Лучший педагог года

Проект «Народные подвижные игры»

Ольга Белоусова
Проект «Народные подвижные игры»

АВТОР ПРОЕКТА :

Белоусова Ольга Михайловна, воспитатель 1 квалификационной категории

ТИП ПРОЕКТА :

познавательный, практико-ориентированный.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА :

дети, воспитатели, родители, специалисты ДОУ

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОТЬ:

краткосрочный

КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ ПРОЕКТА :

Играйте! Играйте, даже если вы уже взрослые!

СТАДИЯ ПРОЕКТА :

завершен

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Публикация «Проект „Народные подвижные игры“» размещена в разделах

Почему современные дети не играют в подвижные игры? Этот вопрос можно задать многим современным родителям. И получить стандартный ответ в двух вариантах. Вариант первый: «Боимся, как бы чего не случилось. Времена нынче неспокойные, постоянно видим в общественных местах объявления о пропавших детях. Поэтому пусть уж лучше дома сидят». Вариант второй: «А его и не выгонишь на улицу. Неинтересно им это. Есть телевизор, компьютер, вот они и сидят за ними часами. И нам спокойнее, хлопот меньше».

Действительно, сейчас редко можно встретить детвору, увлеченно играющую в подвижные игры. Тем не менее, если выделить отдельный двор, собрать детей и начать учить их играть в игры, они будут играть так же весело, как их мамы и папы, бабушки и дедушки в свое время. Все старые игры не стали менее интересными, просто детишки не знают, как в них играть.

Ребенок сам не умеет играть, его нужно научить, показать. Конечно, проще сунуть ребенку гаджет и «он сам как-нибудь разберется». Тем более в последние годы у молодых людей есть проблемы с восприятием речи и формулировкой своих мыслей. Отчасти в этом виноват дефицит общения на улице, дома. А ведь практически все подвижные игры сопровождаются словами - заигрышами. Эти слова помнят многие поколения, они переходят из уст в уста, и являются настоящим фольклором.

В народных играх много песен и потешек, веселых считалок, жеребьевок. Они сохранили свою художественную самобытность и составляют ценный, неповторимый игровой фольклор. С помощью коллективных игр приучают детей к общению между собой, взаимным услугам и соблюдениям общих интересов.

Игры содействуют возникновению в детской среде соревнования и, как результат, признаются достоинства или недостатки, поощряется, кто показал высокий уровень физических качеств, порицают тех, кто проиграл. Каждый участник игры должен изучить и усвоить обязательные для всех игроков нормы, правила взаимоотношений иповедения. Только тогда о ребенке можно говорить как о достойном участнике игры.

Воспитательное значение детских игр повышается еще тем, что в ихпроцессе применяется своеобразная система поощрений и наказаний. Поощрения складывается из того, что победитель первым начинает следующую игру, получает право ведения игры, выбора партнера, назначает наказания проигравшему. Наказания в играх самые разнообразные: возить на спине, караулить вне очереди, станцевать или спеть в кругу участников.

Во все времена дети проявляют особый интерес к подвижным играм. Игры привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий, в которых имеется возможность удовлетворить свойственное детям стремление к движениям.

В подвижных играх выполняются различные движения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание, бросание, ловля и т. д. Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. В народных играх присутствует единая цель и одноплановость действий; песни, слова и движения органически соединены. Игры разнообразны по содержанию и организации

Все это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка.

А еще только детская подвижная игра, приносит не только физическое, но и эмоциональное удовлетворение. Подвижные игры учат наших детей очень многому. Так, ни одна подвижная игра не может существовать и развиваться без правил, от соблюдения которых будет зависеть и интерес к игре со стороны всех ее участников. Это с одной стороны, а с другой, сами правила помогают ребенку понять их значение в жизни человека, организуют его морально, учат справедливости и оценке. Ребенок, умеющий играть по правилам, будет и жить по правилам!

Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем. И огромную роль здесь играет знакомство с народной игрой. К сожалению, большинство людей очень поверхностно знакомо с народным творчеством. Родная культура должна стать неотъемлемой частью ребёнка, началом, порождающим личность. Знакомить с народным творчеством нужно начинать с дошкольного возраста и лучше всего через игру.

В настоящее время родители стали опасаться отпускать детей гулять одних, пропало поколение, которое бы «передало» по наследству дворовые игры нынешнему поколению детей. Чтобы возродить эти игры, нынешние родители и педагоги должны постараться.

Федеральным государственным образовательным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.

Поликультурное воспитание - это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.

Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры, обычаев.

Народные игры всегда отражали и отражают окружающую действительность. Исторически сложившись, игра сама стала элементом культуры, передающимся из поколения в поколение. Передача эта происходит посредством родителей, бабушек и дедушек, такими носителями народных традиций выступает старшее поколение, педагоги. Именно они передают правила игры, их организацию, использование атрибутов, способы действий с игрушками.

Народные подвижные игры позволяют определить действительное значение положительных национальных традиций каждого народа в развитии игровой деятельности, выявить многообразие самобытности игр различных народов. Благодаря народным играм дети намного быстрее приобщаются к национальной культуре, проникаются традициями и обрядами того или иного народа. К тому же, игра всегда подразумевает под собой возникновение положительных эмоций.

Все коллективные народные игры учат детей толерантности и уважению. Ребёнок начинает сознательно относиться к своему партнёру по игре весьма уважительно, пытается найти общий язык, способность к сотрудничеству. У них формируется способность прийти на помощь в любой момент, пусть даже пока только в игровой форме.

Народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой начальный этап формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания идальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

ЦЕЛЬ:

• Познакомить детей с подвижными играми разных народов;

• Приобщение дошкольников к материальной и духовной культуре народов и вовлечение ребенка в яркий мир народных игр, соревнований и национальных праздников;

• Воспитание детей физически и духовно здоровыми через народные игры;

• Передача игрового опыта через установление взаимосвязи между поколениями

ЗАДАЧИ :

Для педагогов:

• систематизировать знания педагогов о многообразии народных подвижных игр, как средств развития всесторонне развитой личности ребенка;

• привитие дошкольникам умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур

• прививать любовь к творческому наследию нашего народа, создавать условия для становления основ нравственно - патриотического сознания;

• воспитывать в детях чувства патриотизма, толерантности, гуманности по отношению к другим культурам;

• воспитывать уважение к личности и правам другого человека, общественных норм и правил поведения;

• способствовать усилению роли семьи, через расширение и закрепление знаний детей об играх и обрядовых праздниках наших предков;

• содействовать укреплению здоровья и развитию физических качеств детей.

Для детей:

• формировать у детей представления о многообразии культур в России и мире, приобщать детей к культурному богатству русского и других народов, через традиции и обычаи, игры, фольклор;

• воспитывать позитивное отношение к различным культурам;

• узнать у своих бабушек и дедушек, родителей,об играх их детства, донести информацию до своих сверстников;

• познакомиться с разными видами народных игр.

Для родителей:

• познакомиться с разновидностями детских игр с учетом специфики их применения в семейном воспитании;

• передавать игровой опыт своим детям.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• произошло развитие навыков диалогической и монологической речи путем использования в активной речи детей потешек, считалок, закличек, загадок;

• появился устойчивого интереса к культуре разных национальностей;

• продолжено формирование у детей чувство национального достоинства;

• дети научились уважительному отношению к памяти предков, к преемственности поколений.

• у детей развит интерес к народным подвижным играм, в которые играли их предки.

• родители вовлечены в воспитательно-образовательный процесс через проведение подвижных народных игр, знакомство с обрядовыми праздниками обычаями и традициями.

• в результате реализации проекта у родителей сформировано устойчивое представление о пользе народных игр.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :

1. Подготовительный

• выявление основных проблем, формирование идеи по их решению;

• подбор специальной методической литературы с целью расширения теоретических знаний педагогов;

• совместное обсуждение темы с детьми («Что мы знаем, что мы хотим узнать, как и где мы можем узнать?»)

• составление плана мероприятий;

• подбор информации в книгах, журналах, сети интернет.

• анкетирование родителей по теме «Во что играют ваши дети?»;

• консультации для родителей по теме проекта.

2. Основной

Работа с детьми:

• Рассматривание иллюстраций с изображением играющих в народные игры.

• Беседы об играх, в которые играли наши предки

• Знакомство с правилами подвижных игр разных народностей.

• Изготовление атрибутов к играм.

• Разучивание считалок, текста игр.

• Непосредственная игра

Работа с родителями:

• В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по народным праздникам.

• Консультации по теме проекта.

• Консультация «Роль подвижной игры в развитии и воспитании детей»

• Разучивание игр родителями детей (свободный выбор)

• Мини-фото альбом «Любимая игра нашей семьи».

3. Заключительный

• Оформление фотоальбома «Нам некогда скучать – мы умеем весело играть»

• Проведение итогового мероприятия родительский клуб «Содружество» на тему «С мамой весело играть!»

• Анализ проведенной работы, подведение итогов совместной деятельности, соотнесение результатов с поставленными задачами

ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЫХОД:

• Дети умеют играть в разные народные игры

• Пополнена картотека подвижных, малоподвижных, хороводных игр

• Проведено заседание родительского клуба «Содружество» на тему «С мамой весело играть!»

• Изготовление мини-фотоальбома «Нам некогда скучать – мы умеем весело играть»

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Игры народные, игры хороводные»Фотоотчёт «Игры народные, игры хороводные» Хоровод – русская народная игра, движение людей по кругу с пением и пляской. (Словарь русского языка С. И. Ожегова). Знакомство с народными.

Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры» Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд,.

Лэпбук «Народные подвижные игры»Лэпбук «Народные подвижные игры» Лэпбук "Народные подвижные игры"Уже всем известен этот довольно новый вид дидактических пособий - ЛЭПБУК, который переводится как "книга.

Стенгазета «Народные хакасские подвижные игры»Стенгазета «Народные хакасские подвижные игры» Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют.

Подвижные игры для дошкольниковПодвижные игры для дошкольников Предложенные игры можно проводить во время прогулки с детьми дошкольного возраста. А также можно организовать игры в группе, во время проведения.

Подвижные игры для дошкольниковПодвижные игры для дошкольников Важное место в работе с дошкольниками занимают подвижные игры, игровые упражнения и задания. Благодаря организации подвижных игр у детей.

Подвижные игры ко Дню космонавтики В течение тематической недели ко Дню космонавтики дети познакомились с новыми играми. Детям игры очень понравились. В них можно играть не.

Подвижные игры на прогулкеПодвижные игры на прогулке Очень часто мы слышим выражение "Движение - это Жизнь!" Пребывание на свежем воздухе, а именно на прогулке, имеет большое значение для.

Подвижные игры в развитии ребенкаПодвижные игры в развитии ребенка Для многих родителей и воспитателей в детских садах актуальна проблема проведения подвижных игр с детьми. Это неудивительно, ведь дошкольники.

Сюжетные подвижные игры для дошкольниковСюжетные подвижные игры для дошкольников Подвижные игры имеют большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Игры можно использовать непосредственно на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Народные подвижные игры»
Опубликовано: 29 января 2020 в 11:14
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД