Получи документы

Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги»

Виктория Каракчеева
Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Комитет по образованию администрации городского округа

«Город Калининград»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД № 87

«Утверждаю»

Заведующий МАДОУ ЦРР д/c № 87

___К. Е. Некрасова

«___» __ ___2019 г.

ПРОЕКТ

ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ

«МОИ ПЕРВЫЕ ШАГИ»

Публикация «Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ „Мои первые шаги“» размещена в разделах

Авторы проекта :

Ложкина В. С., педагог-психолог

Каракчеева В. Г., воспитатель

Возраст детей : 2-3 года

Продолжительность: 01.09.2019 г. – 31.05.2020 г.

г. Калининград

2019 г.

Пояснительная записка

"Недостаточно внимательное

отношение к возрасту первого детства

отражается губительно на всей жизни

человека…"

В. М. Бехтерев

Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть: к отсутствию близких, родных людей; к соблюдению режим дня; к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.

Проект "Мои первые шаги" направлен на то, чтобы избежать осложнений адаптационного периода и обеспечить оптимальное течение адаптации.

Актуальность выбранной темы заключена в том что, процесс адаптации ребенка к ДОУ имеет свои сложности, что обусловливает важную роль педагогической поддержки ребенка в этот период. Необходима такая организация жизни ребенка раннего возраста в учреждении, которая обеспечит наиболее адекватное, и почти безболезненное приспособление к новым условиям; позволит сформировать положительное отношение к детскому саду и навыкам общения, не только со взрослыми людьми, но и со сверстниками. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка. Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», В. С. Мухина.

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. В результате осуществления нашего проекта задействованы педагог-психолог, воспитатели групп младшего возраста, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием.

Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :

создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :

• Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.

• Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.

• Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

• Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

• Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

• Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Тип проекта : тематический, познавательный, творческий.

Срок проекта : долгосрочный

По составу участников: групповой.

Участники проекта : дети младшей группы «Озорные бабочки», воспитатели, педагог-психолог и родители воспитанников.

По времени проведения: долгосрочный (01.09.2019 – 31.05.2020)

Характер адаптации зависит от следующих факторов:

Состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.

Сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.

Индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста по-разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду.

Условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.

Уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т. п., легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются :

· глубокий сон;

· хороший аппетит;

· бодрое эмоциональное состояние;

· полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение.

Формы работы:

- Беседы

- Занятия

- Выставки детских работ

- Творческая речевая деятельность

- Дидактические игры

- Сюжетно-ролевые игры

Для реализации проекта использовались следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется вовремя:

• чтения педагогом рассказов

• наблюдений;

• показа сказок (педагогом, детьми);

• рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

• проведения дидактических игр.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

• чтения литературных произведений, воспитателем;

• обобщающих рассказов воспитателя;

• ответов на вопросы педагога детей;

• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

• сообщения дополнительного материала воспитателем;

• загадывания загадок;

• рассматривания наглядного материала.

Практический метод используется, когда необходимо:

• организовывать продуктивную деятельность;

• провести игры (подвижные, малоподвижные и др.);

• организовать вечера с родителями, для родителей;

• изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Этапы реализации проекта

1. Организационный этап:

• подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр, создание развивающей среды;

• разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;

• пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;

• разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Добро пожаловать!»;«Памятка для родителей» по разделам: «Адаптация. Что это такое?», «Как предупредить плохое поведение у ребёнка, после д/с в период адаптации», «Развиваем самостоятельность малыша»;

• составление перспективного плана мероприятий проекта.

2. Основной этап:

• реализация проекта в соответствии с планом.

3. Итоговый этап:

• анализ проведенной работы;

• диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;

• презентация проекта для педагогов и родителей;

• публикация проекта на интернет-сайте.

• Видео фильм о проделанной работе.

Предполагаемый результат:

• Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.

• Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.

• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

• Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

• Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

Тематическое планирование

Дата Тема Содержание

Сентябрь «Божья коровка» • В гости приходит Божья коровка

• Потешка «Божья коровка»

• Игра «Поймай жучка»

• Игра «Божья коровка и ветер»

• Рисование жучка

• Выставка детских рисунков

Октябрь «Листопад» • Игра «Топ-топ»

• Игра «Дождик и солнышко»

• Стихотворение «Листопад»

• Потешка «По ровненькой

дорожке»

• Рисование осенних листиков

• Выставка детских рисунков

Ноябрь «Мячики»

• Стихотворение «Мой веселый,

звонкий мяч»

• Игра «Прятки с мячом»

• Потешка «Друг веселый, мячик

мой»

• Игра «Наш мячик»

• Рисование мячиков

• Выставка детских рисунков

Декабрь «Новый год»

• В гости приходит Дед Мороз

• Игра «В нашей группе»

• Стихотворение «Ель»

• Игра «Заморозь»

• Потешка «Пальчики у нас попляшут»

• Рисование новогодних елочек

• Выставка детских рисунков

Январь «Зайка»

• Стихотворение «Мы слепили

снежный ком»

• Потешка «Зайка серенький сидит»

• Игра «Лиса и заяц»

• Игра «Найди морковку»

• Рисование зайчиков

• Выставка детских рисунков

Февраль «Веселый петрушка»

• В гости приходит Веселый петрушка

• Игра «Паровоз»

• Игра «Где же, где же наши ручки?»

• Игра «Карусели»

• Рисование петрушки

• Выставка детских рисунков

Март «Мыльные пузыри»

• Игра «Поймай пузырь»

• Потешка «Ладушки-ладошки»

• Игра «Надувайся пузырь»

• Игра «Полетаем на пузыре»

• Рисование мыльных пузырей

• Выставка детских рисунков

Апрель «Мишка»

• В гости приходит мишка

• Стихотворение «Как под горкой снег, снег…»

• Игра «У медведя во бору…»

• Потешка «Мишка косолапый»

• Рисование банки с вареньем

• Выставка детских рисунков

Май «Непослушные мышата»

• В гости приходит мышка

• Игра «Наоборот»

• Игра «Мышки и часы»

• Потешка «Скачут мышки, шалунишки…»

• Рисование мышек

• Выставка детских рисунков

Заключительное мероприятие Выпуск газеты Итоговый выпуск газеты с фотографиями по пройденным темам.

Видео фильм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей. Проводя анализ результатов периода адаптации, можно заключить, что работа прошла успешно. Предварительная работа с семьей дала положительные результаты. На предварительном этапе мы устанавливали контакт с семьями. Были проведены консультации, беседы, организационное собрание с родителями будущих воспитанников детского сада. Учтены психические и физические особенности детей и состояния его здоровья. Большое количество проблем, связанных с адаптацией, снимается установлением с родителями отношений сотрудничества.

В группе создана естественная, комфортабельная, уютная обстановка, насыщенная разнообразным дидактическим и игровым материалом. Игрушки находятся в местах, доступных для детей. В первые дни прихода ребенка в детский сад мы предлагаем поиграть ребенку в игры, направленные на формирование эмоционального контакта, доверия к воспитателю, установление межличностных отношений у детей. Через игру ребенок получал возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни. Эмоциональное общение происходило на фоне совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Мы старались удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте с взрослыми. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках давало ему чувство защищенности, помогло быстрее адаптироваться. Малыши охотнее шли в группу, переставали плакать, если с ними играли, переключали их внимание на активную двигательную деятельность. Общение в процессе выполнения различных движений складывалось значительно быстрее, приобщало малыша к коллективу, к деятельности вместе. Проводили увлекательные, способствующие развитию речи, творческой деятельности детей, пальчиковые игры.

В результате целенаправленной и систематической работе по данной теме мы добилась положительных результатов в процессе перехода от семейного воспитания к общественному.

Список литературы:

1. Аверина И. Е. Физкультурные минуты и динамические паузы в ДОУ. Москва 2008

2. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.

3. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М. : Линка-Пресс, 1999.

4. Губа Г. И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2004.

5. Доронова Т. Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями»

6. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М. : ООО «Национальный книжный центр», 2012.

Публикации по теме:

Фотоотчет о I Всероссийском конкурсе для одаренных и талантливых детей дошкольного возраста «Первые шаги в науку»Фотоотчет о I Всероссийском конкурсе для одаренных и талантливых детей дошкольного возраста «Первые шаги в науку» 2019 Этот конкурс собрал 86 детей, 44 педагога и 59 родителей. Общее количество участников 189 человек. География участников широчайшая:.

Игры-занятия «Первые шаги» для детей раннего возраста по программе ИГРЫ В ПАРАХ Цель - создание условий для развития интереса ребенка к внешнему виду сверстника, его действиям, приобретению первого опыта.

Педагогический проект «Мои первые шаги». Адаптация детей к условиям детского сада Актуальность проекта «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная,.

Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения Второй ваш дом. Детки в садике живут, Здесь играют и поют, Здесь друзей себе находят, На прогулку с ними ходят. Вместе спорят и мечтают,.

Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста «Мои первые шаги» Адаптация детей раннего дошкольного возраста в условиях ДОУ «Мои первые шаги» Автор проекта: воспитатель МДОУ детского сада №4 городского.

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Хорошее настроение» Продолжительность проекта: - краткосрочный, Участники проекта: - дети группы раннего возраста, - родители воспитанников, - воспитатели,.

Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Городищенская СОШ (дошкольный отдел) Программа по адаптации детей раннего возраста.

Реализация проекта «Первые шаги в ГТО» как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возрастаРеализация проекта «Первые шаги в ГТО» как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста В нашем детском саду был разработан проект «Первые шаги в ГТО». Целью которого является создание условий для обеспечения повышения двигательной.

Сказкотерапия как метод адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ Процесс перехода из семьи в детское дошкольное учреждение очень сложен для малыша. Ребёнку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям,.

Взаимодействие педагогов и родителей в период адаптации к условиям детского сада детей младшего дошкольного возраста Адаптация -способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Социальная адаптация-это вхождение ребёнка в коллектив.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги»
Опубликовано: 25 ноября 2019 в 14:16
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД