Получи документы

Проект «Пальчики помогают говорить»

Хоткевич Елена
Проект «Пальчики помогают говорить»

Проект «Пальчики помогают говорить».

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

В. А. Сухомлинский.

Актуальность проекта :

Публикация «Проект „Пальчики помогают говорить“» размещена в разделах

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии. Проведенные диагностические исследования показали, что у таких детей значительно отстает от нормы и развитие мелкой моторики.

Учеными доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры руки влияет на речевое развитие и формирование мыслительных операций. Поэтому для развития навыков ручной умелости детей речевых групп необходимы особые условия. Исходя из этого, у меня возникла идея создания образовательного пространства в кабинете по развитию мелкой моторики рук.

Цель проекта : разработать систему работы, направленную на развитие мелкой моторики.

Задачи:

• Составить перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук на основе тематического планирования.

• Подобрать и оформить дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики рук.

• Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр и пособий, способствующих развитию мелкой моторики рук.

Описание проекта :

Используемая система работы по развитию мелкой моторики включает в себя знакомство детей со строением рук, посредством пальчиковой гимнастики, массажа, игр, упражнений, развития графо-моторных навыков.

По мере реализации проекта совместно с родителями и детьми оформляется уголок «Ловкие пальчики».

На входе и выходе из проекта для дошкольников предусмотрены диагностические задания, определяющие уровень ручной умелости у детей данного возраста.

Продолжительность проекта 1 год.

Работа по развитию мелкой моторики ориентирована на дидактических принципах:

1. Принцип доступности, обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме.

2. Принцип гуманистичности – предлагает индивидуально – ориентированный подход и всесторонне развитие ребенка.

3. Принцип деятельности – развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности

4. Принцип интеграции – необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.

5. Принцип систематичности – решение задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках группы и семьи.

План - график проекта.

Подготовительный этап (сбор информации по теме).

Содержание работы Срок Ответственный

1. Поиск и изучение эффективных технологий и методик в области развития мелкой моторики.

2. Обоснование путей реализации проекта.

3. Диагностика. Сентябрь. Учитель-логопед.

Основной (практический).

Содержание работы Срок Ответственный

1. Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук на основе тематического планирования с подбором материала: – упражнения с элементами самомассажа; – упражнения для кисти рук;

– игры и упражнения с различными предметами;

– статические упражнения; - динамические упражнения;

– упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания небольших стихотворений, сценок. Октябрь.

По ходу реализации проекта.

Учитель-логопед,

воспитатели.

2. Работа с детьми:

Закрепление знакомых упражнений в свободной деятельности:

– игры с предметами,

– разного вида шнуровки,

пальчиковый театр,

– картотека игр для пальчиков.

Ноябрь-май. По ходу реализации проекта.

Учитель-логопед, воспитатели.

3. Работа с педагогами:

Консультации:

- «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев»,

- «Готовимся к школе»,

- «Я рисую» сборник пальчиковых потешек для детей. Октябрь-май.

Учитель-логопед.

4. Работа с родителями:

Консультации:

- «Развиваем мелкую моторику каждый день»,

- «Игры с ребёнком на кухне», - «Зачем логопед задаёт домашнее задание». Привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики. Ноябрь-май. Учитель-логопед.

Заключительный этап.

Содержание работы срок ответственный

1. Подведение итогов и анализ:

– Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями.

– Анкетирование родителей (для определения результативности работы). 2. Постановка задач на будущее. Май Учитель-логопед.

Воспитатели.

Учитель-логопед.

План выполнения проекта.

№ Виды деятельности Цели и задачи

1. Изучение тематики, формулировка проблемы Стимулировать речевое развитие, психические процессы через пальчиковые игры и упражнения.

2. Диагностика сформированности мелкой моторики рук детей в начале проекта. Выявить отклонения в развитии тонких движений пальцев рук детей и выстроить систему работы.

3. Составление перспективного плана проведения речевых пальчиковых игр для педагогов и родителей. Систематизировать использование речевых пальчиковых игр в работе с детьми, направленных на поиск креативных путей повышения качества коррекционной работы на уровне современных дошкольных требований.

4. Включение педагогами речевых пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, физкультминутки в свободной деятельности детей. Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дать ощутить детям радость телесного контакта.

5. Консультации для родителей: - «Развиваем мелкую моторику каждый день»,

- «Игры с ребёнком на кухне», - «Зачем логопед задаёт домашнее задание». Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.

6. Консультации для воспитателей:

- «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев»,

- «Готовимся к школе»,

- «Я рисую» сборник пальчиковых потешек для детей. Познакомить воспитателей с дидактическими играми и упражнениями, с пальчиковыми потешками.

7. Выступление на педагогическом совете на тему: «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи». Расширить знания педагогов о роли мелкой моторики в речевом развитии детей.

8. Конкурс на лучшее пособие по развитию мелкой моторики.

Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта.

9. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми речевыми пальчиковыми играми.

10. Повторная диагностика в конце учебного года. Определить эффективность проводимой работы по развитию тонких движений пальцев рук, в формировании психо-речевого развития детей.

11. Анализ проделанной работы по проекту «Ловкие пальчики» с педагогами ДОУ. Проанализировать с педагогами ДОУ результативность проведения речевых пальчиковых игр, обменяться опытом работы по проектной деятельности.

Требования к проведению пальчиковых игр :

1. Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.

2. Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.

3. Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

4. Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.

Основные направления работы с детьми на занятиях:

Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).

Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена).

Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).

Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).

Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).

Игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками

(нахождение заданных предметов).

Угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

Работа с различными семенами: сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.

Применение аппликаторов Н. Г. Ляпко (игольчатые коврики) для воздействия на биологически активные точки, расположенные на пальцах рук.

Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки:

1. Игрушки-шнуровки – дают возможность придумать множество игр;

2. Деревянная пирамидка – помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета: изготовление из дерева несет в себе положительную энергию, приятно держать в руках, всегда теплое на ощупь;

3. Кубики – развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;

4. Конструкторы – развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности;

5. Рамки и вкладыши – способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;

6. Фигурки на магнитах – развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственного мышления;

7. Пазлы – развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;

8. Мозаика – способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.

Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даёт положительный результат.

Структура подгруппового занятия по развитию мелкой моторики рук в подготовительной группе.

Продолжительность занятия 30 минут.

1. Организационный момент. (Сюрпризный момент)

2. Работа с массажёрами (валики, скалочки, “ёжики”, мячики, орехи)

Скалочку (мячик) в руках катаю,

между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

быть послушным научу.

3. Пальчиковая гимнастика (по теме недели).

4. Игры на ориентировку на листе бумаги.

5. Графический диктант в тетрадях (по теме недели).

6. Итог занятия.

Оценка деятельности детей.

Показателем эффективности проекта будет считаться :

Уменьшение количества детей с низким уровнем речевого развития путем овладения пальчиковыми играми и развитием мелкой моторики. Умелые пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Ожидаемые результаты:

- отмечается положительная динамика в развитии мелкой моторики, экспрессивной речи,

- значительно повысились внимание и память детей;

- произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера.

- работа активизировала познавательно-речевые и художественные способности детей.

- в ходе совместной и самостоятельной деятельности дети приобрели навыки диалогического общения.

Подведение итогов:

Презентация проекта на педагогическом совете. Выставка игр и пособий в логопедическом кабине. Конкурс на лучшую поделку среди родителей.

Распространение результатов:

Опыт внедрения моего проекта может быть интересен другим дошкольным образовательным учреждениям, так как все они сталкиваются с проблемой ежегодного увеличения количества детей, нуждающихся в логопедической помощи.

Литература:

1. А. Е. Белая, В. И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольника».

2. Е. В. Черенкова «Развивающие игры с пальчиками».

3. И. Н. Агапова, М. С. Давыдова «Игры с пальчиками для развития речи».

4. Л. П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника».

5. Т. А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику».

Публикации по теме:

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Глагол. Действия» Уважаемые коллеги! Я с удовольствием продолжаю работу над информационным проектом. И начинаю новый раздел – ГЛАГОЛ. Говорить, сегодня мы.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Глагол. Синонимы, антонимы, омонимы» Уважаемые коллеги! Продолжаю работать над информационным проектом, пополняя свою и вашу копилку по развитию речи. Тема сегодняшнего блока:.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Наречие» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию новый раздел в работе над развитием речи. Называется он «НАРЕЧИЕ». Ребенок очень часто использует.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Прилагательное. Что лучше?… Кто какой?» Уважаемые коллеги! Закончить раздел «ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» хочу двумя темами. Это «ЧТО ЛУЧШЕ?» и «КТО КАКОЙ?» Первая тема будет представлена одним.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное» Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальной школе у ребенка могут возникнуть трудности, особенно в изучении русского языка.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Я придумал слово» Уважаемые коллеги! Продолжаю работу над информационным проектом для создания дидактического материала по лексическим темам. Предлагаю вашему.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Один — много» Уважаемые коллеги! Предлагаю вам расширить раздел «Существительное», и добавить к нему тему «Один – много». Начиная говорить, ребенок с.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Падежи» Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами продолжим рассматривать раздел «Существительное», но добавим к нему одно слово. И это слово ПАДЕЖИ.

Проект по пластилинографии «Веселые пальчики»Проект по пластилинографии «Веселые пальчики» ктуальность проблемы. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению.

Проект «Умелые пальчики»Проект «Умелые пальчики» Педагогический проект "Умелые пальчики"Цель проекта :- Развивать мелкую моторику пальцев рук за счет пальчиковых гимнастик, игр с предметами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Пальчики помогают говорить»
Опубликовано: 18 мая 2021 в 22:24
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД