Папки-передвижки

Проект по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством создания метеослужбы в ДС

Рычкова Ольга Владимировна
Проект по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством создания метеослужбы в ДС

Проект по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста по средствам создания метеослужбы в детском саду.

Тема проекта : Организация метеослужбы в детском саду как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Введение.

Публикация «Проект по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством создания метеослужбы в ДС» размещена в разделах

Экологическое образование и воспитание – чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Познавательная, исследовательская и творческая деятельность призвана восполнить эти проблемы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры.

Воспитывая в детях добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой природы; умение реализовать свои впечатления в трудовой деятельности, применяя современные образовательные технологии проектной деятельности можно решить проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста

Проектно-исследовательская деятельность вызывает у ребёнка неподдельный интерес к природе, даёт возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. В проектно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире.

«Люди, научившиеся…

Наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.»

К. Е. Тимирязев

Дошкольники- прирождённые исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Цель проекта : Обучать детей элементарному прогнозированию состояния природы.

Задачи:

1. Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения.

2. Учить детей прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой.

3. Развивать чуткость и внимательность к миру природы, замечать изменения в состоянии объектов природы.

4. Приобщать детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту: Знакомить детей с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений.

5. Учить детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях природы.

6. Воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к родному краю.

7. Активизировать позицию родителей как участников педагогического процесса в детском саду.

Вид проекта : познавательно-исследовательский.

По сроку реализации: долгосрочный, на 1 год 3месяца

Участники проекта : дети подготовительной группы, педагоги группы, родители.

Объект исследования: погода, изменение погодных условий.

Предполагаемый результат:

• Обустройство метеостанции на участке ДОУ.

• Оснащение площадки нужным оборудованием.

• Практическое применение в воспитательно-образовательном процессе.

• Повышение экологической культуры у детей.

Ребё нок:

Углубляет и расширяет знания о погоде, её составляющих и приборах-помощниках;

Пополняет словарный запас;

Развивает навыки общения и речь, пространственную ориентацию;

Стимулирует познавательный интерес, расширяет кругозор.

Педагоги:

Активно развивают творческое и познавательное мышление;

Продолжают осваивать метод проектирования – метод, организации насыщенной детской деятельности, который даёт возможность расширять образовательное пространство, придавать ему новые формы.

Родители:

Расширяют возможности сотрудничества со своими детьми;

Подготавливают материал для обучения и развития своих детей;

Повышают свою компетентность в вопросах экологического воспитания.

Актуальность темы проекта :

1. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия.

2. Необходимо включать дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, замечать их сходства и различия, самостоятельно приобретать знания.

Самые ценные и прочные знания – это те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных изысканий.

3. Развивать у дошкольников умение экспериментировать, наблюдать можно доступными средствами, наблюдая за погодой и природными явлениями.

Наблюдение за погодой –

Это познавательная деятельность, доступная ребёнку, Развивающая его умственные способности;

Углубляет знания о природе, о значимости её компонентов, о зависимости органической природы от неорганической;

Позволяет использовать все методы экологического образования во всех формах работы;

При прогнозировании погоды дети испытывают радость открытия,

Основные принципы работы по проекту :

Природосообразности;

Сознательности и активности;

Наглядности;

Систематичности и последовательности;

Доступности;

Методы проекта :

Исследовательские (опыты, проблемные вопросы, наблюдения, экспериментирование);

Наглядные;

Словесные (чтение природоведческой литературы, беседы, объяснения, указания, консультации для родителей).

Этапы реализации проекта :

1) Подготовительный (организационный). Июнь, июль, август 2020 года.

Подбор и изучение методической литературы, интернет-ресурсов по организации совместной образовательной деятельности с детьми и родителями на метеоплощадке;

Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, видеоматериалов, игр, бесед, составление конспектов мероприятий по ознакомлению детей с метеостанцией и её приборами;

Создание предметно-развивающей среды.

Составление перспективного плана работы по проекту;

2) Основной (исследовательский). Сентябрь 2020 года - июль 2021 года.

Изготовление и приобретение приборов для метеостанции совместно с детьми и родителями;

Систематическая работа на метеостанции;

Снятие показаний приборов, запись показаний в дневник погоды, сравнение показаний между собой;

Проведение экспериментов и практических работ;

Экскурсии, беседы, презентации;

Просвещение родителей по вопросам наблюдения за погодой дома, во дворе.

3) Заключительный (обобщающий). Август 2021 года.

Подведение итогов, обобщение результатов работы;

Обогащение развивающей среды;

Представление проекта педагогическому сообществу.

Перспективный план работы с детьми и родителями.

Этапы проекта Сроки Мероприятия по работе с детьми и родителями Цель работы

Подготовительный Июнь-август. • Родительское собрание для включения в проектную деятельность.

• Помощь родителей в подборе и установке необходимого оборудования.

• Рассматривание с детьми иллюстраций по метеоплощадке, метеоприборах.

• Просмотр фильма о деятельности метеоролога. • Привлечь родителей к участию в проектной деятельности, к приобретению необходимого оборудования.

• Провести мониторинг экологических знаний детей.

Основной Сентябрь • Экскурсия на метеоплощадку.

• Беседа «Знакомство с приборами».

• Беседа «Что такое метеостанция.

• Беседа «Что такое погода?».

• Д/и «Погодное явление».

• Викторина «Сентябрь-хмурень». • Познакомить детей с метеоплощадкой, приборами для изучения погоды.

• Уточнить понятие «погода».

• Расширить и закрепить знания детей о первом месяце осени, народных приметах, пословицах, загадках.

• Учить вести календарь погоды.

Октябрь • Знакомство с профессией метеоролога. Откуда дикторы радио и телевидения узнают о погоде?

• Беседа о часах. Солнечные часы. Беседа «Влияние солнца на образ жизни людей и животных».

• КВН «Октябрь-грязник». • Продолжать расширять знания детей о приборах, учить ими пользоваться, ставить опыты.

• Познакомить с прфессией «метеоролог».

• Рассказать о влиянии солнца на всё живое.

• Закрепить и расширить знания детей об октябре.

• Продолжать знакомить детей с народными приметами.

Ноябрь • Знакомство с видами облаков.

• Опыт с рамкой-искателем по определению видов облаков.

• Беседа «Ветер, ветер, ты могуч».

• Знакомство с флюгером. Опыт с вертушкой, султанчиками.

• Д/и «Ветер-ветерок».

• Ручной труд. Совместно с родителями изготовление вертушек и султанчиков.

• Итоговое занятие «Осень-запасиха». • Формировать представление о многообразии приборов для изучения погодных условий.

• Познакомить с понятием «ветер», причинами его появления, влиянии его на жизнь организмов.

• Расширять знания детей о ноябре.

• Продолжать знакомить детей с народными приметами.

Декабрь • Наблюдение за снежинками. Опыты со снегом, льдом.

• Гигрометр.

• Ручной труд «Изготовление гигрометра».

• Обустройство кормушек на метеоплощадке. Пернатые синоптики.

• Беседа «Декабрь-студень». • Учить ставить опыты.

• Познакомить с такими явлениями, как лёд, сосулька, иней.

• Расширять знания детей о декабре.

• Дать представление о том, как образуется снег.

• Познакомить с прибором для измерения снежного покрова-снегомером.

• Продолжать знакомить с народными приметами.

Январь • Опыт «Следы на снегу», опыты со снегом, льдом.

• Измерение снежного покрова-снегомер.

• Знакомство с барометром.

• Знакомство с термометром.

• Беседа «Январь-просинец». • Закреплять знания детей о январе.

• Уточнить представления о видах термометров.

• Познакомить с назначением барометра.

• Продолжать знакомить с приборами, учить ими пользоваться.

Февраль • Беседа «Дуют ветры в феврале».

• Знакомство с ветряным рукавом.

• Совместно с семьёй создание картотеки «Поговорки и народные приметы о погоде»

• Наблюдение за домашними животными.

• Итоговое занятие «Хоть февраль злится, но весну чует». • Расширить знания детей о феврале.

• Продолжать работать с календарём природы.

• Расширять представления о погоде.

• Продолжать знакомить с животными-синоптиками.

Март • Беседа «Март-утро года», «Март-протальник».

• Увеличение светового дня.

• Наблюдение за облаками. Опыт с рамкой-искателем.

• Понятие «Экологическая тропа». Экскурсия по экологической тропе д/с.

• Беседа «Растения-предсказатели природы». • Закреплять знания детей о марте.

• Учить детей видеть необычное в окружающем мире.

• Учить наблюдать, делать выводы, анализировать увиденное.

• Продолжать знакомить с народными приметами.

Апрель • Занятие «Апрель-снегогон».

• Беседа «Как животные предсказывают погоду».

• Беседа «Удивительное рядом». • Расширять знания детей об апреле.

• Учить видеть необычное в окружающем мире.

Май • Высаживание растений, уход за ними. Наблюдения за тем, как погодные условия влияют на рост растений.

• Беседа «Май-травень».

• Прибор для измерения дождевых осадков-осадкомер. Измерение количества выпавших осадков.

• Опыты с дождевой водой.

• Насекомые-предсказатели погоды.

• Праздник «Май леса одевает, лето в гости приглашает». • Закрепить и расширить знания детей о мае.

• Познакомить с назначением осадкомера.

• Познакомить, как насекомые могут предсказывать погоду.

• Продолжать знакомить с народными приметами.

Июнь • Беседа «Тайны планеты Земля».

• Наблюдения за изменениями в природе, ведение календаря погоды.

• Знакомство с компасом.

• Опыты с песком, водой. • Познакомить с тайнами нашей планеты, удивительными фактами.

Формировать у детей представление о частях света, познакомить детей с компасом.

• Закреплять знания о приборах.

• Продолжать вести календарь погоды.

Июль • Беседа «Путешествие капельки».

• Наблюдения за изменениями в природе. Экскурсия в лес «Поиск клада от Лесовичка».

• Ведение календаря погоды.

• Опыты с ветром. • Закрепить и расширить знания детей о июле.

• Познакомить с круговоротом воды в природе.

Заключительный Август • Наблюдения за погодой, ведение календаря погоды.

• Итоговое развлечение «Юный метеоролог» с привлечением родителей.

• Конкурс-выставка работ, изготовленных в период проекта.

• Итоговое родительское собрание, анализ результатов. • Закрепить и систематизировать знания детей о погоде, природе, приборах.

• Расширить и закрепить знания о профессии «метеоролог».

Прогнозируемые результаты проекта :

Для детей :

Повысился уровень знаний о значении погоды в жизни человека;

Появились знания о метеорологии как науке, профессии метеоролога, метеоприборах;

Сформировались новые понятия : температура воздуха, давление, направление и сила ветра;

Сформировались новые навыки работы с метеоприборами.

Для родителей:

Повысилась компетентность в вопросах организации совместной деятельности с детьми по повышению у них познавательной, речевой активности, умения элементарного прогнозирования состояния природы.

Для педагогов:

Изучена и проанализирована научно-методическая литература по данной теме;

Создана картотека игр, бесед, песен, народных примет, поговорок, наблюдений и т. д.

Приобретено и изготовлено необходимое оборудование для метеоплощадки.

Литература:

1. Баранникова Э. Тарасевич П. «Создание развивающей среды на участке детского сада» «Ребёнок в детском саду» 2002.- №3

2. Богомолова Н. И. «Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников».

3. Кузнецова Л. В. «Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей».

4. Интернет-ресурсы.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Проект по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения посредством ознакомления с ПДДПроект по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения посредством ознакомления с ПДД Проект «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения» База.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством создания метеослужбы в ДС
Опубликовано: 5 января 2024 в 14:12
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД