Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Я родился на Донской земле»

Ольга Филатова
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Я родился на Донской земле»

Паспорт проекта.

Автор проекта: Воспитатель МБДОУ д/с № 4 Филатова О. В.

Название проекта: «Я родился на Донской земле»

Тема проекта: Приобщение дошкольников к культуре Донского края, к традициям нашего края, к традициям своей семьи. Патриотическое воспитание детей посредством приобщения к истории родного города.

Сроки реализации: краткосрочный, 1 месяц

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий проект.

База проекта: МБДОУ д/с 4

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Актуальность проекта.

Без прошлого – нет будущего!

«Человеку важно знать свои корни - отдельному человеку, семье, народу - тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни».

Василий Песков.

Родина, Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к своей семье, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос, с улицей, по которой ходил не раз, с двором, где посадил первое деревце.

Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

2. воспитание патриотов России.

3. формирование мира и межличностных отношений.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине решаются в нашем детском саду уже давно, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении.

Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:

к 6-7годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;

у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;

60 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;

40 % родителей затрудняются в знании истории города, края;

20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.

Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями родного города и края. Решением данной проблемы стала реализация проекта: «Я родился на Донской земле, в котором приняли участие наши родители вместе со своими детьми.

Такой метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Цель проекта:

Воспитывать патриотические чувства на основе приобщения к культурному наследию Донского края. Создание условий по приобщению детей в семье к истории своей семьи, к истории родного города Новочеркасск, к достопримечательностям города. Расширять представления детей и родителей об истории своей семьи, о ее родословной, знать и поддерживать семейные традиции. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым.

Задачи проекта:

• Создать условия для знакомства с культурой и традициями Донского края.

• Развитие эмоционально-ценностного отношения к родному городу, дому, своей семье.

• Знакомство детей с культурным наследием нашего города.

• Развитие бережного и созидательного отношения к любимому краю (достопримечательности, культура, природа).

• Содействовать проявлению заботливого отношения к своей семье в процессе реализации проекта.

• Способствовать воспитанию у детей любви и уважения к членам семьи, проявлять уважение и заботу о родных людях.

• Создавать эмоциональное настроение, оставлять яркие впечатления от рассказов, бесед и экскурсий.

Предполагаемый результат:

1. Возрождение традиций семейного воспитания.

2. Применение родителями педагогических знаний в патриотическом воспитании детей в семье.

3. Развитие партнёрских отношений в семье.

4. Освоение доступных знаний об истории родного города.

5. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

6. Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь.

Гипотеза:

Не следует ждать от детей и взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены. Если в семье взрослые уделяют большое внимание к истории своей семьи, чтут традиции своей семьи и помнят корни своей семьи, значит их дети в будущем будут поддерживать эту традицию!

Методы проекта:

1. наблюдение и беседы

2. совместные игры

3. анкетирование

4. познавательные игровые занятия,

5. презентации

6. изобразительное творчество

7. экскурсии

Этапы проведения и реализации проекта:

1. Подготовительный

• Изучение интереса детей для определения целей проекта.

• Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

• Обращение к специалистам.

• Сбор информации об истории города (совместно с родителями)

• Подбор фотографий «Достопримечательности Новочеркасска»

• Сбор семейных фотографий «История моей семьи»

• Создание родителями презентаций «История моей семьи», «Мой любимый город»

• Создание альбома совместно с родителями «Семейные традиции»

2. Реализационный

Работа с родителями:

Сбор информации для создания альбома «Семейные традиции», «История моей семьи», «Мой родной город-Новочеркасск»

Круглый стол с родителями «Наша семья и семейные традиции»

Создание мини проектов совместно со своими детьми.

Работа с детьми:

Экскурсии по городу

Рассматривание фотоальбомов «Новочеркасск»

Беседы о родном городе, о семейных традициях.

Разучивание песен о Донском крае, городе Новочеркасск

чтение худ. литературы Донском крае.

Игры с детьми: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, развивающие.

Продуктивная деятельность: рисование, аппликация.

3. Заключительный

Подведение итогов проектной деятельности

Беседы с семьями, что им дал этот проект, что получилось и чтобы хотели, продолжит в дальнейшем.

Выставка рисунков, выставка фотоальбомов.

Результат:

Данные проекты можно продолжить реализовывать в дальнейшем, привлекать как можно больше родителей к участию. Такие проекты возрождают традиции семейного воспитания. В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. В результате работы над проектом дети расширили представление о своём родном городе, о семейных традициях, обычаях. В проекте принимали участие семья Лябик Лизы «История моей семьи», Бурчаковой Ангелины «Моя малая родина-город Новочеркасск». Семья Веденеева Артема, Бондаренко Полины, Яковлева Захара, Лунева Гриши, Щербаковой Киры «Традиции моей семьи».

В результате проделанной мной работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по нравственно – патриотическому воспитанию, который будет состоять из четырех блоков:

• 1 блок «Семья и ближайшее окружение»

• 2 блок «Детский сад – мой второй дом»

• 3 блок «Родной свой край люби и знай!

• 4 блок «Россия – Родина моя»

Такая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Содержание проектной деятельности:

14.11-16.11.2016год Цикл занятий и бесед «Мой Донской край», «Мой город Новочеркасск»

16.11-18.11.2016год Экскурсия в мини- музей. Выставка фотографий «Достопримечательности Новочеркасска»

18.11-21.11.2016год Беседы о семье, рассматривание иллюстраций и фотографий «Славянская семья»

21.11-23.11.2016год изо. деятельность «Моя семья»

23.11-25.11.2016год Разучивание пальчиковой гимнастики, стихов, потешек о семье.

25.11-28.11.2016год Экскурсия в музей Донского Казачества.

29.11.2016 год Оформление альбома «История моей семьи»

30.11.2016 год Выставка коллективных рисунков детей и родителей на тему «Моя семья»

01.12.2016 год Круглый стол с родителями «Наша семья и семейные традиции»

02.12-5.12.2016 год Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «Семья (рождение брата или сестры)», «В гости к бабушке», «Моя мама врач (учитель, продавец и т. д.)»

02.12-5.12.2016 год Развитие речи: Составление творческих рассказов на темы: «Моя семья», «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Лето на даче», «Семейное путешествие», «Мир семейных увлечений», «Как я помогаю дома», «Я буду мамой (папой)» «Здравствуй, мамочка моя!», «Много у бабушки с нами хлопот», «Мой любимый папочка», «Летний отдых нашей семьи», «У меня братишка (сестренка) есть», «Наша дружная семья»

5.12-9.12.2016 год Игры-драматизации по мотивам литературных произведений: Г. Шалаевой «Как вести себя у бабушки и дедушки», В. Осеевой «Обычная старушка»

2.12-14.12.2016 год Музыка: Слушание произведений П. Чайковского «Детский альбом»;

Разучивание песен детских композиторов на семейную тематику: «Песенка о бабушке» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной, «Наша мама» (муз. Ю. Слонова, сл. О. Высотсткой, «Песенка про бабушку» (муз. и сл. А. Абелян, «Дедушка» (муз. Ф. Рахимкуловой, сл. Д. Хасаншина, «Мама» (муз. А. Бакалова, сл. С. Вигдорова, «Бабушки» (сл. И. Шаферана, муз. Е. Птичкина, «Наша бабушка» (сл. В. Викторовой, муз. Е. Тиличеевой, «Песня о бабушке» (сл. и муз. Е. Шаламоновой,

13.12.2016 год Физическое развитие Семейные соревнования: «Папа, мама, я – спортивная семья»

02.12-5.12.2016 год Заучивание русских пословиц и поговорок о семье

5.12-9.12.2016 год Знакомство с казачьим народным фольклором, разучивание хороводов и закличек.

14.12.2016год Выставка детских рисунков «Донской край»

15.12.2016 год Показ презентации «Мой город Новочеркасск»

16.12.2016год Выставка альбомов «Семейные традиции», «История моей семьи», «Малая родина- город Новочеркасск»

16.12.2016 год Семейные посиделки «Наша дружная семья»

Публикации по теме:

Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Яблонька» Тип проекта: краткосрочный, социально-ориентированный (творческий). Продолжительность: апрель – первая неделя мая. Автор проекта: воспитатель.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» Муниципально казённое дошкольное учреждение Евстратовский детский сад Тема: Проект по нравственно – патриотическому воспитанию «Моя малая.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию. Тип проекта: творческий Участники проекта: воспитатели,воспитанники и родители второй младшей группы Срок реализации проекта: 15 марта.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Гражданин воспитывается с детства» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Я люблю Новосемейкино» Проект по нравственно – патриотическому воспитанию «Я люблю Новосемейкино!» «Люблю тебя, посёлок мой, Твои окрестные леса, И шум далёкий,.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «С Чего начинается Родина» «С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. А может, она начинается С.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Там, где Борисоглебск и я, там Родина моя» «Я узнал, что у меня, Есть огромная родня: И тропинка, и лесок, В поле - каждый колосок, Речка, небо надо мною - Это все мое, родное!» В.

Проект по нравственно — патриотическому воспитанию «Наш маленький мир» для детей младшей группы Идеи проекта:Все совместные дела в ходе реализации проекта подчинены единой теме, работая над которой дети и родители активно включаются.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Семья — маленькое государство»Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Семья — маленькое государство» Краткосрочный проект «Семья – маленькое государство» Актуальность. Со времен Древней Руси опыт старшего поколения, его традиции передавались.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников “Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”. К. Паустовский Актуальность: Что мы Родиной зовём? Край, в котором.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Я родился на Донской земле»
Опубликовано: 24 февраля 2017 в 23:42
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 сентября. Всемирный день мониторинга качества воды

Ежегодно 18 сентября во многих странах мира берут пробы воды в разных водоёмах нашей планеты для оценки её качества и безопасности для людей и других живых организмов. Этим занимаются не только в...

18 сентября. Выставка аппликаций из бумаги, сложенной «гармошкой»

Бумага – тот материал, с которым мы встречаемся ежедневно. Газеты, книги, бумага для творчества и хозяйственных нужд – все это делают на целлюлозно-бумажном производстве. А ведь когда-то бумажные листы...

Методические рекомендации по обучению пересказу по тетрадям Н. Э. Теремковой «Я учусь...
У детей с ЗПР существуют следующие проблемы развития речи: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение...
Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть...
Программа «Зернышко» включает комплекс блоков, последовательность которых отражает логику содержания предлагаемых знаний, позволяет постепенно переходить от...
Фотоочерк «День космоса на МAAM» из опыта работы
Добрый вечер, дорогие коллеги и друзья МААМовцы! Предтавляю вам небольшой фотоотчерк из опята работы по теме КОСМОСА! Увидела , что 17 сентября объявлен...