Елена Ельшина
Проект на тему «Развитие мотивации у ребенка к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта.
Важной задачей любого образовательного учреждения является разностороннее развитие личности каждого ребенка и его социальная адаптация в обществе. В настоящее время особую актуальность приобретает проблема готовности к школе. Одним из основных компонентов психологической готовности к школе является мотивационная готовность к школе. Мотивационная готовность к школе к обучению в школе включает в себя развитую потребность ребенка в знаниях, умениях, а также стремление к их совершенствованию. Учебная деятельность первоклассников побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов. Мотивационная готовность к школе является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, принятия им «позиции школьника», в случае не сформированности мотивов к обучению ребенок очень трудно привыкает к новым условиям, к коллективу и учителю, недостаточно хорошо воспринимает школьный материал, что приводит к дезаптации. Большую роль в подготовке детей к школе играют и родители. Анализ литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание безопасной предметно-развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей и взаимодействие с учителями начальных классов.
Публикация «Проект на тему „Развитие мотивации у ребенка к обучению в школе“» размещена в разделах
Тип проекта : психолого-педагогический.
Образовательный: долгосрочный.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учителя начальной школы.
Цель проекта :
Разработать план мероприятий для формирования мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Задачи проекта :
1. Формировать личностную готовность детей к школе.
2. Развивать компетентности будущих первоклассников (социально-коммуникативные, информационные, поисково-познавательные, художественно-эстетические, физические).
3. Формировать у детей старшего дошкольного возраста учебные навыки и умения, оценить их эмоциональное отношение к предстоящему процессу в школе.
4. Создать безопасную предметно-развивающую среду для ознакомления детей со школой.
5. Создать условия для формирования у дошкольников мотивационной готовности к школе.
6. Воспитывать положительное отношение со сверстниками и обучению в школе.
7. Помочь родителям устранить недопонимание мотивационной сферы ребенка через совместную, игровую и познавательную деятельность.
Формы работы с детьми:
-образовательная деятельность;
-экскурсия к зданию школы, в школьную библиотеку;
-рассматривание картин, иллюстраций, фотографий на школьную тематику;
-чтение художественной литературы о жизни школьников;
-рисование на школьную тематику;
-сюжетные и дидактические игры;
-прослушивание песен школьной тематики;
-театрализованные игры;
-развлечения, праздники;
-презентации на школьные темы.
Работа с родителями:
Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками и партнерами в осуществлении данного проекта, помочь в создании условий, облегчающих школьную адаптацию.
Формы взаимодействия работы с родителями:
-анкетирование «Скоро в школу»
-семинар «Подготовка детей к школе»;
-родительские собрания «Готовим детей к школе», «Как готовы дети к школе»;
-консультации;
-индивидуальные беседы;
-круглый стол;
-фотовыставка «Наши папы и мамы тоже были первоклассниками»;
-папка-передвижка «Если ребенок боится идти в школу»;
-памятки в родительский уголок «Советы родителям будущих первоклассников»;
-информационный стенд «Как современные родители понимают «готовность ребенка к школе»;
-совместная деятельность;
-помощь в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Школа», подборка иллюстраций о школе, приобретение дидактических игр, настольно-печатных игр.
Методические рекомендации для педагогов:
-Поддерживайте и поощряйте стремление ребенка к получению новой информации, отвечайте на его вопросы, давайте ребенку новую информацию о уже знакомых ему предметах.
-Способствуйте развитию у ребенка навыков общения, учите ребенка дружить, разделять с друзьями успехи и неудачи.
-Следите за тем, чтобы ребенок не скучал во время занятий. Потому что – это сильная мотивация, если ребенку интересно учиться, его успеваемость выше.
-Не демонстрируйте излишнюю тревогу по поводу неудач ребенка.
- Рекомендуется не давать ребенку задания, которые превышают его интеллектуальные возможности.
-Включите в целостный педагогический процесс разносторонние формы деятельности с детьми по формированию мотивационной готовности к школе.
-Осуществляйте связи ДОО со школой в вопросах преемственности.
-Повышайте уровень профессиональной компетентности воспитателей по вопросу формирования готовности к школе.
Ожидаемый результат:
- Осознание дошкольником важности поступления в школу.
-Сформированность ключевых компетенций при поступлении в школу.
-Обеспечение процесса социально-психологической адаптации к школе.
-Формирование положительного образа школы и восприятия будущего первоклассника.
-Доброжелательное отношение к школе и учителю, дружелюбное отношение к сверстникам.
Для родителей:
-Информированность о наиболее важных психологических характеристиках готовности ребенка к школе.
-Владение практическими знаниями о помощи детям в подготовке к школе.
-Повышение родительской компетентности в вопросах школьной подготовки.
Этапы проекта :
1 этап. Подготовительный
-изучение литературы по данной теме;
-разработка плана основных (итоговых) мероприятий, направленных на формирование ключевых компетенций при поступлении в школу;
-рисунки детей «Каким я представляю себя в школе»;
-анкетирование родителей «Как вы готовите ребенка к школе?»;
-оформление фотовыставки для родителей «Дети на занятиях и в свободное время»;
-конкурс проектов «Моя (й) мама (папа) идет в 1 класс (совместно с детьми).
2 этап. Основной
План реализации проекта
№ Мероприятие Цель мероприятия Участники Время проведения
1 Просмотр видеофильма торжественной линейки в школе Воспитывать у детей стремление к знаниям Воспитатели и дети подготовительной группы Сентябрь
2 Чтение стихотворения С. Маршака «Первый день календаря» Воспитывать у детей интерес к школьному обучению, желание больше узнавать о школе Воспитатели, дети Сентябрь
3 Беседа о школе Воспитывать у детей желание узнавать большее о школе, о правилах поведения в школе Воспитатели, дети Октябрь
4 Экскурсия в школу «В гости в школу мы идем» Познакомить детей с традициями школьной жизни
Воспитатели, дети, родители, учителя начальной школы Октябрь
5 Родительское собрание «Готовность детей к школе»
Познакомить с программами и требованиями в ДОО Заведующая воспитатели, родители Ноябрь
6 Просмотр мультипликационного фильма «Вовка в тридевятом царстве» Создать эмоциональный настрой и интерес к школе Воспитатели, дети Ноябрь
7 Театрализованное представление по рассказу Л. Н. Толстого «Филиппок» Воспитывать у детей самостоятельность, стремление к новым знаниям Воспитатели, дети, родители Декабрь
8 Беседа «Профессия-учитель» Воспитывать у детей уважение к труду учителей Воспитатели, дети Декабрь
Январь
9 Дидактическая игра «Соберем портфель в школу» Закрепить знания детей о школьных принадлежностях Воспитатели, дети Февраль
10
Интеллектуальная игра «Хочу все знать»
Упражнять детей в умении рассуждать на различные темы
Воспитатели, дети
Февраль
11
Семинар для родителей «Подготовка детей к школе»
Повысить компетентность родителей
Воспитатели, дети, родители, сотрудники библиотеки
Март
12
Выставка детских рисунков «Школа в которой я буду учиться»
Воспитывать стремление принимать участие в совместной деятельности, развивать фантазию и творчество дошкольников
Воспитатели, дети, родители
Март
13
Экскурсия в школьную библиотеку
Воспитывать интерес к книгам, бережное отношение к ним
Воспитатели, дети, родители, сотрудники библиотеки
Апрель
14
Беседа «Как мы ходили в гости в школу»
Воспитывать уважение к учителям
Воспитатели, дети
Апрель
15
Игра-соревнование между детьми подготовительной группы «Мы готовы к школе»
Развивать внимание, память, мышление
Воспитатели, дети, родители
Май
16
Беседа «Скоро в школу»
Воспитывать желание к школьному обучению
Воспитатели, дети
Май
3 этап. Заключительный
Средства реализации проекта :
-Итоговое анкетирование родителей.
-Тестирование уровня готовности детей к обучению в школе.
-Презентация проекта.
-Выпускной бал «До свиданья детский сад, здравствуй школа!».