б). Средний показатель - 7 человек - 29%

в). Низкий показатель -3 человека -12.5%

6. Выявление развития метрической пульсации с помощью выстукивания сильной и слабой доли такта под музыку различного характера.

а) точная метрическая пульсация - 14 детей 58 %

б) неуверенная ритмическая пульсация - 9 детей – 37.5%

в) совершенно неточная ритмическая пульсация - 1 ребенка - 4%

Итак, после проведенных занятий в конце эксперимента высокому показателю музыкально-ритмического слуха соответствует 56% всей группы, среднему показателю 35%, а низкому показателю - 7% всех детей.

По результатам моего исследования видно, что:

- во-первых, влияние развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста на общий уровень развития музыкальности чрезвычайно велико, а сопровождение слушания музыки и изучения музыкальных произведений музыкально-ритмическими движениями, соответствующими по характеру эмоциональной окраске музыки, значительно облегчает их восприятие и осознание.

- во-вторых, музыкальный ритм формируется в процессе систематических занятий и легче усваивается благодаря использованию логоритмических упражнений, пальчиковых и музыкально-дидактических игр.

Доля детей с высоким уровнем развития музыкально-ритмического слуха увеличилась с 32.8% до 56%.

Доля детей со средним уровнем развития музыкально-ритмического слуха увеличилась с 30% до 35%.

Доля детей с низким уровнем развития музыкально-ритмического слуха уменьшилась с 37.1 до 7%.

Таким образом, гипотеза подтвердилась.

Используемая литература:

1. Баренбойм Л. А. Музыкальное воспитание в современном мире. - М., «Просвещение», 2007г.

2. Бекина И. С. и др. «Музыка и движение», – М. : Просвещение, 2008г.

3. Бодина Е. А. «Воздействие музыки на воспитание личности», «Музыкальный руководитель» №2, 2008г.

4. Бублей С. Детский оркестр. - Л. : Музыка, 2008г.

5. Буренина А. И. «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей. –2010 г.

6. Венгер Л. А. Педагогика способностей. М. : «Знание», 1973.

7. Вендрова Т. А. «Пластическое интонирование музыки в методике Вероники Коуэн», «Искусство в школе», 2010г.

8. Погорелова Г. П. «Музыкально-игровая гимнастика», «Музыкальный руководитель», №2, 2008г.

9. Тютюнникова Т. Э., Кочемасова Е. Е. «Вездесущий ритм», «Музыкальный руководитель», №7, 2005

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в.

Дидактические игры — средство интеллектуального развития детейДидактические игры — средство интеллектуального развития детей Маленькие дети это - исследователи, которые ежедневно открывают для себя что-то новое. Игра ребенка – это его первый путь к познанию окружающего.

Дидактические игры как средство развития речи детей Проблема развития речи детей дошкольного возраста интересовала многих исследователей. У каждого из них своё понимание, своё отношение к.

Мастер-класс «Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников» Мастер-класс «Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников». Музыкальный руководитель. Здравствуйте.

Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в подготовительной группеМузыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в подготовительной группе Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма в подготовительной группеЧувство ритма Карточка 1 «Музыкально-дидактическая игра».

Музыкально-дидактические игры как средство развития чувства ритма. Консультация 1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Развитие музыкальных способностей — одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным.

Отчет о работе «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста» Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее.

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольника Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольника Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить ребёнка к школе, обращают.

Проект «Дидактические игры как средство развития словаря у детей младшего дошкольного возраста»Проект «Дидактические игры как средство развития словаря у детей младшего дошкольного возраста» Содержание проекта: Дидактическая игра является одним из эффективных средств развития словаря детей младшего дошкольного возраста, так.

Театральные игры в детском саду как средство речевого и социально-коммуникативного развития дошкольника Театрализованные игры - средство речевого и социально-коммуникативного развития дошкольника Уважаемые коллеги! Я рада, что у меня сегодня.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Музыкально-дидактические игры как средство воспитания и развития ребёнка-дошкольника»
Опубликовано: 6 ноября 2019 в 11:23
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД