Елена Кондакова
Проект «Мы живем на Урале»
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно ФГОС ДО, одним из принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей. Выделение данного принципа обусловлено доступностью для освоения ребенком дошкольником особенностей региональной культуры. Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.
Публикация «Проект „Мы живем на Урале“» размещена в разделах
Актуальность:
Реализация системы образования невозможна без знаний истории, традиций и культуры своего родного края. Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста (О. А. Князева, Н. В. Виноградова, М. Д. Маханева, в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа, родной природе. В связи с этим особая роль отводится краеведческой работе с дошкольниками.
В России представлено восемь федеральных округов, каждый из которых является специфическим многонациональным и поликультурным образованием, один из них – Уральский федеральный округ. Мы живем в богатейшем крае на Среднем Урале, и должны помочь детям узнать, чем красив и богат край, который носит такое гордое имя.
Курс краеведения полностью соответствует требованию, предъявляемому законом Российской Федерации «Об образовании» к общеобразовательным программам, которые «направлены на решение проблемы формирования общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ».
Суть проекта «Мы живём на Урале» состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, к истории, культуре страны.
Таким образом:
1. Проект «Мы живём на Урале», раскрывает процесс формирования краеведческого воспитания детей дошкольного возраста, организацию взаимодействия с родителями по формированию краеведческого воспитания дошкольников в семье и создание развивающей предметно-пространственной среды по краеведческому воспитанию в ДОУ.
2. Разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности в проекте «Мы живём на Урале» влияют на уровень знаний детей о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.
3. Работа с детьми на материале родного края, традициях и культуре, способствует формированию у детей дошкольного возраста социальных ориентаций, включающих ориентиры, цели и средства жизнедеятельности.
В краеведческой работе необходимо применение современных подходов к организации различных видов детской деятельности, широкое использование методов развития познавательной активности, позволит повысить интерес ребенка к знаниям краеведческого содержания, увлечет его в игровую тематическую деятельность.
Образовательные стандарты
1. Данный проект ориентирован на государственные стандарты по социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-творческому и физическому развитию и предполагает реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
2. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
Срок реализации: долгосрочный - 1 год (2017-2018 учебный год)
Тип проекта : познавательный, практико-ориентированный.
Состав участников: фронтальный: воспитанники группы, педагоги, родители воспитанников.
Проблема: история, жизнь, и быт народов Урала.
Цель проекта : приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание уважения к культурным и национальным традициям.
Задачи:
1. Познакомить детей с природой Урала : природно-географическими зонами: лесной, горной, степной. Дать сведения о названиях некоторых природных объектах (озер, гор, рек). Уточнить знания о растительном и животном мире уральского региона.
2. Расширять познавательный интерес к истории развития родного края, видам хозяйствования, особенностям жилища, календарным обрядам, традициям и обычаям среди народов, распространенных на Урале.
3. Учить выделять выразительные средства произведений уральского устного народного творчества: колыбельной песни, пословицы, небылицы (образные средства языка, ритм, рифму).
4. Приобщать детей к истокам национальной и региональной культуры: познакомить детей с творчеством писателей, поэтов и композиторов Урала; с произведениями декоративно-прикладного искусства Урала : гравюрой, чеканкой, вышивкой, литьем, камнерезным искусством и др. развивать умение понимать художественный язык народного искусства, семантику образов.
5. Расширять представления детей о родном городе: гербе, его достопримечательностях и памятных местах, улицах и площадях, предприятиях, архитектурных сооружениях и их назначении (театрах, музеях, дворцах спорта).
Ожидаемые результаты от реализации проекта :
1. Дети имеют представление о природе Урала, о растительном и животном мире уральского региона.
2. Дети имеют представление о народах, населяющих Урал, их особенностях жилища, обычаях, традициях, календарных праздниках.
3. Дети знают произведения уральского устного народного творчества.
4. Дети знакомы с Урало-сибирской росписью и другими произведениями декоративно-прикладного искусства Урала.
5. Дети знают название своего родного города, имеют представления о гербе, флаге города, достопримечательностях города.
Этапы реализации проекта.
I этап – подготовительный
Создание условий для реализации проекта «Мы живём на Урале» :
- пополнение уголка природы зонами природы Урала, животными, проживающими в лесах Урала;
- поиск детской литературы по теме; сбор методической, познавательной информации по теме, поиск интересной информации об Урале, о родном городе в Интернете;
- оформление в ДОУ мини-музеев «Горенка», «С чего начинается Родина?»;
- оформление в группе патриотического уголка;
- создание макета «Народы Урала»;
- приобщение к данной работе родителей воспитанников группы.
II этап – практический этап
Тема
Сроки проведения Содержание деятельности
«День знаний»
01 – 10 сентября
(1 неделя)
Игры на узнавание растений нашего участка.
Д/и «Во саду ли в огороде».
Составление рассказа «Где я отдыхал летом».
Строительство дома, в котором я живу.
Рисование «Где я отдыхал летом».
«Я и моя семья»
11 – 30 сентября
(3 недели)
Словесная игра «Угадай, где я нахожусь» (ориентировка на ближайших улицах города).
Рассматривание в электронном виде картинок по теме: «Город Каменск-Уральский».
Беседа «Дом, в котором я живу».
Рассказ из личного опыта «Как я ездил к бабушке в деревню».
Рисование «Моя семья».
Коллективная аппликация «Наш детский сад».
«Осень»
02 октября –
29 октября
(4 недели)
Презентация «Каменск-Уральский осенью».
Игры на классификацию овощей, фруктов нашего региона.
Экскурсия в мини-музей ДОУ «Горенка».
Рассматривание русского костюма.
Рассматривание альбома «Осень на Урале».
Рисование цветка шиповника пальчиками (Уральская роспись).
Утренник «Осень золотая».
«Мой дом, мой город»
30 октября –
26 ноября
(4 недели)
Презентация «Мой Каменск-Уральский».
Настольная игра «Профессии».
Рассматривание иллюстраций «Транспорт города».
Рассматривание флага и герба нашего города.
Экскурсия в мини-музей ДОУ «С чего начинается Родина?».
Раскрашивание трафаретов «Транспорт на улицах нашего города».
Развлечение «Город, в котором ты живешь» (с элементами виртуальной экскурсии).
Оформление альбома «Достопримечательности Каменска-Уральского».
«Новый год»
27 ноября –
31 декабря
(5 недель)
Рассматривание детской литературы о новогоднем празднике.
Строительство снежных городков на участке детского сада.
Презентация «Город зимой».
Беседа «Традиции моей семьи в Новый год».
Составление рассказа «Зимний город, как ты красив» (экскурсия в мини-музей ДОУ «С чего начинается Родина?»).
Творческое письмо Деду Морозу «Как мы встречаем Новый год на Урале».
Прослушивание песни «Российский Дед Мороз».
Утренник «Новогодний карнавал».
«Зима»
08 – 28 января
(3 недели)
Презентация: «Зимние забавы на Урале».
Презентации: «Угощения на колядках», «Праздничные наряды на Урале».
Рассматривание иллюстраций, беседа на тему: «Зимние виды спорта в Каменске-Уральском».
Рисование «Наш город зимой».
Выставка детского творчества: «Зима».
Тематический день «Уральские колядки».
«День защитников Отечества», «Зарничка»
29 января –
11 февраля
(2 недели,
22 февраля
(1 день)
Рассматривание фото «Как служил мой папа».
Рассматривание иллюстраций военной техники.
Чтение «Когда в опасности жизнь».
Чтение стих. С. Маршака «Пограничники».
Коллаж «Мой папа в армии служил».
Прослушивание гимна России.
Военно-спортивная игра «Зарничка».
«8 марта»,
«Семья»
12 февраля –
18 февраля
(1 неделя,
19 – 21 февраля
(3 дня,
26 февраля –
11 марта
(2 недели) Беседа «Кем работает моя мама».
Презентация «Праздник 8 марта».
Раскрашивание трафаретов «Цветы».
Рассматривание макета «Женские костюмы народов Урала».
Утренник «8 марта».
Оформление выставки рисунков «Мои мама и бабушка».
Праздник «Масленица».
«Основы безопасной жизнедеятельности» 12 марта –
25 марта
(2 недели) Презентация «Ядовитые растения Урала».
Беседа «Животные лесов Урала».
Фестиваль народных подвижных игр Урала.
«Знакомство с народной культурой и традициями»
26 марта –
15 апреля
(3 недели)
Презентация «Как пользоваться веретеном» (экскурсия в мини-музей ДОУ «Горенка»).
Рассматривание деревянной посуды, деревянных ложек.
Беседа «Самовар – птица жар» (мини-музей ДОУ «Горенка»).
Рисование «Дымковская барыня».
Разучивание песни, танца «Мы веселые матрешки».
Фольклорный праздник.
Создание мини-музея «Предметы быта народов Урала».
Праздник «Светлая Пасха».
«Весна»
16 апреля –
13 мая (4 недели)
Беседа «Ледоход на Исети».
Рассматривание альбома «Весна в лесу».
Беседа «У бабушки в деревне весна».
Слушание муз. произведения «Воробей с березки на дорожку прыг».
Праздник «Весна-красна».
«Лето»
14 – 31 мая
(3 недели)
Рассказ воспитателя «Места отдыха в нашем городе» (мини-музей ДОУ «С чего начинается Родина?»)
Беседа «Опасность во дворе».
Презентация «Растения Урала».
Рассказ из личного опыта «Как я ездил к бабушке в деревню».
Коллаж «Летний участок в детском саде».
Праздник «День защиты детей».
III этап – Итоговый
Проведение праздников для детей, совместно с родителями: «Осень золотая», «Зимушка-зима», «Колядки», «Весна-красна», «Фестиваль народных подвижных игр Урала», «Масленица», «Пасха», «День Победы», «День защиты детей» и др.
Посещение с родителями музеев, выставок родного города, мероприятий, проводимых в городе: «Кросс нации», «Турслет», «Лыжня России», «День памяти», «День города» и др.