МААМ-картинки

Проект по формированию коллективных взаимоотношений старших дошкольников

Ольга Седова
Проект по формированию коллективных взаимоотношений старших дошкольников

Проект

по формированию коллективных взаимоотношений

старших дошкольников

I. Методы формирования опыта

- Упражнения :

«Найди ошибку». Цель: закреплять умение подбирать нравственно-ценную лексику, адекватную смысловому содержанию предложения.

Правило игры: кто быстрее найдёт ошибку.

Примерные варианты заданий:

-вежливая девочка грубо разговаривала с мамой;

Публикация «Проект по формированию коллективных взаимоотношений старших дошкольников» размещена в разделах

-сегодня праздник, поэтому мальчик хвастается новой игрушкой; мама обрадовалась, так как дочка не хотела ей помогать; я буду любить маму только за то, что она мне покупает конфеты и др.

«Живая радуга». Цель: определение нравственных качеств человека: хвастливость, лживость, справедливость, смелость, щедрость - и их роль в жизни людей.

Правило игры: перед детьми раскладываются карточки разных цветов. Воспитатель называет нравственные качества человека. Детям необходимо подумать и подобрать к каждому качеству свой цвет.

«Угадай слово». Цель: активизировать использование в речи детей слов, характеризующих нравственные качества человека («честность, «доброта», скромность»).

Правило игры: дети называют пропущенное слово.

Совместно с воспитателем обсуждают смысл пословицы или поговорки о честности, доброте и скромности.

Речевой материал для игры:

…. (Правда) светлее солнца.

Вчера солгал, а сегодня (лгуном) обзывают.

За … (правду) не судись, скинь шапку да поклонись.

Нет большего позора, как не выполнить … (уговора).

Без добрых дел нет … доброго имени.

Жизнь дана на. (добрые дела)

(Скромность) каждому к лицу.

«Кукла заболела». Цель: формировать навыки взаимопомощи; воспитывать сочувствие, отзывчивость, сопереживание.

Воспитатель разыгрывает сценку, поясняя: "Ребята, девочка очень печальная, ее дочка (кукла) заболела, (девочка качает куклу на руках). "Что же мне делать? Как мне быть?" - спрашивает девочка.

Воспитатель обращается к детям, предлагает им разные роли (врача, медсестры, шофера скорой помощи и др., помогает наладить диалог с больной, обратиться к ней со словами утешения. Воспитатель поощряет инициативу детей.

2) Игры

«Автобус». Цель: моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства.

«Капитаны». Цель: действовать сообща, вместе принимать решения, находить выход их ситуаций.

«Семья» Цель: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, желание помочь, внимательное отношение к неудачам других.

3) Проблемные ситуации

Ситуации:

- Раздается телефонный звонок. Мама сообщает, что сегодня задержится на работе, у нее проверка. Дочка понимает, что мама придет очень усталая, она решает убраться в квартире, чтобы порадовать маму. Ваши действия?

- Мама привела сына в детский сад. Мальчик плачет, так как по дороге мама не купила ему Чупа - Чупс. Действия ребят в группе и воспитателя.

- У бабушки юбилей. Все родные желают много счастья, улыбок, здоровья.

- Срочно требуется помощь ребенку, у него высокая температура и болит горло…

Воспитатель обращает внимание детей на состояние больного, он нуждается в ласке, утешении, в немедленной медицинской помощи.

- В поликлинике большая очередь. Входит мама с дочкой, у девочки рана на голове и сочится кровь. Как быть?

Воспитатель дает возможность детям самостоятельно найти выход из ситуации. Обращает внимание на то, как необходимо обращаться с больной. Поощряет и отмечает тех, кто сочувствует на только больной, но и ее маме.

- В больнице тихо, все ждут своей очереди к врачу и вдруг входят молодые люди и начинают громко смеяться, нарушают тишину. Ваши действия…

4) Традиции в группе

-«Утро радостных встреч». Цель: Обеспечить постепенное вхождение ребенка в ритм жизни группы, создать хорошее настроение, настроить на доброжелательное общение со сверстниками.

-«Календарь настроения». Цель: Наблюдение воспитателем за эмоциональным состоянием каждого ребенка с целью оказания своевременной коррекции и поддержки развития личности ребенка.

-«Отмечаем день рождения». Цель: Развивать способность к сопереживанию радостных событий, вызвать положительные эмоции, подчеркнуть значимость каждого ребенка в группе.

-«Мы всегда вместе». Цель: Формирование между детьми доброжелательных дружеских отношений.

II. Методы формирования представлений, суждений, оценок

1) Чтение и обсуждение художественной литературы. Цель: вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

Это произведения В. В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»; цикл стихов А. Барто "Вовка добрая душа", ненецкие сказки «Айога», «Три сына», А. В. Осеевой «Добрые слова», «Волшебное слово», «Печенье»; стихи А. Кузнецовой «Подружки»; Е. Серовой «Нехорошая история», Е. Благининой «Подарок».

2) Этические беседы

- Этическая беседа по сказке «Жадный кармашек» Цель: формирование таких качеств, как чувство справедливости, ответственности, доброты, честности, правдивости, смелости, дружбы. Помочь усвоить детям усваивают основное правило: надо помогать другим людям, если они в этом нуждаются. Тот, кто помогает, поступает хорошо. Сформировать понятие о добром поступке.

Беседа по содержанию сказки:

- Почему сказка называется «жадный кармашек»?

- Правильно ли поступила девочка, когда послушала кармашек?

- Почему всё не поместилось в кармашек?

- Как надо было поступить?

- Что такое жадность?

- Как бы вы поступили, если ваш кармашек оказался тоже таким жадным?

- Кого можно назвать жадным?

- Покажите, как вы оцениваете поступок Алёнки, когда она послушала кармашек? (дети показывают кружок-символ коричневого цвета)

- Покажите, как вы оцениваете поступок Алёнки, когда она самостоятельно приняла решение? (кружок жёлтого цвета) .

Предложить детям упражнение-тренинг «Как бы ты разделил игрушки». Каждому ребёнку предлагается пять красивых игрушек, их надо разделить.

- Этическая беседа «Мальчики – защитники слабых (девочек)».

Почему нужно защищать слабых?

Что нужно делать, чтобы стать сильным?

Можно ли доказывать правоту «не кулаками»?

Как ты думаешь, трудно ли быть храбрым?

Бывало ли тебе когда – нибудь страшно?

Как бороться со страхом?

Каких ты знаешь бесстрашных героев сказок, рассказов, стихотворений?

Случалось ли тебе чувствовать себя защитником?

- Этическая беседа по теме «Дружба» (по повести А. Гайдара «Чук и Гек») Цель: обобщать имеющиеся у детей знания о дружбе, помочь укрепить дружеские отношения, воспитывать у дошкольников привычку дружно играть и трудиться сообща, формировать умение договариваться, помогать друг другу и т. П.

Что было дальше, вы узнаете, если попросите родителей прочитать повесть Аркадия Гайдара «Чук и Гек». – Как мальчики могли решить свой спор? – Каким словом можно назвать эту ссору? (Глупая ссора.) – Давайте подумаем, что мальчики могли бы сделать, чтобы отложить отъезд к отцу. (Рассказать маме о телеграмме.) Правильно, тогда мама пошла бы на почту и выяснила, что было написано в телеграмме. – А бывало так, что ваши ссоры приводили к неприятностям? Расскажите, как это случилось. Подумайте, что надо было сделать, чтобы этого не случилось. – Подходит ли к истории о Чуке и Геке пословица: «Глупые ссорятся, а умные договариваются». Как объяснить эту пословицу?

3) Рассматривание картин. Цель: воспитывать доброжелательность, умение ориентироваться на состояние сверстников, умение сообща находить выход из сложной ситуации, взаимопонимание, взаимовыручку.

- Воспитатель показывает картину: "Ребята, посмотрите на картину, что на ней изображено, чем занимаются дети?" На картине изображены дети, которые увлеченно мастерят из бумаги матросские бескозырки и воротнички. Воспитатель обращает внимание детей на то, как дружно работают ребята на картине. Один мальчик быстрее справился с заданием и помогает остальным.

Показывает 2 картину. В группе построен морской корабль из стульев, все матросы (дети в матросских бескозырках и воротничках) заняли свои места (сидят на стульях, но оказалось, что одному из мальчиков не хватило бескозырки и он не может отправиться в плавание и стоит очень грустный. Дети в полной растерянности.

Воспитатель обращает внимание детей на состояние мальчика, что он огорчен и расстроен и предлагает детям найти выход из ситуации.

Воспитатель выслушивает ответы детей, поощряет тех, кто предложил совместно изготовить для мальчика атрибуты и взять его с собой в "плавание". Воспитатель делает детям намек на то, что если взяться за дело всем вместе, дружно, его можно завершить быстро и легко.

3) Продолжи рассказ. Цель: воспитывать доброжелательные отношения; формировать умение сдержаться от упреков, нареканий, быть более снисходительными.

Дети строят из крупного конструктора "Лего" пароход. Все увлечены этой постройкой: одни подвозят на машине кубики, другие делают крышу, ставят трубы, натягивают флажки. Вдруг Дима споткнулся на кубик и упал прямо на построенный корабль. Дима испугался и заплакал, он ушиб себе коленку.

Как вы думаете, что же было дальше? Воспитатель подводит детей к тому, что Дима это сделал "нечаянно", он сам от этого пострадал - ушиб коленку, такое может произойти с каждым. Обращает внимание на то, что Диме больно, и он плачет. Воспитатель поощряет инициативные предложения детей, особенно с гуманистической направленностью.

4) Рассказывание произведения В. Катаева «Цветик-семицветик». Цель: формирование интереса детей старшего дошкольного возраста к решению нравственных проблем.

5) Игры

-Игра «Скажи наоборот» Цель: закрепление представлений о полярности нравственных качеств.

- Игра «Пожелание». Цель: вызвать положительно-эмоциональные переживания общения.

- Игра «Мое настроение». Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.

- Настольная игра «Оцени поступок» . Цель: развивать умение видеть проблему, находить приемлемые формы выхода из сложившейся ситуации, формирование культуры общения.

- Игра «Цветик – семицветик» . Цель: Развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, умение видеть нравственные проблемы.

6) Инсценировка

-Этюды «Провинившийся», «Стыдно». Цель: обогащение эмоциональной сферы, коррекция нежелательных черт характера.

-Этюд «Лягушкой даже была царевна» Цель: развитие эмпатии; сочувствия, сострадания, учить детей видеть нравственные проблемы,требующие решения.

- Этюд «Пчела защищается вынужденно». Цель: развитие эмпатии; сочувствия, сострадания, учить детей видеть нравственные проблемы, требующие решения.

-Ситуация «Не надо грустить»; сценка «Успокой друга» (с использованием кукол-перчаток) Цель: развивать чувство эмпатии; формировать опыт доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности.

7) Рисование

«Мои друзья» (Рисование и рассказы о друзьях). Задачи: показать детям, какие интересные сверстники их окружают; вызвать положительно-эмоциональные переживания общения.

8) Специальные занятия

- Занятие на тему «Честность». Цель: учить делать правильный моральный выбор в проблемной ситуации; закрепление представлений о нравственных качествах; развитие социальной компетентности.

Чтение: Н. Носов «Фантазеры».

Формулирование «правил честности» :

-игрушки и вещи детского сада принадлежат всем детям;

- в распределение ролей в играх, в установлении очередности будь честен и справедлив;

- соблюдай правила игры;

- любое поручение выполняй добросовестно;

- дал слово - держи его;

- умей открыто признаться в своей вине, не перекладывай вину на другого;

- не бери без спросу чужого;

- сломал игрушку, открыто признайся воспитателю.

9) Заучивание и толкование пословиц:

- Где правда, там и счастье.

- Раз солгал – навек лгуном стал.

- Соврешь не помрешь – да впредь не поверят.

- У лжи короткие ножки.

- Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

- Жизнь дана на добрые дела.

-Занятие по театрализованной игре «Заюшкина избушка». Цель: дать детям представление о полярности моральных качеств; формировать отрицательное отношение к проявлению негативных качеств характера; учить делать правильный моральный выбор в проблемной ситуации.

Игра «Напиши письмо» (на материале сказки «Заюшкина избушка»)

Список литературы

1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М. : ТЦ, Сфера, 2003. – 128 с.

2. Есина Л. Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. – М. : Издательство “Скрипторий 2003”, 2008. – 96 с.

3. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения – М. : ВЛАДОС, 2003. – 224 с.

4. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5– 7 лет: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

5. Пахомова О. Н. Добрые сказки. Этика для малышей. – М. : книголюб, 2004. – 88 с.

6. Фалькович Т. А. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников : Старшая и подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2008. – 160 с.

7. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – Харьков: Фолио, 1997. – 464 с.

8. Шорыгина Т. А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М. : Прометей, Книголюб, 2001. – 60 с.

9. Щипицина Л. М. Азбука общения: Развитие у личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – “Детство Пресс”, 2002. – 384 с.

10. Якобсон С. Г. Моральное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детских садов. – М. : Издательский дом “Воспитание дошкольника”, 2003. – 112 с

Публикации по теме:

Интегрированная НОД по формированию доброжелательных взаимоотношений в разновозрастной группе «Друг всегда придет на помощь» «Друг всегда придет на помощь» Цель – формирование доброжелательных взаимоотношений между детьми. Задачи: - Воспитание доброжелательного,.

Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Среди разнообразных задач специального обучения в детском саду особое место должно быть отведено овладению звуковой и слоговой структурой.

Формирование позитивных взаимоотношений в семье — основа нравственного воспитания дошкольников Тема «Формирование позитивных взаимоотношений в семье - основа нравственного воспитания дошкольников» «Ребенок учится тому, Что видит у.

Проект по формированию патриотических чувств у дошкольников «Моя Семья» Актуальность проблемы: Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили.

Проект по формированию дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста «Дружные ребята» Дружные ребята» Проект (краткосрочный) Тип: творческий Группа: Старшая группа Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Проблема:.

Проект по формированию здорового образа жизни дошкольников Проект «В лес за здоровьем». Федорцова С. А. МБДОУ д/с № 35, воспитатель. I. Актуальность проекта: Известно, что дошкольный возраст является.

Рекомендации по формированию адекватной самооценки у старших дошкольников Рекомендации по формированию адекватной самооценки у старших дошкольников С переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых,.

Рекомендации воспитателям по организации положительных взаимоотношений дошкольников. Самое главное- воспитать те нравственные силы ребёнка, без которых он не может не делать добра, т. е. учить сопереживать. В. А. Сухомлинский.

Сборник игр на формирование дружеских взаимоотношений у старших дошкольниковСборник игр на формирование дружеских взаимоотношений у старших дошкольников Игра- это единственная центральная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов. Именно игра является главным способом.

Творческий проект для старших дошкольников «Логопедическая азбука»Творческий проект для старших дошкольников «Логопедическая азбука» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по формированию коллективных взаимоотношений старших дошкольников
Опубликовано: 7 февраля 2018 в 19:30
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД