Светлана Воронкова
«Мир пальцев». Проект по развитию активной речи детей раннего возраста
«Истоки способностей и дарований
детей находятся на кончиках
пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник
творческой мысли»
В. А. Сухомлинский.
Краткая аннотация к проекту :
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве, являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения с взрослыми. В предметной деятельности через общение с взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения с взрослыми (показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становиться уже недостаточной. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но обратиться к ним он может, только овладев речевым общением.
Публикация «„Мир пальцев“, Проект по развитию активной речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Л. С. Выгодский отмечал, что «если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому». Этим и обусловлен выбор темы моей работы по самообразованию.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Актуальность темы
Данная тема мною выбрана, потому что самое ценное в нашей жизни — дети. Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая или совсем не развитая активная речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Наша задача — помочь детям развивать речь. Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. Игра — основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности.
Цель: Формирование речевой деятельности детей через развитие мелкой моторики рук
Задачи:
Формировать координацию движений пальцев и кистей рук;
Способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга; Развивать память и связную речь;
Обогащать словарный запас;
Улучшать произношение звуков;
Способствовать развитию творческих способностей;
Информировать родителей о значении игр и упражнений, развивающих мелкую моторику у детей раннего возраста.
Участники проекта :
Дети 2 группы раннего возраста;
Воспитатели МБДОУ;
Родители и законные представители детей.
Срок реализации проекта : Сентябрь 2024г – март 2025 г.
Этапы реализации проекта :
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3 этап – Заключительный
Подготовительный этап
1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
3. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.
4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
5. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
Основной этап
1. Апробация содержания проекта «Мир на кончиках пальцев».
2. Проведение мероприятий в группах.
3. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
Заключительный этап
1. Мини-выставки дидактических игр и пособий для развития речи и мелкой моторики рук.
2. Подведение итогов.
4. Презентация проекта.
Принципы реализации проекта :
• Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
• Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
• Принцип доступности предусматривает осуществление запланированной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
• Принцип системности достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
• Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе деятельности по реализации проекта.
Ожидаемые результаты проекта :
Для детей :
1. Умение детей самостоятельно играть в игры.
2. Повышение уровня развития речи у детей раннего возраста.
3. Умение детей обратиться за помощью к взрослым.
4. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.
5. Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей.
Родителей:
1. Активность родителей, вовлеченность в реализацию проекта.
2. Сближение родителей с детьми и педагогами групп.
3. Интерес к событиям, происходящим в детском саду.
Воспитателей:
1. Новые знания о развитии речи детей раннего возраста.
2. Укрепление отношений с родителями
3. Повышение самообразования.
4. Желание работать в данном направлении
План работы воспитателя по проекту
• Подбор и изучение научно-методической литературы по данной теме.
• Изучение теоретических основ формирования речи детей раннего возраста
• Изучение особенностей становления речи детей на ранних этапах детства
• Разработка перспективного плана работы по проекту
• Подбор методов, средств, способствующих развитию мелкой и общей моторики у детей раннего возраста
• Пополнение предметно-развивающей среды, изготовление дидактических пособий
• Создание картотеки пальчиковых игр, игр с водой и песком
• Разработка плана работы с родителями по данной теме, подготовка консультаций для родителей
• Открытый просмотр игровой деятельности, направленной на решение задач проекта
• Обобщение опыта работы по теме самообразования
• Выступление с докладом об опыте работы на педсовете
Формы и методы реализации проекта
Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;
Народные игры с ладошками; Игры с природным материалом;
Игры с предметами домашнего обихода;
Игры с песком и водой;
Пальчиковый театр;
Дидактические игры;
Занятия продуктивной деятельностью (рисование, лепка, аппликация) .
Перечисленные виды детской деятельности используются в ежедневной работе с детьми, так как эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя игровые упражнения в различных видах деятельности и режимных моментах.
Использование мелкой моторики в различных видах деятельности:
Продуктивная деятельность
Индивидуальная работа
Самостоятельная деятельность
Прогулка
Утренняя гимнастика. Самообслуживание
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Создание предметно- пространственной развивающей среды для реализации проекта в группе
2. Методический инструментарий (картотека дидактических, пальчиковых игр, материалы для экспериментирования и игр с природными материалами)
4. Подборка стихов, песенок, потешек и народных сказок для пальчиковой гимнастики.
«Организация работы воспитателя в группах раннего возраста»
«Совершенствование образовательных технологий в условиях реализации ФГОС ДО»
1 ЭТАП Для исследования понимания речи детьми второго года жизни использовалась методика Громовой О. Е. Соломатиной Г. Н. (Приложение 1)
Результат проведенной диагностики показан в таблице:
Сводная диагностическая таблица уровня понимания речи детьми раннего возраста на начало проекта Таблица №1
Код
ребенка С1 С2 С3 С4 С5 С6 С7 Количество
баллов Уровень понимания речи
КД 1 1 1 1 0 1 1 6 Низкий
ПВ 1 1 1 1 1 1 1 7 Средний
ЛГ 1 0 0 0 0 0 0 1 Низкий
МК 1 0 0 0 0 0 0 1 Низкий
ЧП 1 1 1 1 0 0 0 4 Низкий
ЮЛ 2 2 1 2 1 1 1 10 Средний
ЮД 2 2 2 2 2 2 2 14 Высокий
МН 1 1 0 0 0 0 0 2 Низкий
В результате проведения диагностики был получен результат: 62,5 % детей группы раннего возраста на начало учебного года имеют низкий уровень понимания речи; 25% детей группы имеют средний уровень понимания речи; 12,5 % детей группы имеют высокий уровень понимания речи.
Диаграмма №1
Исследование уровня развития мелкой моторики рук детей раннего возраста
Код ребенка Манипуляции с предметами Воспроизведение кистевых и пальцевых поз Предметная деятельность Развитие памяти и связной речи
КД Н Н Н с
ПВ Н Н Н Н
ЛГ Н Н С Н
МК Н Н Н Н
ЧП Н Н Н Н
ЮЛ Н Н Н Н
ЮД С С С С
МН Н Н Н Н
В результате проведения диагностики был получен результат:
0% детей имеют высокий уровень развития мелкой моторики
12,5 % детей имеют средний уровень развития мелкой моторики
87,5 % детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики
Диаграмма №2
Полученные результаты позволяют сделать вывод: в группе раннего возраста низкий уровень понимания речи детьми и очень низкий уровень развития мелкой моторики рук.
Данные показывают, что у детей преобладает пассивная речь, а над развитием активной речи необходима серьезная работа.
Для решения этой проблемы воспитателем поставлены перед собой задачи:
• Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
• Систематически проводить работу по совершенствованию пальчиковой моторики, выделив для нее оптимальное время;
• Установить: влияет ли развитие пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения;
• Повысить интерес малышей к упражнениям, превратив их в занимательную игру;
• Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий.
2 ЭТАП
Как увлечь ребенка работать собственными руками и пальцами? Прежде всего необходимо показать детям, что при помощи рук и пальцев можно показать множество забавных зверюшек, знакомых предметов, рассказать стихи и даже целую сказку. Далее нужно предложить детям самостоятельно выполнить небольшие упражнения с руками и пальчиками. Например: показать «солнышко», «цветочек», «птичку», «зайчика» и т. д. Вспомнить и выучить игры-потешки и небольшие стишки «Сорока_ белобока», «Мои пальчики- семья» и другие. Когда дети начнут проявлять интерес к пальчиковым играм, можно предложить сделать массаж рук. Например: «Дарина, твои ручки сегодня много трудились, они очень устали, давай мы их пожалеем, погладим все пальчики : устали и большой- дедушка, и указательный- бабушка, и средний- папочка, и безымянный- мамочка, и мизинчик- доченька». Сначала в течении дня педагогу можно самому делать массаж каждому ребенку, а со временем дети научатся делать его сами, сопровождая маленькими стишками, придуманными или подобранными педагогом. Работу по развитию тонкой моторики рук необходимо проводить в течении всего дня, эту работу можно включать во все режимные моменты, главное чтобы ребенку это доставляло радость и удовольствие, чтобы развивало не только руки ребенка, но и мыслительные процессы. Данную работу по развитию мелкой моторики и координации рук и можно распределить в течении дня следующим образом:
Утро- прием детей :
• Массаж кистей рук и пальцев
• Пальчиковая гимнастика и игры
• Индивидуальная работа с пристежками, шнуровками и т. д
• Выкладывание из геометрических фигур, мозаики и т. д
• Работа с трафаретами, шаблонами, раскрасками
Утренняя гимнастика
• Упражнения для развития кистей рук и пальцев
• Массаж рук
Культурно- гигиенические навыки
• Закаливание кистей рук обливанием холодной водой, растирание полотенцем
• Выполнение забавных фигурок пальцами
• Заучивание стишков и потешек, используя движение рук и пальцев
НОД
• Физкульт- минутки, самомассаж, пальчиковая гимнастика и игры
• Работа с карандашом
• Выполнение руками различных заданий
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки
• Застегивание и расстегивание различных застежек и шнуровок
• Заучивание потешек и пальчиковых игр
• Индивидуальная работа по развитию тонкой моторики : самомассаж, лепка (снежки, рисование мелками и палочками, игры с природными материалами
Коррекционная работа и совместная деятельность во второй половине дня
• Пальчиковые, развивающие игры и упражнения
• Индивидуальная работа с пристежками
• Работа с трафаретами, шаблонами, раскрасками
• Выкладывание различных мозаик
• Работа с природными материалами
• Работа с конструкторами разного типа
Всю проводимую работу желательно связывать с лексической темой, по которой ведется основная образовательная деятельность. Например: если лексическая тема «Посуда», показываем руками и пальчиками разные ее виды, лепим ее и рисуем, отгадываем загадки и учим стихи о посуде, помогая руками, развивающие игры по данной теме и т. д. Выполнение заданий сопровождается речью педагога и ребенка, тем самым ребенок пополняет словарный запас, учится связно говорить и выражать свои мысли. Занимаясь, на первый взгляд, простыми но очень важными делами, дети не только развивают свои пальчики и пополняют словарный запас, но и получают новую информацию об окружающих их предметах, развивают память и внимание, мышление и фантазию, то есть развивают свой интеллект и приобретают первый жизненный опыт.
Для осуществления данной работы в младшей разновозрастной группе была создана предметно-развивающая среда «Центр развивающих игр», где подобраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи. Это:
• мозаики, пирамидки,
• наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень,
• разной величины вкладыши,
• игрушки с открывающимися деталями,
• логические домики,
• шнуровка,
• застегивание пуговиц, кнопок,
• игры с карандашами,
• игры с орехами и крупой,
Малышу интересно разбирать предметы на части, а потом их собирать, закручивая детали.
В центре «Вода – песок» проводятся опыты «Холодная – горячая вода», Сыпется-не сыпется», «Тонет – не тонет» и так далее.
Организуются игры с водой и песком: «Колобки», «Переливание воды», «Поймай рыбку», «Фонтан», «Спрячем руки», «Угощение для кукол», Веселые ладошки» и т. д.
В этом центре и через эти игры дети не только знакомятся со свойствами песка, воды, различных предметов, но и закрепляют и узнают о форме, величине, цвете предметов, развивают мелкую моторику, активную речь.
Самомассаж, игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук.
В данном центре дети любят рисовать на песке пальчиками. Это способствует развитию не только мелкой моторики, но и активной речи, воображению, мышлению.
В группе оформлена развивающая стена, где дети действуют руками, снимая и закрепляя разные предметы, при этом развивая связную речь.
Работа по развитию движений пальцев и всей кисти рук я проводится в течение всего дня. Для развития общей и мелкой моторики планируется больше интегрированных видов деятельности:
«Кто в домике живет» (Развитие речи и музыка, «Есть у нас огород» (Физкультурное и конструирование, «Лесные чудеса» (развитие речи и музыкальное, «Мы ловкие» (развитие речи и физкультурное, к зайке в гости (рисование и музыка) и т. д.
Структура таких видов деятельности предусматривает игровые моменты, направленные на оздоровление детей :
- физкультурные минутки;
- пальчиковые игры;
- дыхательная гимнастика;
- подвижные игры;
- релаксация.
В созданной картотеке пополняется «художественно-эстетический» раздел: потешки, стихи с участием рук и пальцев, которые помогают ребенку лучше запомнить текст, а также развивается детское воображение, активизируется мыслительная деятельность малыша.
Пополняю игровую картотеку карточками с подвижными играми по разделам: с дыхательной гимнастикой, физкультурных минуток, релаксацией, стимулирующей гимнастикой, которая включает в себя систему упражнений для коррекции речи.
Всю работу невозможно было провести без помощи родителей. Работа с родителями – это одно из важнейших направлений в работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей раннего возраста. Мной применяются разнообразные формы работы с родителями, нацеленные на решение данной проблемы:
• Родительские собрания
• Практические рекомендации
• Анкетирование
• Консультации, наглядная информация
• Дни открытых дверей
После проведенной первой консультации на тему «Пальчиковые игры в развитии речи детей» родители в группу приобрели дидактический материал по сенсорике и развитию мелкой моторики.
Также были проведены консультации на темы: «Пальцы помогают говорить», «Развиваем мелкую моторику», «Играя, учимся говорить», «Мелкая моторика – развивает малыша» и т. д.
В группу родители приобрели художественную литературу с пальчиковыми играми. Помогли сделать из линолеума «рамки-вкладыши», где дети не только вставляют фигуры, но и используют как трафареты – обводят и закрашивают.
Для родителей проводились семинары – практикумы на темы : «Развивающие игры с использование подручных средств с детьми раннего возраста», «Игры с песком и водой» и т. д.
В течение года для родителей выставлялось много ширм:
- «Наши пальчики»;
- «Пальчиковые игры для малышей»;
- «Упражнения для подвижности» и т. д.
Родителям давались советы и рекомендации на темы: «Дыши правильно, Взял я в руки карандаш», «Движение – это жизнь».
Взаимодействие с родителями детей 2 группы раннего возраста по реализации проекта «Мир на кончиках пальцев»
Месяц Тема Задачи
Сентябрь Анкетирование на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
Консультация «Пальчиковые игры в развитии речи детей»
Ознакомление с проектом «Мир на кончиках пальцев» Исследовать воспитательный потенциал семьи
Ознакомление родителей с влиянием пальчиковых игр на развитие мелкой моторики и активную речь детей
Ознакомление с целями, задачами и планом прохождения проекта
Октябрь Консультация «Пальцы помогают говорить»
Консультация «Развиваем мелкую моторику рук» Познакомить родителей со значением развития мелкой моторики в раннем возрасте.
Ноябрь Семинар- практикум «Развивающие игры из подручных материалов «Играем и развиваем ребенка дома» Научить родителей, как правильно обеспечить полноценное развитие ребёнка в раннем дошкольном возрасте. Познакомить с играми для развития мелкой моторики, которые они будут использовать в домашних условиях.
Декабрь Консультация «Учимся говорить играя»
Конкурс «Лучший развивающий коврик для малыша» Познакомить с методикой использования пальчиковых игр.
Привлечение к сотрудничеству по изготовлению дидактических пособий
Январь День открытых дверей Присутствие родителей на утренней гимнастике с использованием пальчиковых игр Формировать умение родителей использовать пальчиковые игры в различных видах деятельности детей. Формировать точные двигательные движения.
Февраль Консультация Мелкая моторика развивает малыша»
Изготовление папки-передвижки. Познакомить с разнообразием пальчиковых игр и способах их реализации в разных ситуациях
Привлечение родителей к подбору и оформлению материала в папки- передвижки для обогащения развивающей среды
Март Посещение НОД - развитие речи «Зайчик»
Презентация реализации проекта «Мир на кончиках пальцев» Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, обучать приёмам взаимодействия с малышом.
Ознакомление с результатами реализации проекта, разработка дальнейшей стратегии развития детей
На протяжении прохождения проекта наблюдалась положительная динамика развития активной речи детей раннего возраста, благодаря влиянию мелкой и общей моторики.
3 ЭТАП
Сводная диагностическая таблица уровня понимания речи детьми раннего возраста на окончание проекта
Код
ребенка С1 С2 С3 С4 С5 С6 С7 Количество
баллов Уровень понимания речи
КД 2 2 2 2 2 2 1 13 Высокий
ПВ 2 2 2 2 2 2 2 14 Высокий
ЛГ 2 2 2 2 2 2 2 14 Высокий
МК 1 1 1 1 1 1 1 7 Средний
ЧП 2 2 2 2 2 1 1 12 Высокий
ЮЛ 2 2 2 2 2 2 2 14 Высокий
ЮД 2 2 2 2 2 2 2 14 Высокий
МН 1 1 1 1 1 1 1 7 Средний
В результате проведения контрольной диагностики был получен результат: 0 % детей группы раннего возраста на контрольном этапе имеют низкий уровень понимания речи; 25 % детей группы имеют средний уровень понимания речи; 75 % детей группы имеют высокий уровень понимания речи.
Диаграмма №3
Исследование уровня развития мелкой моторики рук детей раннего возраста на окончание проекта :
Код ребенка Манипуляции с предметами Воспроизведение кистевых и пальцевых поз Предметная деятельность Развитие памяти и связной речи
КД В В В В
ПВ В В В В
ЛГ С С С С
МК С С С С
ЧП В В В В
ЮЛ В В В В
ЮД В В В В
МН Н Н Н Н
В результате проведения диагностики был получен результат:
62,5% детей имеют высокий уровень развития мелкой моторики
25 % детей имеют средний уровень развития мелкой моторики
12,5 % детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики
Диаграмма №4
Проведенная работа дала положительные результаты. Но на этом, я считаю, останавливаться не надо. Необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми и их родителями.
В дальнейшем, чтобы работа велась планомерно необходимо:
• Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой и общей моторики, которая положительно влияет на формирование познавательных процессов.
• Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой и общей моторики, а также по развитию речи детей раннего возраста
• Обогащать предметно- развивающую среду новыми играми и пособиями.