наталья селякова
Проект по пластилинографии «Веселые пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
ктуальность проблемы.
Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Публикация «Проект по пластилинографии „Веселые пальчики“» размещена в разделах
- Лепка. Проекты, проектная деятельность
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
Родители сегодня не проявляют интерес к изодеятельности. Это подтверждается данными анкеты – 40%. Зачастую, дома в семье, дети не имеют материал для самостоятельного художественного творчества (пластилин, краски, цветные карандаши, раскраски). Родители сами не уделяют внимание творчеству, не владеют навыками, не учат своих детей работе с изобразительным материалом.
Проблема развития мелкой моторики в изобразительной деятельности актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Проблема речи, которая встает в детских садах, также взаимосвязана с изо. деятельностью, развитием у детей мелкой моторики.
Универсальным средством в развитии изобразительного творчества, а также в развитии моторики рук, а значит, и речевого развития, является лепка.
Учитывая важность проблемы по развитию моторики рук и речи детей и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был разработан проект “ Пластилиновые фантазии ”- идеей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.
Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятие пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей. Так же способствует развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей.
Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы тесно переплетаются с жизнью детей,это способствует развитию речи детей, формированию целостной картины мира.
Проект ” Пластилиновые фантазии” способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих. Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
Но главное значение данной деятельности состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики
Данный проект обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Цель: развитие осязания и мелкой моторики рук через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии.
Задачи:
1. Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
2. Формировать умение пользоваться основными приемами пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание) .
3. Формировать умение принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
4. Формировать умение обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
5. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
6. Воспитывать инициативность, желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Предполагаемые результаты работы:
1. Сформировано умение передавать простейший образ предметов.
2. Усвоены основные приемы работы в технике пластилинография.
3. У ребенка реализована познавательная активность.
4. Сформировано умение дейставовать по образцу и словесному указанию.
5. Мелкая моторика, координация движения рук, глазомер развиты на достаточном уровне.
6. Сформировано личностное отношение к результатам своей деятельности.
Участники проекта :
• Воспитанники младшей группы ДОУ.
• Воспитатель.
• Родители.
Форма проведения:
• Групповые.
• Подгрупповые
• Индивидуальные
Продолжительность проекта : с 1.10.2019 - по 31.05.2020
Материалы и оборудования:
• Плотный цветной картон.
• Цветной пластилин.
• Доска для лепки.
• Салфетка для рук.
• Стека.
Игрушки, иллюстрации и дидактический материал, соответствующий тематике
Оценочные процедуры:
Сравнительный анализ диагностики «до» и «после»
Этапы работы:
№ ЭТАП Задачи
1. Подготовительный Способствовать освоению приема надавливания.
Способствовать освоению приема вдавливания.
Способствовать освоению приема размазывания пластилина подушечкой пальца
Способствовать формированию умения правильной постановки пальца.
Способствовать освоению приема отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
2. Основной Сформировать умение не выходить за контур рисунка
Сформировать умение пальчиком, размазывать пластилин по
всему рисунку, как будто закрашивая его.
Использовать несколько цветов пластилина
Для выразительности работ, побуждать использовать
вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
Сформировать умение пользоваться специальной стекой.
Способствовать формированию умения выполнять
коллективные композиции вместе с другими детьми
Сформировать умение действовать по образцу, затем по
словесному указанию воспитателя
3. Итоговый Способствовать формированию умения решать творческие
задачи, самостоятельно выбирать рисунок для работы.
Формировать личностное отношение к результатам своей
деятельности
Риски:
Нерегулярное посещение детьми детского сада
Меры применяемые по устранению рисков:
Индивидуальная работа
Методическая литература
Абрамова Л. П. Бушки – барашки. Пальчиковые игры. - М. :Карапуз,2003.
Агаян Г. Г. У солнышка в гостях. Пальчиковые игры. - М. :Карапуз,2004.
Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М. : АСТ: Астрель, 2006.
Бардышева Т. Ю. Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры. - М. :Карапуз,1999.
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и
упражнения. - М. :ТЦ Сфера,2009.
Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2003.
Курнышева Л. Е. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. – М. : Издательский дом «Карапуз», 2001– (Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца»).
Кипхард, Эрнст Й. Как развивается ваш ребенок? – М. :Теревинф, 2006.
Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М. : Педагогика, 1973. – С. 144
Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Сов. Рассия, 1979. – С. 192
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст – М. :КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА: Творческий центр ”СФЕРА”,2007
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младший возраст – М. :КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА: Творческий центр ”СФЕРА”,2007.
Парамонова Л. А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. – М. :ОЛМА Медиа Групп,2007.
Павлова Л. Значение развития действий рук. Дошкольное воспитание. 1984, № 1
“Рука и разум” Отрывок из книги Паулы Лилльярд, и Линн Джессен (США) «Монтессори с самого начала» Перевод с английского Евгении Ткачевой. Русская редакция Елены Хилтунен. - www.trening.montessoricity.ru
Самойленко Наталья. Как развивать малыша. - Журнал «Здоровая семья» - www. maminsite.ru
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб. : Хардфорд,1996
Шницкая И. О. Аппликация из пластилина Д. :Феникс, 2008.
Янушко Елена. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. – М. Теревинф,2007.
Янушко Е. А. Лепка с детьми раннего возраста(1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. :Мозаик – Синтез,2006.