Надежда Полянская
Проект по освоению нетрадиционной техники рисования «Веселые пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : творческий
Вид проекта : краткосрочный.
Продолжительность проекта : с 01 июня по 01 августа 2022г.
Участники проекта : дети общеразвивающей группы 3-4 лет ; воспитатель группы; родители.
Возраст детей: 3-4 года.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Актуальность. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Публикация «Проект по освоению нетрадиционной техники рисования „Веселые пальчики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Пальчиковая живопись. Рисование пальцами и ладошками
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов.
Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» (Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина (2004) ; К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин (2001) .
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованно-сти, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
• Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.) .
• Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры голов-ного мозга.
• Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
• Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети по-знают ее свойства: густоту, твердость, вязкость) ;
• Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ре-бенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
Цель проекта : Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи проекта :
• Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
• Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с раз-личными изобразительными материалами.
• Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (рисование пальчиками и ладошкой, рисование оттиском из картофеля, и т. д.) .
• Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта :
• формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
• владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
• умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
• повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Продукты проектной деятельности : Рисунки, выставки.
Итоговое проектное мероприятие : презентация.
Основные этапы реализации проекта :
Планируемая работа Ожидаемый ре-зультат Сроки
1 этап - подготовительный
Цель: самосовершенствование по данной теме.
Диагностирование детей через наблюдение, беседу
Составление перспективного плана по реализации про-екта.
Подбор художественной литера-туры:
Индивидуальное консультирование
родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и не-обходимой литературы.
Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды. Будет собран необходимый
материал для работы в данном направлении.
Будет создана позитивная работа с родителями. Первый этап
2 этап – практический
Цель: реализация проекта в образовательную практику.
Разработка конспектов занятий.
Ежедневная работа с детьми:
1) Словесные игры
2) Настольно-печатные игры
3) Беседы
4) Чтение стихотворений, сказок
5) Загадывание загадок. Повысится познаватель-ный интерес.
Расширятся коммуникативные и творческие спо-собности детей. Обогатится словарный запас детей.
Родители станут участниками образовательного процесса. Второй этап
3 этап - заключительный
Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение даль-нейших перспектив.
Анализ результатов проекта, оформление результатов проекта.
Анкетирование и опрос детей и родите-лей.
Обобщение работы и размещение ее в Интернете на сайте детского сада. Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитатель-но- образовательном про-цессе и превратится в повседневную необходимость. По итогам проекта на педагогическом совете, на родительском собрании.
Перспективное планирование реализации проекта
№ Тема Основное содержание Основные формы работы Средства обучения и воспитания Сроки
1. Рисование пальчиками
1. «Чудо-терем» Формировать умение изображать сказочный теремок, в технике «рисование пальчика-ми» развивать интерес к изобразительной деятельности, умение самостоятельно выбирать цвет, побуждать детей вносить в рису-нок дополнения, обогащающие его содержание, воспитывать чувство уверенности при выполнении рисунка.
Создать при помощи паль-чиков сказочное изображение терема. Листы бума-ги с трафарет-ным изображением терема, пальчиковые краски, гуашь, влаж-ные салфетки. 1 неделя
2. «Радуга» Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Способствовать формированию у детей чувства пре-красного. Формировать знания детей о семи цветах радуги.
Дать элементарные сведения о цветовой гамме. Рисование пальчика-ми (примакивание) после-довательные дугообразные полосы (радуга) Листы бума-ги, пальчиковые краски, влажные салфетки.
1 неделя
2. Рисование ладошками
3. «Белые лебе-ди» Познакомить детей с новой техникой рисо-вания;
показать детям воз-можность получения изображения без ис-пользования кисти;
развивать творческое мышление и вообра-жение;
вызывать эмоцио-нальный отклик на новый способ рисова-ния. Учить изобра-жать при помощи ла-дошки лебедь Из отпечатка руки на тоно-вой бумаге (белой кра-кой,создать изображение лебедя.
Тоновая бума-га (голубая, гуашь, влаж-ные салфетки.
.2 не-деля
4. «Подводный мир» Продолжать развивать навыки де-тей нетрадиционной техникой рисования - отпечаток ладош-кой, рисование паль-чиками, развивать мо-торику рук, прививать любовь к морским животным.
-развивать и расши-рять интерес детей к экперементированию. Принимать активное, заинтересованное участие в образова-тельном процессе.
Из отпечатка руки на тоно-вой бумаге, создать изо-бражение рыбок.
Тоновая бума-га (голубая, гуашь, влаж-ные салфетки.
3 неделя
3. Рисование солью
5. «Красочное превращение» Познакомить дошко-льников с нетрадици-онной техникой изо-бражения (солью)
Познакомить с приго-товлением к рисова-нию цветной соли.
- развитие мелкой мо-торики;
- продолжать учить детей работать с крас-ками;
- развивать творче-ское воображение, мышление, фантазию; Изготовление цветной со-ли для рисования. Поваренная соль, целло-фановый па-кет, гуашь. 4 неде-ля
6. «Цветик - семицветик» Воспитывать интерес к, изобразительной, деятельности, не-обычным способом. Развивать познава-тельную активность и эстетическую воспри-имчивость.
Учить передавать в художественной дея-тельности, с исполь-зованием нетрадици-онного материала, красоту.
Развивать любозна-тельность, познава-тельный интерес ре-бенка в процессе экс-периментирования. Закрасить при помощи цветной соли и клея изо-бражение цветка. Листы бумаги с трафарет-ным изобра-жением «Цве-тика – семи-цветика», клей ПВА, клеевые кис-ти, салфетки, цветная соль. 5 неделя
4. «Пластилинография»
7. «Цветочная фантазия» Развитие творческих способностей детей, творческого вообра-жения, мышления. Воспитание интереса к творчеству в целом и к нетрадиционным видам творчества. Формировать умение размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, скатывать из пластилина жгутики и выкладывать из них лепестки.
Развивать мелкую мо-торику пальцев рук; чувство формы; Вос-питывать интерес к природе, поддержи-вать стремление детей видеть в окружающем мире красивые пред-меты и явления.
Заполнить изображение цветка при помощи скаты-вания жгутиков и растяги-вания их. Листы карто-на тонового с трафаретным изображением цветка, пла-стилин, сал-фетки, доска для лепки. 6 неде-ля
8. «Рыбка» Уточнить и расши-рить знания детей о подводном мире, о многообразии их оби-тателей. Учить созда-вать выразительный и интересный сюжет, используя нетрадици-онную технику ис-полнения работы - рисование пластилином. Совершенствовать технические и изобра-зительные навыки, умения. Развивать детское творчество Заполнить изображение рыбки при помощи скаты-вания жгутиков, комочков. Листы карто-на тонового с трафаретным изображением рыбки, доска для лепки, пластилин, салфетки. 7 неде-ля
5. Рисование ватными палочками
9. «Веселая ба-бочка» Развитие творческих способностей детей через знакомство с техникой рисования ватными палочками.
- овладеть техникой рисования ватными палочками;
- развить мелкую мо-торику, творческое начало, воображение, фантазию
- воспитать аккурат-ность, трудолюбие, собранность при вы-полнении приемов работы. Закрасить контурное изо-бражение бабочки при по-мощи ватных палочек (тычками) Листы бумаги с трафарет-ным изобра-жением ба-бочки, гуашь, ватные палоч-ки, баночки с водой, сал-фетки. 8 неделя
10. «Ветка сире-ни» Учить рисовать ветку сирени, передавая об-раз предмета, харак-терные особенности- пышные соцветия, применяя ватные па-лочки.
Продолжать учить располагать рисунок в центре по всей по-верхности листа. Учить получать до-полнительные цвета на палитре, аккурат-но, старательно рисо-вать сирень.
При помощи ватных пало-чек создать изображение ветки сирени. Листы бума-ги, гуашь си-няя, фиолето-вая, голубая, коричневая, зеленая, ват-ные палочки, кисти, вода в стаканчиках, влажные сал-фетки.
9 неделя
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I, II – М. ; «Издательст-во Скрипторий 2003», 2007г.
2. Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. ; Мозаика-Синтез, 2008г.
3. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М. ; Педагогическое общество Рос-сии, 2005г.
4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб. ; КАРО, 2008г.
5. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
6. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995г.
7. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 3 – 4 лет. – М., 2010.
8. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., 2007.
9. Белкина В. Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.
10. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.
11. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.
12. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное обра-зование. – 2010. - №18
13. Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
14. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся пленке // Об-руч. – 1999. - №2
15. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]