Проект «Нравственность — основа благополучия»

Юлия Петрова
Проект «Нравственность — основа благополучия»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обоснование актуальности программы

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания. Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность.

Семья же является уникальным социальным институтом, передающим фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключён мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений, духовно-нравственного воспитания.

В семье человек рождается, растет, развивается, совершенствуется. Здесь он черпает первые познания о сложном окружающем мире. Семья требует ежедневного созидания, работы над собой с первых дней совместной жизни.

Жизнь семьи проходит много стадий, но полноценной она становится после рождения ребёнка.

Воспитание ребёнка начинается с самого рождения. С этого же момента его должна окружать и родительская любовь. У родителей же зачастую не хватает времени на общение с детьми. А наиважнейшие свойства и качества личности, основы социального «я» закладываются в самом раннем возрасте, когда ребёнок впитывает жизненные впечатления вместе с материнской любовью, под её присмотром, когда контакт с родителями ему необходим как воздух.

Семья – источник духовного развития ребёнка. Многообразие отношений между её членами, обилие форм проявления чувств, которые родные люди питают к друг другу, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка – всё это создаёт благоприятную среду для воспитания нравственных чувств.

Заповеди и нравственные идеалы, отражённые в Библии и признаваемые всеми народами, говорят о ближнем, об отношении к нему, об обязанностях каждого перед другим человеком. В наше время, когда общество испытывает острую нужду в таких ценностях, как доброта, терпимость, доброжелательность, стоит вернуться к этим нравственным правилам, составляющим моральное достояние человеческой души. В детском саду через проведение занятий по программе «Истоки» и других мероприятий, направленных на формирование духовно-нравственного развития, ребёнок становится человечнее, начинает проявлять сочувствие и сострадание к ближнему, у него вырабатывается много положительных черт и качеств личности.

Кроме этого, в семье закладываются основы трудового воспитания. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Ребёнок должен чувствовать, что его работа кому-то нужна, приносит пользу. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребёнка трудолюбивым.

Можно отметить, что полное становление личности в духовно-нравственном плане в дошкольном возрасте происходит через взаимодействие семьи и детского сада, который становится второй семьей для ребёнка, по работе в этом направлении.

Среди причин деструкции, происходящей в молодежной среде, исследователи отмечают:

- становление демократического общества происходит стихийно, без ориентации на ценностные приоритеты, неуправляемость этих процессов может повлечь за собой тяжелые последствия;

- в массовом сознании сформировались различные ценностные ориентации;

- ослабевает роль семьи и школы в процессе воспитания.

Поэтому, как никогда, сегодня актуальна проблема духовно-нравственного возрождения подрастающего поколения.

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.

Духовно-нравственное воспитание личности –многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния.

На духовно-нравственное становление и развитие личности оказывают существенное влияние четыре группы факторов: природные (или биологические, социально-культурные, педагогические, духовные. Во взаимодействии со средой, целенаправленными влияниями (педагогическими факторами) выстраивая правильное общение с реальным и духовным миром, молодежь приобретает необходимый духовный опыт и опыт нравственного поведения.

Также большое значение для духовно-нравственного воспитания личности имеют социальные условия, биологические факторы, неорганизованное общение, однако решающую роль играет здесь педагогическое, личностно-ориентированное взаимодействие, поскольку оно в наибольшей степени осмыслено и управляемо. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что внешние воздействия, как правило, не вызывают у молодых людей личностной реакции, существеннее для них влияние внутреннее – влияние личности педагога, богатство его духовного мира.

На основе вышеупомянутого, была разработана программа, направленная на формирование духовно-нравственного воспитания «Нравственность- основа благополучия»

ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Программа опирается на традиционные источники нравственности такие как:

- патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

- семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

- труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

- наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

- традиционные религии – представления о вере, духовности, толерантности.

Определение основных понятий

Диагностика – принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Досуг – период времени, когда человек, не имея обязательных дел (учёба, работа, домашние дела и т. д., предоставлен самому себе в выборе занятий.

Духовность - высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности.

Духовно-нравственное воспитание – это организованный процесс, в котором воспитанникам передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей.

Личность - человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности.

Микроклимат семьи – своеобразная атмосфера отношений, сложившихся между её членами.

Нравственность - особый тип нормативной регуляции, представленный совокупностью норм и принципов, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности (добро, милосердие, спасение, всеобщее счастье).

Семья – это основанная на браке или на кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Традиции – множество представлений, обычаев, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Цель программы

Создание условий для духовно-нравственного воспитания в молодых семьях, имеющих детей.

Задачи программы

- помощь супругам в осознании значимости семейных отношений;

- организация семейного досуга;

- проведение диагностики с целью изучения микроклимата в молодых семьях, чьи дети посещают детский сад;

- возрождение семейных традиций через совместную деятельность детского сада и родителей.

Ожидаемые результаты реализации программы

- улучшение микроклимата в семьях;

- повышение уровня педагогических и психологических знаний и умений по вопросам воспитания детей;

- приобщение к семейным традициям;

- активный отдых с детьми.

Срок реализации программы – 2 года

Этапы реализации программы

1-ый этап – подготовительный (январь 2018 г.):

- аналитико-диагностическая деятельность;

- поиск и коррекция форм и методов воспитания;

- определении тактики деятельности.

2-ой этап – практический (2018-2019 г.):

- использование в воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приёмов, методов воспитания дошкольников;

- осуществление опытно-педагогической деятельности по внедрению профиля духовно-нравственного образования.

3-ий этап – обобщающий (декабрь 2019 г.):

- обработка и интерпретация данных за 2 года;

- соотношение результатов с поставленной целью и задачами;

- определение путей дальнейшего развития деятельности по этой программе.

Основные формы проведения занятий

- консультации;

- беседы;

- социологические опросы, диагностические методики;

- конкурсные и спортивные мероприятия;

- занятия по программе «Истоки»;

- посещение храмов и церквей г. Галича;

- просмотр видеофильмов;

- тренинг.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

План реализации программы на 2018 год

№ Мероприятие Сроки

1 Выборы актива из родителей Январь

2 Собрания актива Раз в квартал

3 «Весёлые семейные старты» - спортивное мероприятие, приуроченное ко Дню защитников Отечества Февраль

4 Беседа «Протянем руку помощи» Февраль

5 Праздник «При солнышке тепло, при матери – добро» Март

6 Беседа «Психологический контакт между ребёнком и родителями Март

7 Презентация «Ярмарка талантов» Апрель

8 Использованием нравственных ситуаций «Театр- экспромт» Май

9 Шоу-программа «Семья –счастье!» Июнь

10 Практикум «Как помочь товарищу, если он попал в беду» Июль

11 Конкурс рисунков «Самый дорогой человек» Август

12 Субботник на территории участка детского сада Сентябрь

13 Практикум «День добрых сюрпризов» Сентябрь

14 Игровая программа «Дело в шляпе, или ещё раз о дружбе» Октябрь

15 Презентация родословной «Моя семья» Октябрь

16 Практикум «Давайте говорить друг другу комплименты!» Ноябрь

17 Беседа «Знать душу собственных детей» Декабрь

18 Праздничная новогодняя программа «Встреча Нового года» Декабрь

19 Поздравление молодых семей с рождением ребёнка В течение всего периода

20 Консультации с привлечёнными специалистами Раз в квартал

21 Проведение социологических опросов и диагностических методик для выявления уровня семейного микроклимата Раз в квартал

22 Просмотр видеофильмов по семейной тематике Раз в месяц

23 Проведение занятий по программе «Истоки» Раз в месяц

План реализации программы на 2019 год

№ Мероприятие Сроки

1 Собрания актива Раз в квартал

2 Презентация «Здравствуй, малая родина!» Январь

3 Концертная программа «Мамин праздник» Март

4 Беседа «Микроклимат семьи и воспитание ребёнка» Март

5 Презентация «Что произошло с нами за год» Апрель

6 Папка-передвижка «Роль общения в жизни школьника» Апрель

7 Беседа «Телевидение и дети» Май

8 Беседа «Роль книги в жизни человека» Май

9 Концертная программа «День Петра и Февронии» Июль

10 Презентация «Любимый дом» Октябрь

11 Родительское собрание «Здоровая семья: духовно- нравственные аспекты» Октябрь

12 Концертная программа «Всё для мамочки!» Ноябрь

13 «Папа, мама, я – спортивная семья» - мероприятие спортивной тематики Ноябрь

14 Новогодняя программа Декабрь

15 Подведение итогов года по программе Декабрь

16 Поздравление молодых семей с рождением ребёнка В течение

Всего периода

17 Консультации с привлечёнными специалистами Раз в квартал

18 Проведение социологических опросов и диагностических методик для выявления уровня семейного микроклимата Раз в квартал

19 Просмотр видеофильмов по семейной тематике Раз в месяц

20 Проведение занятий по программе «Истоки» Раз в месяц

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Данная программа реализуется по направлениям:

- Досуг и спорт

- Семейные ценности

Досуговая и спортивная деятельность

Целью данного направления является обеспечение интересного и полезного досуга в свободное от работы время, профилактика здорового образа жизни, что в большей степени решает проблему здорового отдыха в молодых семьях. В рамках этого направления будут проводиться спортивные мероприятия; мероприятия, приуроченные к различным праздничным датам; игровые программы, которые способствуют сплочению молодых семей, имеющих детей.

Семейные ценности

В жизни масштабная роль семьи не всегда реально осознаётся всеми членами общества. В настоящее время нарушены семейные ценности и традиции, и это относится не к конкретно взятой семье, а в целом к институту семьи. Поэтому работа данного блока включает в себя презентации по различным семейным темам; встречи с семьями, имеющими большой жизненный опыт; встречи семей с детьми на различных праздниках, где главным является совместный отдых двух поколений, то есть родителей

и детей.

Сюда входят:

- Формирование представлений о семейных ценностях.

- Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.

- Формирование понимания сущности основных социальных семейных ролей.

Я и здоровье

- Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся.

- Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

- Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1) «Социология семьи» - учебное пособие для ВУЗов Е. И. Зритневой.

2) «Книга молодой семьи» - составитель В. В. Александрова.

3) «Настольная книга классного руководителя» Л. И. Саляховой (приведены тексты бесед для родителей).

4) Сборники документов, программ по работе с молодыми семьями.

5) Методические материалы по работе с молодыми семьями.

6) Программа «Истоки».

7) Сборники сценариев.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Конституция Российской федерации;

- Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998г;

- Семейный кодекс РФ. Раздел 4 «Права и обязанности родителей и детей»;

- Устав МДОУ детский сад №12 «Светлячок» города Галича Костромской области.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

- Введенский кафедральный собор г. Галича;

- Детская библиотека.

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

При подведении итогов реализации Программы планируется проводить итоговый праздник, который включает в себя награждение самых активных семей почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно-прикладными работами.

КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОПИТАНИЯ

- Результаты диагностических исследований нравственного роста личности дошкольников – положительная динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям;

- Рейтинговая оценка работы детского сада и родителей - положительная динамика по годам.

- Уровень активности участия всех сторон воспитательного процесса – положительная динамика числа участников и их предложений по совершенствованию работ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андрианов М. А. «Философия для детей» Минск, 2003.

2. Волкова Т. В. «Наука быть человеком» Волгоград, 2008.

3. «Книга молодой семьи» - составитель В. В. Александрова.

4. «Настольная книга классного руководителя» Л. И. Саляховой.

5. «Социология семьи» - учебное пособие для ВУЗов Е. И. Зритневой.

6. Степанов Е. Н. «Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 1991.

Публикации по теме:

Анкета «Определение обобщенного показателя социального благополучия семьи» 1. Состав семьи: А) мать, отец, бабушка, дедушка - 5; Б) только мать и отец -4; В) одна мать, один отец - 3; Г) одна мать, один отец.

Обеспечение эмоционального благополучия детей в группе. Из опыта работы МБДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад №3» ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Подготовила воспитатель.

Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка в детском садуОбеспечение эмоционального благополучия ребёнка в детском саду Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую.

Нравственность и духовность как основополагающие категории воспитания Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое.

Педагогический проект «Активный отдых, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников» Автор проекта: Л. В. Рязанова Инструктор по физической культуре ТИП ПРОЕКТА По доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный.

Проект «Питание — базовая основа, обеспечивающая здоровье дошкольника»Проект «Питание — базовая основа, обеспечивающая здоровье дошкольника» Питание – базовая основа обеспечивающая здоровье дошкольника. Автор: воспитатель Сорокина Н. А, г. Верхняя Салда, Свердловская область. Аннотация.

Проект во второй младшей группе «Традиции семьи — основа воспитания» Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! Актуальность темы.

Рекомендации по оптимизации эмоционального благополучия детей дошкольного возраста Рекомендации для родителей Эмоция – это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенкаТехнологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, к увлечениям и интересам.

Фотоотчет о семинаре «Творческая инициатива педагога как основа эмоционального благополучия ребенка»Фотоотчет о семинаре «Творческая инициатива педагога как основа эмоционального благополучия ребенка» Мы провели межрайонный семинар на тему эмоционального благополучия ребенка. Все мы знаем, что с ребенком можно разговаривать на доступном.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Праздники
Автор публикации:
Проект «Нравственность — основа благополучия»
Опубликовано: 27 апреля 2018 в 23:52
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. Международный день повара

Кто такой повар? Это специалист, способный из набора даже самых обыкновенных продуктов создать вкусное блюдо. И делать это не от случая к случаю, а каждый день, и по нескольку раз в день. Людям, которые...

20 октября. День пиццы на МААМ

Пицца знаменита на весь мир, ее можно заказать практически в любом уголке планеты. Такая популярность этого итальянского блюда объясняется не только ее замечательным вкусом, но и доступностью...

Фотоотчет «Куклы-профессии в вязаных костюмах»
Одной из годовых задач нашего учреждения дошкольного образования в прошлом году была: активизировать работу педагогического коллектива по воспитанию у...
Фотозарисовка «Осеннее вдохновение, или рисование на кленовых листьях с детьми...
Чёрный чай с красноватым отливом, рубиновые капельки глинтвейна, ароматные апельсиновые корочки, тёплые свитера, тихие вечера, после прогулок по золоту...
Экономические загадки для дошкольников
Экономические загадки для дошкольников Из кармана в карман скачет. ( монета) Одно брюхо, четыре уха. ( кошелек) У одних нас много, а у других...