Вера Волкова
Проект «Огород на окошке» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Содержание
Паспорт проекта …. …. 1
Введение ….…. … 4
Механизм преобразования образовательного процесса …. 6
Паспорт проекта
Тема «Огород на окне»
Публикация «Проект „Огород на окошке“ (старшая группа)» размещена в разделах
Адресация проекта Проект может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Автор проекта Волкова Вера Николаевна; воспитатель ЧДОУ Детский сад №132;
Стаж работы в должности - 22 года;
Квалификационная категория – первая
Целевая аудитория Дети старшей группы (5 – 6 лет, родители, педагоги группы.
Типовые особенности проекта • По продолжительности: краткосрочный (03.04 – 28.04. 2021 г.);
• По содержанию: познавательно – исследовательский, творческий;
• По профилю знаний: межпредметный проект;
• По уровню контактов: муниципальный.
Формы реализации • С детьми:
Наблюдения; организованная деятельность; беседы с рассматриванием иллюстраций, фотографий, презентаций; чтение художественной литературы; продуктивная деятельность; тематические прогулки, экскурсии, организация выставок.
• С родителями:
Индивидуальные беседы, консультации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.
Цель и задачи проекта
Цель проекта :
Расширение представлений детей об окружающем мире и привитие трудовых навыков, посредством совместного создания огорода.
Задачи проекта :
• Формировать представления о работах, проводимых в весенний и летний период в саду и огороде. формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
• Расширять представление детей о жизни растений. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, огурцы, кукуруза, салат, помидоры, цветы); Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
• Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
• Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков). Развивать познавательные и творческие способности.
• Воспитывать бережное отношение к растениям, уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
• Способствовать взаимодействию семьи и детского сада. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Ресурсы проекта средства ИКТ; иллюстрации и энциклопедии по данной теме; необходимый инвентарь для реализации проекта (ящики, почва, семена, ,лейки и др.)
Предполагаемые результаты
Дети:
• активизировать интерес детей к образовательной деятельности в области «Познание»;
• повышение уровня экологической грамотности детей;
• формирование осознанной потребности в общении с природой;
• повысить уровень личной самооценки детей за достигнутый результат.
Педагоги:
• совершенствование компетентности воспитателей в вопросах экологического воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;
• объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по экологическому воспитанию.
Родители:
• объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области экологического развития и воспитания детей;
• создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания детей. творить и исследовать вместе с взрослыми.
Предполагаемые продукты Продукты деятельности педагога: конспекты ООД, сценарии мероприятий, картотека дидактических игр, компьютерные презентации к занятиям, консультации для родителей, настольные игры, лэпбук.
Продукты деятельности детей: рисунки, поделки, тексты сочинённых сказок, выращенная рассада.
Продукты деятельности родителей: рисунки и поделки, декорированные цветочные горшки, маски инопланетян, атрибуты для игр.
Введение
Название проекта : «Огород на окошке»
Тип проекта : познавательно- исследовательский, творческий.
Пояснительная записка.
«Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать»
В. А. Сухомлинский
Данный проект необходим воспитателям ДОУ для решения проблем по экологическому воспитанию детей с целью использования наиболее эффективных методов и приемов в работе.
Актуальность проекта.
Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, об условиях необходимых для их роста.
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. Изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям. Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое. Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Огород на окне». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет видеть в зеленом ростке живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает ли он уход или нет.
Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского развития ребенка. Маленькие дети любят действовать, Приобщение к посильному труду по уходу за растениями - это развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат. Выявленные проблемы позволили определить цель и поставить задачи.
Гипотеза.
Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно – ролевых игр, занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой. Только активное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность посадить хотя бы одно растение, будет способствовать тому, что в душе не останется места равнодушию и жестокости. Мир будет спасён.
Механизм преобразования образовательного процесса
Цель проекта.
Расширение представлений детей об окружающем мире и привитие трудовых навыков, посредством совместного создания огорода.
Задачи проекта :
• Формировать представления о работах, проводимых в весенний и летний период в саду и огороде. формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
• Расширять представление детей о жизни растений. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, цветы и др.); Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
• Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
• Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков). Развивать познавательные и творческие способности.
• Воспитывать бережное отношение к растениям, уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
• Способствовать взаимодействию семьи и детского сада8. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Тип проекта : познавательно- исследовательский, творческий.
Продолжительность: 05.04 – 30.04 2021г (.краткосрочный)
Участники проекта : дети старшей группы «Затейники», родители, педагоги группы.
Формы реализации проекта :
Формы работы с детьми:
наблюдения, организованная деятельность; беседы с рассматриванием иллюстраций, фотографий; чтение художественной литературы, продуктивная деятельность; оформление выставки детских работ; инсценировки.
Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы, консультации, наглядные информационные материалы, приобретение инвентаря для реализации проекта (ящики, почва, семена и др.)
Предполагаемый результат:
Дети:
• активизировать интерес детей к образовательной деятельности в области «Познание»;
• повышение уровня экологической грамотности детей;
• формирование осознанной потребности в общении с природой;
• повысить уровень личной самооценки детей за достигнутый результат.
Педагоги:
• совершенствование компетентности воспитателей в вопросах экологического воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;
• объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по экологическому воспитанию.
Родители:
• объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области экологического развития и воспитания детей;
• создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания детей.
Выполнение проекта.
Этапы проекта.
Первый этап. Подготовительный.
Определение цели и задач проекта.
Изучение материала по программе для детского сада по возрастной группе «Что должно присутствовать в «групповом огороде» в старшей группе.
Подбор методической литературы по теме. Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки.
Подбор и изготовление дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, дидактические и настольно-печатные игры);
Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена, лейки). Родительский комитет.
Разбивка огорода на подоконнике. Дети, воспитатели.
Задачи Деятельность родителей Деятельность педагога
• определить тему,
• уточнить цели,
• определить срок проекта,
• определить источники информации • сбор информацию,
• обсудить с педагогом задания
• мотивация детей и родителей;
• обсуждение цели проекта на заседании круглого стола с родителями
Второй этап. Основной (реализация).
Дата Задачи Совместная деятельность Самостоятельная
деятельность Образовательная
деятельность Взаимосвязь
с семьей
1 неделя Сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о культурных растениях. Подвести детей к пониманию того, что люди выращивают овощи и фрукты для пищи.
Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за ростом лука (корни, перо,развивать поисковую деятельность детей, способность к определению задач на основе поставленной проблемы.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту растительного мира природы. Беседа «Что такое огород и что на нём растёт».
Беседа «Какие растения можно вырастить на подоконнике»
Беседа «Семена растений отличаются друг от друга»
Чтение: С. В. Михалков «Овощи»; В. Коркин «Что растёт у нас на грядке».
Рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей овощей и фруктов.
Оформление дневника наблюдений
Пальчиковые игры «У Лариски две редиски»
Дидактические игры: «Что растёт на огороде»,
«Собери из частей целое»,
Настольные игры «Разрезные картинки»,
Сюжетно-ролевая игра «Приготовим щи для кукол»
Подвижная игра «Огород у нас в порядке»
ООД речевое развитие «Составление рассказов об овощах по моделям»
Рисование: «Наш лучок»
ООД Лепка (на каркасе)
с элементами конструирования «Пугало огородное»
Экспериментальная деятельность Опыты: «Посадка лука в воду»; «Подготовка почвы для посева семян»; «Замачивание семян помидор, огурцов, лука, перца»
ООД Конструирование забора для огорода
ООД Познавательное развитие «Все начинается с семечка»
Анкетирование родителей
Познакомить родителей
с целью и задачами
проекта
Консультация «2017 год – год экологии в России»
Объявить о конкурсе-выставке «Горшок для рассады» на тему Космос
Изготовление таблиц-указателей с названиями растений
2 неделя Формировать понимание ухода за культурными растениями (по принципу поговорки «Что потопаешь, то и полопаешь»)
Дать детям понять, что они ухаживают за живым растением, и оно нуждается в заботе.
Воспитывать любовь и бережное отношение к продукту своей деятельности.
Заполнение дневника наблюдений
Беседа: «Солнце и растения» Цель: определить роль солнца в жизни лука и других растений
Беседа: «Тепло и растения» Цель: выявить потребности растения в тепле.
Чтение: А. Прокофьева «Огород»; русская народная сказка «Вершки и корешки».
Рассматривание
иллюстраций о труде людей на огороде.
Наблюдения за корневой системой лука в воде.
Разучивание песни «Есть у нас огород»
Просмотр презентации «Горох и фасоль» Дидактические игры:
«Вершки и корешки» ,
«Что лишнее».
«Что растет на грядке»
Подвижная игра «Сортируем овощи»
Сюжетно-ролевая игра «Магазин семян»
Настольные игры «Пазлы «Овощи»
Пальчиковые игры «Мы капусту рубим»
ООД Познавательное развитие «Витамины в овощах»
Экспериментальная деятельность Опыты: «Посадка семян в почву», полив.
ООД Исследовательская деятельность «Человек и растения» ( Цель: Выяснить насколько растение нуждается в уходе.
Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений (одно растение получает уход, другое нет).
ДО Оригами «Корзинка для овощей и фруктов»
ООД Аппликация «Чудо-овощи»
ООД речевое развитие. Составление сказок о луке «Как лучок появился на грядке»
ООД Исследовательская деятельность «Рассматривание цветочных семян через лупу»
Цель: Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам.
Конструирование “Домик на нашем огороде”.
Консультация «Игры экологического содержания»
Рекомендации родителям «Труд детей на даче»
Создание коллекции «Семена овощных культур»
3 неделя Расширить знания об овощах и фруктах: особенности строения, произрастания, возможность использования человеком
.
Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
Заполнение дневника наблюдений
Чтение: А. Барто «Морковный сок»
, И. Токмакова «Купите лук», украинская сказка «Колосок»
Разучивание пословиц, поговорок, потешек, песен, загадок об огороде, овощах и фруктах.
Беседа: «Земля – какая она?» Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая).
Беседа: «Земля и растения» Цель: Выявить насколько земля необходима для роста растений.
Наблюдения: Растут ли наши растения?
Просмотр презентаций: «Как растут овощи?»
Дидактические
Игры:
«Чудесный мешочек»
,
«Что сначала, что потом»,
«Подбери пару»
Словесные игры:
«Опиши, я отгадаю»
«Вспомни – назови»
Игра-драматизация «Репка»
Решение проблемных ситуаций «Что было бы если…» (пропали все овощи, не светило солнце, не было семян и т. д.).
Подвижная игра «Собери урожай»
Пальчиковые игры «В огороде много грядок» ООД. Опытно - экспериментальная деятельность.
«Солнце и растения» Цель: Определить роль солнечного света в жизни растений.
Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений. (один проросток получает солнечный свет, другой закрыт коробкой)
Трудовая деятельность: «Пикировка рассады томатов, перца.
ООД. Развитие речи Тема: Творческое рассказывание детей по картине
«Огород»
ООД Познавательное развитие «Друзья и враги культурных растений»
Викторина.
«Загадки с грядки»
ДО тестопластика «Овощи на тарелке»
Рисование «Зарисовка этапов роста растений»
Папка-передвижка «Как полезны овощи»
Конкурс-выставка «Горшков для рассады»
4 неделя Формировать исследовательские способности в процессе реализации проекта.
Развивать интерес к работе на «огороде».
Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растения;
Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.
Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле. Заполнение дневника наблюдений
Беседы по ОБЖ «Инвентарь для работы на огороде»
Беседа: «Вода и растения» Цель: Выявить насколько вода необходима для прорастания и роста растений.
Придумывание сказок про овощи.
Чтение:
Э Успенский «Как капусту растили»
А. Максакова «Посадила в огороде»,
Т. Казырина «А у нас в саду порядок», Г.
Юдина “Сказка о том, как овощи воевали”
Игра-хоровод «Огородник и воробей»
Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада». Цель: Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке «огорода на окне» в огород на участке сада.
Настольно – печатные игры: Лото «Фрукты-овощи», Домино «Огород»
Подвижная игра «Разгрузи машину»
Дидактические игры: «Найди овощ по описанию»,
«Отгадай по вкусу».
Сюжетно- ролевая игра «Летнее кафе» Трудовая деятельность: «Полив и уход за растениями»
ООД Развитие речи Составление рассказа «Как я помогаю на огороде»
Рисование «Овощной суп»
Игра-путешествие «Разноцветные плоды растений»
ООД Познавательное развитие «Что мы знаем об овощах»
ОДД Познавательное развитие «Труд овощеводов и садоводов» Познакомить с результатами проекта – фотоотчёт
Оформление фотоальбома «Огород на подоконнике»
Беседа с родителями о пересадке овощей на участок, привлечение родителей к данному виду деятельности.
Третий этап. Заключительный.
Подведение итогов реализации проекта.
Работа с родителями: Беседа с родителями «Огород на окне». Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла – для пересадки рассады с подоконника на огород и теплицу.
Оформление фотоальбома «Огород на окне»
Ожидаемые результаты Целевые ориентиры
дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями;
у детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях;
в результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений;
дети увидели многообразие посевного материала;
возрос уровень знаний, относящихся к сфере экологического воспитания;
повысился профессиональная компетентность педагогов в вопросах экологического воспитания дошкольников;
родители стали активнее включаться в деятельность детского сада, направленную на экологическое развитие детей;
повысилась личная педагогическая компетентность по данной проблеме педагогов. создание воспитателями и детьми огорода на подоконнике;
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей;
Литература:
1. Дыбина О. В., Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» Второе издание, исправленное. Творческий Центр «Сфера», Москва 2013.
2. Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2005г.
3. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», Москва 2006г
4. Лисина Т. В., Морозова Г. В. «Подвижные тематические игры для дошкольников», Издательство «ТЦ Сфера» 2014г.
5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста», Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.
6. Материалы нтернет