елена шведова
Проект по развитию мелкой моторики рук во второй младшей группе «Умелые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников»
ПРОЕКТ по развитию мелкой моторики рук во 2 младшей группе «Умелые ручки»
Воспитатель: Шведова Е. Н.
I квалификационная категория
2019-2020 г.
Содержание
Пояснительная записка---3
Цель проекта---3
Задачи проекта---3
Публикация «Проект по развитию мелкой моторики рук во второй младшей группе „Умелые ручки“» размещена в разделах
Предполагаемый результат---3
Вид проекта ---4
Тип проекта ---4
Состав участников проекта ---4
Проблемная ситуация ---4
Продукты проекта ---4
Средства и оборудование ---4
Этапы реализации проекта---6
Перспективный план по проекту ---7-9
Используемая литература---10
Пояснительная записка.
Вопрос развития мелкой моторики детей актуален на всех возрастных этапах дошкольного детства. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Для детального изучения проблемы обратилась к трудам Л. В. Антаковой-Фоминой, М. М. Кольцовой, Б. И. Пинского, Т. С. Комаровой, Б. М. Теплова.
По данным исследований проведенных Л. В. Антаковой-Фоминой, М. М. Кольцовой, Б. И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
С учётом важности всего вышесказанного и для развития интеллектуальных способностей детей был разработан проект, направленный на развитие мелкой моторики рук детей через различные виды деятельности.
Изучив методическую литературу по развитию мелкой моторики, я решила адаптировать практический материал к условиям нашей группы №6 «Семицветик» и создала свою модифицированную программу.
Цель моего проекта : развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых, дидактических игр и игрушек.
Задачи проекта :
Развивающие :
• Развивать познавательный интерес детей.
• Развивать творческое воображение.
• Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек;
Воспитательные:
• укрепить детско – родительские отношения. Побуждать родителей к совместной образовательной деятельности с детьми;
• воспитывать интерес к развивающим играм для мелкой моторики рук;
Обучающие:
• Формировать первичные представления о необходимости развития моторики рук;
• Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.
• Формировать познавательные действия, становление сознания.
Предполагаемый результат:
• Развитие у детей мелкой моторики пальцев.
• Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
• Разработка содержания культурных практик для реализации задач проекта.
• Развитие умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности.
• Проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач.
• Проявление взаимопомощи, активное социальное взаимодействие.
• Качественное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта.
Вид проекта : творческий, групповой.
Тип проекта : долгосрочный, октябрь 2019г. – апрель 2020г. (2 раза в месяц по 10-15 минут).
Состав участников проекта : дети младшей группы №6, родители, воспитатели.
Проблемная ситуация:
Тренировка мелкой моторики - очень важное дело. От этого напрямую зависит и само качество жизни, и развитие речи, всех прочих талантов. Начинать развитие мелкой моторики у детей необходимо с самого раннего возраста. Дело в том, что участки мозга, отвечающие за развитие речи и движения пальчиков, находятся очень близко. Стимулируя мелкую моторику у детей, мы тем самым стимулируем развитие речи ребенка. Развитие мелкой моторики у детей положительно влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Развивая мелкую моторику ребенка, мы стимулируем активную работу головного мозга и совершенствуем его координацию движений
Продукты проекта :
1. Оформление картотеки пальчиковых игр и упражнений.
3. Оформить в группе уголок для игр на развитие мелкой моторики.
2. Выставка материала созданного руками родителей.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная, коммуникативная, чтение (восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.
Предметно-пространственная развивающая среда : территория детского сада; в группе : наглядные пособия.
Средства и оборудование:
Технические: магнитная доска, сенсорный дидактический стол
Методические: наглядные пособия, иллюстрации, подборка художественных произведений.
Организационные: оснащение мини-лаборатории:
• Приборы: емкости для игр с водой разных объемов и форм, лупы, мерные ложки, пипетки.
• Природный материал: песок, ракушки, семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов, яичная скорлупа.
• Утилизированный материал: проволока, ткани, пробки,
• Разные виды бумаги: бархатная, глянцевая, гофрированная, плотная.
Этапы проекта «Умелые ручки» для детей 3-4 лет группы №6 «Семицветик».
Этапы проекта Деятельность воспитателя Деятельность детей
1 этап. Поисковый. Создание условий для вхождения в проблемную ситуацию для детей и родителей.
Выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта.
Формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы. Принимают задачу.
2 этап. Аналитический. Сбор информации:
- подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
- изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;
- пополнение предметно-развивающей среды;
- привлечение родителей к сбору материала для развивающей среды;
- подборка консультаций по теме проекта. Планируют с педагогом, что будут для этого делать все вместе: рисовать, клеить, лепить, договариваться с родителями о совместной работе, несут из дома дополнительный материал.
3 этап. Практический. Проектирование текущей работы по проектной деятельности : смотри перспективный план (приложение).
- провести игры и упраднения;
- оформить выставку детской литературы;
- научить детей правильно выполнять упражнения и соблюдать правила игр;
- создать условие для практического применения полученных знаний.
4 этап. Презентационный. Выставка поделок : лепка, рисование, аппликация.
Изготовление картотеки игр и упражнений. Выставка поделок.
Перспективный план по проекту «Умелые ручки» для детей 3-4 лет группы №6 «Семицветик».
Месяц
Тема
Цель и задачи
Методические приёмы
Пособия
октябрь Массаж рук Развитие силы рук.
Предоставление различных тактильных ощущений. Объяснение, показ, помощь. Игры с мылом, с ребристым карандашом.
Игра: «Не боюсь колючек» Формировать умение катать бигуди с липучками между ладонями. Развивать сообразительность. Знакомить с цветом, величиной предмета. Объяснение, показ, помощь. Д/игра «Не боюсь колючек».
ноябрь Рисование «Проводи гномика домой» Формировать умение правильно держать карандаш, делать самомассаж. Показ. Цветные карандаши.
Д/игра "Чудесный мешочек". Формировать умение определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка. Объяснение.
Вопросы-ответы.
Показ. Мешочек, кубик, мячик, палочка и др. мелкие игрушки.
Пальчиковая гимнастика
«Лапки – царапки» Формировать умение делать руками подражательные движения. Заучивание текста.
Показ движений.
декабрь Перекладывание из одной емкости в другую. Формировать умение действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем монетки.
Развивать гибкость пальцев. Показ.
Совместная работа. Две емкости,
монетки.
Д/игра «Сухой бассейн». Развивать мелкую моторику рук. Объяснение.
Словесные указания. Сухой бассейн, мелкие игрушки.
Гимнастика
«Молоточки» Формировать умение сжимать пальцы в кулак. Заучивание текста.
Показ движений.
январь Д/игра "Мозаика". Формировать умение выкладывать из крупных геометрических фигур рисунок по образцу. Совместные действия.
Показ.
Поощрение. Крупная мозаика.
Пальчиковая гимнастика «Жук» Развивать умение соотносить текст и движение рук. Заучивание текста. Показ движений.
февраль Лепка «Пластилиновая мозаика». Формировать умение вдавливать пластилин на картон Объяснение.
Совместные действия. Пластилин
Пальчиковая гимнастика «Замок». Формировать умение выполнять имитирующие движения. Заучивание текста.
Повтор движений.
март Рисование
«Подарок
маме» Обогащать сенсорный опыт детей, продолжать знакомить с новым материалом (пшено, развивать исследовательские умения, мелкую моторику. Формировать умение действовать по показу взрослого. Объяснение.
Показ.
Индивидуальная помощь.
Совместные действия. Трафарет - цветы, пшено, клей.
«Построим домик» Формировать умение работать с клеем, кистью. Наклеивать прямоугольники, и треугольники, выдерживая расстояние и распределяя их по цвету. Развивать глазомер, ориентировку в пространстве. Объяснение.
Показ.
Индивидуальная помощь.
Совместные действия. 2 листа, прямоугольники
4 шт., треугольники 4 шт. на каждого ребенка, фломастеры.
Пальчиковый театр «Теремок»
Формировать умение поочередно действовать пальчиками. Заучивание.
Повтор.
апрель Лепка «Угощение для кукол» Формировать умение раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями и соединять две детали. Развивать тактильные ощущения, воображение, мышление. Объяснение.
Показ.
Индивидуальная помощь.
Поощрение. Пластилин, доска,
Куклы.
Выкладывание из счетных палочек. Развивать координацию пальцев рук, внимание, воображение. Объяснение. Показ.
Индивидуальная помощь. Счетные палочки.
Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке» Развивать умение соотносить текст и движение рук. Повтор движений. Заучивание стихотворения.
май Д/игра "Чудесный мешочек". Формировать умение на ощупь выбирать нужную игрушку. Развивать тактильные ощущения. Совместная игра.
Объяснение. Мешочек,
игрушки.
Выкладывание "Узор из белой и красной фасоли". Формировать умение действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев. Формировать умение чередовать красную и белую фасоль. Объяснение.
Показ.
Индивидуальная помощь.
Совместные действия. Фасоль красная и белая.
Гимнастика «Муха строит дом» Развивать умение соотносить текст и движение рук. Заучивание текста.
Повтор движений.
Используемая литература:
1. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М. : Айрис-пресс, 2006 г.
2. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. [текст]- М. : Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
3. Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/ Д: Феникс, 2002.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
5. Интернет-ресурсы: https://nsportal.ru/, https://www.maam.ru/, https://www.prodlenka.org/, https://yandex.ru/, https://www.liveinternet.ru/.