Людмила Николаева
Проект: «Огурцы на подоконнике»
▼ Скачать + Заказать документы
«Огурцы на подоконнике»
униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 117 «Белоснежка»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей"
города Чебоксары Чувашской Республики
Проект
тема: «Огурцы на подоконнике»
образовательная область: «Познание. Экология.»
Публикация «Проект: „Огурцы на подоконнике“» размещена в разделах
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Огурец, огурчик
- Огурцы. Посадка и выращивание в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
возрастная группа: старший дошкольный возраст
Подготовила:
воспитатель Николаева Л. С.
Чебоксары – 2017
Содержание
Введение
3
1. Цель и задачи проекта 5
2. Перспективный план работы 6
3. Механизм реализация проекта 7
4. Ожидаемые результаты 8
5. Ресурсное обеспечение проекта 8
Литература 10
Приложения
1. Введение
Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить
одно из самых благодетельных,
воспитывающих душу влияний.
К. Д. Ушинский
Экологическое воспитание является одной из актуальных современных проблем. В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Научить видеть и понимать красоту природы, бережно относится ко всему живому – главные задачи экологической работы в ДОУ.
Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Огород на окне в домашних условиях способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей.
Огурец появился в культуре более 6 тысяч лет назад. Родина этого вида – тропические и субтропические районы Индии, подножие Гималаев, где он до сих пор растёт в естественных условиях. Упомянут в Библии как овощ Египта.
Эта культура была известна уже грекам, от которых перешла к римлянам. Первое упоминание об огурцах в Московском государстве было в 1528 году. Ныне культура огурца распространена повсеместно и имеет множество разновидностей и сортов. Плоды диких сортов мелкие и несъедобные из-за содержания горьких веществ.
Славянское название огурец получил от греческого слова «агурос»,что в переводе означает «неспелый», «незрелый». Стоит заметить, что огурец это вовсе не овощ, а самая настоящая ягода.
Размер этих ягод, круглых и овальных, яйцевидных и цилиндрических, может быть от 5 до 30 сантиметров. В огурцах 97% воды и множество минералов и микроэлементов, которые так необходимы нашему организму: калий, и фосфор, магний и кальций, железо и алюминий, а также соединения марганца, молибдена, цинка, фтора.
В состав плодов огурца входят азотистые и зольные вещества, клетчатка; свежие зеленые плоды богаты витаминами, особенно витамином С. Огурцы называют санитарами организма. Как показал многовековой врачебный опыт, наибольшим лечебным эффектом обладает огуречный сок. Он полезен при самых разнообразных заболеваниях: обладает жаропонижающим, противовоспалительным, мягчительным, обезболивающим действием, применяется при лечении ожогов. Это средство от кашля, мочегонное и желчегонное. Напиток, приготовленный из огуречных семян хорош при лихорадке и при заболеваниях органов дыхания. Огуречный сок хорошо помогает при заболеваниях суставов, при плохом состоянии зубов и десен, помогает при водянке и отеках сердечного происхождения. Отваром из перезревших плодов лечат желтуху и заболевания печени. В огурцах есть фермент, по своему составу схожий с инсулином, поэтому огурцы необходимы диабетикам. Широко применяется в косметологии.
В нашей стране всегда любили огурцы с бугорчатой поверхностью, именно их считая «настоящими». Европейцы, напротив, предпочитают гладкие плоды, а те у которых есть «пупырышки», называют огурцами в «русской рубашке».
Интересные факты:
1. В городе Луховицы Московской области установлен памятник «Огурцу- кор-мильцу».
2. В Иране огурец считается фруктом и подается на стол вместе со сладостями.
3. 27 июля отмечается Международный День Огурца, именно в этот день впервые в Суздале был организован Праздник Огурца.
Огуречные рекорды занесены даже в книгу Гиннеса. Так самый длинный огурец - 1 метр 83 см выращен в Венгрии и относится к китайской разновидности огурцов. В помещении удалось вырастить огурец весом более 6 кг.
Цель исследования- Определить, можно ли получить урожай огурцов на подоконнике в зимне-весенний период?
Задачи исследования:
- прочитать научно-популярную литературу об огурцах;
- наблюдать за ростом огурцов;
- сделать вывод по проделанной работе.
1. Цель и задачи проекта
I этап Ценностно – ориентационный
Цель проекта : - экспериментальным путем показать детям связь между живой и неживой природой;
- организовать пространственно - развивающую среду для развития у детей познавательного интереса, формирования поисково – исследовательской, трудовой деятельности;
- показать все этапы роста огурца - от семечки до плода.
Тип проекта : познавательно – исследовательский, внутригрупповой, краткосрочный (апрель-май).
Участники проекта : дети, воспитатель подготовительной группы, родители.
Ресурсное обеспечение проекта : фотоматериалы, иллюстрации, журналы, видео-фильм, художественные произведения, познавательная и методическая литература.
Образовательные области: познавательное, социально – коммуникативное, речевое, художественно – эстетическое развитие.
Актуальность проекта : показать детям как растут огурцы.
II этап Конструктивный.
Цель: - разработка и реализация проекта
Задачи проекта : - расширить знания детей, что для роста растений необходимы определё нные условия: свет, влага, тепло, удобрение, уход;
- формировать интерес к познавательно - исследовательской деятельности;
-вызывать у детей желание рассказывать о наблюдениях детям, родителям и знакомым;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать умение трудиться сообща.
Предполагаемые результаты:
- дети усвоили, что для роста огурца необходимы свет, влага, тепло, удобрение, уход;
- у детей сформировался интерес к познавательно – исследовательской деятельно-сти;
- дети с интересом рассказывали о наблюдениях и действиях в уходе за огурцом;
- дети бережно умеют ухаживать за огурцами : поливать, осторожно рыхлить почву, подвязывать плети;
- умеют договариваться во время работы.
Подготовительный этап:
- выявление проблемы;
- подборка методической литературы по теме проекта;
- составление перспективного плана работы над проектом;
- подготовка материала (глинистая земля и земля с торфом, семена огурцов сорта «Апрельский»).
2. Перспективный план работы
Апрель:
1 неделя
1. Рассмотреть семена, с какого конца семя появится росток. Провести эксперимент на всхожесть семян (опустить семена в воду).
Вывод: пустые семена будут плавать на поверхности.
2. В одну тарелку с салфеткой поместить семена огурцов и залить небольшим количеством воды, в другую тарелку поместить семена и залить большим количеством воды. Наблюдаем.
Вывод: - в одной тарелке (с салфеткой) – через три дня семена дали ростки;
- в другой тарелке (без салфетки) – семена лопнули от большого количества воды и стали непригодными для посадки.
2неделя Посадка ростков. Путем посадки ростков в мягкую, удобренную и глинистую, тяжелую почву выявить одно из важнейших условий роста растений, связанное с составом почвы.
Вывод: ростки легче пробиваются и развиваются в мягкой удобренной почве.
3 неделя
1. Измерение ростка.
Вывод: в рыхлой почве росток хорошо развивается, в тяжелой почве росток замедляет рост.
2. Часть ростков поместить в светлое помещение, другую часть – с недостаточным освещением. Наблюдение как свет влияет на рост растения (стебель вытягивается, цвет листьев бледно-зелёный).
Вывод: недостаточное количество света пагубно для растения (стебель тонкий, слабый, цвет листьев бледно-зеленый).
4неделя 1. Наблюдение роста настоящих огуречных листьев и плетей до цветения.
2. Измерение центрального стебля и боковых побегов.
3. Подвязывание стебля к опоре.
4. Зарисовка в дневнике наблюдений всех этапов роста данного периода.
Май.
1неделя 1. Определить, когда началось цветение. Рассмотреть цветок, его строение.
2. Сравнить пустоцвет и цветок с завязью.
2неделя 1. Показать искусственный способ опыления. Вспомнить какие способы опыления в природе существуют (насекомые, ветер, животные).
2. Дать детям знания, что за любыми растениями нужен уход (прополка, рыхление почвы, подкормка, полив, обрезка боковых побегов).
3 неделя
1. Наблюдение за ростом плода ежедневно. Измерение величины плода. Зарисовка в дневнике наблюдений.
2. Рассматривание внешнего вида огурца. Рассказать, если у огурца правильная форма, то ему хватает питательных веществ, влаги, света, тепла. Если форма огурца меняется, значит ему не хватает тепла, света, влаги.
4 неделя
1. Сбор первых плодов. Взвесить!
III этап Контрольно – рефлексивный
Цель: определение эффективности, подведение итогов.
Анкетирование и мониторинг показали:
- у детей наблюдается рост познавательной активности;
- дети знают, что для роста растений необходимы тепло, свет, влага, уход;
- бережно ухаживали за растениями;
- с желанием рассказывали и зарисовывали об изменениях роста огурцов;
- договаривались друг с другом о совместной работе.
IVэтап Презентационный
Цель: презентация проекта.
- Презентация проекта на педсовете.
3. Механизм реализация проекта
Для реализации намеченной цели спланировала свою работу по следующим направлениям:
1. Работа с детьми:
- создание условий для формирования экологических представлений у детей до-школьного возраста.
- «Огород на подоконнике» - Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур) Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)
- организация непосредственно - образовательную деятельность с учетом совре-менных требований.
- в совместной деятельности проводить НОД на экологические темы, дидактические игры, беседы.
- оформление уголка живой природы, дежурства в уголке живой природы.
2. Работа с родителями:
- привлечь родителей воспитанников к созданию развивающей среды
к совместной работе по формированию элементарных экологических представлений у дошкольников.
- создание в группе уголка живой природы, уход за растениями, дежурство
- подбор соответствующих игр.
4. Ожидаемые результаты
Дети Интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;
Желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;
Желание заботиться о живых объектах природы;
Желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
Стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;
Попытка оценивать свое поведение.
- Общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
- Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие.
Родители
- повысится родительская компетентность в вопросах развития и формирования элементарных экологических знаний.
- примут активное участие в реализации поставленных задач.
- примут активное участие в создании условий (развивающей среды)
Педагоги - повысится педагогическая компетентность педагогов в вопросах развития по формированию развития экологических представлений;
5. Ресурсное обеспечение проекта
Программно – мето-дическое обеспечение Материальные
обеспечение
Кадровое обеспечение
Методические реко-мендации для педагогов
1. Мотыгуллина, Г. Со-здание экологической развивающей среды
2. Строкова, О. Н. Тех-нология проектной дея-тельности как эффек-тивная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
В детском саду созданы условия для развития способностей детей по формированию экологического образования у дошкольников;
- организовано соответствующая современным требованиям развивающая среда;
- изготовлен дидактический и наглядный материал по развитию формированию экологических представлений у дошкольников;
- «Огород на подоконнике» Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур) Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)
- «Уголок природы» Календарь природы, модель календаря природы
- Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений)
- Различные емкости (лейки; вед-ра; пластиковые, различных цветов бутылки) Воронки
- Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины) Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы
- Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики)
- Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания) - наличие опытных воспитателей – стажистов
Имеются специалисты:
-старший воспитатель;
Педагог – психолог.
Литература:
1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) – М. : ВАКО, 2005 г.
3. Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды // До-школьное воспитание. – 2012. - № 6. – С. 28-31.
4. Строкова, О. Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2014.- № 10. – С. 25-28.
5. Туловьева, А. С душой к природе // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 8. – С. 28-30.
6. Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).