Приложение МААМ

«Мир пальцев». Проект по развитию активной речи детей раннего возраста

Светлана Воронкова
«Мир пальцев». Проект по развитию активной речи детей раннего возраста

«Истоки способностей и дарований

детей находятся на кончиках

пальцев. От пальцев, образно

говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник

творческой мысли»

В. А. Сухомлинский.

Краткая аннотация к проекту :

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве, являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения с взрослыми. В предметной деятельности через общение с взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения с взрослыми (показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становиться уже недостаточной. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но обратиться к ним он может, только овладев речевым общением.

Публикация «„Мир пальцев“, Проект по развитию активной речи детей раннего возраста» размещена в разделах

Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Л. С. Выгодский отмечал, что «если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому». Этим и обусловлен выбор темы моей работы по самообразованию.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

Актуальность темы

Данная тема мною выбрана, потому что самое ценное в нашей жизни — дети. Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая или совсем не развитая активная речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Наша задача — помочь детям развивать речь. Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. Игра — основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности.

Цель: Формирование речевой деятельности детей через развитие мелкой моторики рук

Задачи:

Формировать координацию движений пальцев и кистей рук;

Способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга; Развивать память и связную речь;

Обогащать словарный запас;

Улучшать произношение звуков;

Способствовать развитию творческих способностей;

Информировать родителей о значении игр и упражнений, развивающих мелкую моторику у детей раннего возраста.

Участники проекта :

Дети 2 группы раннего возраста;

Воспитатели МБДОУ;

Родители и законные представители детей.

Срок реализации проекта : Сентябрь 2024г – март 2025 г.

Этапы реализации проекта :

1 этап – Подготовительный

2 этап – Основной

3 этап – Заключительный

Подготовительный этап

1. Сбор и анализ литературы по данной теме.

2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

3. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.

4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

5. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

Основной этап

1. Апробация содержания проекта «Мир на кончиках пальцев».

2. Проведение мероприятий в группах.

3. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

Заключительный этап

1. Мини-выставки дидактических игр и пособий для развития речи и мелкой моторики рук.

2. Подведение итогов.

4. Презентация проекта.

Принципы реализации проекта :

• Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.

• Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.

• Принцип доступности предусматривает осуществление запланированной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

• Принцип системности достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

• Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе деятельности по реализации проекта.

Ожидаемые результаты проекта :

Для детей :

1. Умение детей самостоятельно играть в игры.

2. Повышение уровня развития речи у детей раннего возраста.

3. Умение детей обратиться за помощью к взрослым.

4. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

5. Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей.

Родителей:

1. Активность родителей, вовлеченность в реализацию проекта.

2. Сближение родителей с детьми и педагогами групп.

3. Интерес к событиям, происходящим в детском саду.

Воспитателей:

1. Новые знания о развитии речи детей раннего возраста.

2. Укрепление отношений с родителями

3. Повышение самообразования.

4. Желание работать в данном направлении

План работы воспитателя по проекту

• Подбор и изучение научно-методической литературы по данной теме.

• Изучение теоретических основ формирования речи детей раннего возраста

• Изучение особенностей становления речи детей на ранних этапах детства

• Разработка перспективного плана работы по проекту

• Подбор методов, средств, способствующих развитию мелкой и общей моторики у детей раннего возраста

• Пополнение предметно-развивающей среды, изготовление дидактических пособий

• Создание картотеки пальчиковых игр, игр с водой и песком

• Разработка плана работы с родителями по данной теме, подготовка консультаций для родителей

• Открытый просмотр игровой деятельности, направленной на решение задач проекта

• Обобщение опыта работы по теме самообразования

• Выступление с докладом об опыте работы на педсовете

Формы и методы реализации проекта

Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;

Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;

Народные игры с ладошками; Игры с природным материалом;

Игры с предметами домашнего обихода;

Игры с песком и водой;

Пальчиковый театр;

Дидактические игры;

Занятия продуктивной деятельностью (рисование, лепка, аппликация) .

Перечисленные виды детской деятельности используются в ежедневной работе с детьми, так как эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя игровые упражнения в различных видах деятельности и режимных моментах.

Использование мелкой моторики в различных видах деятельности:

Продуктивная деятельность

Индивидуальная работа

Самостоятельная деятельность

Прогулка

Утренняя гимнастика. Самообслуживание

Ресурсное обеспечение проекта :

1. Создание предметно- пространственной развивающей среды для реализации проекта в группе

2. Методический инструментарий (картотека дидактических, пальчиковых игр, материалы для экспериментирования и игр с природными материалами)

4. Подборка стихов, песенок, потешек и народных сказок для пальчиковой гимнастики.

«Организация работы воспитателя в группах раннего возраста»

«Совершенствование образовательных технологий в условиях реализации ФГОС ДО»

1 ЭТАП Для исследования понимания речи детьми второго года жизни использовалась методика Громовой О. Е. Соломатиной Г. Н. (Приложение 1)

Результат проведенной диагностики показан в таблице:

Сводная диагностическая таблица уровня понимания речи детьми раннего возраста на начало проекта Таблица №1

Код

ребенка С1 С2 С3 С4 С5 С6 С7 Количество

баллов Уровень понимания речи

КД 1 1 1 1 0 1 1 6 Низкий

ПВ 1 1 1 1 1 1 1 7 Средний

ЛГ 1 0 0 0 0 0 0 1 Низкий

МК 1 0 0 0 0 0 0 1 Низкий

ЧП 1 1 1 1 0 0 0 4 Низкий

ЮЛ 2 2 1 2 1 1 1 10 Средний

ЮД 2 2 2 2 2 2 2 14 Высокий

МН 1 1 0 0 0 0 0 2 Низкий

В результате проведения диагностики был получен результат: 62,5 % детей группы раннего возраста на начало учебного года имеют низкий уровень понимания речи; 25% детей группы имеют средний уровень понимания речи; 12,5 % детей группы имеют высокий уровень понимания речи.

Диаграмма №1

Исследование уровня развития мелкой моторики рук детей раннего возраста

Код ребенка Манипуляции с предметами Воспроизведение кистевых и пальцевых поз Предметная деятельность Развитие памяти и связной речи

КД Н Н Н с

ПВ Н Н Н Н

ЛГ Н Н С Н

МК Н Н Н Н

ЧП Н Н Н Н

ЮЛ Н Н Н Н

ЮД С С С С

МН Н Н Н Н

В результате проведения диагностики был получен результат:

0% детей имеют высокий уровень развития мелкой моторики

12,5 % детей имеют средний уровень развития мелкой моторики

87,5 % детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики

Диаграмма №2

Полученные результаты позволяют сделать вывод: в группе раннего возраста низкий уровень понимания речи детьми и очень низкий уровень развития мелкой моторики рук.

Данные показывают, что у детей преобладает пассивная речь, а над развитием активной речи необходима серьезная работа.

Для решения этой проблемы воспитателем поставлены перед собой задачи:

• Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;

• Систематически проводить работу по совершенствованию пальчиковой моторики, выделив для нее оптимальное время;

Установить: влияет ли развитие пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения;

• Повысить интерес малышей к упражнениям, превратив их в занимательную игру;

• Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий.

2 ЭТАП

Как увлечь ребенка работать собственными руками и пальцами? Прежде всего необходимо показать детям, что при помощи рук и пальцев можно показать множество забавных зверюшек, знакомых предметов, рассказать стихи и даже целую сказку. Далее нужно предложить детям самостоятельно выполнить небольшие упражнения с руками и пальчиками. Например: показать «солнышко», «цветочек», «птичку», «зайчика» и т. д. Вспомнить и выучить игры-потешки и небольшие стишки «Сорока_ белобока», «Мои пальчики- семья» и другие. Когда дети начнут проявлять интерес к пальчиковым играм, можно предложить сделать массаж рук. Например: «Дарина, твои ручки сегодня много трудились, они очень устали, давай мы их пожалеем, погладим все пальчики : устали и большой- дедушка, и указательный- бабушка, и средний- папочка, и безымянный- мамочка, и мизинчик- доченька». Сначала в течении дня педагогу можно самому делать массаж каждому ребенку, а со временем дети научатся делать его сами, сопровождая маленькими стишками, придуманными или подобранными педагогом. Работу по развитию тонкой моторики рук необходимо проводить в течении всего дня, эту работу можно включать во все режимные моменты, главное чтобы ребенку это доставляло радость и удовольствие, чтобы развивало не только руки ребенка, но и мыслительные процессы. Данную работу по развитию мелкой моторики и координации рук и можно распределить в течении дня следующим образом:

Утро- прием детей :

• Массаж кистей рук и пальцев

Пальчиковая гимнастика и игры

• Индивидуальная работа с пристежками, шнуровками и т. д

• Выкладывание из геометрических фигур, мозаики и т. д

• Работа с трафаретами, шаблонами, раскрасками

Утренняя гимнастика

• Упражнения для развития кистей рук и пальцев

• Массаж рук

Культурно- гигиенические навыки

• Закаливание кистей рук обливанием холодной водой, растирание полотенцем

• Выполнение забавных фигурок пальцами

• Заучивание стишков и потешек, используя движение рук и пальцев

НОД

• Физкульт- минутки, самомассаж, пальчиковая гимнастика и игры

• Работа с карандашом

• Выполнение руками различных заданий

Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки

• Застегивание и расстегивание различных застежек и шнуровок

• Заучивание потешек и пальчиковых игр

• Индивидуальная работа по развитию тонкой моторики : самомассаж, лепка (снежки, рисование мелками и палочками, игры с природными материалами

Коррекционная работа и совместная деятельность во второй половине дня

Пальчиковые, развивающие игры и упражнения

• Индивидуальная работа с пристежками

• Работа с трафаретами, шаблонами, раскрасками

• Выкладывание различных мозаик

• Работа с природными материалами

• Работа с конструкторами разного типа

Всю проводимую работу желательно связывать с лексической темой, по которой ведется основная образовательная деятельность. Например: если лексическая тема «Посуда», показываем руками и пальчиками разные ее виды, лепим ее и рисуем, отгадываем загадки и учим стихи о посуде, помогая руками, развивающие игры по данной теме и т. д. Выполнение заданий сопровождается речью педагога и ребенка, тем самым ребенок пополняет словарный запас, учится связно говорить и выражать свои мысли. Занимаясь, на первый взгляд, простыми но очень важными делами, дети не только развивают свои пальчики и пополняют словарный запас, но и получают новую информацию об окружающих их предметах, развивают память и внимание, мышление и фантазию, то есть развивают свой интеллект и приобретают первый жизненный опыт.

Для осуществления данной работы в младшей разновозрастной группе была создана предметно-развивающая среда «Центр развивающих игр», где подобраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи. Это:

• мозаики, пирамидки,

• наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень,

• разной величины вкладыши,

• игрушки с открывающимися деталями,

• логические домики,

• шнуровка,

• застегивание пуговиц, кнопок,

• игры с карандашами,

• игры с орехами и крупой,

Малышу интересно разбирать предметы на части, а потом их собирать, закручивая детали.

В центре «Вода – песок» проводятся опыты «Холодная – горячая вода», Сыпется-не сыпется», «Тонет – не тонет» и так далее.

Организуются игры с водой и песком: «Колобки», «Переливание воды», «Поймай рыбку», «Фонтан», «Спрячем руки», «Угощение для кукол», Веселые ладошки» и т. д.

В этом центре и через эти игры дети не только знакомятся со свойствами песка, воды, различных предметов, но и закрепляют и узнают о форме, величине, цвете предметов, развивают мелкую моторику, активную речь.

Самомассаж, игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук.

В данном центре дети любят рисовать на песке пальчиками. Это способствует развитию не только мелкой моторики, но и активной речи, воображению, мышлению.

В группе оформлена развивающая стена, где дети действуют руками, снимая и закрепляя разные предметы, при этом развивая связную речь.

Работа по развитию движений пальцев и всей кисти рук я проводится в течение всего дня. Для развития общей и мелкой моторики планируется больше интегрированных видов деятельности:

«Кто в домике живет» (Развитие речи и музыка, «Есть у нас огород» (Физкультурное и конструирование, «Лесные чудеса» (развитие речи и музыкальное, «Мы ловкие» (развитие речи и физкультурное, к зайке в гости (рисование и музыка) и т. д.

Структура таких видов деятельности предусматривает игровые моменты, направленные на оздоровление детей :

- физкультурные минутки;

- пальчиковые игры;

- дыхательная гимнастика;

- подвижные игры;

- релаксация.

В созданной картотеке пополняется «художественно-эстетический» раздел: потешки, стихи с участием рук и пальцев, которые помогают ребенку лучше запомнить текст, а также развивается детское воображение, активизируется мыслительная деятельность малыша.

Пополняю игровую картотеку карточками с подвижными играми по разделам: с дыхательной гимнастикой, физкультурных минуток, релаксацией, стимулирующей гимнастикой, которая включает в себя систему упражнений для коррекции речи.

Всю работу невозможно было провести без помощи родителей. Работа с родителями – это одно из важнейших направлений в работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей раннего возраста. Мной применяются разнообразные формы работы с родителями, нацеленные на решение данной проблемы:

• Родительские собрания

Практические рекомендации

• Анкетирование

• Консультации, наглядная информация

• Дни открытых дверей

После проведенной первой консультации на тему «Пальчиковые игры в развитии речи детей» родители в группу приобрели дидактический материал по сенсорике и развитию мелкой моторики.

Также были проведены консультации на темы: «Пальцы помогают говорить», «Развиваем мелкую моторику», «Играя, учимся говорить», «Мелкая моторика – развивает малыша» и т. д.

В группу родители приобрели художественную литературу с пальчиковыми играми. Помогли сделать из линолеума «рамки-вкладыши», где дети не только вставляют фигуры, но и используют как трафареты – обводят и закрашивают.

Для родителей проводились семинары – практикумы на темы : «Развивающие игры с использование подручных средств с детьми раннего возраста», «Игры с песком и водой» и т. д.

В течение года для родителей выставлялось много ширм:

- «Наши пальчики»;

- «Пальчиковые игры для малышей»;

- «Упражнения для подвижности» и т. д.

Родителям давались советы и рекомендации на темы: «Дыши правильно, Взял я в руки карандаш», «Движение – это жизнь».

Взаимодействие с родителями детей 2 группы раннего возраста по реализации проекта «Мир на кончиках пальцев»

Месяц Тема Задачи

Сентябрь Анкетирование на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

Консультация «Пальчиковые игры в развитии речи детей»

Ознакомление с проектом «Мир на кончиках пальцев» Исследовать воспитательный потенциал семьи

Ознакомление родителей с влиянием пальчиковых игр на развитие мелкой моторики и активную речь детей

Ознакомление с целями, задачами и планом прохождения проекта

Октябрь Консультация «Пальцы помогают говорить»

Консультация «Развиваем мелкую моторику рук» Познакомить родителей со значением развития мелкой моторики в раннем возрасте.

Ноябрь Семинар- практикум «Развивающие игры из подручных материалов «Играем и развиваем ребенка дома» Научить родителей, как правильно обеспечить полноценное развитие ребёнка в раннем дошкольном возрасте. Познакомить с играми для развития мелкой моторики, которые они будут использовать в домашних условиях.

Декабрь Консультация «Учимся говорить играя»

Конкурс «Лучший развивающий коврик для малыша» Познакомить с методикой использования пальчиковых игр.

Привлечение к сотрудничеству по изготовлению дидактических пособий

Январь День открытых дверей Присутствие родителей на утренней гимнастике с использованием пальчиковых игр Формировать умение родителей использовать пальчиковые игры в различных видах деятельности детей. Формировать точные двигательные движения.

Февраль Консультация Мелкая моторика развивает малыша»

Изготовление папки-передвижки. Познакомить с разнообразием пальчиковых игр и способах их реализации в разных ситуациях

Привлечение родителей к подбору и оформлению материала в папки- передвижки для обогащения развивающей среды

Март Посещение НОД - развитие речи «Зайчик»

Презентация реализации проекта «Мир на кончиках пальцев» Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, обучать приёмам взаимодействия с малышом.

Ознакомление с результатами реализации проекта, разработка дальнейшей стратегии развития детей

На протяжении прохождения проекта наблюдалась положительная динамика развития активной речи детей раннего возраста, благодаря влиянию мелкой и общей моторики.

3 ЭТАП

Сводная диагностическая таблица уровня понимания речи детьми раннего возраста на окончание проекта

Код

ребенка С1 С2 С3 С4 С5 С6 С7 Количество

баллов Уровень понимания речи

КД 2 2 2 2 2 2 1 13 Высокий

ПВ 2 2 2 2 2 2 2 14 Высокий

ЛГ 2 2 2 2 2 2 2 14 Высокий

МК 1 1 1 1 1 1 1 7 Средний

ЧП 2 2 2 2 2 1 1 12 Высокий

ЮЛ 2 2 2 2 2 2 2 14 Высокий

ЮД 2 2 2 2 2 2 2 14 Высокий

МН 1 1 1 1 1 1 1 7 Средний

В результате проведения контрольной диагностики был получен результат: 0 % детей группы раннего возраста на контрольном этапе имеют низкий уровень понимания речи; 25 % детей группы имеют средний уровень понимания речи; 75 % детей группы имеют высокий уровень понимания речи.

Диаграмма №3

Исследование уровня развития мелкой моторики рук детей раннего возраста на окончание проекта :

Код ребенка Манипуляции с предметами Воспроизведение кистевых и пальцевых поз Предметная деятельность Развитие памяти и связной речи

КД В В В В

ПВ В В В В

ЛГ С С С С

МК С С С С

ЧП В В В В

ЮЛ В В В В

ЮД В В В В

МН Н Н Н Н

В результате проведения диагностики был получен результат:

62,5% детей имеют высокий уровень развития мелкой моторики

25 % детей имеют средний уровень развития мелкой моторики

12,5 % детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики

Диаграмма №4

Проведенная работа дала положительные результаты. Но на этом, я считаю, останавливаться не надо. Необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми и их родителями.

В дальнейшем, чтобы работа велась планомерно необходимо:

• Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой и общей моторики, которая положительно влияет на формирование познавательных процессов.

• Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой и общей моторики, а также по развитию речи детей раннего возраста

• Обогащать предметно- развивающую среду новыми играми и пособиями.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по развитию речи для детей раннего возраста «Путешествие по сказке «Колобок»Дидактическое пособие по развитию речи для детей раннего возраста «Путешествие по сказке «Колобок» Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию дидактическое пособие, сделанное своими руками. Представленное пособие является полезным.

«Зайчики». Дидактическое пособие с прищепками по развитию речи и мелкой моторики для детей раннего возраста«Зайчики». Дидактическое пособие с прищепками по развитию речи и мелкой моторики для детей раннего возраста Дидактическое пособие "Зайчики" для детей раннего возраста Дидактическое пособие предназначено для развития речи и внимания, мелкой моторики.

Конспект НОД по развитию речи «Весёлая птичка» для детей раннего возрастаКонспект НОД по развитию речи «Весёлая птичка» для детей раннего возраста Цель: Создать условия для формирования слухового восприятия художественного текста. Задачи: Закрепить с детьми названия птиц. Учить детей.

Конспект ООД по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи для детей раннего возраста «В лес к друзьям» Цель: Развитие познавательной активности детей. Задачи: Образовательные: Побуждать детей узнавать и называть животных леса. Учить выполнять.

Конспект занятия по развитию речи «В гости к Мишке» для детей раннего возрастаКонспект занятия по развитию речи «В гости к Мишке» для детей раннего возраста Цель: Создание условий для развития речи у детей. Задачи: Научить целенаправленным действиям с предметами, подражать новым действиям. Активизировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Мир пальцев». Проект по развитию активной речи детей раннего возраста
Опубликовано: 16 марта 2025 в 20:05
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Мир пальцев». Проект по развитию активной речи детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Воронкова (УИ 1983895) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных